Технология развития критического мышления
статья по биологии (11 класс) на тему

Статья напечатана в сборнике: Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XXVI I Всероссийской научно-практической конференции / Под общей ре-дакцией С.С. Чернова. – Новосибирск: Из-дательство ЦРНС, 2014.

Технология развития критического мышления стала складываться в 90-е годы XX века. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый обучающийся, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук, преподаватель биологии

И. А. Репина, преподаватель русского языка  и литературы

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы  «Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»

        Аннотация: Технология развития критического мышления стала складываться в 90-е годы XX века. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый обучающийся, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

        Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, приёмы развития критического мышления,   вызов, осмысление, рефлексия, кластеры, дерево предсказаний,  дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, письмо по кругу, пометки на полях, синквейн, эссе.

                Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать различные аргументы и принимать продуманные решения.  Цель данной технологии – обеспечить развитие критического мышления при помощи интерактивного включения студентов в образовательный процесс.

        Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет студентам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Технология включает несколько этапов:

I этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта).

II этап «Осмысление».

III этап «Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом занятии обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить студента к активной работе на уроке и дома [3].

        На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) студент начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части [3].

        На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями студента: маркировкой с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составлением таблиц, поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и др. В результате этого студенты получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные. Таким образом, студенты следят за собственным пониманием самостоятельно.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации;
  • формирование у каждого из студентов собственного отношения к изучаемому материалу [1] .

        На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

        В технологии развития критического мышления  используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения занятия  в целом. Рассмотрим некоторые из них.

Приемы развития критического мышления

        «Кластеры». Это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно , распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди – графический прием в систематизации материала. Мысли уже не громоздятся, а располагаются в определенном порядке.  Принцип довольно простой.  Рисуется модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – это крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают студентам охватывать больший объем информации, чем можно было получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда нужно систематизировать информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.  Можно использовать этот прием и на стадии рефлексии. Это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам) [2] .

        «Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), и,  наконец, листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот прием также хорошо подходит для стадии  вызова.

        «Дневники» и «бортовые журналы». Данные приемы хорошо подойдут для стадии осмысления. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым студенты во время изучения темы записывают свои мысли. Бортовой журнал можно представить в виде таблицы:

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

        Интересным приемом является «Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Такие дневники могут использоваться при чтении текста на занятии, но особенно продуктивна работа с ними дома, когда задается большой текст. В левой части дневника студенты записывают те моменты, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали воспоминания, ассоциации, озадачили и т.п. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

Цитата

Комментарии

        На стадии рефлексии студенты возвращаются к работе с этими  дневниками и с их помощью текст последовательно разбирается.

        Существуют «Трехчастные дневники», которые имеют третью графу – «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с преподавателем по поводу прочитанного [ 2].

        «Толстые и тонкие вопросы». Прием может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.

“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие?

Толстые?

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?

        По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

        «Лови ошибку». Преподаватель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает студентам  выявить допущенные ошибки [2] .

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются студентами, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Студенты  анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

                «Пометки на полях». Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Преподавателю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна.
  • Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
  • Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-« (думал иначе). После прочтения текста студенты заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

«V» - знаю

«+»- новое

«?» - есть вопросы

Данный прием требует активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

        «Синквейн» (пятистишье). Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны [2] .

         «Эссе».  Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.        Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста студента, приобщает обучающегося к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей[4].

        

Библиография

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. “Русский язык”, 2009, №7.
  3. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....