Витамины. Урок деловая игра с элементами театрального представления
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему
Урок Витамины проводится с использованием современных технологий и предусматривает предварительную подготовку, т.к. в уроке принимают участие различные персонажи - от врача (роль которого может сыграть школьный медработник и до "средневекового моряка". Урок возможно проводить и в рамках предметной недели или как отдельное занятие предметного кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminy_teatr.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Томаровская СОШ №1
Яковлевского района Белгородской области»
Тема урока ВИТАМИНЫ
Цель: организация деятельности учащихся для усвоения учебного материала по теме Витамины
Задачи урока:
- углубить и обобщить знания учащихся о значении витаминов и содержании их в продуктах питания;
- закрепить и дополнить знания об условиях сохранения и правилах приема витаминных препаратов;
- показать роль витаминов в обмене веществ;
- показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;
- продолжить формирование умений логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения урока:
- Энциклопедия, ваза с овощами и фруктами, стакан горячего чая, лимон и нож, букет из сосновых веток, слайды о работах Н.И.Лунина и проектор, рецепт – рекомендация для девочки с собачкой, письмо от доктора Айболита, меню и рецепты школьного повара; силуэты яблочек синего и красного цвета для проведения рефлексии урока.
Форма урока: деловая игра с элементами театрализованного представления.
Технологии обучения используемые при подготовке и проведении урока:
- технология знаково-контекстного обучения;
- технология витагенного обучения.
Урок проводят участники кружка «Изучаем организм человека» в рамках проведения Недели естествознания.
Роли для театрализованного представления:
Доктор – (роль может быть исполнена медработником школы или учителем);
Миша, Маша, Петя – помощники доктора;
посетители доктора - девочка с собачкой, матрос с корабля 16 века, молодая мама, мальчик с очками;
4 незнакомца в темных одеждах;
почтальон и школьный повар.
Ход урока
Организационный момент (проводит учитель):
Учитель:
Тема сегодняшнего урока «Витамины».
Мне хочется, ребята, что бы эту интересную и очень необходимую для жизни тему вы изучили с доктором. Кто, как не доктор, сможет все правильно и верно рассказать о витаминах, удивительных органических веществах? Да, да! На все ваши вопросы по теме Витамины ответят наши гости - доктор Иван Иванович и его помощники – студенты Маша, Миша и Петя.
А вам, ребята, напоминаю - в течение урока необходимо заполнить отчетный лист по теме Витамины.
Доктор:
Здравствуйте, ребята. Я и мои помощники расскажем вам о витаминах и их значении для организма. Петя, что ты знаешь о витаминах? Как они влияют на организм?
Петя:
Витамины? Вкусные они. Полезные.
Доктор:
А что написано о витаминах в энциклопедии?
Маша: (читает выдержку из энциклопедии)
ВИТАМИНЫ - органические соединения различной химической природы, необходимые в небольших количествах для нормальной жизнедеятельности организма. Организм человека нуждается в различных витаминах. Особенно важны для роста и развития человека витамины А,В,С, D, К, Е.
Петя:
Я понял, чем больше съешь витамин, тем лучше будешь расти и развиваться.
Доктор:
Не совсем, Петя, так. Вот, например … (СТУК в ДВЕРЬ)
Матрос:
Доктор, доктор … Помогите … я матрос с корабля … да, да … это 16 век … у меня ровно 60 секунд … столько дает машина времени … мои друзья больны … их десны распухли и кровоточат … лица отекли …они очень слабы … невыносимые боли в мышцах и суставах сковывают их тела … их тела сплошные кровоподтеки … под кожей лопаются сосуды … зубы у многих выпали совсем … доктор, помогите …осталось 10 секунд … 9 ….
Доктор:
Я все понял, понял! Вот ваша помощь! (доктор подает матросу лимон, лук, ветку сосны, немного плодов шиповника и матрос «исчезает»)
Миша:
Доктор! Матрос болен, просил о помощи! Он не чай с лимоном хотел пить у Новогодней елочки!
Доктор:
Да, Миша. Ты прав. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.
Маша:
Я слышала, что от цинги погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений.
Доктор:
Верно. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.
В народе цингу умели лечить с давних пор плодами шиповника, «сосновым пивом» - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зеленый лук, черную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, что содержится в этих продуктах и предотвращает цингу. А это витамин С, именно он регулирует обмен белков и углеводов в организме. Нарушения обмена веществ ведет к заболеваниям.
Петя:
А как, доктор, узнали люди об этих удивительных веществах, витаминах, недостаток или отсутствие которых ведет к болезни?
Доктор:
О, это важное событие случилось в далеком 1881 году.
Причины заболеваний, связанные с неполноценным питанием, первым открыл русский ученый-врач Николай Иванович Лунин. (на экране слайды о работах Лунина Н.И.) Молодой ученый Дерптского университета (Прибалтика) исследовал роль минеральных веществ в питании. Искусственными смесями, полученными лабораторным путем из химически чистых веществ, Н. И. Лунин кормил мышей. В диету включались минеральные соли. Мыши без минеральных солей гибли на одиннадцатый день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли соль и соду. Тогда Н. И. Лунин решил проверить, как себя будут чувствовать мыши, если в их искусственные «обеды» включать все необходимые минеральные соли. Через некоторое время мыши тоже все погибли. Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова. У ученого возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Лунин сделал предположение, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные вещества, позже названные витаминами. Исследования Н. И. Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли. Опыты Н. И. Лунина повторили позже как в России, так и в Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердились.
(Вновь стук в двери… входит девочка с собачкой)
Девочка:
Доктор, мне сказали, что у моего песика развивается рахит. Но я слышала, что рахит это болезнь при недостатке витамина D, и развивается болезнь у детей, а не у животных, так ли это?
Доктор:
Ты, девочка, права. РАХИТ (от греч. rhachis — хребет, позвоночник), заболевание преимущественно раннего детского возраста, характеризуется нарушением фосфорно-кальциевого обмена вследствие недостатка в организме витамина D. Проявления болезни - нарушение функций нервной системы, костеобразования и др. Но рахит наблюдается и у животных. Для лечения заболевания применяют витамин D, рыбий жир, ультрафиолетовое облучение, массаж, лечебные ванны. (доктор выписывает рецепт-рекомендацию и отдает ее девочке) Твоего песика рекомендую выгуливать на солнышке, т.к. ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже витамина D. В пищу песика включай рыбий жир, печень, яичный желток. Не волнуйся, твой песик поправится.
Маша:
Доктор, а почему витамины назвали ВИТАМИНЫ?
Доктор:
Это все просто. В 1912 году польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее от болезни бери-бери, и назвал его витамином (от лат. vita — жизнь и...амин), так как решил, что характерным признаком подобных веществ является наличие у них аминогруппы (— NH2). Позднее оказалось, что аминогруппа отнюдь не является характерной для этих веществ. Некоторые из них могут совсем не содержать азота, однако термин «витамины» получил широкое распространение в науке.
(Вновь стук в двери… входит мальчик с очками)
Мальчик с очками:
Доктор, вы мне прописали очки, морковку, печень, сыр и сливочное масло. Очки я понимаю, вижу я в них лучше. А морковка с маслом при чем? Я кушать не хочу, я завтракал.
Доктор:
Молодой человек, в сливочном масле, в печени, в сырах содержится витамин А, который необходим для образования зрительного пигмента РОДОПСИНА. Недостаток его ведет к снижению зрения. Следите, молодой человек, за своим питанием, в нем должно быть достаточно витамина А, и ваше зрение не будет снижаться.
Петя:
Доктор, я слышал, что витамин А содержится только в продуктах животного происхождения, а вы приписали морковь, почему?
Доктор:
В моркови, Петя, как и в других овощах и фруктах красного цвета содержится пигмент КАРОТИН, он и используется организмом для синтеза витамина А. И еще запомни - каротин лучше усваивается после варки овощей. А если ты любишь салаты, то их хорошо заправить растительным маслом, ведь витамин А относится к жирорастворимым витаминам.
Миша:
Мне всегда было интересно, почему витамины так смешно называются: А, В, С, как углы у треугольника на уроке геометрии.
Маша:
Ой, а я об этом читала. Первоначально химическая природа витаминов была неизвестна и их различали только по характеру физиологического действия, было предложено обозначать витамины буквами латинского алфавита (А, В, С, Д, Е, К). В ходе изучения витаминов оказалось, что некоторые витамины, в частности, витамин В, в действительности являются группой витаминов, которые были обозначены следующим образом: В1, В2,В3, В4, В5, В6 и т. д. Физиологическая роль витаминов прежде всего выяснялась в экспериментах на животных, и в дальнейшем стало ясно, что некоторые из обнаруженных витаминов, как, например, В4, В5, имеют значение лишь для некоторых животных, но практически не существенны для жизнедеятельности человека.
Доктор:
Верно, Маша. Вначале истории изучения и открытия витамин их называли по буквам латинского алфавита. По мере же выяснения химической структуры витаминов и их биохимической роли стало более принятым использовать наряду с буквенным обозначением витаминов и их химические названия. Так витамин С называют аскорбиновая кислота, а витамин А – ретинол.
Вновь стук в двери… входит молодая мама с ребенком (можно использовать куклу)
Молодая мама:
Доктор, мне нужен ваш совет. Я хочу, чтобы рос мой малыш крепким и здоровым. Я мечтаю о спортивной карьере для моего сына. Я решила ребенку регулярно давать витаминные препараты, но слышала, что их избыток вреден для организма. Так ли это?
Доктор:
Вы, мама, правы. Большинство витаминов быстро разрушается в организме, и поэтому необходимо постоянное их поступление извне. Количество витаминов, ежедневный прием которых необходим для нормального развития организма и предупреждения гипо- и авитаминозов, называется профилактической дозой. Большее количество витамина необходимо для лечения уже развившегося авитаминоза. Это количество называется лечебной дозой. Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в чрезмерных количествах. Состояния, при которых наблюдаются передозировки витаминов, называются гипервитаминозами. В своем большинстве витамины быстро выводятся из организма, но такие витамины, как А, В1, D, РР, удерживаются в организме более длительное время. Поэтому использование высоких доз витаминов может привести к передозировке — вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т. д. Поэтому при приеме витаминных комплексов необходима осторожность и учет возраста ребенка. А вот передозировки от приема продуктов, содержащих витамины, не будет никогда.
Петя:
Доктор, только ли человек нуждается в витаминных добавках?
Доктор:
Установлено, что все животные и растения нуждаются в витаминах, но растения и некоторые животные обладают способностью синтезировать витамины. А человек в процессе эволюции утратил эту способность. Источником витаминов для человека являются пищевые продукты растительного и животного происхождения. Они поступают в организм либо в готовом виде, либо в форме провитаминов, из которых затем ферментативным путем образуются витамины. Но некоторые витамины у человека могут синтезироваться, например витамин D или А.
Входит почтальон:
Вам письмо, доктор, получите.
Доктор:
О, это письмо от моего старого друга, Доктора Айболита. Он большой знаток медицины и частенько дает мне советы. Правда в последнее время удивительные письма пишет мой друг, сразу и не прочитаешь. Хорошо, что сегодня вы здесь, коллеги, вы мне поможете прочитать письмо.
Х | А | Т | С | Я | В | М |
А | Ж | В | И | Т | А | О |
Т | Р | М | Л | |||
К | Е | И | О | |||
У | Д | О | С | Ы | Н | Ч |
Д | О | Р | П | Х | Ы | Н |
(на слайде письмо, все «расшифровывают» его – витамины содержатся в молочных продуктах)
Доктор:
Доктор Айболит как всегда прав, молочные продукты важны для питания. И это мы, ребята, запомним с вами обязательно.
(Заходит школьный повар)
Школьный повар: Доктор, только вы мне можете помочь. Я много времени - не займу. Я – школьный повар и решил составить витаминные салаты для школьного меню. Изучив рисунок 82 школьного учебника, я составил список продуктов для витаминных салатов. Проверьте, верные ли компоненты я взял.
Доктор: Ребята, помогите мне, прочитайте меню нашего повара. (на доске вывешивается меню)
МЕНЮ:
Салат витаминный А. | Салат витаминный В. | Салат витаминный С. | Салат витаминный D. |
Состав | Состав | Состав | Состав |
фасоль, горох, рыбий жир, яичный желток, сливочное масло, морковь, абрикосы, помидоры, красный перец. | хлеб грубого помола, рожь, овес, рис, дрожжи, печень, молоко, шпинат. | картофель, шиповник, лимон, черная смородина, капуста | рыбий жир, сливочное масло, печень, яичный желток, ультрафиолетовые лучи. |
Доктор: А, что вы думаете, ребята, по поводу этих «салатов»?
(обсуждение)
Доктор: Правильно, ребята, при составлении витаминного меню не следует только полагаться на то, содержится этот витамин в продуктах питания или нет. Следует обращать внимание и на вкусовую, и на эстетическую совместимость продуктов. Витаминный салат должен быть вкусным, красивым и полезным.
Повар:
Спасибо, доктор, за совет. Я все понял, приготовлю вкусный и красивый витаминный салат! А уж как сохранить витамины в салате, я знаю точно!
Миша: А я не понял? Витамины, их что - необходимо сохранять?
Доктор: Конечно. Ведь некоторые витамины могут разрушаться даже на свету. Витамины разрушаются при длительном хранении приготовленной пищи, длительной термической обработке, соприкосновении с металлами и при окислении кислородом воздуха.
Миша:А давайте мы сейчас все вместе вспомним и запишем правила рационального использования и сохранения витаминов.
(Совместное составление списка правил рационального использования и сохранения витаминов)
(Стук в дверь и заходят четыре незнакомца и молчат)
Маша: (обращается к незнакомцам)
Вы кто?
Незнакомец в темной одежде 1: Я – один из многих …
Незнакомец в темной одежде 2: И я тоже …
Незнакомец в темной одежде 3: И я …
Миша:
Не понял … как это один из многих?
Незнакомец в темной одежде 3: Я повторяю, я один из многих …вы нас знаете … но мы вам о себе хотим напомнить …
Незнакомец в темной одежде 1_ Я участвую в вашем клеточном дыхании, регулирую деятельность нервной системы.
Незнакомец в темной одежде 2_ Я обеспечиваю белковый обмен, уменьшаю отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества – холестерина, который ведет к ожирению и отложению камней в желчном пузыре.
Незнакомец в темной одежде 3_ Я регулирую образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов, участвую в обмене веществ. Если меня в вашем организме недостаток это приводит к малокровию …
Незнакомец в темной одежде 4 _ А я стал одним из первых знаком науке. Если меня в вашем организме будет недостаток, то раздражительность, нарушение сна, снижение памяти и работоспособности вам обеспечены. Только я могу избавить человека от страшной болезни бери-бери…
Незнакомец в темной одежде 1_Если меня будет недостаток – то у людей нарушается зрение, появляются трещинки вокруг рта. …
Незнакомец в темной одежде 2_ Нас в настоящее время известно 15. Мы все имеем номера и являемся водорастворимыми.
Петя: Ой, а я вас узнал. Вы витамины группы В. Позвольте представить вас всем: (представляет всем незнакомцев) Витамин В2, Витамин В6, Витамин В12, и первый выделенный из рисовых отрубей уважаемый Витамин В1. Мы вас приветствуем.
Маша: Но почему такая таинственность? Почему мы редко видим вас, где вы живете?
Незнакомец в темной одежде 1: Вот здесь вы не правы, уважаемые ребята. Мы встречаемся с вами часто. Хлеб из муки грубого помола, гречневая и овсяная крупа, молочные продукты, печень, яичные желтки – вот продукты в которых мы содержимся. Не забывайте о нашем существовании. Встречайтесь почаще с нами, а мы обещаем хранить ваше здоровье. (незнакомцы уходят)
Маша: Ой, а я вначале испугалась. А эти водорастворимые витамины группы В оказывается такие необходимые для организма. Жаль, что витамины трудно «увидеть» в продуктах.
Доктор: Не всегда так. (доктор наливает чай и отрезает кусочек лимона)
Миша: Доктор вы собираетесь пить чай?
Доктор: Нет, хотя выпить чай с лимончиком самое время. Я хочу вам показать, как легко наблюдать присутствие витамина С в лимоне. «Индикатором» витамина С и служит чай. (Доктор бросает кусочек лимона в чай). Посмотрите, чай вокруг кусочка лимона светлеет. Это и есть признак наличия витамина С в нашем кусочке лимона. А почему чай с лимоном особенно полезен в холодное время года и при простудах? (ответы учащихся и их обсуждение)
Петя: Доктор! Скоро закончится урок! А мы еще не ответили на вопросы учеников о витаминах.
Доктор:
Вы правы, мои уважаемые коллеги. Так какие вопросы о витаминах вас интересуют?
(Обсуждение вопросов учащихся по теме ВИТАМИНЫ)
Доктор: А еще больше об истории открытий витамин, их значении вы узнаете, посетив библиотеку и сайты Интернета. Я предлагаю вам, ребята, к следующему уроку представить созданные вами плакаты, листовки, бюллетени или презентации по теме ВИТАМИНЫ. Это и будет вашим домашним заданием к следующему уроку.
Миша:
Доктор, мы решили подарить ребятам небольшие словарики по теме ВИТАМИНЫ.
Маша:
Словарики, ребята, вы сможете пополнять по своему желанию. (ученикам раздаются словарики)
Доктор:
Ну а сейчас - мы с вами прощаемся, но не прощаемся с витаминами, о значении которых вы надеюсь, запомните надолго.
Маша: Если вам понравился наш урок, возьмите себе на память красное яблочко, а если нет – синее.
Все:
До свидания и будьте здоровы.
СЛОВАРИК по теме ВИТАМИНЫ
ФУНК (Funk) Казимеж (1884-1967), биохимик. Родился в Польше. Жил и работал в Швейцарии, Франции, Великобритании, Польше, США. Впервые выделил (1912) из рисовых отрубей вещество, излечивающее от бери-бери, и назвал его витамином. Ввел термин «авитаминоз».
БЕРИ-БЕРИ (от сингальского beri — слабость), заболевание, обусловленное главным образом недостатком в пище витамина В1. Проявления: полиневрит, сердечно-сосудистые расстройства, отеки. Распространено преимущественно на юге и востоке Азии.
ЛУНИН Николай Иванович (1853-1937), российский врач-педиатр. Впервые (1880) показал необходимость для организма особых веществ, названных позднее витаминами.
РАХИТ (от греч. rhachis — хребет, позвоночник), заболевание преимущественно раннего детского возраста, характеризуется нарушением фосфорно-кальциевого обмена вследствие недостатка в организме витамина D. Проявления: нарушения функций нервной системы, костеобразования и др. Применяют витамин D, рыбий жир, ультрафиолетовое облучение, цитраты, массаж, лечебные ванны. Рахит наблюдается и у животных.
«КУРИНАЯ СЛЕПОТА» (гемералопия), расстройство способности видеть при ослабленном (сумеречном, ночном) освещении. Причина — недостаток в организме витаминов А и В2 (рибофлавина), входящих в состав т. н. зрительного пурпура палочек сетчатки глаза.
ЦИНГА (скорбут), заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С (аскорбиновая кислота) и Р: слабость, мышечно-суставные боли, кровоточивость, выпадение зубов и др. Профилактика — включение в пищу богатых витамином С продуктов (смородина, шиповник)
ПЕЛЛАГРА (от итал. pelle agra — шершавая кожа), заболевание, обусловленное недостатком в организме никотиновой кислоты и некоторых других витаминов группы В; проявляется поражением кожи и слизистых оболочек, поносами, нервно-психическими расстройствами.
АВИТАМИНОЗЫ (от а — отрицательная приставка и витамины), группа различных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся вследствие резкой недостаточности витаминов в организме (бери-бери, пеллагра, цинга и др.).
ГИПОВИТАМИНОЗЫ (от гипо... и витамины), болезненные состояния, обусловленные недостаточностью витаминов в организме. См. также Авитаминозы.
ГИПЕРВИТАМИНОЗЫ (от гипер... и витамины), интоксикация, обусловленная передозировкой витаминов А и D (при передозировке других витаминов выраженных нарушений обычно не наблюдается).
Отчетный лист по теме Витамины.
8 класс…. ФИ ……………………………… дата ………………
Восстановите предложения по теме Витамины и их значение.
Витамины – это ………….. вещества, содержащиеся в пище, необходимые для …………….ферментов и других биологически активных ………... Люди потребляют их в …………….. количестве, но без витаминов невозможна ……………работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его ……………. к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням. Витамины содержатся в продуктах питания …………. и ……………… происхождения. При разнообразном питании человек получает все необходимые витамины. Витамины обозначают ……………. алфавита А, В, С, D и цифрами, определяющими …………….. витаминов данной группы – В1, В2, В12 и др. Нехватка витаминов ведет к ……………., избыток – к …………...
Выбери правильные предложения:
- Среди веществ, поступающих в организм человека с пищей, есть и витамины.
- Витамины не могут образовываться в организме человека.
- Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций.
- Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути.
- Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз.
Запиши правила сохранения витаминов в продуктах питания. …………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Дополните таблицу: Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Вита- мин | Суточная потребность | Симптомы, возникающие при гиповитаминозе | Симптомы, возникающие при гипервитаминозе |
……… | 0,9 мг | «Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста | Изменения кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие |
………. | 1,4-1,6 мг | Болезнь бери-бери, полиневрит, поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность | Возможна аллергия |
………. | 75 мг | Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям | Возможны повреждения поджелудочной железы и почек |
………… | 2,5 мг | Нарушения роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита | Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности центральной нервной системы и почек |
Лист контроля: Восстановите предложения по теме Витамины и их значение. Витамины – это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням. Витамины содержатся в продуктах питания растительного и животного происхождения. При разнообразном питании человек получает все необходимые витамины. Витамины обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В1, В2, В12 и др. Нехватка витаминов ведет к гиповитаминозам, избыток – к гипервитаминозам Правильные предложения: 1,3,4,5.
Сохранение витаминов в продуктах питания.
При хранении и кулинарной обработке пищи витамины разрушаются. Для лучшей сохранности витамина С при чистке фруктов и овощей надо снимать возможно более тонкий слой кожицы. Чистить и резать овощи следует непосредственно перед употреблением или варкой ножом из нержавеющей стали. Варить пищу можно в эмалированной или алюминиевой посуде. Лучше опускать овощи в кипящую воду и варить в посуде с плотно закрытой крышкой. Витамин С легко окисляется воздухом. При кипячении растворенный в воде кислород уходит из воды вместе с пузырьками пара, и витамин С не окисляется.
Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза
Витамин | Суточная потребность | Симптомы, возникающие при гиповитаминозе | Симптомы, возникающие при гипервитаминозе |
А | 0,9мг | «Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста | Изменения кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие |
B1 | 1,4-1,6мг | Болезнь бери"бери, полиневрит, поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность | Возможна аллергия |
С | 75мг | Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям | Возможны повреждения поджелудочной железы и почек |
D | 2,5мг | Нарушения роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита | Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности центральной нервной системы и почек |
Учитель биологии Анучкина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"
Открытый урок (фрагмент) в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...
Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»
11 класс. Математика. Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ развитию умений применять математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...
Деловая игра с элементами дискуссии «Я гражданин: мои права и обязанности»
Сформировать понимание о единстве права и ответственности....
Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе
деловая игра, интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...
Роль элементов театрального представления на уроках литературы
Статья, раскрывающая роль элементов театрального представления на уроках литературы на примере инсценировки по роману И.А. Гончарова "Обломов"...
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...
«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры
Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....