Открытый урок в 9 классе по теме «Законы Г. Менделя».
статья по биологии (10 класс)

В статье представлен материал: технологическая карта урока с использованием современных информационных технологий. Показаны примеры работы с  интерактивной доской в 9 классах при изучении темы "Законы г. Менделя". Использование интерактивной доски на уроке значительно разнообразит тип выполняемых заданий. Технологические особенности интерактивной доски позволяют уйти от непосредственного натаскивания на решение задач определенного типа к конструированию заданий, направленных на установление соответствия, ранжирование, классификацию и т.п., что подведёт учащихся к осознанному восприятию учебного материала (связей, законов и закономерностей). При работе с интерактивной доской восприятие «насыщается» размышлением и качественно меняется. Динамизм и выразительность заданий, их интег­ративный  характер способствуют повышению мотивации школьников, положительно влияют на качество и результативность процесса обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_doska_na_uroke_biologii.docx476.67 КБ
Binary Data genetika.notebook473.24 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная доска

при изучении темы

«Законы Г. Менделя»:

реализация дидактического потенциала

И. Б. Грецкова, учитель биологии высшей категории


Анализ педагогической целесообразности использования средств информационно-коммуникационных технологий (в частности, интерактивной доски) должен проводиться, во-первых, с позиций концептуальных положений, определяющих роль информационных технологий в системе образования и, во-вторых, с учетом специфики преподаваемого предмета.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого ученик становится активным участником образовательного процесса. Но как создать условия для самораскрытия и самоактуализации личности в процессе такого диалога? Как выстроить стратегию обучения, построенную не на информационной односторонней коммуникативности, а на принципе взаимодействия?

Попробуем привести ряд примеров реализации такого подхода с помощью интерактивной доски в условиях существующей классно-урочной системы. Такого типа задания органично вписываются в учебный процесс, позволяя формировать у школьников не только предметные результаты, но и метапредметные.

Заметим, что интерактивная доска легко вписывается в традиционный урок, открывая для учителя широкие возможности по совершенствованию образовательного процесса и позволяя наглядно объяснить и продемонстрировать многие химические закономерности и процессы, вовлекая учащихся в аналитическую и продуктивную деятельность.

Использование интерактивной доски на уроке значительно разнообразит тип выполняемых заданий. Технологические особенности интерактивной доски позволяют уйти от непосредственного натаскивания на решение задач определенного типа к конструированию заданий, направленных на установление соответствия, ранжирование, классификацию и т.п., что подведёт учащихся к осознанному восприятию учебного материала (связей, законов и закономерностей). При работе с интерактивной доской восприятие «насыщается» размышлением и качественно меняется. Динамизм и выразительность заданий, их интегративный  характер способствуют повышению мотивации школьников, положительно влияют на качество и результативность процесса обучения.

При этом нельзя не отметить, что конструирование подобных заданий – достаточно трудоемкий процесс, требующий серьезной подготовительной работы как в содержательном, так и в технологическом аспекте. В свою очередь, технологический процесс подготовки задания и оказывается наиболее затратным по времени.

Одной из стандартных технологий использования интерактивных досок на уроках является технология Drag&drop («тащи и бросай»), на основе которой строится большая часть интерактивных заданий. Приведём ряд заданий по генетике с использованием технологии Drag&drop.

Рис. 1. Упражнение на определения потомства

Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.

Рис. 2. Иллюстративные задания

Традиционными в этом плане являются задания на классификацию (отнесение к определенному множеству на основе выделяемого типологического признака). Представление такого рода заданий с помощью интерактивной доски позволяет визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой (как правило, готовится сразу несколько слайдов).

Эффективность заданий на классификацию проиллюстрируем на примере: учащимся предлагается классифицировать признаки гороха на доминантные и рецессивные (рис. 3 а). Задание вполне традиционно. Интерактивная доска позволяет выполнять задания подобного типа с меньшими временными затратами, предлагая их учащимся разных классов одной параллели без предварительной подготовки доски.

а)

б)

Рис. 3. Задания на классификацию

Для выполнения следующего упражнения (рис. 4) учащимся предстоит определить доминантный признак, заполнить пустые ячейки, «клонируя» в них признаки наследования. Результат выполнения задания представлен на рис. 4, б.

а)

б)

Рис. 4. Задание на соответствие

Обратный тип задачи предлагается в виде упражнения на заполнение таблицы Пеннета. Учащимся необходимо проанализировать фенотип и генотип потомства.  Результат выполнения задания представлен на рис. 3, б.

а)

б)

Рис. 5. Задание на заполнения таблицы Пеннета.

Отмечая дидактический потенциал интерактивных заданий, заметим, что можно установить и использовать программы и утилиты для интерактивных досок на любом компьютере даже без подключения к нему доски. Кроме того, это позволяет учителю готовить все необходимые материалы к очередному уроку в домашних условиях.

Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: «Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя».

Урок изучения нового материала с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и 1С «Образование» 3.0Образовательный комплекс:«Основы общей биологии». Основные опо...

Открытый урок по физике в 9 классе по теме "Закон сохранения механической энергии"

конспект урока по физике "По следам научных знаний , в глубину и звестных тайн.." цели урока: раскрыть в ходе урока смысл закона созхранения энергии, границы его применимости.... Перед учащимися стави...

Открытый урок по физике на тему: «Закон Всемирного тяготения».

Изучение закона всемирного тяготения,  его практическая значимость. Понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомление учащихся с областью действия гравитационных сил....

Открытый урок по физике на тему "Закон Ома для участка цепи"

Урок изучения нового материала из курса физики 8 класса, раздел "Электрические явления". На этом уроке проверяется связь между тремя характеристиками электрического тока: силой тока, напряже...

Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"

Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"...