Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Цель  программы формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

1.             Сформировать экологические понятия.

2.             Развивать умения ухода за растениями.

3.             Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

4.             Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

5.             Прививать любовь к  природе, родному краю,

6.              Родине

7.             Сформировать умение критически мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аннинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей ___________________________

___________________________

Протокол № ________

от «___»_____________2013 г.

    “СОГЛАСОВАНО”

Председатель Управляющего совета

_______________Попов  А.А.

Протокол №4 от 19.08.2013 г.

“УТВЕРЖДАЮ”

Директор МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»

___________Корнилова Н.О.

Приказ  №__________

от «___»____________2013  г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Дом, в котором  мы живём: человек и окружающая его среда»

 (эколого-социальное)

 

 

                                                                            Срок реализации: 1 год

                                                                             Возраст детей: 5-6 класс

                                                                                              Кто разработал: учитель биологии

                                                        Кучина Л.В.

Анна 2013

Пояснительная записка

    Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами  ставит важную задачу   перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

    Следовательно, цель моей работы, как педагога  – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

От  того, каким будет общество завтра зависит какое образование мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления о экологической безопасности вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно,  необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и учащихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности.  Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.
  2. Развивать умения ухода за растениями.
  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
  5. Прививать любовь к  природе, родному краю,
  6.  Родине
  7. Сформировать умение критически мыслить.

Объем нагрузки:

Участники образовательной программы: учащиеся 5-6 классов.

Сроки реализации образовательной программы: 1 год.

Программа рассчитана на 50 часов: 5 класс – 25 часа, 6 класс – 25 часов.

Принципы:

  • доступность, познавательность и наглядность;
  • научности;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание теоретических и практических форм деятельности;
  • психологическая комфортность;
  • научности.

 Виды деятельности:

  • Исследовательская.
  • Проектная.
  • Индивидуальная и групповая.
  • Творческая деятельность.
  • Поисковая.

Виды неаудиторной занятости:

  • экскурсия
  • конкурс, олимпиада, турнир, соревнование
  • семинар, конференция
  • индивидуальные занятия
  • консультация
  • постановка, репетиция, выступление
  • исследовательская практика
  • проект.

Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Формы диагностики учета результатов освоения программы:

Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию.

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
  • обеспечивать  уход за растениями в учебном кабинете;
  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
  • смоделировать экологическую ситуацию;
  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
  • взаимодействовать в группах;
  • находить необходимую информацию на различных носителях;
  • демонстрировать результаты своей работы;
  • соблюдать правила поведения в природе.

       

Учебно-тематический план (5 класс)

N п\п

Темы курса

Всего часов

Теория

Практика

1

Осенние изменения в жизни растений (экскурсия)

2

2

2

Знакомство с дополнительными источниками.

2

2

3

Групповая работа: Экологический опыт прошлых лет.

2

1

1

4

Турнир «Осенние посиделки»

2

2

5

Консультации

2

2

6

Экскурсия в зимний лес

2

5

Творческая работа: «Юные друзья природы»

2

2

4

Проект: «Удивительный мир клетки»

2

2

5

Исследовательская работа: «Исследование условий развития плесневых грибов»

2

2

6

Групповые работы: «Разнообразный мир грибов»

2

2

7

Презентации: «Интересные факты из жизни растений»

2

2

6

Пропаганда экологических знаний.

5 ч.

1

4

Итого: 25 ч.

Учебно-тематический план (6 класс)

N п\п

Темы курса

Всего часов

Теория

Практика

1

Творческая мастерская: Подготовка к осеннему празднику осени

3

1

2

2

Мой мир, мой дом..(поездка в с. Хреновое)

2

2

3

Консультации

2

2

4

Исследовательская работа: «Выявление растений, наиболее устойчивых к загрязнению воздуха»

6

1

5

5

Исследовательская работа: Исследование условий прорастания семян»

2

2

6

Групповая работа: подготовка к турниру естествоиспытателей

4

4

7

Исследовательская работа: «Влияние факторов среды на прорастание семян»

2

2

8

Пропаганда экологических знаний.

4

1

3

Итого: 25 часов.

Личностные и метапредметные результаты:

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  •  задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе работы у обучающихся должны я сформироваться следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Интернет-ресурсы

1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.

5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического

музея МГУ.

6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье человека и окружающая среда

Здоровье является состоянием полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствием болезни или физических дефектов...

элективный курс, 9 класс "Здоровье человека и окружающая среда"

Программа элективного курса для 9 класса "Здоровье человека и окружающая среда". Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть испол...

Элективный курс "Здоровье человека и окружающая среда" (8 класс)

Рабочая программа элективного курса "Здоровье человека и окружающая среда" разработана для обучающихся 8 класса, рассчитана на 17 часов....

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Дом, в котором мы живём: человек и окружающая его среда». 6 класс

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности. 6 классТема: «Утилизация твердых бытовых отходов»...

Программа дополнительного образования. Эколого-биологическое направление. "Экология человека и окружающей его среды"

Оригинальность данной работы заключается в том ,что она позволяет изучить экологию человека, его значение и место в окружающей среде.Знание основ микробиологии, паразитологии , экологии человека и ибщ...