обобщающий урок по теме "Осанка.Плоскостопие." 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

материалы урока могут помочь при подготовке и проведению урока по данной теме.Урок подготовлен по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_osanka.docx209.83 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

 Тема «Осанка.Предупреждение  плоскостопия.»

Цели урока:

  1. Дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  2. Воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Задачи урока

  1. Рассказать учащимся о значении осанки в жизни человека,
  2. Научить учеников заботиться о правильном положении тела,
  3. Показать возможные упражнения для исправления осанки в школе и дома.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1.развитие интеллектуальной сферы обучающихся; 2.формирование культуры здорового образа жизни;

3. учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья

1.На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; 2.приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; 3.сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 4.выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий),

5. умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (составление и заполнение таблицы).

1.Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, 2.определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). 3.Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, 2.сотрудничать с учителем, обучающимися, 3.владеть монологической и диалогической речью.

4.Уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

ход урока:

 Организационный момент.

       Проверка домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос:
  1. От чего зависит сила сокращения мышцы?
  2. Откуда мышцы получают энергию для сокращения?
  3. Древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай.» Как вы понимаете это высказывание? Что такое тренировочный эффект и как он достигается?
  4. Как обеспечивается согласование деятельности мышц-сгибателей и разгибателей? Привести примеры.
  5. Поясните выражение Аристотеля: «Ничто так не разрушает человека, как продолжительное бездействие»

Объяснение новой темы:

Что такое осанка и каковы причины ее нарушения?
Почему сформировались своды стопы и отчего они деформируются?
Как можно определить искривление позвоночника и наличие (или отсутствие) плоскостопия?
 

Осанка — это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе.

Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке — спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.

При правильной осанке:

  • Голова и туловище держатся прямо.
  • Голова слегка приподнята.
  • Плечи несколько отведены назад.
  • Грудная клетка развернута.
  • Плечи находятся на одном уровне.
  • Живот подобран.
  • В поясничной области имеется небольшой изгиб вперед.

Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь — остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может уснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте (до 30 лет).

Учитель просит детей замереть в том положении, в котором они находятся на данный момент. Зачитывает правила, как надо сидеть за столом, а все обращают внимание на свое положение.

Чтобы правильно сидеть, требуется соблюдать следующие гигиенические требования:

  • В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.
  • Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.
  • Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.
  • Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.
  • Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.
  • Расстояние от книги (или монитора компьютера) до глаз должно составлять 40–50 см.

Правило трех точек опоры

После этих правил, мы уже убедились, что большинство из вас неправильно сидят за столом, а теперь проведем лабораторную работу и попробуем экспериментальным путем выявить у вас нарушения осанки. Результаты необходимо занести в листы самоанализа.

Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?

  1. Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение одинаково легко выполняется с левой и с правой рукой, значит, нет нарушений осанки.
  2. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

                                           

 

 Лист самоанализа

Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ

Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы

(ДА или НЕТ)

Выявление боковых искривлений

  1. Углы лопаток на одном уровне
  2. Один плечевой сустав расположен выше другого
  3. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны
  4. Задние (остистые) отростки позвонков образуют прямую линию

Различают три степени нарушения осанки.

При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, ес ли человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушениями мышечного аппарата, а потому поддаются исправлению при занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой. Искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.


Различают три степени нарушения осанки


Как же предупредить искривление
позвоночника? Прежде всего надо правильно сидеть за столом (рис. 38). Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе — к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую, и т. п.


Предупреждение и лечение плоскостопия.

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощаются ее своды (рис. 39). Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки — супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.


Предупреждение и лечение плоскостопия. Профилактика плоскостопия :

  • Не носить слишком тесную обувь.
  • Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
  • Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.
  • Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
  • Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
  • Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
  • Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

Итог урока:


Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковые искривления (сколиоз), плоскостопие. 


1. Что происходит при нарушении осанки первой, второй и третьей степени?
Какие нарушения в работе внутренних органов происходят при неправильной осанке?
Что такое плоскостопие, каковы его причины и принцип лечения?
 


Проанализируйте: правильно ли положение вашего тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Подведение итогов урока.

Что вы нового узнали на уроке? Для чего мы сегодня так много говорили об осанке и плоскостопии? Почему это так важно? Правильная осанка и своды стопы – важнейшие факторы, влияющие на здоровье человека и требующие пристального внимания.

Большое спасибо за работу на нашем уроке. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

Наращивайте “мышечный корсет”.

Следите за осанкой.

Правильно сидите.

Домашнее задание параграф №15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Урок по теме: Обобщающий урок по ФСУ 7 класс

Этот урок можно использовать перед контрольной работой, как проверку готовности к ней....

Презентация для 9 класса. Обобщающий урок химии в 9 классе по теме "Металлы"

Данный материал поможет в занимательной форме повторить и обобщить знания по теме “Металлы” в 9 классе....