Рабочая программа по Пономаревой И.Н.
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10 кл составлена по Пономаревой И.Н. для профильных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_10_kl_po_ponomarevoy.doc | 60.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Башкирская гимназия»
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета протокол №___ от ____.08. 2015 | УТВЕРЖДЕНО приказом МОБУ «Башкирская гимназия» от 31.08. 201 5 №195
|
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры ------------------------------ Протокол № ____ от ____ .08.2015 |
Рабочая программа
по биологии
для 10 классов
Составитель: Тимербаева Г.Ф.
учитель биологии
МОБУ « Башкирская гимназия»
Нефтекамск 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету биология для 10 класса разработана и составлена на основе Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта общего образования, примерной программы курса биологии для профильного и углубленного изучения биологии в X—XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) И.Н. Пономаревой,О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой, представленной в сборнике «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.- М.: Вентана-Граф, 2009.-176с.».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2011-400с.: ил.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
- Республиканский Закон «Об образовании» от 29 октября 1992 года N ВС-13/32,
- Приказ Министерства образования Республики Башкортостан № 905 от 29.04.2015 г. «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год»
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (приказ Министерства образования РФ № 1312 от 9 марта 2004г.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ № 1312 от 9 марта 2004г» от 1 февраля 2012г.№ 74,
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования» ;
- Приказ МО РФ от 08.06.2015 г.№ 576 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования», утверждённого приказом МО РФ от 31.03.2014 № 253;
- Учебный план МОБУ «Башкирская гимназия» на 2015-2016 учебный год.
В Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводится 105 часов для обязательного изучения биологии в 10 классе (3 часа в неделю).
Согласно учебному плану МОБУ «Башкирская гимназия» на изучении биологии в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 3 часа в неделю ( 102 часа в год). Программа составлена в соответствии с примерной программой, изменений нет.
Программа профильного изучения биологии в X классе общеобразовательных учреждений является логическим продолжением курса биологии 6-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические темы курса биологии основной школы рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Это позволяет сформировать целостную биологическую картину мира и обеспечивает преемственность между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учреждениях. В рамках данной рабочей программы осуществляется расширенное изучение предмета, что отвечает социальному запросу учащихся и их родителей и способствует реализации задач профильного обучения на старшей ступени обучения, химико-биологического направления.
Общая биология рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий биологии, рассмотренных в основной школе.
Рабочая программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии; осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа:
- Федерального закона «Об образовании в Российской федерации»
Рабочая программа ставит целью обеспечение подготовки учащихся к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.
Для этого программой предусмотрено:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Цель: программа курса биологии 10 класса ориентирует на подготовку компетентностных людей, способных к активной творческой деятельности; развитие самостоятельности и натуралистической инициативности; формирование современной природосообразной картины мира в мировоззрении, гражданской ответственности, духовности и культуры.
Программа направлена на решение следующих задач:
-системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;
-овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
-формирование научного миропонимания как компонента научного и природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
-развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.
В рабочей программе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни.
Программа по биологии 10-го класса построена с учётом таких ведущих ориентиров, как:
-культурологическая парадигма образования, системный, интегративно-дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;
- принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;
- концепция компетентностного подхода в обучении;
-концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;
-тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;
-ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.
В отборе содержания курса биологии рабочая программа исходит из наличия в нём пяти основных компонентов (знаний, умений, ценностных отношений, элементов творчества и личностной компетентности), а также из методологических оснований теории развития биологических понятий в школьном предмете современных достижений науки биологии, её прикладного и культурологического значения, экологизации и преемственности развивающего образовательного процесса.
представленная рабочая программа учебного курса биологи 10 класса является непосредственным продолжением программы и учебников по биологии для 6-9 классов, созданных авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономарёвой (М.:.: Изд. центр «Вентана-Граф», 2009), в которых уровень биологического образования в основной школе завершается общебиологическим курсом «Биология» для 9 класса. Поэтому настоящая рабочая программа по биологии для 10 класса представляет материалы более высокого, продвинутого и профилированного уровня обучения, его требует образовательный стандарт старшей (полной) школы с учётом профильного уровня содержания биологического образования.
Если в 9 классе (основной уровень общего образования) программа курса биологии предусматривала изучение основополагающих материалов важнейших областей биологии (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их рядоположенном изложении по областям науки, то в программе курса биологии 10 класса изложение учебного содержания представлено по-новому — в интегрированном виде и в системе структурных уровней организации жизни. При этом изложение основных положений, теорий и прикладных аспектов биологии осуществляется на фоне изучения свойств биосистем разных структурных уровней организации жизни.
В учебник «Биология: 10 класс: профильный уровень/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова, М.: - «Вентана-Граф, 2011.-400с.» включены основополагающие общебиологические материалы о явлениях и закономерностях живой природы с учетом более профилированного раскрытия основ науки биологии. Подобное изложение проводится как с целью актуализации ранее приобретённых знаний, так и в целях их расширения и углубления, на что ориентируют требования нового государственного стандарта старшей (полной) школы по изучению биологии на профильном уровне.
Интегрированный подход изложения общебиологического материала о свойствах живой природы использован и для того чтобы ученики воспринимали курс «Биология» не как повторное, хотя и более глубокое раскрытие учебного материала, а как новое содержание. Для этого в изложении свойств того или того уровня организации жизни интегрированы материалы о главнейших событиях живой природы, свойственных данным уровням. Так, в содержании биосферного уровня приводятся материалы о происхождении живого вещества, биогеоценотического — об экологических явлениях, популяционно-видового — о виде, популяции, видообразовании, происхождении человека и эволюционном учении. Тот же подход использован при изложении материалов по другим уровням организации жизни. Это делает учебное содержание курса биологии 10 класса более емким, обобщённым и интересным для учащихся.
В 10 классе изложение учебного содержания проводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней организации жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии позволяет в 10 классе более подробно ознакомиться с учением о биосфере, с особенностями биогеоценозов (экосистем), процессами многообразия видов, чтобы затем (в 11 классе) на основе этих знаний изучать свойства организма, клетки и материалы о молекулярных основах жизни.
В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям теоретической и прикладной биологии, современным проблемам общества, в решении которых необходима биологическая компетенция. Помимо основ наук, в содержание учебного предмета включен также ряд сведений занимательного, исторического, культурологического, экологического и практического характера, содействующих мотивации учения, формированию познавательных интересов и решению других задач развития личности.
Таким образом, настоящая рабочая программа по биологии для 10 класса профильного уровня полной общеобразовательной средней школы направлена на изучение как инвариантного содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по биологии (профильный уровень), так и важных вопросов научно-практического и культурологического содержания.
Формы организации образовательного процесса:
- традиционные уроки (урок усвоения новых знаний, урок формирования умений и навыков, ключевых компетенций, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний);
- уроки с игровой состязательной основой (игра, соревнование, турнир, эстафета и т.д.);
- уроки – публичные формы общения (конференция, дискуссия, и т. д.);
- уроки на основе исследовательской деятельности (научная лаборатория, круглый стол, мозговая атака и т. д.);
- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (смотр знаний, семинар, зачёт, собеседование, урок-консультация, урок-практикум, урок моделирования, урок-беседа и т. д.)
- интегрированные уроки;
- лабораторные работы;
- экскурсии;
- заочные мультимедийные и видеоэкскурсии.
Технологии обучения:
- технология объяснительно-иллюстративное обучение;
- технология разноуровневого дифференцированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- игровые технологии;
- информационные технологии обучения.
Виды и формы контроля:
- устный опрос в форме беседы;
- тематическое тестирование (приближенное к заданиям ЕГЭ);
- устные зачёты;
- лабораторный контроль;
- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям и ЕГЭ).
Планируемый уровень подготовки обучающихся: профильный.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование, план распределения общего количества учебного времени, определённого федеральным компонентом государственного стандарта для профильного уровня изучения биологии в 10 классе (3 ч в неделю). В тематическом плане приведено общее количество часов, отводимых на изучение разделов курса, включая часы на обобщения по темам, лабораторные работы.
Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены 12 обобщающих уроков по темам и 4 контрольных работы по разделам. Программа включает также 9 лабораторных работ.
Для формирования необходимой тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности запланировано проведение итоговой тестовой контрольной работы в формате ЕГЭ.
Содержание учебного материала
Раздел I. Введение в курс биологии 10-11 классов (15 ч)
1. Биология как наука и ее прикладное значение.
Введение: задачи биологии в старшей школе.
Биология как наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и ее значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Экскурсии в природу.1 Многообразие видов. 2. Сезонные изменения в природе.
2. Общие биологические явления и методы их исследования.
Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь». Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов — биологические методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.
Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой»
Лабораторная работа № 2 «Методика работы с определителями растений и животных».
Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (26 ч)
Особенности биосферного уровня живой материи.
3. Учение о биосфере. Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в биосфере.
4. Происхождение живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И. Опарин и Дж. Холдейн). Физико-химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы.
5. Биосфера как глобальная биосистема. Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.
6. Условия жизни в биосфере. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Комплексное действие факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.
Лабораторная работа № 3 «Условия жизни в биосфере».
Экскурсии в природу.1. Живой мир вокруг нас. 2. Приемы описания живого покрова на территории около школы.
Раздел III. Биогеоценотический уровень организации
жизни (26 ч)
7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема.
Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема». Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва» и «паразит- хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе.
Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.
8. Многообразие биогеоценозов и их значение.
Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы.
Искусственные биогеоценозы — агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем.
Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.
Лабораторная работа № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе».
Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем»
Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе».
Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации жизни (38 ч)
9. Вид и видообразование.
Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.
Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор – главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Видообразование – процесс увеличения видов на Земле.
10. Происхождение и этапы эволюции человека.
Видообразование – путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза.
Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения рас. Находки палеолитического человека на территории России.
11. Учение об эволюции и его значение.
Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж-Б. Ламарка и в эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция.
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия видов - основа устойчивости биосферы.
Особенности популяционно-видового уровня организации жизни.
12. Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества.
Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида».
Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора».
Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов».
Тематический план (профильный уровень)
№ разделов и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы |
Раздел 1 Тема 1 Тема 2 | Введение в курс биологии 10-11 классов Биология как наука и ее прикладное значение Общие биологические явления и методы их исследования | 15 5 10 |
Раздел 2 Тема 3. Тема 4. Тема 5. Тема 6. | Биосферный уровень организации жизни Учение о биосфере Происхождение живого вещества Биосфера как глобальная биосистема Условия жизни в биосфере | 26 4 8 5 9 |
Раздел 3 Тема 7. Тема 8. | Биогеоценотический уровень организации жизни Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема Многообразие биогеоценозов и их значение | 26 17 9 |
Раздел 4 Тема 9. Тема 10. Тема 11. Тема 12. | Популяционно-видовой уровень организации жизни Вид и видообразование Происхождение и этапы эволюции человека Учение об эволюции и его значение Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества | 38 13 7 10 9 |
Итого в 10 классе | 105 ч |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
- сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
- цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
- Анастасова Л.П. Общая биология: 10-11 классы: дидактический материал / Л.П. Анастасова. — М. : Вентана-Граф, 1997.
- Биологический энциклопедический словарь. — М. : ВРЭ, 1989.
- Биология: 10-11 классы: профильный уровень: программа. — М., 2009.
- Валовая М.А. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы / М.А. Валовая, Н.А. Соколова, А.Каменский. — М. : Экзамен, 2002.
- Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы / авт.-сост. : Г.С. Калинова, З.Резникова, А.Н. Мягкова. — М. : Вентана-Граф, 2007.
6.Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В.П. Казначеев. — Кострома, 1996.
7.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : Академия, 2005.
8.Левитин М.Г. Общая биология: в помощь выпускнику школы и абитуриенту / М.Г. Левитин, Т.П. Левитина. — СПб., 2003.
9.Лемеза Н.А. Биология в экзаменационных вопросах и ответах: для абитуриентов, репетиторов и учителей / Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д. Лисов. — М. : Айрис-Пресс, 2006.
10.Мамзин А.С. Биология в системе культуры / А.С. Мамзин. - СПб. : Лань, 1998.
11.Машкова Н.Н. Биология : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / Н.Н. Машкова. СПб. : Азбука-классика, 2006.
12.Общая биология: 10-11 классы: учебник для углубленного изучения биологии в школе / под ред. В.К. Шумного, Г.М. Дымшица, А.О. Рувинского. — М., 2001.
13.Пасечник В.В. Биология : 9-11 классы : сборник тестон, задач и заданий с ответами : пособие для учащихся средний и старших классов / В.В. Пасечник, B.C. Кучменко. — М. . Мнемозина, 1998.
14.Петров К.М. Экология человека и культура / К.М. Петров. - СПб., 1999.
15.Пономарёва И.Н. Основы общей биологии: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова ; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. — М. : ВентанаТраф, 2005.
16.Пономарёва И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
17.Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. — М. : Академия, 2007.
18.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: ч. 2: среднее (полное) общее образование. - М., 2004.
Литература для учащихся
1. Пономарёва И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. И.Н. Пономарёвой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2009.
4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2010.
5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
6. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
7. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
8. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
9. Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А. О. Учебник «Общая биология» для 10-11 класса с углубленным изучением биологии в школе. - М.: Просвещение, 2004.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение;
- Наглядные пособия: серии таблиц по общей биологии, коллекции, модели, наборы моделей, гербарии, муляжи.
- Приборы, микроскопы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для лабораторных работ.
- Компьютер, мультимедийный проектор, комплект СD дисков по предмету
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:
Мультимедийные компакт-диски:
- « Уроки биологии Кирилла и Мефодия», 2009г.
- «Уроки биологии 10 класс», 2007г.,1С образование.
- «1С: Школа. Экология (Учебное пособие)», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 8 класс по программе И. Пономаревой
Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маш по курсу « Человек и его здоровье». Структура курса складываетс...
рабочая программа по Пономаревой ФГОС 6 класс
рабочая программа по Пономаревой ФГОС 6 класс...
рабочая программа по Пономаревой 6 класс ФГОС
рабочая программа по Пономаревой 6 класс ФГОС...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая прогамма 6класс по учебнику :Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; учебник 6 класса общеобразовательных учреждений И.Н. Пономарева, О,А. Корнилаева, В.С. Кучменко М. Вента –Гра...
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе И.Н.Пономаревой
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В...
Рабочая программа УМК Пономаревой ФГОС
Рабочая прогамма с тематическим планированием по биологии УМК Пономаревой 5-9 классы...