Природные сообщества
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Природные сообщества Краснодарского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_serebryakova.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по биологии в 6 классе
по теме «Природные сообщества»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Вид: Заочное путешествие
Тема: «Природные сообщества»
Тип урока:урок «открытия» нового знания (ОНЗ).
Цели: познакомить учащихся с сущностью понятия «Растительные сообщества», сформировать знания об основных закономерностях живых систем.
Планируемые результаты(для учащихся):
Личностные: сформировать гражданскую позицию бережного отношения к природным экосистемам России;развивать в обучающихся навыкисамообразования.
Предметные: Познакомиться с многообразием природных экосистем России, выявить причины разнообразия растительного и животного мира страны.
Метапредметные: Осознание целесообразности сохранения биоразнообразия.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитание бережного отношения к природе и чувства патриотизма.
Развивающая: развитие представлений о разнообразии природных сообществ и природных зон России и своего региона; развитие навыков
учебно-исследовательской деятельности.
Обучающая: сформировать понятие «фитоценоз», изучить многообразие природныхсообществ, выработать умение использовать ранее
изученный материал, составлять план действий при овладении новым учебным материалом.
Оборудование:
Таблицы «Природные сообщества».
Гербарный материал,
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор)
Описание хода урока.
1.Организационный момент
Учителькаждому ученику раздаётся дубовые листья красного,зеленого и желтого цвета.
2.Повторение пройденного (Актуализация знаний)
Задание№1
Работая с коллекцией, определить, какие растения относятся к культурным?
Задание№2
Фронтальная работа с классом:
? – Что такое культурные растения? Какое значение они имеют?
Задание№3
Выбрать любое культурное растение и указать место его происхождения.
Этап урока | Содержание | Методические указания |
Слово учителя | Учитель: Ребята, у нас сегодня будет урок-путешествие в сказочный мир нашего прекрасного Краснодарского края. А как можно совершать путешествия? Обучающиеся:По воде на плотах, байдарках, пешим ходом, на лошадях, на транспорте. Учитель:Какие интересные места можно посетить? Обучающиеся:Горы, реки, озера, моря, ледники, скалы, города, дольмены, памятники. Учитель:А мы с вами совершим виртуальное путешествие. | Демонстрируется слайд «Путешествие в заповедную сказку Краснодарского края» |
Формулировка цели занятия | Учитель:Я вас сегодня приглашаю посмотреть уникальные места нашего края, узнать, какие природные сообщества будут встречаться на нашем пути. Только нам необходимо выяснить, что должен знать и уметь настоящий юный путешественник? Обучающиеся:Знать растения и узнавать их в природных условиях,знать правила поведения на природе, слушаться взрослых. Учитель:Мы будем путешествовать по уникальным местам нашего края, побываем в еловом, лиственном, дубовом и в смешанном лесу. Познакомимся с уникальнымиживотными, которые населяют различные сообщества. | Демонстрация слайда « Реки, горные вершины Заповедника» |
Основной этап урока-путешествия | Учитель:Ребята, какое важное событие произошло в нашем крае в этом году? Обучающиеся: олимпиада в Сочи. Учитель:Молодцы! Туризм – тоже вид спорта, пока не олимпийский, но очень популярный в нашей стране. Поэтому мы с вами пройдем по маршруту, который назван «Олимпийским» в честь нашей Олимпиады. Давайте наш маршрут проложим через горы Кавказа к морю и закончим в Красной поляне – сердце зимней олимпиады. Начинается наш маршрут с кордона Черноречье – это ворота нашего Кавказского природного биосферного заповедника. Здесь нам необходимо получить пропуск на прохождение через заповедник. Как вы думаете, почему? Обучающиеся:С целью охраны природы. В заповедникелесники, ученые охраняют и растения, и животных, и воду, и всю живую и неживую природу. Учитель: На примере нашего заповедника мы можем изучить одно из самых потрясающих сообществ мира! Наши леса обладают характерной освещенностью и различными жизненными формами, которые хорошо выражены в лиственном лесу. Крупные деревья образуют первый ярус: дубы,ель; второй ярус представлен черемухой, рябиной; третий ярус составляют кустарники; четвертый - травы и папоротники и, наконец, пятый - лишайники, мхи и грибы. А вы знаете, какими видами животных знаменит заповедник? Кого он охраняет? Обучающиеся: Косуль,туров. Учитель:Хочу вас познакомить с некоторыми из них. Это гордость заповедника – зубр кавказский, поголовье которого было восстановлено с нуля за 60 лет, а сегодня их около тысячи особей.Это олень благородный, тур кавказский, редкая, очень скрытная птица улар кавказский, бурый медведь. Охраняются и растения, которые создают фитоценозы. Ребята, давайте найдем определение фитоценоза в учебнике. Обучающиеся: Разные виды растений образуют группировки – фитоценозы. Учитель: Итак, мы с вами в еловом лесу. Каковы же особенности елового леса? Обучающиеся ищут информацию в учебнике. Учитель:Кавказскаяель, которая здесь достигает до 60 метров высоты.В нижнем ярусе произрастают горечавка, подснежник кавказский, колокольчик.Но самым загадочным, редким и таинственным является, знаете кто? Обучающиеся:Снежный барс. Учитель:Правильно. Этоснежный барс или ирбис. Он живет в труднодоступных ущельях, днем прячется в пещерах, а ночью или в пасмурные дни охотится. Охотится на оленей, косуль, но может полакомиться и сусликом, зайцем. Очень редкий зверь, но очень смелый и ловкий. Наверно, за это он и стал символом Олимпиады. Итак, мы с вами получили пропуск в заповедник, узнали, какие можем встретитьсообщества. | Демонстрация эмблемы Олимпиады Демонстрация слайдов о заповеднике Слайды с изображением охраняемых животных и растений |
Работа в группах | Учитель делитобучающихся на 4 группы, каждой группе дается свое сообщество(сосновый, смешанный, дубовый, березовый лес). Ответить на вопросы плана.
Представитель от каждой группы защищает свое сообщество. | Работа с учебниками Слайды различных природных сообществ |
Продолжение путешествия | Учитель:Какие вы молодцы! Предлагаю сделать привал. Нам предстоит разбить лагерь. Разведем костер. Огонь не только объединяет туристов, но и участников Олимпиады. Олимпийский огонь традиционно зажигают в Греции. Эстафета Олимпийского огня сочинской олимпиады длилась123 дня и имела протяженность 40 000 километров. Олимпийский огонь сочинской Олимпиады был внесен на самую высокую точку Кавказа – гору Эльбрус(5642 метра) и опускался на дно Байкала. Ребята, авы знаете, как правильно разжечь костер в лесу? (Идет фронтальная беседа, в результате которой составляется памятка«Правила пожарной безопасности в лесу»).
| Слайд олимпийский огонь Слайд костер |
Подведение итогов: | Учитель: А сейчас я хочу вам вручить сертификаты о заочном прохождении знаменитого маршрута «Олимпийский». Поздравляю вас: вы приняты в туристическое братство туристов Кубани. (Вручаются заранее подготовленные сертификаты). | |
Рефлексия: | Учитель: Ребята, на доске прикреплено дерево, а у каждого из вас на столе лежат дубовые листочки разных цветов. Выберите нужный,по вашему мнению,дубовый листик и булавочкой закрепите на дереве! Зеленый- беречь природу! Желтый- я интересуюсь! Красный- мне безразлично! Учитель: Итак, совершив виртуальное путешествие в Кавказский природный биосферный заповедник, мы с вами пришли к выводу, что природу нужно охранять и беречь. | Дерево, нарисованное на ватмане |
Домашнее задание | §31, рис.59. Нарисовать свой пример смены растительных сообществ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные сообщества, Вода, Воздух
презентации по типу "Своя игра" 3 класс УМК "ПНШ"...
Путешествие в природное сообщество
Вопросы - тесты по природным зонам России...
широколиственный лес как природное сообщество живых организмов
В презентации представлено многообразие живых организмов широколиственного леса в связи с их функциями в природном сообществе. Данная работа может быть использована на уроках природоведения, биологии ...
Тема: «Природные сообщества. Организм и среда» 6- классы
Тема: «Природные сообщества. ...
Лес - природное сообщество.
Лес- это огромная система, отдельные части которой оченьтесносплетены, взаимосвязаны. И нарушение этихв заимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтомутакстрашнывырубки...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
урок "Природные сообщества"
тип урока- самостоятельная работа в парах, группах или индивидуальная. Если вы работаете по программе Пономаревой И,Н., то урок такошо типа Вам может пригодиться. Материал частично ученикам знак...