Рабочии программы по предмету
рабочая программа по биологии на тему
В размещенном материале размещены программы по предмету биология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_klass.docx | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 7 класс
« Многообразие живых организмов »
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 класса «Многообразие живых организмов» составлена в соответствии с нормативными документами:
1.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.
2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России №1019 от 5 марта 2004г.) – для педагогов, работающих по ГОС первого поколения.
3.Примерной программы по биологии.
4. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Многообразие живых организмов» для 7-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, предусмотрена проектная деятельность
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Дрофа, 2008.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки обобщения материала, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | Количество | |
лабораторных работ | практических работ | ||
I полугодие | |||
Введение | 3 | ||
I. Царство Прокариоты | 3 | ||
II.Царство Грибы. Лишайники. | 4 | Л.р.1 | п.р. 1. |
III. Царство Растения | 17 | ||
3.1. Общая характеристика растений | 2 | ||
3.2. Низшие растения | 2 | Л.р.1 | |
3.3 Высшие растения | 4 | Л.р.2 | |
3.4.Отдел Голосеменные растения | 2 | Л.р.1 | |
3.5.Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 | Л.р.1 | п.р.1 |
3.6.Царство «Прокариоты», «Грибы», «Растения»(урок систематизации и обобщения знаний) | 1 | ||
IV. Царство Животные. | 39 | ||
4.1.Общая характеристика животных | 1 | ||
4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 | Л.р.1 | |
4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 | ||
II полугодие | |||
4.4. Тип Кишечнополостные. | 3 | ||
4.5. Тип Плоские черви | 2 | ||
4.6. Тип Круглые черви | 1 | ||
4.7. Тип Кольчатые черви | 3 | Л.р.1 | |
4.8. Тип Моллюски | 2 | Л.р.1 | |
4.9. Тип Членистоногие | 7 | Л.р.1. | |
4.10. Тип Иглокожие | 1 | ||
4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные | 1 | ||
4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 | Л.р.1 | |
4.13. Класс Земноводные | 2 | Л.р.1 | |
4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 | ||
4.15 Класс Птицы | 4 | Л.р.1 | |
4.16. Класс Млекопитающие | 4 | Л.р.1 | п.р.1 |
4.17 Царство Животные(повторительно-обобщающий» | 1 | ||
V. Царство Вирусы | 2 | ||
VI.Повторение | 2 | ||
ИТОГО: | 70 | Л.р. 14 | п.р. 3 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение (3 часа).
Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Систематика- наука о разнообразии и классификации живых организмов. Царства живой природы.
- ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение.
- ЦАРСТВО ГРИБЫ . ЛИШАЙНИКИ.(4 ЧАСА).
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомиоцеты. Дейтеромицеты ( несовершенные грибы).
Класс Зигомицеты. Среды обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.
Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы- паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред , наносимый культурным злакам.
Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение.
Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.
Грибы- паразиты растений и животных. Роль в природе.
Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.
Лабораторная работа №1 Строение плесневого гриба мукора.
Практическая работа №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
- ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (17 часов).
Общая характеристика растений (2 час)
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства Низшие и Высшие растения.
Низшие растения (2 часа).
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения , среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли.
Отдел Зеленные водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.
Отдел бурые водоросли. Многообразие видов распространение. особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.
Отдел красные водоросли. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе , практическое значение.
Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения водоросли.
Высшие растения (4 часов ).
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.
Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.
Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.
Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.
Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль Голосеменных в природе и их практическое значение.
Отдел Покрытосеменные- цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.
Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа № 3 Изучение внешнего строения мхов.
Лабораторная работа № 4 Изучение внешнего строения папоротника.
Лабораторная работа № 5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Лабораторная работа № 6 Изучение строения покрытосеменных растений.
Практическая работа № 2 Распознавание наиболее распространенных растений местности, определение их систематического положения.
- ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (39 часов)
Общая характеристика царства (1 час).
Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличие их от организмов других царств живой природы. Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
Подцарство Одноклеточные ( 2 часа )
Общая характеристика одноклеточных , или простейших. Многообразие видов. Основные типы : Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм Саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.
Тип Споровики. Особенности организации споровиков- паразитов человека и животных.
Лабораторная работа № 7 Строение инфузории- туфельки.
Подцарство Многоклеточные (1час)
Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.
Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные (3 часа).
Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы : Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах.
Тип Плоские черви (2 часа ).
Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности , размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.
Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.
Многообразие черв - паразитов, черты приспособленности к паразитизму.
Тип Круглые черви (1 час)
Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов, особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.
Тип Кольчатые черви (3 часа)
Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.
Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.
Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.
Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.
Лабораторная работа № 8 Внешнее строение дождевого червя.
Тип Моллюски (2 часа )
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие,Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания.
Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа № 9 Внешнее строение моллюска.
Тип Членистоногие (7 часов)
Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Лабораторная работа № 10 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.
Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.
Тип Хордовые (15 часов)
Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники,
Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности строение, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.
Подтип Рыбы (2 часа )
Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы 6 акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.
Лабораторная работа № 11 Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Класс Земноводные (2 часа )
Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки.
Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.
Лабораторная работа № 12 Внешнее строение лягушки.
Класс Пресмыкающиеся (2 часа )
Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих позвоночных происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.
Класс Птицы (4 часа)
Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей, пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищники. Роль птиц в природе и в жизни человека.
Лабораторная работа № 13 Внешнее строение птицы.
Класс Млекопитающие (4 часа)
Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, Настоящие звери.
Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, , хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.
Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.
Лабораторная работа № 14 Изучение строения млекопитающих.
Практическая работа №3 распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.
Царство Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы- возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.
Повторение (2 часа)
Требования к результатам обучения
Личностные результаты: познавательный интерес к естественным наукам. Понимание многообразия и единства живой природы на основании знаний о признаках живого. Понимание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения. Понимание важности согласованности работы всех органов для организма как единого целого. Представление о многообразии живых организмов в природе. Понимание необходимости охраны растительного и животного мира планеты.
Метапредметные результаты: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп/
Предметные результаты: знание биологических наук и объектов их изучения. Знание признаков живых организмов, умение давать им характеристику. Различение объектов живой и неживой природы. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии. Знание основных отличий царств живой природы.
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; -распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; -выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; -определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; -проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами. -оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных. -рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде. -выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
|
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Метапредметные | Индивидуальная, фронтальная, защита творческих работ, собеседование, зачет |
Предметные | Зачет, защита творческих работ, диагностические работы (промежуточные и итоговые» |
Личностные | Защита творческих работ, зачет, собеседование |
Перечень
учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершенной предметной линии и системе учебников | Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 кассы. – М.: Дрофа, 2009 |
Учебник, учебное пособие | Захаров В.Б. , Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов» 7класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2012.-247с. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Захаров В.Б. Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» М.: Дрофа, 2006.- 272с. |
Электронное приложение к УМК | MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов» |
Дидактический материал | Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПБ, ООО "Полиграфуслуги", 2006г |
Материалы для контроля (тесты и т.п) | М.В.Оданович, Биология 7-8 классы "Тесты". -Волгоград, 2007г, Г.П. Игошин, Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. -Ярославль:Академия развития, 2010г. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. -М.:ТЦ Сфера, 2001г |
Методическое пособие с поурочными разработками | 1.Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин. « Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс .-М.: дрофа, 2006г. 2. Г.М.Пальдеева, Учебно-методическоепособие к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина "Биология. Многообразие живых организмов 7 класс". -М.:дрофа, 2010г. |
Список используемой литературы | Е.В.Тяглова, Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. -М.: Планета, 2010г И.Н.Фасевич и др. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. -Волгоград:Учитель, 2009г М.В.Высоцкая,Нетрадиционные уроки биологии в 5-11 классах. -Волгоград:Учитель, 2004г. Открытые уроки биологии 7-9 классы. -Волгоград:Учитель,2003г. Л.М.Кудинова, олимпиадные задания по биологии 6-11 классы. -Волгоград:Учитель, 2007г. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Биологии», «Животные» 7класс, DVD Биология (фильм1-4) |
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 7 «В» и «Г» классов и специфики данных классных коллективов.
Образовательные технологии , основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях
1.Интегрированное обучение (умение самостоятельно применять знания из разных
дисциплин при решении новых вопросов и задач)
- внутрипредметное
- межпредметное (биология-физика, биология-химия)
2.Дидактические игры
3.Лабораторные и практические работы
4.Работа в парах
5.Фронтальная работа
6. Экскурсии
Психолого-педагогическая характеристика 7 «В» класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" (ФГОС ООО)
Рабочая программа по предмету "Естествознание (Введение в естественно-научные предметы. Физика и химия)" разработана в соответствии с ФГОС ООО. В программе определены планируемые предметные и ме...
Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...
Рабочая программа по предмету "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности...
Рецензия на рабочую программу "Рабочая программа по предметам учебного плана для обучающихся 8 класса"
Одним из основных достоинств представленной автором программы является и то, что она ориентированна не только формирование трудовых умений и навыков, но и на проведение профориентационной работы с обу...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......