Основные систематические группы рыб
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Тогузова Светлана Николаевна

Основные систематические группы рыб.  Характеризуются  отличительные признаки. Имеются Интерактивные задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №34                                                                                 21.12.2015

Учитель: Тогузова С. Н.

Класс: 8

Автор УМК: В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко

Тема урока: Основные систематические группы рыб

Задачи:

Образовательные:

выявить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы;; установить и уметь объяснять взаимосвязь строения со средой обитания;; формировать умения работать с учебным пособием, печатным материалом (извлекать нужную информацию, систематизировать и структурировать её, пользоваться текстом, рисунками для выполнения самостоятельной работы и работы в малых группах);; освоить способ систематизации признаков на примере надкласса рыб;;

Воспитательные:

воспитание чувства любви к Родине; вовлечь в активную деятельность; совершенствовать навыки общения; формировать экологическую культуру, способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий; воспитать культуру экономного расходования времени; Формирование компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной компетенций.; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю;

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать; научить работать с дополнительной литературой и др. источниками информации

Планируемые результаты:

Личностные: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, ; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

Предметные: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков рыб; необходимости защиты окружающей среды; классификация — определение принадлежности рыб к определенной систематической группе

Метапредметные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологичес-кой информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,

Межпредметные связи:Краеведение; Экология; Информатика

Формы деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая

Формы обучения: исследования; групповая и парная работа; защита проектов

Оборудование  ПК учителя; раздаточный материал; презентация по теме; видеоурок по теме; медиапроектор; учебник

Тип урока: X. Урок решения практических, проектных задач

Цель:

Практическая направленность изучения теоретических положений.; экологическое сознание; воспитание любви к природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

1.Приветствие;
2. Заполнение журнала;
3.Создание положительного микроклимата
4.Психолого-педагогический настрой на урок.


Самоопределение проявление позитивного эмоционального заряда обучающихся,

установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
формулирование познавательной цели

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности

Целеполагание
Планирование

Постановка цели и задачи урока. Цели и задачи практикума

Объявляет тему урока и сообщает задачи урока
проявление позитивного эмоционального заряда обучающихся, направленного на осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  •

мотивация учения,

формулирование познавательной цели

мотивация учения,
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Целеполагание
Планирование
Прогнозирование

Актуализация опорных знаний и умений учащихся

фронтальная беседа об особенностях строения черепных животных, индивидуальный опрос учащихся с использованием интерактивных рисунков "Общая схема внутреннего строения рыб", в демонстрационном режиме в варианте "Спрятать всё" и в тестовом режиме.
Тестовая работа(индивидуальная)
1. Верхние дуги позвонков вместе образуют:
• Позвоночник
• Канал, в котором располагается спинной мозг
• Ребра
• Спинной плавник

2. Головной мозг, в отличие от спинного:
• Является отделом нервной системы
• Защищен черепом
• Соединяется с нервами
• Регулирует работу органов чувств

3. Прообразом конечностей наземных животных являются плавники рыб:
• Спинной и хвостовой
• Хвостовой и анальный
• Грудные и брюшные
• Спинной и анальный

4. Ребра:
• Защищают внутренние органы
• Обеспечивают движение рыбы
• Являются опорой для туловищной мускулатуры
• Способствуют дыханию

5. Сердце рыб:
• Однокамерное
• Двухкамерное
• Трехкамерное
• Четырехкамерное

6. Рыбы совершают миграции в поисках:
• Пищи
• Лучших экологических условий
• Мест отдыха
• Благоприятных мест для нереста

7. К проходным рыбам относится:
• Кета
• Акула
• Речной окунь
• Тунец

Уч  1.В ходе фронтальной беседы восстанавливаются знания признаков типа хордовые.
2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
3.Ответ учащихся должен привести к формулировке целей данного урока
4.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  •
5. Учащиеся проходят компьютерный тест «Рыбы» с альтернативным выбором ответа, состоящий из 10(7) вопросов.
Норма оценивания: 61% — «3»; 85% — «4»; 91% — «5».

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.   Сформировать умение создавать модели с выделением существенных характеристик объектов.
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
установление причинно-следственных связей

«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Ознакомление учеников с инструкцией

1.Учащиеся получают задания для поиска информации по материалу учебника и раздаточному материалу:
задание группе №1 — Хрящевые рыбы
задание группе №2 – Костно -хрящевые и Двоякодышащие.
задание группе №3 – Лучеперые (Костистые) и Кистеперые рыбы.
         Инструктивная карточка для работающих за ПК.( приложение1)
2. При ответе ОБЯЗАТЕЛЬНО выделить явные признаки отличия систематических групп рыб:
По ходу выступлений демонстрируются кадры презентации.
Фиксация особенностей на доске.

проявление позитивного эмоционального заряда обучающихся, направленного на осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  •

Смыслообразования

формулирование познавательной цели

«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Целеполагание
Планирование

Выполнение работы учащимися под руководством учителя

Направляющая деятельность, контроль за восприятием материала.
Консультации, сотрудничество.

               -Выполнение интерактивных заданий . Предложенных представителей рыб расположить согласно систематическим особенностям
Работа за ПК, диском , электронными книгами
4 группа- работа с учебником(смысловое чтение)

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое).   Сформировать умение создавать модели с выделением существенных характеристик объектов.
поиск и выделение информации

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Целеполагание
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

Доставление отчета о работе (в письменной, электронной или устной форме)

Направляющая деятельность, контроль за восприятием материала.
Корректирующая, оценивающая

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию.
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  •

Самоопределение
Демонстрация презентации

. подведение под понятие, выведение следствий
выдвижение гипотез и их обоснование
поиск и выделение информации
установление причинно-следственных связей
формулирование познавательной цели
построение логической цепи рассуждений

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Целеполагание
Оценка

Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы

Заполняем вместе «рыбью кость» и делаем вывод:
1. такое многообразие рыб- результат жизни в разных условиях, способах добычи пищи, т.е. приспособленность к конкретной среде обитания, что позволяет им максимально адаптироваться к водной среде.
2. разнообразие условий жизни обусловливает богатство этой группы видами и крайнее их многообразие.
Что нового узнали?
Что больше всего понравилось на уроке?
Что ещё хотелось бы узнать?
Оценить работу группы.
Выставление оценок на основании заполненных оценочных листов.

проявление позитивного эмоционального заряда обучающихся, направленного на осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  •

работать с пониманием полученных теоретических знаний, установить правильность, осознанность усвоения знаний о способе систематизации;
установление причинно-следственных связей

«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 изучить текст и рисунки § 33 учебника,

1.Составить кроссворд

2.Составьте РАФТ    Р- роль ;А – адрес;Ф –форма; Т –тема.

Рассказ от имени акулы любому другому живому организму том, как акуле тяжело живется в океане.

Р- роль (акула); А- адрес (кому); Ф-форма (рассказ); Т-тема (о жизни акул ).

3.Презентации "Рыбы"

Самоопределение

поиск и выделение информации

«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме: "Основные систематические группы рыб"

презентация к уроку биологии в 7 классе при изучении темы: "Систиматические группы рыб"...

Презентация к уроку биологии по теме Основные систематические группы рыб

Презентация содержит тестовые задания для проверки изученного материала по общей характеристике класса Рыбы....

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме Основные систематические группы рыб

В презентации представлены тестовые задания для проверки ранее изученного материала по теме Общая характеристика класса Рыбы, внешнее и внутреннее строение рыбы. При проведении урока предлагается созд...

Тема "основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы"

Урок по формированию УУД (универсальных учебных действий)...

Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок

К разработке раздела Тема Основные систематические группы рыб. Класс Хрящевые рыбы и Костные рыбы. 5 урок...

Классификация животных.Основные систематические группы.

Презентация к уроку по теме: "Классификация животных.Основные систематические  группы".Конспект урока по теме: "Классификация животных.Основные систематические  группы"....

презентация "Основные систематические группы рыб"

В презентации "Основные систематические группы рыб" содержится информация о систематике надкласса Рыбы. Может использоаться при изучении темы "Многообразие рыб"...