ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Химический кружок «Похимичим?!»»
рабочая программа по химии (8 класс)

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Химический кружок «Похимичим?!»» » предназначена для учащихся 14-16 лет.

Цели  программы:

-  Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.

-  Ознакомление с объектами и явлениями материального мира.

- Расширение кругозора,  использование различных методов познания природы.

- Формирование предметных и проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

Задачами  программы  являются следующие:

1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к  предмету химии:

  • подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;
  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

2.  Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:

  • формировать умение  выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;
  • формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;
  • делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.

3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:

  • развивать  умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;

4. Воспитывать экологическую грамотность:

  • формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности,  как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды.
  • формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного  количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать  рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или  противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.

Знакомство детей с химическими веществами и  явлениями начинается еще в 7-м классе. Каждому ребенку известны названия применяемых в быту веществ, некоторые  полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками. Рабочая программа творческого объединения  по общеинтеллектуальному направлению «Химический кружок «Похимичи?!»» предназначена для учащихся 7-8 классов интересующихся проектно – исследовательской   деятельностью.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые  для проведения лабораторных опытов, практических работ и организации исследовательской деятельности, повысят уровень  проектно – исследовательских  компетенций обучающихся II ступени, позволят в дальнейшем  успешно  сдать экзамены  и продолжить  образование в высших учебных заведениях.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям учащихся:

  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации  образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

       Особенностью  программы  является её  интегративный характер, так как она  основана  на  материале химии, биологии, экологии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать  устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Химический кружок» разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)

- с учётом программы по учебному предмету «Химия» 8 класс (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, - Химия, 8 класс, М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himicheskiy_kruzhok_pohimichim.docx65.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

                                

«Утверждаю»

                                                                         Директор МКОУ СОШ №4

                                                                        ___________ М.В.Иванова

 Приказ ___

                                                                        _____________ 2022 года

                                                                

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

 «Химический кружок «Похимичим?!»»

Возраст учащихся: 14-16 лет

Срок реализации: 2021 г.

   

Разработчик:  

Куклева А.А.,

 педагог дополнительного образования  

 

                                                                                                «Рассмотрено»                                                                                 МО «__» _______ 2022 г.

Руководитель МО _______/Францева В.В./

 

                                                «Согласовано»

                                                МС «__» ________ 2022 г.

Руководитель МС _______ 

Махнюкова Д.А./

                                                                                                 

Мирный

2022  

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Химический кружок «Похимичим?!»» » предназначена для учащихся 14-16 лет.

Цели  программы:

-  Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.

-  Ознакомление с объектами и явлениями материального мира.

- Расширение кругозора,  использование различных методов познания природы.

- Формирование предметных и проектно – исследовательских компетенций обучающихся.

Задачами  программы  являются следующие:

1. Сформировать устойчивый познавательный интерес к  предмету химии:

  • подготовить учащихся к изучению учебного предмета химия в 8 классе;
  • развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;
  • формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

2.  Развивать исследовательские и творческие способности учащихся:

  • формировать умение  выполнять и грамотно оформлять исследовательскую работу;
  • формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, выделять проблему, объект и предмет исследования, составлять план действий и корректировать его;
  • делать выводы и заключения, анализируя проделанную работу.

3. Формировать информационно-коммуникационную грамотность:

  • развивать  умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать, представлять, передавать информацию, используя современные информационные технологии;

4. Воспитывать экологическую грамотность:

  • формировать умения прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности,  как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды.
  • формировать умения обеспечить личную экологическую безопасность, делая правильный выбор среди огромного  количества новых химически синтезированных веществ, а так же оценивать  рекламу, содержащую подчас ложные сведения для потребителя или  противоречащую основным законам естественно - научных дисциплин.

Знакомство детей с химическими веществами и  явлениями начинается еще в 7-м классе. Каждому ребенку известны названия применяемых в быту веществ, некоторые  полезные ископаемые и даже отдельные химические элементы. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками. Рабочая программа творческого объединения  по общеинтеллектуальному направлению «Химический кружок «Похимичи?!»» предназначена для учащихся 7-8 классов интересующихся проектно – исследовательской   деятельностью.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые  для проведения лабораторных опытов, практических работ и организации исследовательской деятельности, повысят уровень  проектно – исследовательских  компетенций обучающихся II ступени, позволят в дальнейшем  успешно  сдать экзамены  и продолжить  образование в высших учебных заведениях.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям учащихся:

  • воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
  • признание решающей роли содержания образования и способов организации  образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

       Особенностью  программы  является её  интегративный характер, так как она  основана  на  материале химии, биологии, экологии. Это покажет обучающимся универсальный характер естественнонаучной деятельности и будет способствовать  устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Химический кружок» разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)

- с учётом программы по учебному предмету «Химия» 8 класс (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, - Химия, 8 класс, М.: издательский центр «Вентана-Граф», 2019г.

Описание места ДООП

На проведение занятий ДООП «Химический кружок «Похимичим?!»» отводится 1 час в неделю, предусмотренной ФГОС (34 часа в год)

Методы обучения:

Словесные: устное изложение, объяснение, фронтальные беседы, индивидуальные беседы.

Наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация, составление опорных конспектов, схем, таблиц;

Практические: практические работы, проектная деятельность, организационная деятельность, составление портфолио.

Особенности, предпочтительные формы организации познавательного процесса, их сочетание, формы контроля

Особенность программы состоит в том, что она обеспечивает высокий уровень знаний, широко включая в себя демонстрационные  опыты и химический эксперимент, межпредметные связи, что позволяет сделать обучение максимально развивающим.

Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ  природы, обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.

Курс включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. В программе названы основные разделы курса, для каждого из них перечислены подлежащие изучению вопросы,  химический эксперимент (демонстрации, практические работы). Химический эксперимент в процессе обучения сочетается с другими средствами обучения, в том числе и с аудиовизуальными.

Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному общению с веществами в быту и на производстве.

Формы организации. На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, компетентностно-деятельностный подход.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • умения и навыки (предметные и общие учебные);
  • способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
  • взаимопроверка  учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
  • содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
  • публичная защита  и презентация творческих работ, исследований и проектов.

        Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и представлений о химических технологиях, о значение химии в современном мире, различных техниках и видах искусства, использующих достижения химии, понимания их социальной значимости в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), уважения к духовно-нравственным ценностям в процессе комплексного освоения программы,  осмысленного понимания роли и значения культуры в жизни народа, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему   социальной среде.

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, развитие творческого потенциала личности в процессе исследования и реализации творческих проектов – исследовательской работы. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения школьников   проходит через участие их в беседах по разным темам, участие в научно – исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ, реализацию исследовательских проектов.

Все  обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему   исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции.  При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Курс рассчитан на группу от 1-15 человек.                                                                      

Планируемые результаты освоения ДООП «Химический кружок»

В результате изучения химии ученик научится

знать / понимать:

  •  что такое «химия» и «вещество», правила техники безопасности в химической лаборатории;
  • иметь представления об индикаторах, чистых веществах и смесях, кристаллических и аморфных веществах;
  • признаки физических и химических реакций;
  • что такое растворы, растворенное вещество, растворитель. Иметь представление о факторах, влияющих на растворение веществ;
  • состав воздуха. Постоянный состав воздуха.Кислород, углекислый газ, азот, благородные газы. Переменный состав воздуха;
  • свойства воды. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот воды. Разновидности воды: пресная, соленая, минеральная, питьевая, морская, речная;
  • знать способы очистки загрязненной воды: фильтрование, выпаривание, дистилляция;
  • жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия Периодического закона;
  • основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли;
  • лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств;
  • щёлочи – едкие вещества. Свойства щелочей. Первая помощь при щелочных ожогах;
  •  взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси;
  • бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами: (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.).  Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах;
  • состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

ученик получит возможность научиться:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (с 1 по 20 элемент) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, типы химической связи,  реакции ионного обмена;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • приготовления растворов заданной концентрации, выращивать кристаллы, анализировать состав продуктов, бытовой химии, кремов и прочих веществ;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

• положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

• осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;  

• осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

• стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;

• планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

• работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства;

• самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

• давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

• строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

• использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

• уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

• вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

• задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебный план

 № п/ п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

 Введение

2

1

1

Анкетирование. Создание папки развития

2.

Лаборатория юного химика

12

3

9

Химический кроссворд. Ведение папки развития.

3.

Дом, в котором «живут» химические элементы

4

4

0

Ребусы, загадки. Химический кроссворд. Папка развития.

4.

Домашняя химия

10

5

5

Анализ выполнения практических работ. Ведение папки развития.

5.

Увлекательная химия для экспериментаторов

4

2

4

Анкетирование. Ведение папки развития.

….

Контрольные и итоговые занятия

2

0

0

Проектная деятельность

ИТОГО

34

15

19

Календарно-тематическое планирование  7 класс

Дата № п/п.

Темы уроков.

Изучаемые вопросы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Лабораторные практические работы, демонстрация
оборудование.

Примечание.

Введение – 2 часа.

1.


Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.


Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии.


Знать понятия: «химия», «вещество».

Правила ТБ.


Презентация «Химия вокруг нас».

2.

 Знакомство с лабораторным оборудованием.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Знать правила ТБ
Уметь обращаться с лабораторной посудой и оборудованием, оказывать первую медицинскую помощь.

Практическая работа   № 1. Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени.

Какие предметы домашнего обихода можно использовать в качестве химической посуды.

ТЕМА 1.   Лаборатория юного химика – 12 часов.

3.

Понятие об индикаторах.

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Иметь представление
об индикаторах.
Уметь
определять характер среды с помощью индикаторов.

Практическая работа   № 2.
«Изменение окраски индикаторов в различных средах».

Рассказ о растительных индикаторах.

4.

Смеси. Однородные и неоднородные.

Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

Иметь представление
о различии чистого вещества и смеси, способах разделения.
Уметь проводить фильтрование, выпаривание.

Практическая работа   № 3.
«Очистка загрязненной поваренной соли».

Разделение смеси красителей хроматографией.

5.

Кристаллы.

Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.

Иметь представление
о кристаллических и аморфных веществах, способах выращивания кристаллов.
Уметь получать кристаллы солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора.

Практическая работа   № 4. «Выращивание кристаллов поваренной соли».

Вырастить кристалл сахара, медного купороса.

6.

Понятие о химических реакциях.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Правила умелого определения запаха вещества. Взаимодействие пищевой соды с лимонной и уксусной кислотами и образование углекислого газа как признак химической реакции. Следы углекислого газа в хлебе, блинах, сыре, лимонаде.

Знать
отличие физических явлений от химических.

Уметь работать с реактивами, определять запах вещества.

Практическая работа   № 5.
«Признак химической реакции – выделение газа»

Лабораторный опыт. «Приготовление лимонада», «Вулкан» на столе, «Зелёный огонь», «Вода-катализатор», «Звездный дождь», «Разноцветное пламя», «Вода зажигает бумагу».

Провести опыт «Гашение соды лимонной кислотой».

7.

Признаки химической реакции – изменение цвета

Изменение цвета твердого вещества и жидкости (раствора) при взаимодействии его с другим веществом или при нагревании; изменение окраски индикатора (вытяжка сока ягод) при действии кислоты и соды. Демонстрация растворения и

изменения окраски безводного сульфата меди в воде.

Уметь определять химическую реакцию.

Практическая работа   № 6.
«Признак химической реакции – изменение цвета».

8.

Признаки химической реакции – образование и растворение осадка.


Признаки химической реакции – образование и растворение осадка.


Уметь определять химическую реакцию.


Практическая работа   № 7.
«Признак химической реакции – растворение и образование осадка».

Лабораторный опыт. «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.

9.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита.

Иметь представление
о чистых веществах и смесях.

Уметь разделять смеси.

Демонстрационный опыт.

«Разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита».

10.

Понятие о растворах.


Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов.

Иметь представление
о растворах, способах их приготовления.

Уметь определять растворимость веществ, готовить растворы.


Практическая работа   № 8. «Растворимые и нерастворимые вещества в воде».


Проверить вещества на растворимость в воде.

11.

Состав воздуха. Кислород.


Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород.
Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород?


Знать, что воздух – это смесь газов; свойства и области применения кислорода.

Уметь:
Получать кислород и доказывать его наличие.


Демонстрационный опыт. «Горение свечи на воздухе», «Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе».

12.

Углекислый газ в воздухе.


Свойства и применение углекислого газа.


Знать:
- понятия «ионы», «химическая связь»;
- определять тип химической связи в соединении.


Демонстрационный опыт. «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» – получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты».

13.

Чудесная жидкость – вода.


Свойства воды. Агрегатное состояние воды при обычных условиях. Вода в природе. Круговорот воды. Разновидности воды: пресная, соленая, минеральная, питьевая, морская, речная.


Уметь:
- проводить простейший анализ воды;
очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.

Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета».


Презентация, диск.

14.

Очистка загрязненной воды

Очистка загрязненной воды: фильтрование, выпаривание, дистилляция. Обеззараживание воды.


Уметь:
очищать воду от примесей отстаиванием или фильтрованием.


Практическая работа   № 10. «Очистка воды».

ТЕМА 2.  Дом, в котором «живут» химические элементы – 4 часа.

15.

Алхимический период в истории химии.

История возникновения алхимии.

Беседа.

16.

        

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.


Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.


Иметь представление
о периодическом законе.


Портрет Д.И. Менделеева, презентация, фильм, ПСХЭ.

17.

Понятие о химическом элементе.

Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы.

Уметь: находить химические элементы в таблице Д.И. Менделеева по знакам или названиям, номерам порядковым, групп, периодов.


Игра «Найди элемент».


ПСХЭ, загадки об элементах.

18.

Относительная атомная и молекулярная массы.


Относительная атомная и молекулярная массы.


Уметь находить по таблице относительную атомную массу, вычислять относительную молекулярную массу.

ПСХЭ.

ТЕМА 3.   Домашняя химия – 10 часов.

19.

.

Основные компоненты пищи. Белки.

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения.


Уметь:

называть основные компоненты пищи.

        Лабораторный опыт. «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».


Презентация.

20.

Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы.

Какие продукты питания содержат жиры? Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?


Уметь:
- отличать жиры от углеводов;

- выяснять роль углеводов и жиров в жизни живых организмов.

-распознавать сахар и крахмал.

Лабораторный опыт.
«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».


Презентация.

21.

Основные компоненты пищи. Витамины.

Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.

Иметь представление о роли витаминов, правилах их применения

Демонстрационный опыт. «Обнаружение витаминов в продуктах».

22.

Анализ продуктов питания

Состав продуктов питания. Пищевые добавки.

Уметь:
Проводить простейший анализ продуктов питания.

Практическая работа   № 11. «Анализ пищевых продуктов».

Объекты исследований: чипсы, мороженное, шоколад, жевательная резинка, газированные напитки, чай, молоко.

Принести этикетки от продуктов питания.

23.

Понятие о лекарственных препаратах

Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств.

Иметь представление о содержимом домашней аптечки, правилах хранения и применения лекарств.

Практическая работа   № 12. «Содержимое домашней аптечки».

Проанализировать содержимое домашней аптечки.

24.

Удивительны опыты с лекарственными веществами.

Качественные реакции на функциональные группы.

Иметь представление о качественных реакциях на лекарственные препараты.

Практическая работа   № 13. «Удивительные опыты с лекарственными веществами».

Презентация.

25.

Щёлочи и работа с ними.

Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Обнаружение щелочей. Первая помощь при щелочных ожогах.

Иметь представление о щелочах.

Знать правила обращения с препаратами.

Лабораторный опыт.

«Определение щелочи».

26.

Горючие вещества и смеси.

Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Иметь представление о Взрывчатых и горючих веществах.

27.

.

Знакомство с бытовыми химикатами.

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами: (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.).  Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.


Знать правила обращения с препаратами бытовой химии.

Уметь оказывать первую помощь при ожогах, отравлениях.


Практическая работа   № 14. "Опыты с бытовыми химикатами"

Проанализировать правила хранения препаратов бытовой химии.

28.

Азбука химчистки.

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Практическая работа №15.  "Выводим пятна".

Презентация.

29.

Знакомство с косметическими средствами.

Состав средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

Иметь представление об удалении жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

Лабораторный опыт.  «Измерение  рН моющих средств».

Презентация.

ТЕМА 4.   Увлекательная химия для экспериментаторов – 6 часов.

30.

Изготовление фараоновых змей.

Сахарная змея. Змеи из лекарств.

Знать правила обращения с реактивами.
Уметь обращаться с лабораторным оборудованием.

Практическая работа   № 18."Получение фараоновых змей".


Инструкции.

31.

Знакомство с реакциями окрашивания пламени.

Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.


Практическая работа№ 19."Разноцветный фейерверк".

32.

Водоросли в колбе.

Методика проведения опыта.

Практическая работа   № 20. "Химические водоросли"

33.

Химический новый год.

Методика проведения опытов.


Практическая работа   № 21. «Изготовление химических елок и игрушек».

34.

Итоговое занятие «Ее величество Химия».

Подведение итогов работы. Защита проекта.

  • Итого 34 часа.

УМК для преподавателя

1.Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80.

2.Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.

3.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003

4.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003

5.Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64

6.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985.

7.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26.

8.Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70.

9.Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29.

10.Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.

Литература для учащихся.

1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.

2. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности кружок «Патриот»

Военно-патриотический кружок «Патриот», в котором учащиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, не...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Математика и жизнь» (кружок) для 11 класса

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  познавательной направленности «Математика и жизнь» (кружок) для 11 класса...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Радиационная, химическая, биологическая защита»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лабораторный практикум. Химический эксперимент», краткосрочная

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что программа содержит опережающую информацию по неорганической и органической химии, раскрывает перед обучающимися интересные и важные ст...