Мое портфолио
рабочая программа по биологии на тему
Здесь вы можете ознакомиться моей профессиональной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мои достижения | 21.66 КБ |
Рабочая программа по Пасечнику 5 класс ФГОС | 70.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
- личные данные
- Шыырап Чечекей Сарыг-ооловна
- Окончила Красноярский государственный педагогический университет по специальности учитель биологии и основ сельского хозяйства.
- Педагогический стаж 22 г.
Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности»
- итоговые результаты по биологии за три года
- результаты административных контрольных работ по биологии
• результаты сдачи выпускных экзаменов ОГЭ ЕГЭ
Сводные показатели ВШК, ГИА, ЕГЭ 2013-2015 у.г.
Шыырап Чечекей Сарыг-ооловна | ВШК | ГИА | ЕГЭ | |||
К.З. в % | У.О. в % | К.З. в % | У.О. в % | К.З. в % | У.О. в % | |
2012-2013г | 48 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2013-2014г | 49 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2014-2015г | 52 | 100 | 80 | 100 | 100 | 100 |
- список выпускников, окончивших школу и поступивших в медицинские ВУЗ-ы
- список победителей интеллектуальных конкурсов, конференций (за три 3 года)
- список победителей олимпиад муниципального и регионального туров (за три года)
Успехи учащихся
в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах
учителя Шыырап Чечекей Сарыг-ооловна с 2013 по 2015 учебные годы.
Год. | Конкурс. | Итоги кожууне | Итоги в республике. | Итоги в России | ФИО ученика | Место проведения. |
2012-2013 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | Монгуш Анай-Хаак Кан-ооловна 10 «б» | |||
2012-2013 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | Иргит Тайгана Адар-ооловна | |||
2012-2013 | Олимпиада Покори Воробьевы горы | 1м | 1м | призёр | Монгуш Анай-Хаак Кан-ооловна 10«б» | |
Год. | Конкурс. | Итоги кожууне | Итоги в республике. | Итоги в России | ФИО ученика | Место проведения. |
2013-2014 | Конкурс подделок из экологически чистого материала «Зелёная планета» 2014 | 1м | 3м. | Хертек Айдаш Айверович 5«б» | «Авырал» | |
«Многообразие вековых традиций» - конкурс поделок из природного материала | 1 | участие | Хертек Чойгана 7 «в» класс | |||
2013-2014 | Эколого-биологическая олимпиада 2014 | 1м | участие | Шыырап Айырана Сергековна 6 «в» | «Авырал» | |
2013-2014 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | участие | Монгуш Анай-Хаак Кан-ооловна 11 «б» | ||
2013-2014 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | участие | Нуржут Татьяна Дмитриевна 10 «а» | ||
2013-2014 | Научно-практическая конференция «Отечество» | 1м | участие | Маады Сайлан Соруковна | ||
2013-2014 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | 1м | участие | Маады Сайлан Соруковна | ||
2013-2014 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | 1м | Монгуш Анай-Хаак Кан-ооловна 11 «б» | |||
Год. | Конкурс. | Итоги кожууне | Итоги в республике. | Итоги в России | ФИО ученика | Место проведения. |
2014-2015 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | Хертек Анай-Хаак Васильевна 11 «а» | |||
2014-2015 | Предметная олимпиада по экологии | 2м | Кара-Сал Анчы 11 «б» | |||
2014-2015 | Дистанционная олимпиада «Ростконкурс» | 1м | 1м | Полбедитель | Кок Дамырак 6 «д» | |
2014-2015 | «Олимпиада развивающего обучения» | 1м | 3м. | Суге-Маадыр 5«г» | г.Шагонар | |
2014-2015 | «Естествознайка» | 1м | 2 место | Чанзан Намзырай 5 «г» | «Агролицей» | |
2014-2015 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | участие | Монгуш Анай-Хаак Кан-ооловна 11 «б» | ||
2014-2015 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | участие | Нуржут Татьяна Дмитриевна 10 «а» | ||
2014-2015 | Предметная олимпиада по экологии (с защитой проекта) | 3м | Кара Сал Анчы | |||
2014-2015 | Предметная олимпиада по биологии | 1м | 3 м. | Нуржут Татьяна Дмитриевна | гКызыл | |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | 1м | 3 м. | Нуржут Татьяна Дмитриевна | гКызыл | ||
2014-2015 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | 1м | участие | Маады Сайлан Соруковна | ||
2014-2015 | Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» | 1м | Монгуш Анай-Хаак Кан-ооловна 11 «б» |
Раздел 3. «Научно-методическая деятельность»
- пояснительная записка к программам
- список учебно-методического обеспечения
- перечень проведенных семинаров, «круглых столов», мастер-классов
- доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах
- результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах
- тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования
Раздел 4. «Внеурочная деятельность»
- материалы творческих работ учащихся
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по биологии в 5-9 классах ФГОС.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 07.05.2013г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством ВВ Пасечника/ Авт.-сост. Г Мальдяева. – М. Дрофа, 2009. – 92 стр.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Тээлинская СОШ им.В.Б.Кара-Сала
- Учебный план МБОУ Тээлинская СОШ им.В.Б.Кара-Сала на 2015-016 учебный год.
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ ТСОШ им. В. Б. Кара-Сала.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход.
Основные цели изучения биологии в школе:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии системе органического мира, растениях, животных, грибах бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подхода, в соответствии с которым акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой основного общего образования МБОУ ТСОШ. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы в течение 5 лет обучения. Общее количество учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1ч/неделю) в 5 классе, 34 (1ч/неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч/ неделю) в 7, 8, 9 классах - по 2 часа.
В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой последующей уровневой и профильной дифференциации.
Требования планируемым результатам освоения учебного предмета «Биология» в основной школе:
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные
5–6-й классы
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно.
• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
7–9-й классы
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу тать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные
5–6-й классы
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
• Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• Вычитывать все уровни текстовой информации.
• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
7–9-й классы
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
7–9-й классы
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание курса
Cодержание курса биологии включает:
Бактерии, грибы, растения. 34 ч, 1ч в неделю (5 класс);
Многообразие покрытосеменных растений. 34 ч, 1ч в неделю (6 класс);
Животные. 68 ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Человек. 68 ч, 2 ч в неделю (8 класс);
Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).
Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся.
В 5 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.
Оценивание результатов обучения.
Оценка «5» ставится, если ученик владеет знаниями, может использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.
Оценка «4» ставится, если ученик хорошо знает учебный материал, может частично использовать знания, полученные в усвоении программы.
Оценка «3» ставится, если ученик недостаточно владеет знаниями, но знает базовый уровень.
Оценка «2» ставится, если ученик недостаточно владеет знаниями, не умеет их использовать, недостаточно усвоил базовые знания по предмету.
Учебно-тематический план. Биология 5 класс.
№ | Тема | Количество | В том числе | ||
часов | Лабораторные, практические работы | экскурсии | Контрольные работы (проектные) работы | ||
1 | Тема 1. " Введение " | 6 | 1 п | 1 | 1к |
2 | Тема 2. " Клеточное строение организмов " | 11 | 6л | 1п, 1к | |
3 | Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы " | 7 | 1п 1л | 1к | |
4 | Тема 4. " Царство Растения " | 10 | 6л | 1к | |
Итого 34ч | 13л, 2 п. | 1 | 4к, 2п. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Бактерии, грибы, растения.
5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Введение (б ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковыерастения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зелёных водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящегопапоротника.Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных растений)
Календарно – тематическое планирование 5 класс (в год 34 часа, в неделю 1 час)
№ п/п | Тема урока | Количество уроков | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Предметные результаты | УУД, ИКТ компетентности | Личностные результаты | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
1 | Биология — наука о живой природе Задание на дом В учебнике изучить статью «Как работать с учебником» и § 1 Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради № 1, 3, 4 и 5. | 1 | - учащиеся имеют представление о биологии как науке, и её роли в жизни общества; - усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология» | Р;постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П; умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результатыК;отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | |
2 | Методы исследования в биологии Задание на дом В учебнике изучить § 2 Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради : № 6 и 9 | 1 | знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете | Р;обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем П; практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов. К; читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации | формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого Задание на дом В учебнике изучить § 3 Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради : № 11 и 12. | 1 | знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы | Р; постановка новых целейП; навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника.К; умение участвовать в диалоге | знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы | |
4 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Задание на дом В учебнике изучить § 4 Ответить на вопросы (устно) и выполнить задания, предложенные в конце параграфа (составить план параграфа.) В рабочей тетради : № 14 и 17. | 1 | умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности | Р; умение аргументировано отвечать на вопросы П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. К; уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы Задание на дом В учебнике изучить § 5 В рабочей тетради6 №18,19,20. Проработать текст в учебнике «Краткое содержание главы» на с. 28 и выполнить тренировочные задания (тесты) на с. 14—16 в рабочей тетради. | 1 | умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | Р; умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К; умение участвовать в диалоге | формируются элементы экологической культуры | |
6 | Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Задание на дом Оформить отчет о выполнении заданий. | 1 | имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни | Р; постановка новых целей П; развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.К; умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | |
7 | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп) Задание на дом В учебнике изучить § 6 ; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33 В рабочей тетради : № 23. | 1 | знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними | Р; умение контролировать время П; развивается умение проводить простейшие исследования и оформлять их результаты. К;планирование и регуляции своей деятельности | формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | |
8 | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) Задание на дом В учебнике изучить § 7 до статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа. | 1 | имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П; развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов.К;умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. | |
9 | Особенности строения клеток. Пластиды Задание на дом В учебнике изучить § 7 до конца. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради: № 27 и 28. | 1 | учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П; имеют понятия о пластидах и хлоропластах.К; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | |
10 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества Задание на дом В учебнике изучить § 8 . В рабочей тетради: № 29. | 1 | имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | |
11 | Процессы жизнедеятельности в клетке Задание на дом В учебнике изучить § 9 « Ответить на вопросы 1 — 5 в конце параграфа. В рабочей тетради : № 31. | 1 | формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | |
12 | Деление и рост клетки Задание на дом В учебнике изучить § 9 до конца, ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради: № 34 и 35. | 1 | учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | :формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | |
13 | Ткани Задание на дом В учебнике изучить § 10 В рабочей тетради: 39. Проработать текст «Краткое содержание главы» в учебнике на с. 49—50 | 1 | имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | |
14 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | 1 | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | |
15 | Строение и многообразие бактерий Задание на дом В учебнике изучить § 11 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради : № 42, 43 и 44. | 1 | имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | |
16 | Полугодовая контрольная работа | 1 | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | |
17 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Задание на дом В учебнике изучить § 12 .Ответить на вопросы 1 и 2 в конце параграфа. В рабочей тетради : № 45,47. Проработать текст «Краткое содержание главы» на с. 64 учебника | 1 | учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования | |
18 | Общая характеристика грибов Задание на дом В учебнике изучить § 13. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради: № 48 и 49. | 1 | знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов | |
19 | Шляпочные грибы Задание на дом В учебнике изучить § 14 «Шляпочные грибы». Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 51 и 52. | 1 | знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам | |
20 | Плесневые грибы и дрожжи Задание на дом В учебнике изучить § 15 Ответить на вопросы в конце параграфа. | 1 | знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П; развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | |
21 | Грибы-паразиты Задание на дом В учебнике изучить § 16. Ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные в конце параграфа. В рабочей тетради : № 56 и 57. Проработать текст «Краткое содержание главы» на с. 86 | 1 | знают о грибах-паразитах и их роли в природе | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | |
22 | Обобщающий урок «Царства организмов» | 1 | систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека. | Р: умение контролировать время П:развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | |
23 | Разнообразие, распространение и значение растений Задание на дом В учебнике изучить § 17. Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради: № 59 и 60. | 1 | имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | |
24 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных зеленых водорослей Задание на дом В учебнике изучить § 18 до статьи «Многоклеточные зеленые водоросли». Ответить на вопросы 1—3 в конце параграфа, выполнить задание 63 (первая часть таблицы) в рабочей тетради | 1 | имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | |
25 | Строение многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей Задание на дом В учебнике изучить § 18 « до конца. . В рабочей тетради : № 62 и 63 (до конца). Повторить материал о строении грибов | 1 | имеют представление о многоклеточных водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | |
26 | Лишайники Задание на дом В учебнике изучить § 19Ответить на вопросы и выполнить задания, представленные в конце параграфа. В рабочей тетради : № 66 и 67. | 1 | имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | |
27 | Мхи Задание на дом В учебнике изучить § 20 Ответить на вопросы и выполнить задание 2, представленное в конце параграфа. В рабочей тетради: № 70. | 1 | имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | Р работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | |
28 | Папоротники, хвощи, плауны Задание на дом В учебнике изучить § 21 Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задание на с. 119 учебника. | 1 | имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. | Р: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. |
29 | Голосеменные растения Задание на дом В учебнике изучить § 22. Ответить на вопросы и выполнить задание 1, представленные в конце параграфа. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о редких цветковых растениях своего края для выступления на следующем уроке | 1 | имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения». | Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | |
30 | Покрытосеменные растения Задание на дом В учебнике изучить § 23 Ответить на вопросы в конце параграфа. В рабочей тетради : № 75 и 76. | 1 | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | |
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира Задание на дом В учебнике изучить § 24 В рабочей тетради : №78, 79, 80, 81. Проработать текст «Краткое содержание главы» и выполнить тренировочные задания (тесты) на с. 140—142 учебника и в рабочей тетради нас. 55—58. | 1 | учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира. | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | |
33 | Повторение | 1 | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | |
34 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания | 1 | Навыки владения полученным материалом | Р:умение оценивать конечный результат П:развивается умение анализировать КСамостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формируются навыки логического мышления |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету
Лабораторное оборудование:
Микроскопы 2 штук
Лупа ручная 1 штук.
Учебное оборудование:
Компьютерный блок 1 штук
Проектор 1 штук
Клавиатура 1 штук
Мыш 1 штук
Экран 1 штук
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
- Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа, любое издание.
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО:
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за растениями; описывать растения, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеетсистемой биологических знаний – понятиями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях).
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе;
Живые организмы
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки растений, бактерий, грибови процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства растений, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
- осуществлять классификацию растений, бактерий, грибов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль растений в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности растений к среде обитания;
- сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов;
- использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, грибах и бактерияхв научно-популярной литературе, биологических словарях;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.
В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....
Портфолио лицеиста (портфель достижений) / Учебное пособие (кейс-портфолио)
Портфель достижений – кейс-портфолио – относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в...
Бланки портфолио ученика. Инструкции заполнения бланков портфолио.
СодержаниеРаздел I. Мой портрет ...
Портфолио педагога.Структура портфолио.
Портфолио педагога.Структура портфолио.Очень подробно и понятно....
Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...