Рабочии программы по предмету биология
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса "Человек и его здоровье" для 8 -го класа автора Н.И.Сонина, М.Р.Сапина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_8_klass.docx | 65.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.
2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России №1019 от 5 марта 2004г.) – для педагогов, работающих по ГОС первого поколения.
3.Примерной программы по биологии.
4. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса
«Человек и его здоровье» для 8-го класса автора Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования обучающихся, потому что в ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии 8-го класса не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни. Это даст возможность связать биологическое и гуманитарное знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.
Цель курса:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; об открытиях в
биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения
жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и
здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 8 классе в объёме 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Название темы | Количество часов | Количество | |
лабораторных | практических работ | ||
1.Место человека в системе органического мира | 2 | ||
2. Происхождение человека | 3 | ||
3. Краткая история развития знаний о человеке | 1 | ||
4. Общий обзор организма человека | 4 | л.р.1, | п.р.1 |
5. Координация и регуляция | 11 |
| п.р.2 |
6. Опора и движение | 8 | л.р.1, | п.р.2 |
7. Внутренняя среда организма | 4 | л.р.1 | |
8. Транспорт веществ | 4 |
| п.р.1 |
9. Дыхание | 5 | п.р.1 | |
10. Пищеварение | 5 | л.р.1 | п.р.1 |
11. Обмен веществ и энергии | 2 | ||
12. Выделение | 2 | ||
13. Покровы тела | 4 | ||
14. Размножение и развитие | 3 | ||
15. Высшая нервная деятельность | 5 | ||
16. Человек и его здоровье | 5 | л.р.1, | п.р.1 |
17. Повторение | 2 | ||
ИТОГО: | 70 | л.р.5, | п.р.9. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
- Место человека в системе органического мира ( 2 часа ).
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
- Происхождение человека ( 3 часа ).
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
- Краткая история развития знаний о человеке (1 часа )
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий
Гален, Андреас Везалий. Развитие .
- Общий обзор организма человека ( 4 часов ).
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные,
мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.
Практическая работа № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов.
- Координация и регуляция ( 11 часов ).
Гуморальная регуляция ( 2 часа )
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция ( 9 часов )
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств ( анализаторы) , их строение, функции. Строение , функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Практическая работа №2 Изучение головного мозга человека ( по муляжам)
Практическая работа №3 Изучение изменения размера зрачка.
Опора и движение ( 8 часов ).
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов и конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
Мышечная система. строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения костей.
Практическая работа № 4 Измерение массы и роста своего организма.
Практическая работа № 5 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Внутренняя среда организма (4 часа ).
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови6 эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Инфекционные заболевание. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Лабораторная работа №3 Изучение микроскопического строения крови.
- Транспорт веществ ( 4 часов ).
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Практическая работа №6.Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
9 Дыхание ( 5 часов ).
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях ; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Практическая работа № 7 Определения частоты дыхания.
10 Пищеварение ( 5 часов ).
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы : печень, и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Лабораторная работа № 4 Действие ферментов слюны на крахмал.
Практическая работа №8 Определение норм рационального питания.
11. Обмен веществ и энергии ( 2 часа ).
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
12. Выделение ( 2 часа ).
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки , их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
13. Покровы тела ( 4 часа ).
Строение и функции кожи. Роль кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожения, электрошоке.
14. Размножение и развитие ( 3 часа ).
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15 Высшая нервная деятельность ( 5 часов ) .
Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
16. Человек и его здоровье ( 5 часов).
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторная работа № 5 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Практическая работа № 9 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
17. Повторение (2 часа).
Требования к результатам обучения
Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на интеллектуальные умения (доказывать, строить суждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Метапредметные результаты: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определениям понятиям, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения.
Предметные результаты: различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека, объяснять роль биологии в практической деятельности людей, места и роль человека в природе, роль различных организмов в жизни человека, проявления наследственных заболеваний у человека.
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
-распознавать изученные органы и системы органов на таблицах; -изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; -проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; -по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; -анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; | -проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); - оказывать доврачебную помощь при травмах тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях. |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Метапредметные | Индивидуальная, фронтальная, защита творческих работ, собеседование, зачет |
Предметные | Зачет, защита творческих работ, диагностические работы (промежуточные и итоговые» |
Личностные | Защита творческих работ, зачет, собеседование |
Перечень
учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершенной предметной линии и системе учебников | Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кассы. – М.: Дрофа, 2009 |
Учебник, учебное пособие | Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений- М.: Дрофа, 2010.-215 с.; |
Рабочая тетрадь для обучающихся | тетради с печатной основой Н.И.Сонин «Биология.Человек 8 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» М.: Дрофа, 2010.-64 с.; |
Электронное приложение к УМК | MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек» |
Дидактический материал | Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПБ, ООО "Полиграфуслуги", 2006г |
Материалы для контроля (тесты и т.п) | М.В.Оданович, Биология 7-8 классы "Тесты". -Волгоград, 2007г, Г.П. Игошин, Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. -Ярославль:Академия развития, 2010г.
|
Методическое пособие с поурочными разработками | Н.Б.Ренева , Н.И.Сонин. «Биология.Человек.» 8 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг. |
Список используемой литературы | Е.В.Тяглова, Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. -М.: Планета, 2010г И.Н.Фасевич и др. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. -Волгоград:Учитель, 2009г М.В.Высоцкая,Нетрадиционные уроки биологии в 5-11 классах. -Волгоград:Учитель, 2004г. Открытые уроки биологии 7-9 классы. -Волгоград:Учитель,2003г. Л.М.Кудинова, олимпиадные задания по биологии 6-11 классы. -Волгоград:Учитель, 2007г. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Биологии», « Человек» 8 класс, DVD Биология. Человек (часть 1-2) |
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 8 «Д» и «Е» классов и специфики данных классных коллективов.
Образовательные технологии, основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях
- Интегрированное обучение (умение самостоятельно применять знания из разных
дисциплин при решении новых вопросов и задач)
- внутрипредметное
- межпредметное (биология-физика, биология-химия)
2. Дидактические игры
3. Лабораторные и практические работы
4. Работа в парах
5. Фронтальная работа
Психолого-педагогическая характеристика 8 «Д» класса
Календарно-тематическое планирование курса Биология 8 класс «Человек».
п/п | № в теме | Дата | Тема | Основное содержание урока | Используемые ресурсы | Основные виды учебной деятельности | Объекты и формы текущего контроля | Средства адаптации для классов СКК | |||||||
план | факт | ||||||||||||||
8а8б | 8в8г | 8д | 8е | 8а8б | 8в8г | 8д | 8е | ||||||||
I Человек как биологический вид | |||||||||||||||
1 | 1 | Место человека в системе органического мира. | Знакомство со структурой учебника. Человек часть живой природы. | Учебник Таблицы | Самостоятельная работа с учебником и раб. Тетрадью к учебнику. | Индивидуальный опрос | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
2 | 2 | Особенности человека. | Особенности человека, отличие от животных. | Учебник Таблицы. Оксфордская видеоэнциклопедия | Самостоятельная работа с учебником и раб. тетрадью к учебнику. | Фронтальный опрос. | Формирование умения наблюдать (выработка плана наблюдения) | ||||||||
| II Происхождение человека | ||||||||||||||
3-4 | 1-2 | Происхождение и этапы становления человека. | Эволюция человека, его предки: особенности строения и образ жизни. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Самостоятельная работа в раб. тетради к учебнику | Тест | Выделение в учебном материале исходных идей, принципов | ||||||||
5 | 3 | Расы человека. | Расы, механизм их образования и существование в роде человек. Единство вида – Человек разумный. Расоведение. Расизм. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Самостоятельная работа в раб. тетради к учебнику. | Индивидуальный опрос, сообщения обучающихся | Частая смена видов учебной деятельности | ||||||||
| III Краткая история развития знаний о человеке | ||||||||||||||
6 | 1 | История развития знаний о человеке. | Вклад древних и русских ученых в изучение строения и функций организма человек. Анатомия, физиология, гигиена, психология. | Портреты ученых. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Составление таблиц. | Дифференцированная проверочная работа. | Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте | ||||||||
IV Общий обзор организма человека | |||||||||||||||
7-8 | 1-2 | Клеточное строение организма | Единство строения клеток организма. Основные части и органоиды клетки. Химический состав клетки. | Таблицы, модели, учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Презентация «Клетка» | Эвристическая беседа | Индивидуальный опрос | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
9 | 3 | Ткани. | Ткани организма человека, их строение и функции: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечные ткани. Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения ткани». | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Микроскоп, микропрепараты. | Лабораторная работа | Тест | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
10 | 4 | Органы, системы органов, организм | Органы. Организм. Системы органов. Организм – единое целое. Аппарат. Функциональные системы. Практическая работа№1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Эвристическая беседа Практическая работа | Фронтальный опрос. | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
V Координация и регуляция | |||||||||||||||
11 | 1 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. | Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции, их отличие от желез внешней секреции. Значение ЖВС. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Работа с учебником и рабочей тетрадью | Индивидуальный опрос. Тест | Объяснение материала в форме беседы не более 15 мин | ||||||||
12 | 2 | Роль гормонов. Нервно-гуморальная регуляция | Гормоны, их роль в регуляции обменных процессов. Механизм гуморальной регуляции. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Проблемная ситуация. | Фронтальный опрос. | Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте | ||||||||
13 | 3 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | Строение и функции нервной системы человека. Рефлекторный принцип работы. Виды нейронов, значение и функции. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. | Работа с учебником¸ составление рефлекторных дуг | Тест | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
14 | 4 | Спинной мозг. | Строение и функции спинного мозга. Серое и белое вещество мозга, спинномозговые нервы. Рефлекс, рефлекторная дуга. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. | Работа в рабочей тетради. | Индивидуальный и фронтальный опрос | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
15 | 5 | Головной мозг | Кора мозга, мозжечок, ствол, средний, задний и передний мозг. Практическая работа №2«Изучение головного мозга человека (по муляжам) » | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. Модель головного мозга. | Составление схем. Лабораторная работа | Тест, отчет по практической работе | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
16 | 6 | Полушария головного мозга | Строение полушарий головного мозга, функции долей и зон коры больших полушарий. | Таблицы. Модель головного мозга. | Работа с учебником и рабочей тетрадью | Взаимоконтроль. | Чтение текста учебника, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
17 | 7 | Обобщение: Нервная система | Особенности строения и работы нервной системы человека. | Работа с таблицами, учебником, рабочей тетрадью | Проверочная работа. | Повторение материала, Использование наглядных материалов | |||||||||
18 | 8 | Анализаторы. Зрительный анализатор. | Анализаторы, звенья анализаторов, их строение на примере зрительного анализатора. Гигиена зрения. Органы чувств. Практическая работа №3«Изучение изменения размера зрачка» | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Модель глаза. | Работа в группах. Практическая работа. | Индивидуальный опрос | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
19 | 9 | Анализаторы слуха и равновесия | Гигиена слуха. Строение органов слуха и равновесия. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. | Таблицы. Модель органа слуха | Работа с таблицами, учебником, рабочей тетрадью | Тест | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
20 | 10 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | Локализация в организме, строение и функции. Значение в жизни человека. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. | Лабораторный опыт | Индивидуальный опрос | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
21 | 11 | Обобщение: Чувствительность и взаимозаменяемость анализаторов. | Роль нервной системы в приспособленности к условиям среды. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Работа с таблицами, учебником, рабочей тетрадью | Дифференцированный контроль | Повторение материала, Использование наглядных материалов | ||||||||
VI Опора и движение. | |||||||||||||||
22 | 1 | Скелет человека. | Отделы скелета: осевой, пояса конечностей. Особенности скелета, связанные с прямохождением, отделы и значение ОДА. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. Скелет. | Эвристическая беседа | Тест | Найти объяснение в тексте и в рабочей тетради аналогичную информацию | ||||||||
23-24 | 2-3 | Строение, свойства и типы соединения костей. | Строение и состав костной ткани и костей. Функции, рост и типы соединения костей. Трубчатые, губчатые кости. Суставы, связки. Лабораторная работа№2«Изучение внешнего строения костей». | Скелет. Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Лабораторная работа. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
25 | 4 | Заболевания ОДА и их профилактика. | Возрастные изменения в строении костей. Приёмы первой медицинской помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Практическая работа№4 «Измерение массы и роста своего организма». | Таблицы. Бинт, жгут, шина, весы и ростомер. | Практическая работа. | Отчет по практической работе | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
26 | 5 | Мышцы, строение и функции. | Мышцы: строение, функции. Поперечно-полосатая и гладкая мышечная ткань. Группы мышц и их локализация в организме. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Самостоятельная работа с учебником | Тест | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
27 | 6 | Работа мышц | Работа мышц, движения в суставах. Статическая и динамическая нагрузка. Утомление. И.М. Сеченов – основатель физиологии. Практическая работа №5«Влияние статической и динамической работы на утомление мышц». | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Портрет Сеченова. | Работа в группах. Практическая работа. | Фронтальный опрос, отчет по практической работе | Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте | ||||||||
28 | 7 | Значение упражнений и режима труда в формировании ОДА | Значение занятий физической культуры и режима труда в формировании ОДА. Нарушения осанки: сколиоз, плоскостопие, гиподинамия. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Самостоятельная работа с учебником | Тест | Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте | ||||||||
29 | 8 | Обобщение: Взаимосвязь строения и функций ОДА | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Дифференцированный контроль | Повторение материала, Использование наглядных материалов | ||||||||||
VII Внутренняя среда организма | |||||||||||||||
30 | 1 | Внутренняя среда организма, её значение. | Состав и значение внутренней среды организма Тканевая жидкость, лимфа. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Словарная работа | Выделение в учебном материале исходных идей, принципов | ||||||||
31 | 2 | Плазма крови. Состав крови. | Состав и функции крови. Значение её форменных элементов. Фагоцитоз, плазма и сыворотка крови. Лабораторная работа №3«Изучение микроскопического строения крови» | Таблицы. Микроскоп, микропрепараты | Лабораторная работа | Фронтальный опрос. | Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте | ||||||||
32 | 3 | Иммунитет | Иммунитет, его виды: врожденный и приобретенный иммунитет. Вакцинация. Прививка. | Таблицы. Диск «Лаб. Практикум по биологии» | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Тест | Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте | ||||||||
33 | 4 | Группы крови. Переливание крови. | Группы крови, резус- фактор. Переливание крови агглютинация. Донор, реципиент. История донорства в СССР и России. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Фронтальный опрос. | Чтение текста учебника, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
VIII Транспорт веществ. | |||||||||||||||
34 | 1 | Органы кровообращения. | Органы кровообращения. Сосуды, большой и малый круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. Модель. | Эвристическая беседа, проблемная ситуация. | Тест | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
35 | 2 | Сердце. Работа сердца. | Строение и расположение сердца в организме. Работа сердца, его фазы. Сердечный цикл. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Фронтальный опрос. Практическая работа. | Тест | Использование наглядных материалов | ||||||||
36 | 3 | Движение крови и лимфы по сосудам. Заболевания сердечно-сосудистой системы. | Кровяное давление, его измерение и нормы. Практическая работа№6 «Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». Причины и профилактика заболевания органов кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. | Секундомер, тонометр. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. | Лабораторная работа | Отчет по практической работе | Использование наглядных материалов | ||||||||
37 | 4 | Обобщение: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» | Проверочная работа. | Повторение материала, Использование наглядных материалов | |||||||||||
IX Дыхание | |||||||||||||||
38 | 1 | Строение органов дыхания | Строение и функции органов дыхания. Строение и работа голосовых связок, голосообразование, роль воздухоносных путей. | Таблицы. Модель гортани. | Эвристическая беседа | Тест | Слушание, чтение, запись | ||||||||
39 | 2 | Легкие. Газообмен в легких и тканях. | Строение и роль легких в дыхании. Газообмен в легких и тканях. | Таблицы. Модель легких. | Самостоятельная работа. | Тест | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
40 | 3 | Регуляция дыхания | Дыхательный центр. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Гуморальная регуляция Влияние углекислого газа на дыхательный центр. Чередование вдоха и выдоха. Практическая работа №7«Определение частоты дыхания». | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Практическая работа. | Тест. | Выполнение практической работы, постановка целей | ||||||||
41 | 4 | Заболевания органов дыхания и их предупреждение. | Гигиенические правила и заболевания органов дыхания. Искусственное дыхание. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Фронтальный опрос. | Выделение в учебном материале исходных идей, принципов | ||||||||
42 | 5 | Обобщение: «Дыхание» | Проверочная работа. | Повторение материала, Использование наглядных материалов | |||||||||||
X Пищеварение | |||||||||||||||
43 | 1 | Питательные вещества и продукты питания. Пищеварение. | Питание: значение и состав пищи. Функции питательных веществ. Пищеварение, органы пищеварения. Витамины. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Модель торса человека. | Составление таблиц и схем | Индивидуальный опрос | Включение элементов самостоятельной работы | ||||||||
44 | 2 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | Строение и функции ротовой полости. Дифференциация зубов. Слюноотделительный рефлекс. Лабораторная работа№4 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал». | Таблицы. Накрахмаленный бинт, раствор Йода, лаб. оборудование | Лабораторная работа. | Отчет по лабораторной работе | Формирование умения наблюдать, выработка плана наблюдения | ||||||||
45 | 3 | Пищеварение в желудке. | Желудок. Пищеварение в желудке, регуляция. Работы И.П.Павлова «Пищеварение в желудке». | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Фронтальный опрос. | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
46 | 4 | Пищеварение в кишечнике. | Кишечник, его отделы. Этапы пищеварения и движения пищи в кишечнике. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа. Всасывание питательных веществ. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Самостоятельная работа. | Индивидуальный опрос | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
47 | 5 | Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | Гигиена питания. Правила и нормы питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Практическая работа №8«Определение норм рационального питания» | Таблицы. Доп. литература по питанию. | Лабораторная работа. Работа в группах. | Тест, отчет по практической работе | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
XI Обмен веществ и энергии | |||||||||||||||
48 | 1 | Обмен веществ и энергии | Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Составление сравнительной таблицы. | Фронтальный опрос | Слушание, чтение, запись в тетради | ||||||||
49 | 2 | Витамины. | Витамины. История открытия и роль витаминов в обмене веществ в организме. | Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Эвристическая беседа | Тест | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
XII Выделение | |||||||||||||||
50 | 1 | Выделение и строение почек. | Выделительная система человека. Строение и работа почек. Мочеобразование. | Таблицы. Модель почек. | Эвристическая беседа | Индивидуальный опрос | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
51 | 2 | Заболевания почек. Роль кожи в выделении. | Инфекционные заболевания почек. Факторы, влияющие на работу почек. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Фронтальный опрос. Тест. | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
XIII Покровы тела. | |||||||||||||||
52 | 1 | Строение и функции кожи | Кожа, строение и функции. Слои кожи. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Эвристическая беседа | Сообщение обучающегося, индивидуальный опрос | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
53 | 2 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. | Терморегуляция – основная функция кожи. Механизм терморегуляции, его роль в обмене веществ и энергии. Закаливание – тренировка устойчивости организма к температурным колебаниям. Приемы закаливания организма. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Фронтальный опрос. | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
54 | 3 | Гигиена одежды и обуви. | Гигиенические требования к одежде и обуви, их роль в сохранении здоровья человека. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Эвристическая беседа | Тест. | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
55 | 4 | Обобщение: «Обмен веществ. Выделение и теплорегуляция». | Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью | Дифференцированный контроль. | Повторение материала, Использование наглядных материалов | ||||||||||
X IV Размножение и развитие. | |||||||||||||||
56 | 1 | Половая система человека. | Строение половой системы, значение и гигиена. Раздельнополость. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Эвристическая беседа | Тест | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
57 | 2 | Эмбриональное развитие | Оплодотворение и стадии внутриутробного (эмбрионального) развития. Лактация. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Составление таблицы. | Фронтальный опрос. | Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала | ||||||||
58 | 3 | Постэмбриональное развитие | Рост и развитие ребенка. Периоды постэмбрионального развития. Планирование семьи. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Работа в группах. | Тест. | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
XV Высшая нервная деятельность. | |||||||||||||||
59 | 1 | Рефлекс. | Рефлекс- основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Составление схем. | Фронтальный опрос | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
60 | 2 | Поведение. Торможение и его виды. | Формы поведения человека. Возбуждение, торможение, виды и условия. Роль торможения в жизнедеятельности человека. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Эврестическая беседа. Работа в группе. | Индивидуальный опрос | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
61 | 3 | Особенности ВНД. | Память и её виды. Тренировка памяти. Мышление. Сознание. Членораздельная речь. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Выполнение тренировочных упражнений. | Фронтальный опрос. | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
62 | 4 | Сон. Биологические ритмы | Сон. Сновидения. Физиологическая природа сна и его значение. Биологические ритмы: годовые, суточные, сезонные и др. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Эвристическая беседа. Составление таблиц и схем. | Сообщение обучающегося | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
63 | 5 | Типы нервной деятельности. | Типы нервной деятельности – виды темперамента и их характеристика. Классификация по Гиппократу, Павлову. Характер и воля человека. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Работа с учебником, эвристическая беседа | Тест | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
XVI Человек и его здоровье | |||||||||||||||
64 | 1 | Здоровье и влияющие на него факторы. | Факторы, сохраняющие и укрепляющие здоровье: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику | Работа с учебником, доп. литература | Проверочная работа | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
65 | 2 | Оказание первой доврачебной помощи. | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлениях угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Практическая работа №9 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения». | Учебник. | Работа с учебником. Лабораторная работа. | Отчет по практической работе | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
66 | 3 | Вредные привычки. | Наркомания, табакокурение. Лабораторная работа №5«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | Учебник. Компьютер проектор. | Презентация «О курении табака». Работа с учебником. Практическая работа. | Отчет по лабораторной работе | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
67 | 4 | Заболевания человека | Заболевания органов дыхания, дизентерия, венерические и глистные заболевания. Их особенности профилактика. | Учебник. Таблицы. | Работа с учебником | Сообщения обучающихся | Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях | ||||||||
68 | 5 | Двигательная активность. Закаливание. | Значение двигательной активности и закаливания для организма человека. | Конспект. Учебник. | Фронтальный опрос. Работа в группах. | Сообщения обучающихся | Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради | ||||||||
Повторение | |||||||||||||||
69 | 1 | Итоговое обобщение. | Итоговое тестирование. | Заключительное повторение пройденного материала | |||||||||||
70 | 1 | Резервное время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...
Рабочие программы по предмету биология УМК Н.И.Сонина
Представлены рабочие программы по биологии УМК Н.И.Сонина для 6-7, 9-11 классов на 2012-2013 учебный год. Рабочие программы соответствуют типовой структуре, в разделе "Формы и средства контроля содерж...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....