Экзамен
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9, 11 класс) на тему

Тимербаева Гульшат Фидаиловна

Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен ЕГЭ по БИОЛОГИИ

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А36) поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1 Генеалогический метод используют для
1) получения генных и геномных мутаций
2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека
3) исследования наследственности и изменчивости человека
4) изучения этапов эволюции органического мира

A2 Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании
1) хромосомной теории
2) закона сцепленного наследования
3) теории гена
4) клеточной теории

A3 Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?
1) хлоропласт
2) митохондрия
3) рибосома
4) эндоплазматическая сеть

A4 Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?
1) имеют диплоидный набор хромосом
2) при слиянии образуют зиготу
3) участвуют в половом размножении
4) имеют одинаковую форму

A5 К неклеточным формам жизни относятся
1) бактериофаги
2) цианобактерии
3) простейшие
4) лишайники

A6 Изображённый на рисунке организм размножается
1) делением надвое
2) с помощью гамет
3) почкованием
4) спорами
организм размножается

A7 Промежуточный характер наследования признака проявляется при
1) сцеплении генов
2) неполном доминировании
3) независимом расщеплении
4) множественном действии генов

A8 Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?
1) 1 : 1
2) 3 : 1
3) 1 : 1 : 1 : 1
4) 9 : 3 : 3 : 1

A9 Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание
хромосом при оплодотворении?
1) определённой
2) фенотипической
3) мутационной
4) комбинативной

A10 Какой признак у грибов и растений является сходным?
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела

A11 Побег – вегетативный орган, образованный
1) стеблем с листьями и почками
2) верхушкой стебля
3) междоузлиями и узлами
4) зачаточными листьями

A12 Почему папоротники относят к высшим растениям?
1) они обитают в наземно-воздушной среде
2) их организм состоит из тканей и органов
3) их организм – скопление клеток – слоевище
4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

A13 Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она
1) питается плавающими животными
2) имеет два слоя клеток: эктодерму и энтодерму
3) обитает в пресном водоёме
4) реагирует на действие раздражителей

A14 Особенность внешнего покрова пресмыкающихся – наличие
1) однослойного эпидермиса
2) роговых чешуй
3) хитинового покрова
4) кожных желез

A15 Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе
человека выполняют
1) мышечные клетки
2) эпителиальные клетки
3) железы желудка
4) кровеносные сосуды

A16 Цифрой 4 обозначена на рисунке суставнаясустав

1) впадина
2) сумка
3) головка
4) прослойка хряща

A17 Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, –
1) лечебные сыворотки
2) антитела
3) вакцины
4) антибиотики  

A18 Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в
кровь
1) глюкозы
2) инсулина
3) адреналина
4) тироксина

 

A19 Одна из причин близорукости –
1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий
2) повреждение зрительного нерва
3) помутнение хрусталика
4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

 

A20 Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, –
критерий
1) экологический
2) географический
3) физиологический
4) морфологический

 

A21 Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает
1) мутационная изменчивость
2) географическая изоляция
3) борьба за существование
4) искусственный отбор

 

A22 Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством
1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных
2) приспособленности организмов к среде обитания
3) индивидуального развития растений и животных
4) влияния окружающей среды на развитие организмов


A23 К атавизмам человека относят появление
1) хвостовых позвонков
2) диафрагмы
3) дифференцированных зубов
4) шестипалой конечности
 

 

A24 Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.
1) гриб и водоросль в лишайнике
2) культурные и сорные растения
3) хищник и жертва
4) плотоядные и растительноядные животные

 

A25 Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства
принадлежит к группе биологических методов борьбы?
1) использование паразитических организмов
2) поддержание высокой влажности
3) внесение органических удобрений
4) уничтожение сорняков гербицидами

 

A26 Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как
1) происходит убыль веществ из биосферы
2) повышается температура земной поверхности
3) изменяется газовый состав атмосферы
4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей


A27 В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?
1) в лизосомах  2) в рибосомах  3) в митохондриях  4) в хлоропластах

 

A28 В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?
1) 30%  2) 40%  3) 60%  4) 80%
 

A29 Благодаря оплодотворению и мейозу
1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях
2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве
3) изменяется число хромосом из поколения в поколение
4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида
 

 A30 Частота нарушения сцепления между генами зависит от
1) структуры хромосомы
2) расстояния между ними
3) числа групп сцепления
4) доминантности или рецессивности генов

 

A31Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует
1) получению чистой линии
2) проявлению эффекта гетерозиса
3) получению полиплоидов
4) проявлениию мутантных генов


A32 Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер
красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка
обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?
1) 7  2) 2  3) 6  4) 4


A33 Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают
свойством
1) сократимости
2) проводимости
3) возбудимости
4) раздражимости


A34 Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в
нервные импульсы, – это
1) белочная оболочка
2) палочки и колбочки
3) зрительная зона коры
4) стекловидное тело


A35 Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается
1) в верхних слоях атмосферы
2) в глубинах океанов
3) в верхних слоях литосферы
4) на границах трёх сред обитания

 

A36 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?
А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.
Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны  

В1.Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1)  образование двух ядер

2)  расхождение гомологичных хромосом

3)  образование метафазной пластинки

4)  сближение гомологичных хромосом

5)  обмен участками гомологичных хромосом

6)  спирализация хромосом

Ответ:    

В2.У насекомых с неполным превращением

1)  три стадии развития

2)  внешнее оплодотворение

3)  личинка похожа на кольчатого червя

4)  личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5)  за стадией личинки следует стадия куколки

6)  личинка превращается во взрослое насекомое

Ответ:    

В3. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса

у растений путем ароморфозов?

1)  наличие двойного оплодотворения у цветковых растений

2)  образование корней у папоротникообразных

3)  снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях

4)  усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5)  защита семян в плодах у покрытосеменных растений

6)  сокращение срока вегетации у растений,  произрастающих в суровом

климате

Ответ:    

При выполнении заданий B4–B7  установите соответствие между

содержанием первого и второго столбцов.  Впишите в таблицу цифры

выбранных ответов,  а затем получившуюся последовательность цифр

перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо символов.

В4 Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому

их относят.

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ    

А)  не выносят засушливых условий

Б)  жизненная форма – деревья и кустарники

В)  яйцеклетка созревает в семязачатке

Г)  образуют мелкую сухую пыльцу

Д)  в цикле развития присутствует заросток

ОТДЕЛ: 1)  Папоротниковидные  2)  Голосеменные

             А Б В Г Д

Ответ:

       

В5. Установите соответствие между функцией нервной системы человека и

отделом, который эту функцию выполняет.

ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ        

А)  направляет импульсы к скелетным мышцам

Б)  иннервирует гладкую мускулатуру органов

В)  обеспечивает перемещение тела в пространстве

Г)  регулирует работу сердца

Д)  регулирует работу пищеварительных желёз

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ   СИСТЕМЫ   1)  соматическая   2)  вегетативная

А Б В Г Д

Ответ:

В6 Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

ХАРАКТЕРИСТИКА    

А)  окисление органических веществ

Б)  образование полимеров из мономеров

В)  расщепление АТФ

Г)  запасание энергии в клетке

Д)  репликация ДНК

Е)  окислительное фосфорилирование

ВИД  ОБМЕНА 1)  пластический   2)  энергетический

А Б В Г Д Е

Ответ:    

В7 Установите соответствие между характеристикой организмов и

функциональной группой, к которой их относят.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ    

А)  являются первым звеном в цепи питания

Б)  синтезируют органические вещества из неорганических

В)  используют энергию солнечного света

Г)  питаются готовыми органическими веществами

Д)  возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е)  разлагают органические вещества до минеральных

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА  1)  продуценты 2)  редуценты

А Б В Г Д Е

Ответ:

           

В задании B8 установите правильную последовательность биологических

процессов,  явлений,  практических действий.  Запишите в таблицу

соответствующие им цифры,  а затем получившуюся

последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов

и каких-либо дополнительных символов.

В8 Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1)  распространение признака в популяции

2)  появление мутаций в новых условиях жизни

3)  пространственная изоляция популяций

4)  отбор особей с полезными изменениями

5)  образование нового вида           Ответ:          

С1 В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?  

С2. Пользуясь рисунком,  определите,  какую

форму отбора он иллюстрирует и при

каких условиях жизни этот отбор будет

проявляться. Изменится ли размер ушей

у зайцев в процессе эволюции при

действии этой формы естественного

отбора? Ответ обоснуйте.

С3. В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

С4. Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой,  чем экосистему елового леса?

С5. Какой    хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

С6. При скрещивании растения гороха с гладкими семенами и усиками с растением с морщинистыми семенами без усиков все поколение было единообразно и имело гладкие семена и усики.  При скрещивании другой пары растений с такими же фенотипами  (гороха с гладкими семенами и усиками и гороха с морщинистыми семенами без усиков)  в потомстве получили половину растений с гладкими семенами и усиками и половину растений с морщинистыми семенами без усиков. Составьте схему каждого скрещивания.  Определите генотипы родителей и потомства.  Объясните полученные результаты.  Как определяются    доминантные признаки в данном случае?

Часть 1


За 
правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

 

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

3

А13

2

А25

1

А2

4

А14

2

А26

4

А3

4

А15

2

А27

1

А4

1

А16

3

А28

1

А5

1

А17

3

А29

1

А6

1

А18

2

А30

2

А7

2

А19

4

А31

2

А8

2

А20

1

А32

4

А9

4

А21

1

А33

3

А10

3

А22

1

А34

2

А11

1

А23

1

А35

4

А12

2

А24

2

А36

2

В1 456  В2 146    В3 125   В4 12221  В5 12122    В6 211212   В7 111222    В8 32415


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

А1. Какой прибор позволяет определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ) у человека?    

 1) микроскоп                           2) стетоскоп           3) тонометр                              4) спирометр

А2. Наследственный аппарат клетки расположен в:
 1) ядре          2) рибосоме             3) вакуоли             4) аппарате Гольджи

А3. Как называют систему органов многоклеточного животного, которая по од ной из своих функций напоминает лизосому клетки?
 1) кровеносной      2) пищеварительной

3) выделительной                                  4) половой

А4. Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает
 1) корневые волоски                            2) мякоть листа
3) древесину стебля                               4) верхушечные почки

А5. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой на ней обозначен чашелистик?
1) А                       2) Б                    3) В                       4) Г

А6. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?
 1).Голосеменные                         2) Покрытосеменные
3.Плауновидные                            4) Моховидные

А7. Важнейший признак, отличающий птиц от пресмыкающихся, — это
 1) высокий обмен веществ
2) развитие зародыша на суше                                                        
3) легочное дыхание
4) замкнутость кровеносной системы

А8. К какому классу относят животных, схема строения сердца которых показана на рисунке?
 1) Хрящевые рыбы            2) Земноводные          3) Млекопитающие                      4) Птицы

А9. В процессе эволюции появление второго круга кровообращения у животных привело к возникновению
 1) жаберного дыхания          2) легочного дыхания              3) трахейного дыхания       4) дыхания всей поверхностью тела

А10. Какой из перечисленных органов расположен в грудной полости тела человека?
 1) почка           2) тонкий кишечник           3) легкое               4) поджелудочная железа

А11. В момент сильного психического возбуждения, например, на экзамене у школьника усиливается выделение гормона, вырабатываемого
 1) надпочечниками           2) поджелудочной железой          3) потовыми железами             4) печенью

А12. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
 1) естественный врожденный              2) искусственный активный         3) естественный приобретенный
4) искусственный пассивный

А13. В какой камере сердца человека наблюдается максимальное давление крови?
 1) левом желудочке          2) правом желудочке            3) левом предсердии            4) правом предсердии

А14. На рисунке изображена схема строения пищеварительной системы человека. Какой буквой на ней обозначен желудок?
1) А           2) Б            3) В           4) Г

А15. У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке, какого витамина это происходит?
 1) А         2) В2              3) С         4) D

А16. Как можно доказать, что эластичность кости придают органические вещества?
 1) определить в ней содержание воды             2) изучить ее строение под микроскопом
3) попробовать согнуть кость                        4) опустить ее в раствор соляной кислоты

А17. При созерцании полотен великих художников лучи, отраженные от картин, вызывают возбуждение в фоторецепторах, расположенных в области
 1) хрусталика         2) желтого пятна                 3) радужки             4) слепого пятна

А18. Примером динамического стереотипа у подростка служит
 1) езда на скейтборде после уроков
2) выделение слюны на запах пищи в школьной столовой
3) отдергивание руки от горячей батареи центрального отопления
4) внезапное решение задачи на контрольной работе по физике

А19. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует
 1) приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу
2) согреть поврежденный сустав
3) самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе
4) попытаться, превозмогая боль, разработать поврежденный сустав

А20. Какое из приведенных ниже отношений в природе, принято считать взаимовыгодным?
 1) акулы и рыбы прилипало              2) шмеля и клевера                  3) суслика и сайгака
4) черного дятла и древесного муравья

А21. Что общего между агроэкосистемой яблоневого сада и экосистемой тайги?
 1) длинные цепи питания                    2) преобладание растений одного вида
3) замкнутый круговорот химических элементов          4) наличие производителей, потребителей, разрушителей

А22. Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?
 1) И.И. Мечникова                  2) Л. Пастера                3) Ч. Дарвина                   4) И.П. Павлова

А23. Какой признак, среди перечисленных, принципиально отличает животных класс Земноводные от животных класса Млекопитающие?
 1) замкнутая кровеносная система                     2) наружное оплодотворение
3) половое размножение                                       4) использование для обитания водной среды

А24. С цель ю продления сроков хранения донорской крови врачи-лаборанты
 1) разбавляют дистиллированной водой                 2) добавляют хлорид натрия
3) удаляют лейкоциты                                             4) охлаждают

А25. Если во время оказания помощи пострадавшему вы будете наблюдать кровь ярко-алого цвета, вытекающую из раны пульсирующими толчками, то это указывает на следующий тип кровотечения
 1) капиллярное          2) венозное             3) внутреннее               4) артериальное

А26. Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «пищевая цепь» и одним из четырех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.
 1) среда                  2) популяция          3) производитель            4) изменчивость

В1. Выберите три верных ответа из шести. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб?
 1) Органы дыхания представлены легкими и кожей.
2) Имеется внутреннее и среднее ухо.
3) Головной мозг состоит из пяти отделов.
4) Имеется плавательный пузырь.
5) Сердце трехкамерное.
6) Один круг кровообращения.

Ответ: __________

В2. Установите соответствие между строением клетки и ее видом. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Строение клетки

Вид

А) Отсутствует оформленное ядро.
Б) Хромосомы расположены в ядре.
В) Имеется аппарат Гольджи.
Г) В клетке одна кольцевая хромосома.
Д) АТФ накапливается в митохондриях.
Е) Половых хромосом нет.

1) Прокариотная
2) Эукариотная


Ответ:


В3. Установите правильную последовательность пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

А) мелкие птицы           Б) растения           В) полярные совы                Г) насекомые

Ответ:

В4. Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Транспортная функция крови
Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клетками тела _______________(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От легких к тканям и органам кровь транспортирует _______________(Б), а обратно уносит _______________(В). Кровь переносит также _______________(Г) — вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.

Перечень терминов:
 1) кислород
2) питательные вещества
3) азот
4) гормоны
5) ферменты
6) углекислый газ

Ответ:

С1. Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства.

С2. Прочтите текст «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ» и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

Наследственность
(1) Наследственность — это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у организма происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген — участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков — генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6) Все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

Прочитайте текст «История о золотом мальчике» и выполните задания С3 – С4 .

С3. Прочитайте текст «История о золотом мальчике». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика реального события и проведенного эксперимента» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

«История о золотом мальчике»
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им объяснить причину гибели мальчика.
Сравнительная характеристика реального события и проведенного эксперимента

Признаки для
сравнения

Реальное событие в
замке герцога Моро

Эксперимент (опыт),
проведенный в ХIХ в.

В каких условиях
находились люди?

Холодное помещение
зала и каменный пол.

1

2

Менее суток.

1 испытуемый 24 часа, а
другой — 8 дней.

Каковы результаты
события и эксперимента?

3

Изменений в состоянии
здоровья испытуемых не
наблюдалось.


За верное выполнение заданий А1–А26 выставляется 1 балл.
 

No задания

Ответ

No задания

Ответ

No задания

Ответ

А1

4

А10

3

А19

1

А2

1

А11

1

А20

2

А3

2

А12

3

А21

4

А4

3

А13

1

А22

3

А5

2

А14

2

А23

2

А6

3

А15

4

А24

4

А7

1

А16

4

А25

4

А 8

2

А17

2

А26

3

А9

1

А18

1

 

 

Часть 2

За верное выполнение заданий В1–В5 выставляется по 2 балла.

Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в  эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.

Для заданий В3, В4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Для задания В5 ставится 1 балл в следующих случаях: если правильно указаны только две первые или три последние позиции ответа; если в сумме получается три правильных ответа из пяти, и 0 баллов во всех других случаях.

No задания

Ответ

В1

125

В2

122121

В3

БГАВ

В4

2164

В5

А.1, Б.4, В.3, Г.5, Д.5


Часть 3

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

С1. Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства.

Формат ответа и критериев такой:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Только врач на основе всестороннего обследования больного может определить саму болезнь, установить ее причину или возбудителя инфекции, например вирусного или бактериального, и назначить соответствующее лечение и препараты.
2) Только врач знает, что лекарства действуют специфически и в определенной дозе, что к ним могут быть противопоказания и, кроме того, при продолжительном приеме происходит привыкание, лекарства перестают действовать и подлежат замене.

С2. Наследственность

(1) Наследственность — это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у организма происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген — участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков — генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6) Все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

Формат ответа и критериев такой:

В правильном ответе должны быть указаны и исправлены следующие ошибки:

1) В предложении (2): Передача наследственных признаков у организма происходит при половом и бесполом размножении.
2) В предложении (5): Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма.
3) В предложении (6): Не все полученные по наследству признаки обязательно проявятся у организма.

С3. «История о золотом мальчике»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Формат ответа и критериев такой:

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:

1) Комната с благоприятной температурой воздуха.
2) Продолжительность события и эксперимента. ИЛИ Время события и эксперимента.
3) Смерть ребенка.

С4. Используя содержание текста «История о золотом мальчике» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка. Какова истинная причина гибели мальчика?

Формат ответа и критериев такой:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Объяснение несостоятельности версий:

  • причина гибели из-за недостатка воздуха несостоятельна, так как кислород в организм человека поступает через легкие (99%), через кожу поступает около 1% всего кислорода;
  • причина гибели из-за прекращения работы потовых желез (потовые железы участвуют в удалении части конечных продуктов обмена) также несостоятельна, так как большинство веществ выделяется с мочой, которая формируется в почках. Согласно тексту деятельность почек не была нарушена.

2) Указание истинной причины.

Ребенок мог погибнуть вследствие нарушения в терморегуляции (перегревания или переохлаждения), так как, судя по тексту, ребенок находился в холодном помещении. Следовательно, перегревание в таких условиях невозможно. Ребенок погиб от переохлаждения.

Могут быть даны объяснения, иначе сформулирована истинная причина гибели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Экзамен, экзамен...

Всегда ли экзамен - это психологическая атака на ребёнка? Как  подготовить ученика к этому испытанию, чтобы он испытал творческую и интеллектуальную свободу? Можно ли экзамен превратить в праздни...

"Экзамен...Ваша помощь при подготовке к выпускным экзаменам"

Уважаемые родители! Вот и настала пора экзаменов.Предлагаю Вам рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки и проведения выпускных экзаменов. Экзамен - это одна изформ проверки сил Ваших ...

Родительское собрание на тему: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости

Экзамен — проверка знаний ученикаи мудрости преподавателя.Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной си...

Тренинга по подготовке учащихся выпускных классов к экзаменам «Стресс перед экзаменом»

Перед экзаменами подавляющее большинство учащихся испытывает настоящий стресс, сопровождающийся бессонницей, повышенной возбудимостью, нервозностью, паническими настроениями и страхами. Медицинс...

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....