Методический семинар
статья по биологии на тему

Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_seminar.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения на уроках биологии и во внеурочное время

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит экологическому образованию. В настоящее время ФГОС устанавливает требования, где личностные результаты должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»; метапредметные результаты должны отражать «формирование и развитие экологического мышления, умения применять его с познавательной, коммуникативной, социальной практики и профессиональной ориентации».  Кроме  того,  требования  ФГОС  к методике  обучения  предполагают формирование  умения  организовывать учебное  сотрудничество  и  совместную  деятельность    с  учителем  и  сверстниками,  работать  индивидуально  и  в  группе,  находить  общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций.

Идея опыта - формирование экологической культуры личности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности активными методами обучения.

17 лет работы в школе позволили определить, что эта проблема является одной из главных в деле воспитания экологически грамотных пользователей природы, способных выявлять и решать экологические проблемы.

Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка цели: «Формирование экологической культуры обучающихся через использование активных форм и методов обучения и воспитания на уроках биологии и во внеурочное время»

Задачи:

1.Вовлечь  школьников  в  значимую  деятельность  для  накопления  ими экологического опыта,  осознания  и  принятия  ценностей,  а  также  для  становления  и  совершенствования  навыков  коммуникации  и  сотрудничества. 

2.Разнообразить  формы  деятельности  обучающих  в  рамках  предмета  «Биология», способствовать развитию интереса к предмету. 

3.Повысить результативность учебного процесса по предмету «Биология» посредством использования  активных форм, методов и приемов обучения, которые  способствуют повышению мотивации детей к обучению, обеспечивает прирост их знаний, умений, навыков, способов деятельности. 

4.Содействовать  проявлению  самостоятельности  и  сотрудничества  обучающихся,  посредством  не  только  учебной,  но  и  внеурочной деятельности. 

Добиваться этого позволяет внедрение в учебно-воспитательный  процесс различных форм и методов  обучения.

Одним из важнейших направлений решения проблемы формирования экологической культуры личности является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей обучающихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Ключом к пробуждению внутренней активности обучающихся является предоставление широкого простора для самостоятельной их деятельности по добыванию знаний. Это достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Одним из наиболее эффективных среди активных методов является проблемный.

Важнейшим условием применения метода проблемного обучения для формирования экологической культуры личности считаю необходимость его использования на всех этапах урока. 

Так в 5 классе на уроке по теме «Многообразие животного мира» на этапе восприятия учебного материала использую проблемный вопрос:

- Ребята, изучая природу, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и тигра – кто победит?

По теме «Экологическая сукцессия» 11 класс анализируем высказывания известных людей:

 - Почему географ Гумбольдт считал, что человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни?

На этапе раскрытия содержания материала  в 6 классе « Основные экологические факторы и их влияния на растения», «Среда обитания организмов и ее факторы» в 11 классе применяю прием семантизации - возбуждение интереса благодаря смысловому значению слова:

- Всем известно растение первоцвет весенний. Такому названию он благодарен в связи с тем, что цветет одним из первых ранней весной. Такие растения называют эфемерами. А с чем связано столь раннее цветение таких растений?

Изучая тему «Профилактика инфекционных заболеваний» в 8 классе на этапе закрепления организую дискуссию  вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся:

-Как объяснить, что при профилактических прививках в организм вводят бактерии, которые как раз и вызывают заболевание?

Таким образом, метапредметность современного образования предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общих учебных умений, на развитие самостоятельности и освоение универсальных учебных действий. На моих уроках посредством групповой работы учащиеся находят пути решения проблемных ситуаций. В ходе работы над решением проблемы участники группы учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать свою точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Поскольку в ходе групповой работы происходит формирование всех УУД, то данная форма  работы является более эффективной.

Создание в школе пробных пространств для формирования компонентов экологической культуры, а также ключевых компетенций невозможно без использования технологии проектной исследовательской деятельности. За все время работы по формированию экологической культуры школьников мною накоплен большой опыт ее использования.

Для себя определила основные этапы деятельности:

1 этап - работа с начинающими исследователями:

2 этап - создание творческих групп:

3 этап - научно-исследовательская деятельность:

4 этап - презентация результатов творческой деятельности и  подведение итогов:

5 этап - реализация социально-значимых проектов

При этом очень важным для формирования компонентов экологической культуры личности и компетенций обучающихся является то, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

В связи с этим первоначально любой проект задумывается, как коллективный учебный. В этом случае совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием дает ученику возможность освоить новые способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

Например, урок биологии в 11 классе «Влияние загрязнений на живые организмы»

Проблемная ситуация: «Чтобы стереть с лица Земли варварский, по мнению римлян, Карфаген, они в V в. до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Это привело к резкому снижению урожая».

Проблема: «Как вы думаете, на чем основан этот простой, но зловещий тактический шаг?»  

Решение проблемы: Обучающиеся высказывают свои предположения, обсуждают возможные верные решения. Но вместо того, чтобы высказать верное решение, я предлагаю найти его самим.

Организация проектной деятельности:

 Обучающимся на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: экологи, химики, биологи, дизайнеры (численность от 3 до 4 человек). После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов и газет, заранее мною приготовленные. Второй урок: каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы.

Я,  как  учитель,  лишь регулирую  процесс  и  занимаюсь  его  общей  организацией,  создаю  необходимые условия для проявления ученической инициативы.

Поскольку  акцент  сделан  не  на  индивидуальную,  а  на  групповую работу  обучающихся,  то  в  качестве  результата  коммуникации  и  сотрудничества  можно  рассматривать  создание  проектов,  как в рамках урока, так и  внеурочной  деятельности. 

 Проекты и исследовательские работы учащихся имеют не только образовательную ценность, но и социально значимы, поскольку позволяют привлечь внимание и учеников школы, и родителей, и органов местного самоуправления к местным экологическим проблемам.

Общественно-полезная деятельность на школьном учебно – опытном участке, постановка под руководством учителя опытов по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей. Биологический эксперимент на начальном этапе ограничивается изучением внешней стороны явлений (обнаружение явления, выяснение необходимых для него условий, установление зависимости явления от изменения внешних условий), без выяснения существа и механизма процессов. Затем постановка опытов приучает  учащихся к дисциплине мысли, точности, достоверности и честности в исследованиях, подготавливает к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке.  Опытническая работа довольно разнообразна и интересна для учащихся. Ребята проводят исследования «Изучение УОУ как экосистемы», «Синьор – помидор: в чем его польза?», а затем применяют полученные знания на практике.

Я  считаю,  что  именно  активное  обучение  способствует  проявлению  эмоциональной  отзывчивости.  Это  нашло отражение в работе детского объединения «Эколог», проведении экологических десантов «Чистое село», «Чистый берег», акций «Посади дерево», «Школьный двор», конкурсах поделок «Удивительное рядом», выступлении агитбригады «Берендеево царство». В  образовательном  процессе  важную  роль отвожу этапу рефлексии и обратной связи, так как они позволяют оценить и осмыслить результаты собственной деятельности обучающихся. Данную работу осуществляю в разных формах, например, резюме одним словом; 3­2­1; синквейн. 

  Результативность: 

Критериями  оценки  качества  и результативности  деятельности  учителя  являются:  достижение обучающимися  более  высоких  показателей  обучения  по  сравнению  с предыдущим  периодом;  результаты  учебной и внеучебной деятельности  школьников, полученные  в  ходе  мониторинга;  эффективность  участия школьников  в олимпиадах  и  научно  –  практических  конференциях  по  предмету. 

Результатом  экологического образования и воспитания можно считать что, школьники, выполняя самостоятельные задания, на конкретных примерах разбираются в организации живой природы, взаимосвязях окружающего мира, получают навыки проведения опытов, исследований, а, следовательно - навыки общения с природой.

Таким образом, считаю, что формирование экологической культуры школьников основано на их экологическом сознании и экологическом поведении. Правильно используя информацию краеведческого, природоохранного направления, знания вопросов экологии человека и сохранения его здоровья, я способствую формированию экологически грамотного и воспитанного ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...