«Здоровьесберегающее обучение на уроке»
материал по биологии на тему

Пермякова Татьяна Николаевна

Мастер-класс «Здоровьесберегающее обучение на уроке» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Здоровьесберегающее обучение на уроке» (Слайд 1)

Пермякова Татьяна Николаевна,

 учитель биологии МБОУ«Зиминская сош»

«Педагог может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»

Н.К. Смирнов

Уважаемые коллеги! Вопрос здоровьесбережения поднимается в нашей педагогической работе много раз. Все мы понимаем, что это важно. Но где время? Да, я с вами, абсолютно согласна, времени на уроках не хватает катастрофически! Поэтому мне бы хотелось  взглянуть на этот вопрос с другой стороны и сегодня говорить о здоровьесбережении не для того,  чтобы вы об этом узнали, а для того чтобы сказать: "Каждый из вас, почти на каждом своем уроке активно использует здоровьесберегающие методы, хотя порой и не догадывается об этом". А по-другому и быть не может.

От нас, педагогов – основной фигуры педагогического процесса -зависит, какое влияние на здоровье обучающихся  оказывает их пребывание в образовательных учреждениях, зависит сам процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные  технологии и вся образовательная  среда. Наряду с традиционными задачами педагога на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим  те, которые имеют непосредственное  отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения :

  • Связь образовательных задач и задач самого обучающегося.
  • Творческий характер занятия, определяемый ассоциативной активностью обучающихся.
  • Предоставление обучающимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении.
  • Оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств обучающихся.
  • Психологический настрой всего класса и динамику состояний обучающихся, оптимальных для каждого этапа урока.
  • Преобладание у обучающихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.
  • Включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

Для решения этих задач педагог должен выйти из привычных для себя ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы  каждого ученика, мотиватора, консультанта тренера, психотерапевта.

Жизнь по-разному можно прожить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя спать.

Вовремя делать гадости

А можно и так:

На рассвете вставать и,

Помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям!

А как подарить его людям, если его нет в тебе? Солнце - это добро, свет, любовь, стремление отдавать себя людям, распахнуть навстречу им свою душу, это радость общения, это сама жизнь... А радоваться жизни может только здоровый человек.

А какого человека можно считать здоровым?

Наша работа характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психо-эмоциональным  напряжением, стрессами. Проблема здоровья педагогов имеет определённую специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведёт ли здоровый образ жизни?

Нездоровый педагог не может обеспечить учащимся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так  как  в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления  синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье обучающихся.

Предупредить болезнь – всегда легче, чем её потом лечить. Профессиональных деформаций, «выгорания», стрессов можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.

С чего начать? Предлагаю начать с утреннего настроя на работу:

Рано утром я встаю (Потянулись, руки вверх!)

Бога я благодарю

Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)

 Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию использование здоровьесберегающих приемов обучения на уроке.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения включают в себя: (слайд 2)

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке.
  • Комплексное использование личностно ориентированных технологий.
  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Для снятия эмоционального напряжения используются игровые технологии.

 Этот прием позволяет решить одновременно несколько различных задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока.         Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

          Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

      По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Комплексное использование личностно ориентированных технологий.

       Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологию проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии (о них уже шла речь выше).

      Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание  обстановки для естественного самовыражения ученика.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

      Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

     Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

       Все здоровьесберегающие уроки по биологии можно условно разделить на следующие          виды:

(Слайд3)

1.Это запланированный «Урок здоровья», проводимый в конце изучаемой темы (урок обобщения, урок закрепления или повторения материала).

2. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью.

(Слайд 4).3. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по биологии, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

  •         формирует интерес к своему предмету;
  •         устанавливает доверительные, партнерские отношения;
  •         продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;
  •         максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса:

(Слайд 5)

1. Образовательный процесс должен носить творческий характер.

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.

Это достигается использованием:

  • игровых ситуаций на уроках;
  •  разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);

  • наглядности;
  • занимательных упражнений;
  • фантазирования;
  • творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему).

Все это способствует развитию:

  • коммуникативных навыков,
  • двигательной активности,
  • концентрации внимания,
  • воображения,
  • познавательных способностей,
  • снижает психоэмоциональное напряжение
  • повышает интерес к урокам.

2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

2.1Чередование   различных видов учебной деятельности:

  • опрос учащихся
  • запись основных моментов нового материала
  • чтение
  • слушание
  • рассказ
  • рассматривание наглядных пособий
  • ответы на вопросы
  • решение задач
  • Норма 4-7 видов за урок.

2.2Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.

  • метод свободного выбора (беседа, свобода творчества, выбор действия, выбор способа действия).
  • активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь).
  • методы, направленные на самопознание, саморазвитие. (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценки).
  • Это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

 2.3Проведение физкультурных минуток.

  • расслабление кистей рук
  • массаж пальцев перед письмом
  • дыхательная гимнастика
  • предупреждение утомления глаз

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

Требования к двигательной активности ребенка:

Движения должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).

  • Проводится на начальном этапе утомления.

  • Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

  • Подбор упражнений зависит от особенностей урока.
  • Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.

  • г) Работа по предупреждению утомления глаз.
  • д) Дыхательная гимнастика.

 Двигательная активность повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.

Наиболее полно внедрить  здоровьесберегающие технологии позволяет курс биологии 8 класса, в котором изучается строение,  физиология и гигиена организма человека.

         Поэтому мною был подобран ряд упражнений по темам уроков и составлена памятка:

  •  «Строение мышц. Обзор мышц человека».  
  •  «Осанка. Предупреждение плоскостопия»,
  •   «Зрительный анализатор
  • «Слуховой анализатор.
  • «Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей».
  • « Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания».
  •  «Скелет поясов и свободных конечностей».

Я предлагаю вам физминутку  по снижению утомления глаз и улучшению притока крови к шее. (Слайд 6)

Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно

Гимнастика для глаз. ( Слайд 7).

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (досчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (досчитать до 5). Повторить 4—5 раз.

3. Смотреть вдаль перед собой — 2-3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивал головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

5. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки — на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль — на счет 1 —6. Повторить 4—5 раз.

(Слайд 8).

2.4Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  • “Хороший смех дарит здоровье”,
  • эмоциональная мотивация в начале урока,
  • создание ситуации успеха.

3. Экологическое пространство:

  • А) Проветривание помещений;

  • В) озеленение кабинета,

  • Г) освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.

  • Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.

  • Кроме этого решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

4.Одним из направлений здоровьесбережения является социализация личности ребенка.

  • Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой, творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического, полового, нравственного воспитания.
  • Взаимосвязь с медицинскими работниками.
  • Учитываю в работе показания медработников школы в листе здоровья школьников.
  •  Веду разъяснительную работу с родителями по поводу профилактических прививок, приглашаю медиков на род.собрания.
  • Проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе

Использование приемов здоровьесбережения  в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения

И как результат: (слайд 9)

  • повышается активность учащихся;
  • «слабые» ученики чувствуют уверенность в своих силах;
  • «сильные» ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
  • умение взять ответственность на себя,
  • умение детей самостоятельно решать небольшие, проблемы, самостоятельно исследовать их,
  • стремление аргументировать свои решения;

(Слайд 10)

  • более легкое и прочное усвоение программного материала;
  • доброжелательное отношение друг к другу;
  • тщательность и добросовестность в выполнении работы;
  • умение работать с разными источниками информации;
  • умение организовать не только свою работу, но и работу по парам (в группах).

      А самый главный результат – это услышать от ребенка: «В наших сердцах есть добро, его в нас поселили Вы…»

Я предлагаю вашему вниманию некоторые приемы здорвьесбережения из практики своей работы.

Эмоциональное начало урока.

На слайде представлены два положения.

(Слад 11)

  • «Движения стали чувством мышечной радости, одной из форм бытия» (И.П.Павлов);
  • «Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно» (Новый Завет, 1 Том. 4:7-8).

- К какому положению вы бы присоединитесь? А, может быть, вы хотите определить свою позицию? Как правило, дети высказываются за движение.

- Тогда давайте проведем небольшой опрос. Пожалуйста, поднимите руку, кто делает утром зарядку? Кто занимается спортом? Кто предпочитает в автобусе стоять? Кто с удовольствием дежурит по классу? Кто считает, что не нуждается в регулярных занятиях спортом, потому что и так много двигается?

Подводим итоги. За бесполезность движения больше всего получается на самом деле аргументов.

- Как видите, получается парадокс: думаете, вы одно, а делаете другое.

Попробуем сегодня поразмышлять над стереотипами нашего поведения и сознания. Давайте представим себе, что я - не обычный учитель из обычной школы, а чиновник из министерства, который решил по результатам этого опроса пойти навстречу пожеланиям учеников. Не хотите двигаться, пожалуйста - приказываю: отныне запретить в школе движение. Прошу, выскажите свои аргументы в опровержение или в поддержку этого приказа.

Далее идет дискуссия, в которой «чиновник» отбивает все аргументы.

Тогда учителю приходится выйти из роли:

- Как видим, аргументов у нас недостаточно. Попытаемся сегодня найти дополнительные доказательства вашей позиции в защиту движения, физических упражнений. Причем, уже из приведенных вами аргументов видно, что физические упражнения влияют не только на одну из систем нашего организма - опорно-двигательную, как записано в вашем учебнике, но и на весь организм в целом.

Поэтому давайте уточним тему урока.

- Все дополнительные доказательства этого тезиса, собранные в течение урока, мы изложим в конспекте. Работа над умением сворачивать информацию - еще одна наша задача на этот урок. Последние ваши работы показали, что далеко не все научились отбирать необходимую и достаточную информацию и грамотно «выжимать» ее, «сворачивая» в конспект, схему, опорный конспект или таблицу. Итак, приступим к сбору информации.

Эмоциональное начало урока позволяет замотивировать детей на выполнение предложенных заданий.

Среди различных форм учебной работы на уроке преимущество отдаю групповой работе.

Грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося.

На уроке биологии в 8 классе формируем, слагаемые здоровья.

Формирование слагаемых здоровья

Работа в группе

Данную разработку можно использовать на уроках биологии в 8 классах, на классных часах

Каждая группа получила задания. Работая с ними, мы будем формулировать выводы-кирпичики для нашего Дома Здорового Образа Жизни.

Задание первой группе. . «Мы – философы»: необходимо продолжить фразу по смыслу

1.Травоедом быть полезней, чем  рабом своих … болезней.

2.Зелень молодая – в завтрак и обед, и, не увядая, будешь жить … без бед.

3.Где пиры да чаи – там и … немочи.

4.Где щи да каша, там и место … наше.

5.Много есть - … невелика честь.

6.Лучшего не ищут, да его и нет, предпочтите в пищу свежий … винегрет.

7.Все, что в меру – полезно для здоровья, все, что сверх меры …– вредно.

8.Платные отравы – капли, порошки - пусть заменят травы … – вершки и корешки.

Группа формулирует вывод о первом слагаемом ЗОЖ: рациональное питание – основа здоровья.

Задание второй группе. «Пословицы и поговорки»

1.Береги нос в … большой мороз.

2.Не спеши языком, … торопись делом.

3.У неряхи да непряхи … нет путной рубахи.

4.Не учись безделью, а … учись рукоделью.

5.Ремесло пить-есть не просит, … а само кормит.

6.Здровье сгубишь, … новое не купишь.

7.Захворать – один день, … а поправляться – семь недель.

8.Хворь не сорочка - … с плеч не скинешь.

9.Живи с разумом, … так лекарей не надобно.

10.Кто день начинает с зарядки, … у того все в порядке.

Группа формулирует вывод о втором слагаемом ЗОЖ: закаливание, гигиена, труд продлевают жизнь.

Задание третьей группе.  «Доктор Айболит»

1.Какой цветок хвастается своим долголетием? (Алоэ – столетник).

2.Из семян какого растения делают касторовое масло? (Из клещевины).

3.Название какого лекарственного растения олицетворяет доброго и злого человека? (Мать-и-мачеха).

4.Какое лекарственное растение своим названием сообщает о своем количестве листьев? (Тысячелистник).

5.Какое лекарственное растение из семейства крестоцветных носит оригинальное название из старины далекой? (Пастушья сумка).

6.Как в просторечье называют топинамбур? (Земляная груша).

7.В какое время года собирают с боковых ветвей взрослых растений почки сосны, березы, тополя? (Ранней весной, в марте-апреле, когда они еще не тронулись в рост).

Группа формулирует вывод о необходимости использования фитотерапии.

Задание 4. «Степная кухня»: установи соответствие между растением и блюдом.

Блюдо или продукты

Растение

1.Ароматный чай

1. Шиповник

2.Заменитель кофе

2. Корни лопуха,  одуванчика

3.Мука

3. Клубни стрелолиста

4.Варенье и джем

4. Ягоды ежевики, рябины

5.Пастила

5. Рябина, ежевика, шиповник

6.Начинка для пирогов

6.Щавель, донник

7.Салат

7. Пастушья сумка, донник, подорожник

8.Зеленые щи

8. Подорожник, щавель

9.Пюре

9. Одуванчик, пастушья сумка, щавель, плоды и лепестки шиповника

10.Соки и напитки

10. Мята, рябина, ежевика

11.Кисель

11. Исландский мох

Группа формулирует вывод о необходимости присутствия в рационе фруктов, овощей, зеленных растений – источников витаминов и минеральных солей.

Задание пятой группе  «Объясни пословицу или поговорку»

1.Держи голову в холоде, живот – в голоде, ноги – в тепле.

2.Депрессии и слезы – для здоровья угрозы.

3.На судьбу не ропщи, в себе просчеты ищи.

4.Дари людям добро и свет, избежишь тогда бед.

5.Глубокий крепкий сон недуг прогонит вон.

6.Холодной водой обливаться – простуды можно не бояться.

7.Лучше стоять, чем сидеть, лучше идти, чем стоять, лучше бежать, чем идти.

8.Кто в баньке парится, тот не старится.

9.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

10.Самый лучший путь к здоровью – путь пешком.

Группа формулирует вывод о необходимости гармонии между физическим и психическим здоровьем.

Задание шестой группе.  «Объясни правила ЗОЖ Поля Брэгга»

1.Самый большой грех – страх.

2.Самый лучший день – сегодня.

3.Самый лучший город – тот, в котором ты живешь.

4.Самая лучшая работа – та, которую ты любишь.

5.Самый лучший отдых – работа.

6.Самая большая ошибка – потеря надежды.

7.Самая большая слабость – ненависть.

8.Самый большой нарушитель спокойствия – болтун.

9.Самый опасный человек – лжец.

10.Самая большая потребность – в общении.

11.Самое большое богатство – здоровье.

12.Самый большой дар – любовь.

13.Самый большой друг – хорошая книга.

Группа формулирует вывод о необходимости позитивного настроя, самопознания, самосовершенствования.

(Слайд 12)

Ответы групп:

  1. Рациональное питание – основа здоровья.
  2. Закаливание, гигиена, труд продлевают жизнь.
  3. Использование фитотерапии.
  4. Фрукты, овощи, зеленные растения– источник витаминов и минеральных солей.
  5. Гармония между физическим и психическим здоровьем.
  6. Позитивный настрой, самопознание, самосовершенствование.

И так, мы можем выделить слагаемые здоровья и по кирпичикам построить дом здорового образа жизни.

 Каждый из нас, соблюдая определенные гигиенические и диетические правила, может продлить свою жизнь. И каждый обязан это сделать ради себя, ради родных и друзей и, наконец, ради своей страны. Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными усилиями. Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем.

Таким образом, наше здоровье – в наших руках. (Слайд13)

Подсознанье свое напрягаю

И внушаю здоровье себе.

Организм сам поможет, я знаю,

Победить мне в неравной борьбе.

Улыбайся, смотри веселее!

Жизнь прекрасна, так пользуйся ею!

Больше двигайся, будь посмелее,

К окружающим стань подобрей.

Меньше ешь, соблюдай гигиену,

Дружбу с чистой водою веди.

И здоровье, как дар всей Вселенной,

Как награда, нас ждет впереди!

Я поделилась с вами с приемами здоровьсбережения, которые использую в учебном процессе.

Я думаю, что каждый из вас, почти на каждом своем уроке активно использует здоровьесберегающие методы.

 В конце нашего занятия предлагаю упражнение  для релаксации

«ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК ДОБРА».

         Закройте глаза. ПОЛОЖИТЕ ЦВЕТОК Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

        Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…..

        Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по – прежнему с вами.

Откройте глаза

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу,

Добрые мысли.

Всего вам доброго.

(Слайд 14).

.

МБОУ «Зиминская средняя

общеобразовательная школа».

Пермякова Татьяна Николаевна,

                    учитель биологии

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии в 8 классе.

         В 8 классе ребята изучают анатомию, физиологию, психологию и гигиену человека, поэтому мною был подобран ряд упражнений по темам уроков.

       Тема урока  «Строение мышц. Обзор мышц человека». Упражнения для расслабления мышц шеи. Упражнение называется “Любопытная Варвара”. Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, дышать трудно. Расслабьтесь, слушайте и делайте: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед, тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена.

         Тема урока  «Осанка. Предупреждение плоскостопия», предлагаются упражнения, которые улучшают осанку ученика. Упражнение называется Птица перед взлетом”. Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, руки за спиной, ноги не сгибаем, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят спокойно, свободно (5-6 сек.).

        Это упражнение позволяет научить ребят напрягать и расслаблять мышцы спины. Ученик садится на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула, и поворачивается влево до предела, возвращается в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение нервных корешков позвоночника. Затем, сев правым боком, поворачивается в правую сторону.

         Тема урока    «Зрительный анализатор», используется упражнение для глаз. Можно воспользоваться методикой, которую предлагает доктор      А. Базарный. На потолке выбирается поле, на котором можно нанести схему максимально возможных размеров. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.

Можно выполнить упражнение для глаз, способствующее профилактике миопии.

И.п. – сидя. Движение зрачков влево - вправо, вверх - вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10 - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз, эти упражнения приносят успокоение.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола – выдох. Повторить 5-6 раз.

Когда утомляются глаза – упражнение для цилиарных мышц, которые управляют хрусталиком.

При появлении утомления глаз, растирайте мочку уха. Проделайте несколько упражнений:

1. Резко поднимите глаза вверх, опустите вниз, посмотрите направо и налево.

2. Закройте глаза, сосредоточьте внимание на кончике носа, сведите глаза к носу, медленно сосчитайте до 5. Повторите 9 раз.

3. Закройте глаза. Положите на сомкнутые веки подушечки пальцев указательного, среднего и безымянного, слегка надавите. Очень осторожно и мягко круговыми движениями массируйте глазные яблоки.

4. Расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Делайте круговые движения глазами, преодолевая сопротивление рук 9 кругов в одну и 9 кругов в другую Гимнастика для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (досчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (досчитать до 5). Повторить 4—5 раз.

3. Смотреть вдаль перед собой — 2-3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивал головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

5. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки — на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль — на счет 1 —6. Повторить 4—5 раз.

6. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 1 —2 раза.

7. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

8. Медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

9. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

10. На плакате, нарисован рисунок, который можно нарисовать одним росчерком, не отрывая карандаша от листа бумаги. Детям предлагается глазами «нарисовать» этот рисунок,  или «нарисовать» носом в воздухе этот рисунок с движением головы.

сторону.

        Тема урока  «Слуховой анализатор». Отмечаем, что наше ухо похоже на свернувшегося калачиком человека. Где-то это так, ушная раковина насчитывает около 170 активных точек, связанных со всеми органами нашего тела. Поэтому скажите спасибо своим родителям, если они таскали вас в детстве за уши. Сейчас никто не таскает, может, поэтому здоровье неважное. Нужно самим исправить эту несправедливость. Начинаем.

Плотно обхватив ушную раковину ладошкой так, чтобы большой палец обнимал сзади всё ухо, а остальные пальцы спереди сжаты в кулачок.

Тянем с умеренной силой ухо сверху вниз и снизу вверх, а на счет четыре – с каждым разом усиливая тягу.

Теперь делаем из себя Чебурашку - тянем уши в стороны. Да, не бойтесь. Наши уши крепко к нам привязаны, просто так не растянутся. Если уши еще на месте, крутим их по часовой стрелке.Теперь прикладываем ладошку к уху и вращаем против часовой стрелки. Что? Уши присосались к ладошке? Тогда с силой оторвем их и ещё пару раз - присасываем - отрываем. Лучше слышать будем.

На каждое упражнение по 5 - 10 движений. Тест: уши должны быть красными, гореть и ощущаться раздувшимися. Как у слона. Есть такое? Значит всё сделано правильно!

        На протяжении всей жизни люди постоянно вдыхают и выдыхают воздух, но при этом мало кто задумывается, правильно ли он это делает. Йоги утверждают, что большинство из нас дышит не рационально, и, что именно это отрицательно влияет на продолжительность человеческой жизни, так как из-за неправильного дыхания происходит расстройство функций различных органов и систем, и появляются болезни. Мы знаем, как тяжело отражается на здоровье (особенно у детей) очень безобидная с виду привычка дышать не носом, а ртом. Тотчас начинается нарушение физического и психического развития, нередко приводящее к узкогрудости, малокровию, похудению, к заболеванию желудочно-кишечного тракта. Дышать надо уметь. Если человек разучился дышать естественно, как в детстве, то это можно и нужно поправить. Поэтому так важно научить на уроках элементам дыхательных упражнений. Йоги считают, что чем чаще человек дышит, тем меньше он живет. Дышать же следует реже, но вдыхать глубже: частота дыхания должна быть в пределах 10 вдохов и 10 выдохов в минуту.

           В последние годы в нашей стране получили распространение некоторые методики дыхательной гимнастики. Особый интерес представляет методика дыхательной гимнастики Стрельниковой и методика Бутейко. Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.

Упражнения, которые можно выполнить по методике А. Стрельниковой на уроке биологии в 8 классе.

           Тема урока: “Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей”.

И.п. (сидя). Поворот головы направо и налево. На каждый поворот шумный короткий вдох носом.

И.п. (сидя). Наклоны головы в стороны или вперед и назад с аналогичными вдохами.

И.п. (сидя). “Обнимание плеч”. Правой рукой захватите левое плечо, а левой – правое.

И.п. (стоя). Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне - вдох.

И.п. (стоя). Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте – вдох.

Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, укрепляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы.

Врач К. Бутейко на основании исследований пришел к выводу, что причиной многих болезней является нехватка в организме углекислого газа. По мере задержки дыхания при неглубоком дыхании кровь и ткани лучше насыщаются кислородом и углекислым газом, нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы. Для проверки здоровья Бутейко использует тесты на задержание дыхания:

- замерить, на несколько секунд вы можете задержать дыхание после небольшого вдоха в покое. Если трудно не дышать после 3-5 секунд, то это признак серьёзной болезни;

- пауза в 30 секунд свидетельствует, что вы здоровый, но “глубоко дышащий” человек. Абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 минуту, а при тренировке и более.

Упражнение, которое можно выполнить по методике Бутейко на уроке в 8 классе.

         Тема урока « Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания». Равномерно считая, на 4 счета — вдох, следующие 2 счета — пауза, затем 4 счета - вдох, 2 счета - пауза и т.д.

          Рука является большой рефлексогенной зоной. Нервы расположены на кончиках пальцев, осуществляют непосредственную связь с мозгом через позвоночник. Рефлекторно руки связаны с внутренними органами. Привычка китайцев держать и вертеть в руках грецкие орехи или металлические шарики (по два в каждой руке) вырабатывалась в связи с благотворным влиянием движений рук на нервную систему. У восточных торговцев давно выработана привычка потирать руки, когда имеют дело с покупателями, так как это успокаивает.

          Тема урока «Скелет поясов и свободных конечностей». Можно выполнить следующие упражнения:

1. Paсcmиpанue и разминание возвышения большого пальца и ребра ладони, фаланги пальцев, межфаланговых суставов, лучепястного сустава. Массировать пальцы, нужно начиная с большого, покручивая каждый палец и сустав, как будто снимая тугую перчатку. Массаж осуществляется 2–3 кончиками пальцев противоположной руки.

2. Упражнение на увеличение амплитуды движения большого пальца руки. Захватить в кулак одной руки большой палец другой, сделать вдох; оттягивая и крутя палец, делать вытягивающие движения большого пальца. При этом может появиться характерный хруст. Надо учитывать, что насильно добиваться “акустического эффекта” не стоит — во избежание растяжения и повреждения сустава.

3. Отгибание пальцев рук. Упражнение делается поочередно. Пальцами одной руки производить пружинящие движения в сторону тыла руки.

4. Прогибание всех пальцев одновременно. Скрестить пальцы рук, вытянуть их перед грудью ладонями вперед, прогибая суставы пальцев. Увеличение подвижности в суставах пальцев не приносит человеку никакого вреда. Так, в китайской гимнастике “ушу” считается, что пальцы рук должны быть очень гибкими и сильными. Палец заменяет копье, ребро ладони - топор.

            На уроках можно проводить “оживлялки”, которые помогают снять усталость

“Оживлялка” первая. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите. Сдавите изо всех сил основание ладоней, чтобы руки задрожали. Напряжены мускулы рук и груди. Втяните живот и потянитесь вверх, как будто бы, опираясь о руки, выглядываете из окна. Повторите 3 раза.

“Оживлялка” вторая. Сложите руки в замок и обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям, не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно так, чтобы было приятно в течение 10-15 секунд.

“Оживлялка” третья. Разотрите хорошенько уши ладонями - вначале мочки, а потом целиком: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком (15 - 20 секунд).

“Оживлялка” четвертая. Упражнение для профилактики простудных заболеваний, ангины. Беззвучно, с закрытым ртом произносите протяжно как крик вороны “Ка-а-ааа-р.” -5-6 раз. Постарайтесь при этом как можно вышеподнять мягкое нёбо и маленький язычок.

“Оживлялка” пятая. Упражнение также направлено на профилактику заболевания горла, кроме того, улучшает артикуляцию. Упражнение делается беззвучно и с закрытым ртом с постепенным увеличением темпа. С усилием, скользя кончиком языка назад по верхнему нёбу, постарайтесь дотронуться языком до маленького язычка сделайте “колечко”. Легче, быстрее, ещё быстрее (10-15 секунд).

“Оживлялка” шестая. “Лев” - Постарайтесь языком дотянуться до подбородка, при этом как можно шире раскройте глаза. Спина прямая. Плечи опущены.

“Оживлялка” седьмая. Эмоциональная разрядка снимает психическое напряжение, способствует переключению внимания, снятию утомления.

Улыбнитесь сами и разрешите детям посмеяться. Для этого достаточно сказать “сы-ы-ы-р.”, а потом надавить на “хохотальную” точку — она на кончике носа и произнести “хохотальные” звуки: ха-ха. Сначала медленно, потом быстрее, быстрее....

“Оживлялка” восьмая. Упражнение лучше выполнять перед сложной работой. Учащиеся быстро сжимают и разжимают пальцы рук и одновременно также быстро моргают. Затем крепко зажмуривают глаза, сжимают кулаки и про себя говорят: “Я справлюсь, я могу! Человек всё может! Я ничего не боюсь!...”

“Оживлялка” девятая. Необходимо закинуть голову назад, выдвинуть вперед подбородок так, чтобы кожа на шее натянулась. Затаите дыхание – дышите тихо, тихо, как только можно. Посидите так около минуты. Чуть-чуть напрягите плечи, руки, потянитесь и - за работу.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...

Здоровьесберегающее обучение на уроках математики

Проблема здоровьесбережения не находится в центре педагогического процесса. Более того, в последнее время мы о ней как-то забыли. В погоне за дифферен­циацией, гуманизацией и прочими нужными, а порой ...

Статья Здоровьесберегающее обучение на уроках технологии

Здоровье подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.В настоящее время здоровье и...

Технология здоровьесберегающего обучения на уроках физической культуры

Представлена технологическая карта урока для 3 класса с технологией здоровьесбережения. Использование данной технологии позволяет сохранить и стимулировать здоровье детей, использовать в работе для де...