Рабочая программа индивидуального курса по биологии: "Основы рационального питания", 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа индивидуального курса по биологии для 8 класса "Основы рационального питания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_kursa_po_biologii_dlya_8_klassa_osnovy_ratsionalnogo_pitaniya.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа №17»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании методического Директор «МБОУ ООШ №17»:
объединения _____________Н.В.Ермолаева
Протокол № от «__»____20____г. Приказ № от«____» ___20__ г.
«Основы рационального питания»
Рабочая программа индивидуального курса по биологии
для учащихся 8 классов
Срок реализации один учебный год.
Анжеро-Судженск, 2016
Составитель: Жураковская Л.М., учитель химии и биологии высшей квалификационной категории.
«Основы рационального питания», рабочая программа индивидуальных занятий по биологии для учащихся 8 классов, Анжеро-Судженск, 2016 г., 13 с.
Целью программы «Основы рационального питания» является формирование культуры питания учащихся и компетенции в вопросах здорового питания и правильного пищевого поведения.
Пояснительная записка
Вопросы сохранения и укрепления здоровья в современном обществе приобретают все большее значение, что обусловлено целым рядом факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека. Чтобы сохранить здоровье, необходимо организовать свою жизнь с учетом сложившихся объективных экологических условий, устранить нежелательные факторы или снизить их воздействие, свести к минимуму их вредное влияние на организм человека.
В настоящее время среди множества факторов, влияющих на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека, первостепенным, определяющим и системообразующим является питание, так как оно оказывает положительное влияние и на двигательную активность, и на эмоциональную устойчивость. Еще Гиппократ говорил о том, что «если отец болезни известен, то всегда мать ее – питание».
В последние годы проблема питания приобрела особую сторону. Ни одна другая сторона жизнедеятельности человека не связана с таким количеством псевдонаучных представлений, как питание, потому что стройной научной системы о питании до сих пор нет. В этой связи особую важность приобретает роль обучения культуре питания подрастающего поколения.
Для решения проблемы формирования компетенции в вопросах питания и пищевого поведения разработан данный индивидуальный курс «Основы рационального питания».
Процесс формирования культуры питания, в основе которой лежит мотивация на ведение здорового образа жизни и ценностное отношение к здоровью, должен быть длительным, систематическим и начинаться как можно раньше. Формирование культуры питания – междисциплинарная проблема, она решается всеми курсами, но ведущая роль в данном курсе принадлежит естественным предметам.
Цель курса:формирование культуры питания учащихся и компетенции в вопросах здорового питания и правильного пищевого поведения.
Задачи курса:
-дать основные представления о питании человека, пищевых веществах, процессе пищеварения и пищевом поведении;
-расширить представления учащихся о влиянии питания на здоровье человека;
-воспитать у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью;
-сформировать представления о структуре и качестве питания, обеспечивающего элементарную защиту организма от неблагоприятных факторов среды;
-сформировать умение составлять собственный рацион на основе освоения образовательной программы.
Индивидуальный курс «Основы рационального питания» рассчитан на 17,5 часов в год (0,5 часа в неделю или 1 час в две недели). Индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения предполагают проектирование деятельности учителя на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.). Этот курс позволит учащимся расширить и углубить знания по предмету биологии, подготовиться к олимпиаде, провести некоторые исследования, направленные на изучение питания школьников, а также подготовиться к итоговой государственной аттестации.
Настоящий курс включает теоретический и практический материал. Теоретический материал усваивается при изучении соответствующей литературы. Практический материал включает практические работы, тестовые задания. Формы контроля представлены тестами.
Содержание тем учебного индивидуального курса «Основы рационального питания»
Раздел 1. Питание и его роль в сохранении и укреплении здоровья.
Тема 1. Наука о питании, ее современное состояние и перспективы развития. Нутрициология, ее основные задачи, основные понятия. Теоретические и практические основы науки о питании. Развитие фундаментальных исследований. Совершенствование методологии. Оценка состояния фактического питания и здоровья населения.
Тема 2. Понятие и функции питания.
Питание как потребность. Голод. Аппетит. Жажда. Основные функции питания. Питание современного человека. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья человека.
Тема 3. Современные теории питания.
Политика здорового питания. Альтернативные теории питания: вегетарианство, сыроядение, раздельное питание, концепция позитивного питания. Диетическое и лечебное питание.
Тема 4. Основы рационального питания.
Понятие и принципы рационального питания. Калорийность, сбалансированность и режим питания. Рационализация питания для детей школьного возраста.
Раздел 2. Пищевые вещества.
Тема 1. Понятие нутриентов и балластных веществ.
Определение нутриентов, макронутриентов и микронутриентов. Понятие эссенциальных веществ. Понятие балластных веществ, их роль в процессе пищеварения и значение для здоровья человека.
Тема 2. Белки, жиры и углеводы – основные пищевые вещества.
Белки, жиры и углеводы как макронутриенты. Их функции и роль в обеспечении в обеспечении жизнедеятельности организма. Энергетическая и биологическая ценность пищевых веществ. Важнейшие источники белков, жиров и углеводов.
Тема 3. Витамины и минеральные вещества, их значение для здоровья и развития детей.
Витамины и минеральные вещества как микронутриенты. Основные группы витаминов, их биологическая роль, природные источники. Понятие о гипер-, гипо-, авитиминозах, их предупреждение. Значение витаминов и минеральных веществ для роста и развития организма, укрепления здоровья, предупреждения заболеваний. Их функции и роль в обеспечении жизнедеятельности организма. Пищевые источники.
Тема 4. Понятие биологических добавок, их влияние на организм человека.
Виды биологических добавок. Нутрицевтики и парафармацевтики. Их влияние на здоровье человека.
Тема 5. Понятие пищевых добавок, их влияние на организм человека.
Виды пищевых добавок. Их роль в развитии пищевой промышленности. Влияние на организм красителей, стабилизаторов, усилителей вкуса, консервантов и других химических добавок. Гигиенический контроль за применением пищевых добавок.
Раздел 3. Физиологические основы питания.
Тема 1. Анатомо-физиологические и возрастные особенности пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы. Состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Пищеварение в разных отделах ЖКТ, возрастные особенности пищеварения.
Тема 2. Обмен веществ и энергии в организме человека. Возрастные особенности.
Пластические и энергетические потребности организма. Обмен веществ в организме: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Способы оценки энергетических затрат организма. Обмен веществ и энергии в зависимости от возраста и уровня функциональной активности. Основной обмен, способы его определения. Масса тела как один из важнейших показателей здоровья человека.
Тема 3. Физиологические нормы потребления пищевых веществ и энергии в разном возрасте.
Потребление пищевых веществ с учетом индивидуальных особенностей человека, пола, возраста, характера труда. Физиологические нормы потребления веществ и энергии школьниками.
Раздел 4. Гигиена питания.
Тема 1. Обработка и хранение пищевых продуктов.
Виды технологической обработки продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой. Типы упаковки продуктов. Реклама и продукты питания. Информация о продукте на упаковке.
Тема 2. Основные химические и биологические загрязнители пищи.
Виды загрязнителей. Токсические элементы, пестициды, соединения азота, гормональные препараты, радионуклиды, антибиотики, микроорганизмы и другое, их влияние на организм человека.
Тема 3. Питание и болезни.
Заболевания, вызываемые ошибками в питании. Заболевания, обусловленные дефицитом некоторых микроэлементов. Анорексия. Булимия. Пищевая аллергия. Ядовитые растения и грибы. Пищевые отравления. Пост, вегетарианство и здоровье детей. Алкогольсодержащие продукты и их влияние на организм человека.
Раздел 5. Культура питания.
Тема 1. Сервировка стола и правила поведения за столом.
Правила сервировки обеденного стола. Правила поведения за столом в общественных местах и дома.
Тема 2. Традиции приема пищи в разных странах
Этнические особенности питания разных народов. Культурные традиции приема пищи и пищевых предпочтений в разных странах мира.
Содержание рабочей программы
Настоящий индивидуальный курс «Основы рационального питания» рассчитан на 17,5 часов. Курс состоит из пяти разделов, каждый раздел включает подробное содержание материала, который делится на практическую и теоретическую части.
На изучение первого раздела отводится 4 часа. Из них 3 часа изучается теоретический материал, один час отводится на выполнение практической работы №1 «Составление однодневного пищевого рациона школьника».
Раздел 1. Питание и его роль в сохранении и укреплении здоровья (4 часа).
Тема 1. Наука о питании, ее современное состояние и перспективы развития. Нутрициология, ее основные задачи, основные понятия. Теоретические и практические основы науки о питании. Развитие фундаментальных исследований. Совершенствование методологии. Оценка состояния фактического питания и здоровья населения.
Тема 2. Понятие и функции питания.
Питание как потребность. Голод. Аппетит. Жажда. Основные функции питания. Питание современного человека. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья человека.
Тема 3. Современные теории питания.
Политика здорового питания. Альтернативные теории питания: вегетарианство, сыроедение, раздельное питание, концепция позитивного питания. Диетическое и лечебное питание.
Тема 4. Основы рационального питания.
Понятие и принципы рационального питания. Калорийность, сбалансированность и режим питания. Рационализация питания для детей школьного возраста. Выполнение практической работы №1 «Составление однодневного пищевого рациона школьника».
На изучение второго раздела курса отводится 5 часов. Из них 4 часа изучается теория и один час отводится на выполнение практической работы №2«Действие пищеварительных ферментов на питательные вещества».
Раздел 2. Пищевые вещества (5 часов).
Тема 1. Понятие нутриентов и балластных веществ.
Определение нутриентов, макронутриентов и микронутриентов. Понятие эссенциальных веществ. Понятие балластных веществ, их роль в процессе пищеварения и значение для здоровья человека.
Тема 2. Белки, жиры и углеводы – основные пищевые вещества.
Белки, жиры и углеводы как макронутриенты. Их функции и роль в обеспечении в обеспечении жизнедеятельности организма. Энергетическая и биологическая ценность пищевых веществ. Важнейшие источники белков, жиров и углеводов.
Тема 3. Витамины и минеральные вещества, их значение для здоровья и развития детей.
Витамины и минеральные вещества как микронутриенты. Основные группы витаминов, их биологическая роль, природные источники. Понятие о гипер-, гипо-, авитиминозах, их предупреждение. Значение витаминов и минеральных веществ для роста и развития организма, укрепления здоровья, предупреждения заболеваний. Их функции и роль в обеспечении жизнедеятельности организма. Пищевые источники.
Тема 4. Понятие биологических добавок, их влияние на организм человека.
Виды биологических добавок. Нутрицевтики и парафармацевтики. Их влияние на здоровье человека.
Тема 5. Понятие пищевых добавок, их влияние на организм человека.
Виды пищевых добавок. Их роль в развитии пищевой промышленности. Влияние на организм красителей, стабилизаторов, усилителей вкуса, консервантов и других химических добавок. Гигиенический контроль за применением пищевых добавок.Выполнение практической работы №2 «Действие пищеварительных ферментов на питательные вещества».
На изучение третьего раздела запланировано 3 часа. Из них 2 часа изучается теория и один час отводится на выполнение практической работы №3 «Составление дуги слюноотделительного безусловного рефлекса».
Раздел 3. Физиологические основы питания (3 часа).
Тема 1. Анатомо-физиологические и возрастные особенности пищеварения.
Строение и функции пищеварительной системы. Состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Пищеварение в разных отделах ЖКТ, возрастные особенности пищеварения.
Тема 2. Обмен веществ и энергии в организме человека. Возрастные особенности.
Пластические и энергетические потребности организма. Обмен веществ в организме: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Способы оценки энергетических затрат организма. Обмен веществ и энергии в зависимости от возраста и уровня функциональной активности. Основной обмен, способы его определения. Масса тела как один из важнейших показателей здоровья человека.Выполнение практической работы №3 «Составление дуги слюноотделительного безусловного рефлекса»
Тема 3. Физиологические нормы потребления пищевых веществ и энергии в разном возрасте.
Потребление пищевых веществ с учетом индивидуальных особенностей человека, пола, возраста, характера труда. Физиологические нормы потребления веществ и энергии школьниками.
Для изучения четвертого раздела отводится 3 часа. Из них 2 часа теории и 1 час отводится на выполнение практической работы №4 «Изучение информации о продукте на упаковке».
Раздел 4. Гигиена питания (3 часа).
Тема 1. Обработка и хранение пищевых продуктов.
Виды технологической обработки продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой. Типы упаковки продуктов. Реклама и продукты питания. Информация о продукте на упаковке.Выполнение практической работы №4 «Изучение информации о продукте на упаковке».
Тема 2. Основные химические и биологические загрязнители пищи.
Виды загрязнителей. Токсические элементы, пестициды, соединения азота, гормональные препараты, радионуклиды, антибиотики, микроорганизмы и другое, их влияние на организм человека.
Тема 3. Питание и болезни.
Заболевания, вызываемые ошибками в питании. Заболевания, обусловленные дефицитом некоторых микроэлементов. Анорексия. Булимия. Пищевая аллергия. Ядовитые растения и грибы. Пищевые отравления. Пост, вегетарианство и здоровье детей. Алкогольсодержащие продукты и их влияние на организм человека.
В пятом разделе 2,5 часа изучаются основы культуры питания и выполняется итоговый тест за весь курс «Основы рационального питания».
Раздел 5. Культура питания (2,5 часа).
Тема 1. Сервировка стола и правила поведения за столом.
Правила сервировки обеденного стола. Правила поведения за столом в общественных местах и дома.
Тема 2. Традиции приема пищи в разных странах
Этнические особенности питания разных народов. Культурные традиции приема пищи и пищевых предпочтений в разных странах мира.
Учебно-тематический план
№п\п | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Питание и его роль в сохранении и укреплении здоровья. | 4 | 3 | 1 |
2 | Раздел 2. Пищевые вещества. | 5 | 4 | 1 |
3 | Раздел 3. Физиологические основы питания. | 3 | 2 | 1 |
4 | Раздел 4. Гигиена питания. | 3 | 2 | 1 |
5 | Раздел 5. Культура питания. | 2,5 | 2,5 | |
Всего часов | 17,5 | 13,5 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате реализации данного курса обучающиеся будут
-знать и понимать следующие понятия: питание, рациональное питание, принципы рационального питания, нутриенты, балластные вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, биологически активные добавки, химические добавки, пищеварительная система, процесс пищеварения, важнейшие пищевые источники, гигиена питания, пищевая аллергия, пищевое отравление, ядовитые растения и грибы, диета, лечебное голодание, пост, анорексия, булимия.
- уметь: составлять собственный рацион питания с учётом возраста, объяснять принципы здорового питания, сервировать обеденный стол, вести себя за столом дома и в общественных местах, определять признаки пищевого отравления, оказать первую помощь при пищевом отравлении.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
- Бременер, С.М. Гигиена питания \ С.М. Бременер.- М.:Экономика, 1967.
- Питание и здоровье : пособие для учителей \ сост.: С.И. Хорунжина, Н.Ю. Шибанова, Л.В. Пермякова и др.- Кемерова, 2007. – 87с.
- Воробьев, В.И. Питание и здоровье \ В.И. Воробьев. – М.: Медицина, 1990.
- Аасамаа, Ийна. Как себя вести \ ИйнаАасамаа. – Таллин:Валгус, 1979.
- Тестовые задания.
Литература для учащихся
- Скурихин, И.М. Все о пище с точки зрения химика. И.М. Скурихин, А.П. Нечаев. – М.: Высшая школа, 1991.
- Всё обо всем : популярная энциклопедия для детей. – М. : Слово, 1998.
- Биология: справочник школьника. – М. : Слово, 1999.
- Химия: справочник школьника. – М.: Слово, 1996.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование индивидуального курса «Основы рационального питания»
(17,5 часов в год, 0,5 часа в неделю или 1 час в две недели и 0,5 часа на выполнение итогового тестирования)
№ раздела | Наименование раздела, количество часов | № урока | Наименование темы | Практическая часть |
1 | Питание и его роль в сохранении и укреплении здоровья, 4 часа. | 1 | Наука о питании, её современное состояние. | |
2 | Понятие и функции питания. | |||
3 | Современные теории питания. Выполнение теста №1 | |||
4 | Основы рационального питания. | Практическая работа №1 «Составление однодневного пищевого рациона школьника» | ||
2 | Пищевые вещества, 5 часов. | 1 | Понятие нутриентов и балластных веществ. | |
2 | Белки, жиры, углеводы – основные пищевые вещества. | |||
3 | Витамины и минеральные вещества. | |||
4 | Влияние биологических добавок на организм человека. Выполнение теста №2 | |||
5 | Влияние пищевых добавок на организм человека. | Практическая работа №2 «Действие пищеварительных ферментов на питательные вещества» | ||
3 | Физиологические основы питания, 3 часа. | 1 | Анатомо–физиологические и возрастные особенности пищеварения. | |
2 | Обмен веществ и энергии в организме человека. Выполнение теста №3 | Практическая работа №3 «Составление дуги слюноотделительного рефлекса» | ||
3 | Физиологические нормы потребления пищевых веществ и энергии в разном возрасте. | |||
4 | Гигиена питания, 3 часа. | 1 | Обработка и хранение пищевых продуктов. | Практическая работа №4 «Изучение информации о продукте на упаковке» |
2 | Основные химические и биологические загрязнители пищи. | |||
3 | Питание и болезни. Выполнение теста №4 | |||
5 | Культура питания, 2,5 часа. | 1 | Сервировка стола и правила поведения за столом. | |
2 (1,5 часа) | Традиции приема пищи в разных странах. Выполнение итогового теста (0,5 часа) | |||
Всего | 17,5 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.
Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса - возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, ...
Рабочая программа по курсу общей биологии для 10-11 классов
Рабочая программа, пояснительная записка и тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса по биологии Основы здоровья
Предназначена для учащихся 8 класса....
Рабочая программа учебного курса по биологии Основы здоровья
Предназначена для учащихся 8 класса....
Рабочая программа учебного курса по биологии для ученика 7 класса
Составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса (Биология: 5-9 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2015, авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О...
Программа элективного курса по биологии «Основы антропологии» VIII класс
Из всех разделов биологии в школьной программе имеется только один, посвященный изучению человеческого организма, - «Человек». В его содержании преобладают...
рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Программа разработана с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...