Игра. Знатоки природы. Дикие и домашние животные
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Парамошкина Зульфия Михайловна

Большинство современных людей живут далеко от мира диких животных, и редкие встречи с ними не дают нам возможности серьёзно задуматься над всей сложностью и многообразием их жизни. Именно сегодня, когда диких животных на Земле становится все меньше, а некоторые виды либо исчезли, либо стали редкими, мы должны знать о них больше.

Число видов диких животных, жизненно важных для человека, возрастает. Животные используются в медицине для проверки лекарственных препаратов. Это источник белка для нас. Все больше развитие принимает наука бионика, исследующая возможности применения биологических принципов в технике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра "Знатоки природы".

Тема: "Дикие и домашние животные"

Задачи: сформировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных; развивать интерес к живой природе и любознательность; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование: фотографии домашних и диких животных, набор кубиков с буквами.

“Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком”.

Альберт Швейцер

ХОД ИГРЫ

I тур. Отборочный

1. Как в старину называли кабана? (Вепрь.)

2. Охотники вопреки запрету? (Браконьеры.)

3. Метание икры рыбами? (Нерест.)

4. Крупный морской моллюск? (Осьминог.)

5. Комнатная декоративная собака? (Болонка и т.п.)

6. Хозяйство пчеловода? (Пасека.)

7. Периодическая смена наружных покровов у животных? (Линька.)

8. Самая большая змея в мире? (Анаконда.)

9. Млекопитающие, несущие яйца? (Утконос, ехидна.)

10. Насекомое, которого боятся даже самые сильные звери? (Муха Це-Це.)

11. Нелетающая птица Антарктиды? (Пингвин.)

12. Животный мир? (Фауна.)

13. Австралийские травоядные сумчатые животные? (Кенгуру.)

14. Бабочка, носящая имя греческого бога, исчезнувшая из фауны Подмосковья? (Апполон.)

15. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит.)

16. Американский волк? (Койот.)

17. Самая маленькая птица нашей местности? (Королёк.)

18. Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи, скворцы.)

19. Какие звери летают? (Летучие мыши.)

20. Как иначе называется бегемот? (Гиппопотам.)

21. Охраняемый жук Подмосковья с названием животного? (Жук-олень.)

22. Вымершее млекопитающее отряда хоботных? (Мамонт.)

Слово ведущего. Большинство современных людей живут далеко от мира диких животных, и редкие встречи с ними не дают нам возможности серьёзно задуматься над всей сложностью и многообразием их жизни. Именно сегодня, когда диких животных на Земле становится все меньше, а некоторые виды либо исчезли, либо стали редкими, мы должны знать о них больше.

Число видов диких животных, жизненно важных для человека, возрастает. Животные используются в медицине для проверки лекарственных препаратов. Это источник белка для нас. Все больше развитие принимает наука бионика, исследующая возможности применения биологических принципов в технике.

С каждым исчезнувшим видом животных безвозвратно исчезает целый ряд замечательных задатков, кодов и механизмов, которые человек уже никогда не узнает.

Проблема охраны животных становится все более неотложной. В то же время, на значительное число диких животных ведется охота.

Что знаем мы о диких животных нашего края?

II тур. Дикие животные

Перед вами животные, на которых ведется охота в нашей стране.

рысь;

белка;

заяц;

косуля;

лиса;

волк.

1. Какие из этих животных не встречаются в нашем районе? (рысь, косуля).

2. На каких животных охота в нашем районе запрещена в виду того, что эти животные являются редкими у нас? (Белка).

3. На каких животных разрешена охота в определённое время в зимний период? (Заяц, лиса.)

4. В нашем районе встречается редко, заходит к нам из других областей? (Волк.)

4. Семью эти животные создают надолго, практически на всю жизнь, в воспитании подрастающего поколения принимают самец и самка? (Волк, рысь, лиса.)

5. Животных часто называют по окраске: рыжий, серый, беляк, русак. А какое животное носит название тумак? (Заяц. А точнее, помесь зайца-беляка и зайца-русака.)

Слово ведущего. Уже не одну тысячу лет домашние животные живут рядом с нами. И как это ни парадоксально, ещё нередко мы знаем о них гораздо меньше, чем о диких животных.

Мир домашних животных очень интересен. Наблюдая и изучая его, человек испытывает не только удивление и восхищение все новыми и новыми открытиями, но и проникается к животным и добротою, и любовью, и снисхождением. Познавая животных, человек познаёт и себя.

Домашние животные играли и всегда будут играть огромную роль в жизни человека. В какие бы времена он ни жил, всегда сочетал потребительски – утилитарное и трогательно – сентиментальное отношение к животным. Он перед ними преклонялся, обожествляя, вводил в круг своей семьи.

Общение с животными обогащает человека духовно и даже исцеляет от недугов. Теряя связь с животными, мы все отчетливее начинаем осознавать, что без лая собак и лошадиного ржания мир становится скучным.

Домашние животные: корова, свинья, овца, коза, лошадь, собака, кошка.

Что мы знаем о них? Что не знаем?

III тур. Домашние животные

1. Три с половиной тысячи лет тому назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое начал он традиционным пожеланием: “Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим…” Далее в письме следовало название домашнего животного. Какого? (Лошади. Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.)

2. Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса. (Собака.)

3. Известно, что обезьяна по умственным способностям не уступает собаке. Они занимают первое место после человека. Какое животное занимает втрое место? Известно, что органы этого животного используют в лечении опасных заболеваний человека. Болеет оно теми же болезнями, что и человек. Лечить его можно теми же лекарствами, что и человека. (Свинья.)

4. В 15 веке герцог Бургундский учредил орден. Им награждали за отвагу в боях, и он являлся символом главного богатства Бургундии. Позднее он стал испанским и австрийским. Выглядит этот орден так: на красной ленте – корона, ниже – пламя, а еще ниже – перехваченное кольцом животное. Какое это животное? (Золотой баран, орден Золотого руна.)

5. Это животное за 40 м чувствует куропаток и другую пернатую дичь. А так же обнаруживает человека под толстым слоем снега. Теперь их даже тренируют для обнаружения на таможнях наркотиков. Любят слушать музыку. Молоко этого животного по своему составу близко к молоку женщины. Лучший желудочный сок, который прописывают врачи – сок этого животного. (Свинья.)

6. Об этих животных в священной книге древних персов “Зену-Авеста” записано: “В них наша сила, в них наша потребность, в них наша пища, в них наша одежда, в них наша победа”. (Корова. Во многих местах Индии она считается священным животным. Там даже существует закон, запрещающий убивать корову.)

7. В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке каких-то домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми . монах попробовал есть плоды кофе: т.к. ему приходилось как и прочим монахам принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе? (Козы.)

8. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие – выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. (Кот. Когда Б. Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет – это и был йод.)

9. Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. (Свинья.)

10. Во Франции этих животных хотят использовать для борьбы с лесными пожарами, которые ежегодно уничтожают огромные лесные массивы на юге страны и на Корсике. В Новой Зеландии жир этого животного используют в качестве добавки к дизельному топливу. На этой смеси уже работают грузовики и трактора. (Это овцы (козы) “Вернемся к нашим баранам, если мы хотим сохранить леса” – призывает в наши дни французская газета “Монд”. Очищая лес от растительности первого и второго ярусов( травянистых и кустарниковых растений) овцы являются в какой-то степени его “санитарами”. Нельзя, чтобы пастбища зарастали кустарниками, готовыми вспыхнуть в любой момент.)

11. Во многих странах эти животные заслужили плохую репутацию. У иудеев существовал обычай – вымещать на них свои грехи. Животное били, проклинали и с молитвами изгоняли в пустыню. В средние века считалось, что это животное связано с нечистой силой. А вот в Норвегии животное занимает особое положение в обществе. Под Новый год в костюме этого животного кто-то из взрослых раздает детям подарки. (Коза.)

IV тур. Составить слова из слова “жизнедеятельность”

V тур. Составить слова из букв, которые выпали на кубиках

Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.

Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами....

Дикие и домашние животные 2 класс

Формирование понятий "дикие" и "домашние" животные, закрепление знаний о живой и неживой природе, обогащение словарного запаса учащихся по данной теме, развитие речи, памяти, мышления, мелкой моторики...

урок английского языка в 4 классе "Дикие и домашние животные"

план-конспект и электронная презентация урока английского языка по УМК Биболетовой М.З.по теме "Animals and Pets"...

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" по теме "Дикие и домашние животные. Сравнение". 2 класс

Материал соответствует АООП по ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант...