Биосинтез белка.
план-конспект занятия по биологии (10 класс) на тему
Урок изучения новой темы с использованием интерактивной доски и программы SMART Board. Общая биология 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biosintez_belka.rar | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Биосинтез белка.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Создание условий для усвоения темы урока и формирования познавательного интереса к предмету через использование современной мультимедийной технологии и технологии системно-деятельностного подхода.
Задачи урока:
1. Сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции; показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка;
2. Развивать умения сравнения, доказательства, вычленения основных идей в учебном материале, составления схемы.
3. Формировать коммуникативную компетенцию: уметь оформлять свою мысль, отвечать на вопросы, применять в своей речи логические приемы. Продолжить формирование умений по выполнению заданий ЕГЭ.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с мультимедийным проектором, компьютерные модели, программа SMART Board
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности
СТРАНИЦА 1 «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен
- Половина белков нашего тела (всего 17 кг белка) обновляется за 80 дней
- За свою жизнь человек обновляет весь свой белок около 200 раз
Живые организмы характеризуются высшей степенью упорядоченности в своем строении, что выражается в разнообразии признаков и функций. Это свойство в первую очередь обеспечивается белками, которые в организме выполняют множество функций. Каждый вид живых существ имеет свой собственный, строго определенный набор белков. Белки являются основой уникальности каждого вида.
СТРАНИЦА 2 Сопоставьте три факта:
А). Молекулы белков в клетке расщепляются, разрушаются и заменяются новыми молекулами того же белка.
Б). Молекулы белка не обладают свойствами редупликации, как нуклеи-новые кислоты, поэтому из одной молекулы белка не могут создаваться две, как это происходит с ДНК.
В). Несмотря на это, вновь синтезируемые в клетке тысячи молекул одного вида белка являются точными копиями разрушенных (по структуре, свойствам и функциям).
Как, по вашему мнению, происходит синтез большого количества одинаковых молекул одного и того же белка, хотя редупликацией белок не обладает?
Синтезируемые в клетке тысячи молекул одного вида белка являются точными копиями разрушенных (по структуре, свойствам и функциям).
Известно, что они не могут создаваться путем редупликации, как это происходит с ДНК. Но синтез большого числа одинаковых молекул возможен, так как молекулы ДНК являются носителями наследственной информации, то есть в них записана информация о всех белках клетки и организма в целом.
СТРАНИЦА 3
Итак, тема урока – « Биосинтез белка» .
Запишите в тетради.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности - - -- - Составьте, пожалуйста кластер. Что на данный момент известно вам по этой теме?
Метаболизм
Пластический обмен Энергетический обмен
Фотосинтез Биосинтез белка
Транскрипция Трансляция
III. Постановка учебной задачи.
- Как создаются белки в клетках и каковы обязательные условия процесса биосинтеза?
IV. Актуализация изученного материала.
СТРАНИЦА 4. Проверим багаж знаний, который нам пригодится для изучения этой темы.
- Выполните тест. (Приложение ) Проверьте по ключу.
1. ДНК . Носителем наследственной информации является ДНК, а где она находится? В каком состоянии бывает ДНК – об этом нам расскажет Янзытова Я. СТРАНИЦА 5
Сообщение «Уровни организации по Ю.С. Ченцову»
Запишите названия уровней в тетрадь и с помощью ИД попробуйте воспроизвести последовательность конденсации ДНК?
2. РНК. ДНК находится в ядре, а синтез белков происходит в цитоплазме.
Как попадает информация к месту синтеза? (С помощью иРНК)
Вопрос к учащимся - Какие виды РНК бывают?
Строение. Молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК) всех типов построены по общим структурным принципам. Они состоят из одной полинуклеотидной цепочки, значительно более короткой, чем цепочка ДНК. В нуклеотидах РНК имеется 4 типа азотистых оснований: А, Г, Ц, У (урацил).
Виды РНК:
Информационная (матричная) РНК — и-РНК (м-РНК). Содержит от нескольких сотен до 10 000 нуклеотидов. Молекула и-РНК представляет собой незамкнутую цепочку. Она переносит информацию о структуре белка с ДНК на рибосомы — место непосредственного синтеза полипептидной цепочки.
СТРАНИЦА 6 Учащиеся вспоминают, какими свойствами обладает генетический код.
Код триплетен. -одна АК кодируется тремя нуклеотидами (ТРИПЛЕТОМ)
- Код не перекрывается –нуклеотид не может входить в состав двух триплетов.
- Код однозначен. Каждый кодон шифрует только одну аминокислоту.
- Код избыточен. Это означает, что каждая аминокислота шифруется более чем одним кодоном Между генами имеются «знаки препинания».
- Из 64 триплетов три: У – А – А, У – А – Г, У – Г – А, – не кодируют аминокислоты. Эти триплеты (их называют стоп-кодонами) – сигналы окончания синтеза полипептидной цепи.
- Внутри гена нет «знаков препинания».
- Код универсален.
3. Транспортная РНК — т-РНК. Переносит аминокислоты к месту синтеза белков на рибосомы.
Предложить нарисовать на ИД, обозначить антикодон и акцепторный участок
Каждая молекула т-РНК содержит примерно 80 нуклеотидов. Специфичность т-РНК определяется структурой антикодона, т. е. участка соединения с конкретным триплетом и-РНК.
4. Рибосома, ее структура и функции
Рибосомы являются клеточными органоидами, состоящими из белков (примерно 40 %) и р-РНК (60 %). Они представляют собой миниатюрные клеточные «фабрики белка». Число их в клетке достигает 10 млн.
Рибосомальная РНК — р-РНК. Входит в состав рибосом.
V. Изучение нового материала.
СТРАНИЦА 7. Этапы биосинтеза. Генетическая информация с ДНК на белок передаётся через иРНК.
Френсис Крик сформулировал центральную догму молекулярной биологии она выражается в схеме:
ДНК —> иРНК —> белок
транскрипция трансляция
Ген – участок ДНК, кодирующий информацию об одном белке.
СТРАНИЦА 8. Сообщение Кузминой Е. «Структура гена»
Перерисовать схему в тетрадь.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
СТРАНИЦА 9. На схеме ИД расставить структурные элементы гена.
СТРАНИЦА 10. Проверим. Тест с ключом
СТРАНИЦА 11. Трансляция. В цитоплазме происходит завершающий процесс синтеза белка – трансляция. Это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка.
СТРАНИЦА 12. Важную роль здесь играют тРНК. Каждая тРНК присоединяет определённую аминокислоту и транспортирует её к месту сборки полипептида в рибосоме. Синтез полипептидной цепи белковой молекулы начинается с активации аминокислот, которую осуществляют специальные ферменты. Каждой аминокислоте соответствует как минимум один фермент. Фермент обеспечивает присоединение аминокислоты к акцепторному участку тРНК с затратой энергии АТФ.
Установлено также существование нескольких видов тРНК, способных соединяться с одним и тем же кодоном. В результате в цитоплазме клеток встречается не 61 (по количеству кодонов), а около 40 различных молекул тРНК. Этого количества достаточно, чтобы транспортировать 20 разных аминокислот к месту сборки белка.
Присоединение аминокислоты к соответствующей тРНК.
I - 1-й этап, взаимодействие аминокислоты и АТФ с выделением пирофосфата; II - 2-й этап, присоединение аденилированной аминокислоты к 3'-концу РНК
На первом этапе аминокислота активируется, взаимодействуя своей карбоксильной группой с АТФ. В результате образуется адепилированная аминокислота. На втором этапе это соединение взаимодействует с ОН-группой, находящейся на 3'-конце соответствующей тРНК, и аминокислота присоединяется к нему своей карбоксильной группой, высвобождая при этом АМФ. Таким образом, этот процесс протекает с затратой энергии, получаемой при гидролизе АТФ до АМФ.
СТРАНИЦА 13. Этапы трансляции
1. СТАДИЯ ИНИЦИАЦИЯ
Фаза инициации, или начало синтеза пептида, заключается в объединении двух находящихся до этого порознь в цитоплазме субчастиц рибосомы на определенном участке мРНК и присоединении к ней первой аминоацил-тРНК. С тем концом и-РНК, с которого должен начаться синтез белка, взаимодействует рибосома. При этом начало будущего белка обоаначается триплетом АУГ, который является знаком начала трансляции- это точка промотор.. Так как этот кодон кодирует аминокислоту метионин, то все белки (за исключением специальных случаев) начинаются с метионина.
2. СТАДИЯ ЭЛОНГАЦИЯ – удлинение
После связывания рибосома начинает двигаться по иРНК, задерживаясь на каждом ее участке, который включает в себя два кодона (т. е. 3 + 3 = 6 нуклеотидов). Время задержки составляет всего 0,2 с. За это время молекула тРНК, антикодон которой комплементарен кодону, находящемуся в рибосоме, успевает распознать его. Та аминокислота, которая была связана с этой т-РНК, отделяется от «черешка» и присоединяется с образованием пептидной связи к растущей цепочке белка. В тот же самый момент к рибосоме подходит следующая т-РНК, антикодон которой комплементарен следующему триплету в иРНК, и следующая аминокислота, принесенная этой тРНК, включается в растущую цепочку. После этого рибосома сдвигается по и-РНК, задерживается на следующих нуклеотидах, и все повторяется сначала. Сборка полипептидной цепи идет в направлении 5-3
3. СТАДИЯ ТЕРМИНАЦИЯ
Завершение синтеза белка в участке-терминаторе, который узнается РНК-полимеразой при участии особых белковых факторов терминации.
Рибосома доходит до одного из так называемых стоп-кодонов (УАА, УАГ или УГА). Эти кодоны не кодируют аминокислот.
ПОСТТРАНСЛЯЦИОННАЯ МОДИФИКАЦИЯ формирование третичной структуры белковой молекулы.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Решите задачи с помощью таблицы генетического кода.
Задача №1
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение:
-А -Ц -Ц -А -Т -А - Г -Т - Ц - Ц - А - А - Г - Г - А -
Определите последовательность аминокислот в полипептиде.
Дано:
Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида:
-А-Ц-Ц-А -Т-А-Г-Т-Ц-Ц- А- А- Г-Г-А -
Найти: последовательность аминокислот в полипептиде.
Решение:
1.Зная кодирующую цепь ДНК, по принципу комплемента
ДНК: -А -Ц -Ц - А - Т - А - Г - Т - Ц - Ц - А - А - Г - Г - А -
и -РНК:-У - Г - Г - У - А - У - Ц - А - Г - Г -У - У - Ц - Ц - У -
2. Используя таблицу генетического кода, определяем последовательность аминокислот в полипептиде.
Ответ: триптофан - тирозин - глутамин - валин - пролин
Задача №2
Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?
Дано:
Белок инсулин - 51 аминокислота
Найти: количество нуклеотидов,
содержащихся в гене, в котором запрограммирован белок инсулин?
Решение: 1.Подсчитаем количество нуклеотидов в одной цепи ДНК.
51* 3=153 нуклеотида
2.Подсчитаем, сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК)
153* 2 =306 нуклеотидов
Ответ: 306 нуклеотидов.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Вернемся к нашему кластеру и дополним его. Сумели мы выполнить нашу учебную задачу? Можете объяснить выбор эпиграфа к уроку?
IX. Рефлексия.
Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие этапы вам больше понравились? Какие вызвали затруднения? Где вам пригодятся знания и навыки, полученные на уроке?
Домашнее задание: Биосинтез белка. Решение задач из технологической карты.
Тест. Вспомним.
1. Материальным носителем наследственной информации в эукариотической клетке является:
1)иРНК 3) ДНК
2) тРНК 4) хромосома
2. В гене закодирована информация о:
1) строении белков, жиров и углеводов
2) первичной структуре белка
3) последовательности нуклеотидов в ДНК
4) последовательности аминокислот в 2-х и более молекулах белков
3. Репликация ДНК сопровождается разрывом химических связей:
1) пептидных, между аминокислотами
2) ковалентных, между углеводом и фосфатом
3) водородных, между азотистыми основаниями
4) ионных, внутри структуры молекулы
4. Сколько новых одинарных нитей синтезируется при удвоении одной молекулы ДНК:
1) четыре 2) одна 3) две 4) три
5. При репликации молекулы ДНК образуется:
1) нить, распавшаяся на отдельные фрагменты дочерних молекул
2) молекула, состоящая из двух новых цепей ДНК
3) молекула, половина которой состоит из нити иРНК
4) дочерняя молекула, состоящая из одной старой и одной новой цепи ДНК
1-3, 2-2, 3-3, 4-3, 5-4
Тест. Проверим.
1. Синтез иРНК начинается с:
1) разъединения ДНК на две нити
2) взаимодействия фермента РНК — полимеразы и гена
3) удвоения гена
4) распада гена на нуклеотиды
2. Транскрипция — это процесс:
1) репликации ДНК 2) синтеза иРНК 3) синтеза белка
4) присоединения тРНК к аминокислоте
3. Матрицей для синтеза молекулы иРНК при транскрипции служит:
1) вся молекула ДНК
2) полностью одна из цепей молекулы ДНК
3) участок одной из цепей ДНК
4) в одних случаях одна из цепей молекулы ДНК, в других– вся молекула ДНК.
4. Транскрипция происходит:
1) в ядре 2) на рибосомах 3) в цитоплазме 4) на каналах гладкой ЭПС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биосинтез белка.
Понимание механизма синтеза белка—результат длительной и сложнейшей работы многих ученых. Это блестящее достижение сейчас является одним из основных положений биологической науки. Но все же еще ...
Биосинтез белка
Биосинтез белка -урок с использованием ЭОР и презентация к уроку....
Биосинтез белка
Презентация создана для урока биологии в 10 классе по теме "Биосинтез белка"....
Урок "Биосинтез белка"
Цель урока сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция. Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на осн...
Биосинтез белка 10 класс
Открытый урок для учителей биологии Невского района Санкт-Петербурга с применением ТРИИК-технологий...
Урок биологии в 10 классе. Биосинтез белка.
Конспект урока биологии в 10 классе с применением инновационных ТРИИК - технологий...
Задачи по биосинтезу белка
Могут использоваться для проверки знаний учащихся...