Вирусы
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: формирование у учащихся знаний о неклеточных формах жизни – вирусах – на основе решения проблемной ситуации. Задачи: Образовательные: раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности вирусов; описать механизм проникновения вирусов в клетку; рассмотреть особенности размножения вирусов; Развивающие: продолжить формирование навыков работы с учебником и научной литературой; Воспитательные: формировать понимание ценности жизни человека, обобщить об опасных вирусных инфекциях и о профилактике заболеваний.
Вирусы – это «плохие новости» в упаковке из белка. П. Медавар
План урока Открытие вирусов Строение и жизнедеятельность вирусов Многообразие вирусов Механизм проникновения вирусов в клетку Вирусные инфекции и профилактика заболеваний
История открытия вирусов В 1892 году русский ботаник Д.И. Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженный мозаичной болезнью.
История открытия вирусов В 1899 году голландец М. Бейеринк ввел термин «вирус» (от латинского – «яд»), чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей.
История открытия вирусов Ф. Леффлер и П. Фрош обнаружили, что болезнь животных – ящур, вызывается возбудителем, который тоже является вирусом.
История открытия вирусов В 1917 году канадский бактериолог Феликс де Эрелль открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии. Бактериофаги используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия) Фотография бактериофага (увеличение 500 000 раз)
Строение вируса Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300 нм Можно увидеть только с помощью электронного микроскопа В среднем в 50 раз меньше бактерий Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий Нуклеиновая к ислота (ДНК и ли РНК) Белковая оболочка – капсид (с лат. c apsa – вместилище, ящик, футляр)
Размеры вирусов Нанометр – 10 -9 метра В 100 раз меньше бактерий От 10 до 275 нм
Классификация вирусов
Классификация вирусов
Механизм проникновения вирусов в клетку Прикрепление вируса к клетке -хозяина. 2. Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3. Настраивание метаболического аппарата хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида . 5. Выход множества вирусов из клетки. 6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.
Многообразие вирусов Болезни человека Вирус папилломы человека Ребенок, больной оспой Вирус гриппа (увеличен в 300 раз) Вирус герпеса
Многообразие вирусов Болезни растений Скрученность листьев Мозаичная болезнь табака
Многообразие вирусов Болезни животных Чума плотоядных животных Вирусная болезнь плотоядных животных ( болезнь Карре ) Ящур коров
СПИД-синдром приобретенного иммунодефицита СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита -эпидемическое заболевание, поражающее преимущественно иммунную систему человека, которая защищает его от различных болезнетворных микроорганизмов.
Основные понятия С – синдром П – приобретенного И – иммуно- Д – дефицита (потеря организмом способности сопротивляться инфекциям) ( неврожденного, а приобретенного в результате вич-инфекции ) (признаки определенного заболевания)
ВИЧ-вирус иммунодефицита человека Возбудитель болезни СПИДа - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Относится к группе ретровирусов . РНК-содержащий вирус. Попадает в организм с кровью при половых контактах с больными людьми, при введении внутривенно наркотиков, а также во время переливания крови при нарушении санитарных норм.
Основные понятия: В – вирус И – иммунодефицита Ч – человека (крошечный организм, микроб) (потеря организмом способности сопротивляться инфекциям) (живет только в организме человека)
ВИЧ не передается: Через воздух При разговоре, кашле При пользовании общей посудой Через рукопожатие Через поцелуй Через пищу При купании в бассейне, душе Через спортивные предметы Через домашних животных Через укусы насекомых При уходе за больными
Вирусы - это неклеточные формы жизни, способные проникать в живую клетку и вызывать различные заболевания.
Проблемный вопрос Как сказал П. Медавар , «Вирусы – это «плохие новости» в упаковке из белка». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека. « Всемирная хартия о природе », принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
Урок Я на уроке Итог 1. Интересно 1. Работал 1. Понял материал 2. Скучно 2. Отдыхал 2. Узнал больше, чем знал 3. Безразлично 3.Помогал другим 3. Не понял Рефлексия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "« Вирусы – неклеточная форма жизни"
Урок для обучающихся 9 класса. На уроке учащихся расширяют знания о неклеточных формах жизни, у них формируется представление о внутриклеточных паразитах...
Головоломки по вирусам
В данной работе представлены кроссворды и чайнворды по теме "Вирусы"...
Презентация по информатике "Компьютерные вирусы и защита от них"
Данная презентация используется на уроках информатики в 9 классе при изучении темы: "Вирусы и антивирусы.Защита информации от компьютерных вирусов"....
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
презентация к уроку биологии по теме "Вирусы"
презентация по теме "Вирусы" 10 класс по учебнику и программеВ.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова......
Урок биологии для 10 класса по теме: "Неклеточные формы жизни - вирусы"
Разработка содержит подробное описание хода урока и презентацию...
внеклассное мероприятие "Спаси компьютер от вируса"
Внеклассное мероприятие проводилось в 9 классе, как закрепление текстового и графического редактора Paint, Word. Предоставлена презентация и бланки для обучающихся. Расчитано на 40-45 минут....