Урок - игра по биологии "Волшебный мир растений" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок проводится в игровой форме для обобщения знаний учащихся 6 класса по теме «Царство растения». Проведение данного урока позволяет систематизировать и закрепить у учащихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к разным отделам; эволюционные представления о развитии царства Растений; научить применять полученные знания на практике; развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания; тренировать память, внимание; развивать познавательный интерес к биологии; воспитывать взаимоуважение при работе в группах, коммуникативность и умение оценить свою работу и других членов команды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_6_kl_konkurs.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Тема урока: «Волшебный мир растений».
(урок-игра для 6 класса)
Учитель биологии: Нафикова
Гульчачак Фандусовна
Нефтекамск – 2015 г.
Цель урока: в игровой форме систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Царство растения».
Задачи:
1) Образовательные: систематизировать и закрепить у учащихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к разным отделам; эволюционные представления о развитии царства Растений; научить применять полученные знания на практике;
2) Развивающие: развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания; тренировать память, внимание; развивать познавательный интерес к биологии;
3) Воспитательные: воспитывать взаимоуважение при работе в группах, коммуникативность и умение оценить свою работу и других членов команды.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний; урок-игра.
Оборудование: таблички с названиями команд, карточки с названиями представителей царства Растения, разрезанная схема, индивидуальные карточки с заданиями, листки для записей, ручки.
Ход игры.
- Организационный момент.
- Урок-игра.
Щедра земля наша. И произрастают на ней тысячи разнообразных растений. Её леса, горы, степи таят в себе огромные природные богатства. На необъятных просторах, точно золотые россыпи, разбросаны растения.
Здравствуйте ребята. Сегодня наш урок пройдет в виде игры по теме «Волшебный мир растений». Нам предстоит обобщить и закрепить ваши знания об особенностях строения и эволюционного развития растений, принадлежащих к разным отделам, которые формировались на протяжении 400 млн. лет и узнать много интересного об этом удивительном мире - Мир растения.
На уроке у нас сегодня присутствуют гости. Это жюри, которые будут оценивать команды в каждом конкурсе. Для того чтобы начать наше мероприятие я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Во время игры постарайтесь быть внимательными, организованными и активными. Желаю вам успеха! Итак, начнём!
Класс мы разделили на 3 команды, в каждой команде есть капитан- это помощник для вас и для меня.
1 КОНКУРС «Приветствие команд»
Команда 1. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные … (РОМАШКИ)
Команда 2. Зной в травинку подышал
И надул воздушный шар.
Ветерок единым духом
Шар пустил по свету пухом. (Одуванчик)
Команда 3. Как зовут меня скажи
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЕК)
2 КОНКУРС «Решение кроссворда»
По предложенным гербариям определите названия растений и решите кроссворд.
1 вариант смоРодина
береза А
ли Ственница
Тополь
ор Ех
сос На
ли Ипа
землЯника
2 вариант Рябина
березА
лиСтвенница
Тополь
орЕх
сос На
лИпа
акаци Я
3 вариант смо Родина
берез А
ли Ственница
Тополь
можж Евельник
сосНа
лИпа
акациЯ
- Какие из этих растений произрастают в наших краях?
- К каким отделам эти растения относятся?
3 КОНКУРС «Светофор»
По предложенным картинкам растений определите растения, занесенные в Красную книгу. Кто может рассказать, что с собой представляет Красная книга? Зачем она нужна?
Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Первое издание Красной книги вышло в свет в 1963 году. Каждая статья в Красной книге включает в себя информацию и биологии, ареале распространения, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.
Красная книга Башкирии издана в 1984 г.
Занесены в Красную книгу:
- венерин башмачок крупноцветковый
- ятрышник сосняковый
- валериана лекарственная
- живокость уральская
- толокнянка обыкновенная
Растения Башкирии:
- бодяк мелкозубчатый
- колокольчик волжский
ФИЗМИНУТКА Отгадайте загадки.
1. Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
2. Это зелье ты не тронь: жжется боль как огонь. (Крапива)
3. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь – дорожку до зори освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш)
4. На воде увидел ты белые цветы.
Эти жители реки на ночь прячут лепестки. (Водяная лилия)
5. Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок.
На него подул слегка, был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
6. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
7. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. Это – водяная … (Лилия)
8. Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
9. Стоит он задумчивый
В желтом венце
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник)
10. Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак)
11. Там на грядке яркий шарик днем зажегся, как фонарик. (Тюльпан)
12. Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка, долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать …
Тут легко со счета сбиться. (Тысячелистник)
4 КОНКУРС «Третий лишний»
Задание выполняется по карточкам. Среди предложенных растений определить лишнее и объяснить почему?
1 Команда
А) Спирогира, улотрикс, риччия (водоросли, Риччия – мохообразные)
Б) Щитовник мужской, кукушкин лен, сфагнум (мхи, Щитовник – папоротник)
В) Яблоня, сосна, береза (покрытосеменные, Сосна – голосеменные)
2 Команда
А) Ель, можжевельник, берёза (голосеменные, Береза – покрытосеменные)
Б) Маршанция, хвощ полевой, сфагнум (мхи, Хвощ – хвощеобразные)
В) Хлорелла, хламидомонада, кукушкин лён (водоросли, Кукушкин лен – мохообразные)
3 Команда
А) Хвощ полевой, кипарис, кедр (голосеменные, Хвощ – хвощеобразные)
Б) Ульва, маршанция, ламинария (водоросли, Маршанция – мохообразные)
В) Щитовник мужской, тополь белый, шиповник (покрытосеменные, Щитовник – папоротник)
5 КОНКУРС «Лекарственные растения»
1. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. (Боярышник.)
2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула.)
3. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник.)
4. «Кошачья травка» —
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валерьяна)
5. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять. (Одуванчик.)
6. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник.)
7. Каждый, думаю, узнает,
Если в поле побывает,
Этот синенький цветок,
Всем известный ... (Василёк)
8. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (Душица)
9. Листочки — парные,
Цветки — янтарные,
Плоды — коварные:
И лечат, и калечат. (Зверобой)
10. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (Крапива)
11. Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть? (Тысячелистник)
12. Горькая травка —
И животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (Полынь)
6 КОНКУРС «Отгадай ребус»
Каждой команде предлагается задания, необходимо придумать ребусы, какие комнатные растения обладают лечебными свойствами.
Ответы: 1. Каланхое
2. Сансевьера
3. Золотой ус
7 КОНКУРС «Музыкальный конкурс»
Прослушав мелодию знаменитой песни, необходимо определить о каких растениях поется в этой песенке и спеть её.
8. КОНКУРС «Фрукты вместо таблеток»
Ребята, все вы знаете, в зимний период человек очень уязвим к различным болезням. Перед вами различные фрукты. Расскажите какую пользу организму приносят они.
- Лимон
- Яблоко
- Апельсин
- Хурма
9. КОНКУРС «Удивительный лес»
Команды определяют названия деревьев.
В лесу я видел огород:
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород-
Березы, сосны, ели.
1. Из древесины, каких деревьев делают спички? (Осина, тополь.)
2. Дрова, каких деревьев хорошо горят? (Клен, береза, сосна, ольха.)
3. Какая древесина идет на изготовление карандашных палочек? (Кедр.)
4. Древесина, каких деревьев идет на изготовление мебели и отделку помещений? (Сосна, дуб, вяз, клен, рябина, ольха, береза.)
5. Какие деревья идут на изготовление бумаги? (Ель, осина, тополь.)
6. Из каких деревьев изготавливают музыкальные инструменты? (Ель, ольха, кедр.)
7. Хвоя, какого дерева используется в парфюмерии? (Пихта.)
8. Из древесины, каких деревьев делают детали машин? (Рябина, клен, черный (мореный) дуб, лиственница.)
9. Древесина.какого дерева используется в пищевой и кондитерской промышленности? (Липа.)
10. Древесина, какого дерева отличается удивительной прочностью, мягкостью и гибкостью? (Ива.)
11. Из древесины, каких деревьев изготавливают фанеру? (Тополь, осина)
12. Древесина, какого дерева идет на изготовление лыж? (Береза.)
13. Из чего изготавливают картон? (Ель, тополь.)
14. Из древесины, каких деревьев делают телеграфные столбы? (Лиственница.)
15. Из хвои, листьев, древесины каких деревьев получают лекарственные средства? Какие? (Ель — глицерин и лекарства, липа — лекарства; пихта и кедр — смола от ожогов.)
16. Какие деревья являются «медоносами»? (Клен, липа.)
10.КОНКУРС «Цветы будущего»
Каждой команде надо пофантазировать и придумать цветок или растение будущего, зарисовать и представить всем командам и жюри.
3. Итог игры
Время нашего урока подошло к концу. Мы убедились вашими качественными знаниями. Уверена, что каждый из вас, в ходе игры узнал много нового, интересного о растительном мире.
Подсчет жетонов и выявления самой лучшей команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».
Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....
Урок-игра для учащихся 4-х классов "Турнир роботлашек"
Урок - закрепление материала по теме "Логика". Данный урок можно провести как в декаду информатики, так и в конце учебного года или четверти. В конце урока можно вручить призы или грамоты победителям....
Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"
Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски"....
Открытый урок-игра по информатике в 6 классе "Путешествие в страну информации"
Урок-игра с презентацией по УМК Л. Босовой. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе 6 класс....
Урок-игра "Большое космическое путешествие" 5 класс
Урок-игра "Большое космическое путешествие" в форме познавательной игры позволяет закрепить и обощить знания по теме "Вселенная" в курсе Природоведения в 5 классе....
Обобщающий урок - игра по физике в 7 классе.
Закрепление изученного материала в игровой форме....