биология 7 класс "Обобщение по теме "Многообразие птиц""
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Все началось с того, что в сквере перед школой я услышала негромкую дробь сначала одного потом второго, а потом и третьего дятла. Стала внимательно всматриваться, но толком так никого и не разглядела. Я искала глазами пестрого дятла, со знакомой с детства красной шапочкой на голове. Видела же каких – то крупных зеленоватых птиц. Учитель по биологии рассказала мне, что возле нашей школы обитают не только Большой и Малый пестрые дятлы, но и Зеленые дятлы и множество других удивительных птиц. Любовь Николаевна предложила подготовить реферат о птицах, которых можно увидеть возле нашей школы, расположенной прямо у леса, сползающего с сопок Черных Маньчжурских гор.
Работа над этой темой заинтересовала не только меня, моих одноклассников, учителя по биологии Сабусову Любовь Николаевну, которая помогла подготовить этот текст. Посильную помощь оказали и наши родители.
Мы наблюдали за птицами в природе: у школы, во время экскурсий, на своих огородах, в лесу. Записывали и зарисовывали их внешний вид. Работали вместе с учителем с самыми разными «Определителями птиц», справочной литературой. Уточняли названия птиц, места их обитания, миграции и многое другое. Много знаний мы получили, работая в интернете, что помогло нам в учебе по другим предметам.
Какие же птицы обитают на территории Русского острова? Своими знаниями и наблюдениями мы хотим поделиться с Вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_2.ppt | 2.09 МБ |
konspekt_uroka_ptitsy_russkogo_ostrova.doc | 62.5 КБ |
prilozhenie_1_u_uroku_ptitsy_ruskogo.doc | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Владивостока»
Приморского края
Конспект урока по биологии
в 7 классе
подготовила
учитель биологии
Сабусова Любовь Николаевна
Владивосток 2015
Тема: « Обобщение по теме «Многообразие птиц»
« Птицы Русского острова»
Цель урока:
Образовательная
Обобщить знания о птицах, расширить представления учащихся о многообразии птиц, показать их приспособленность к среде обитания и образ жизни, их значение в природе и жизни человека, привлечь внимания детей к изучению орнитофауны родного края (малой Родины, Русского острова);
Развивающая
Активизировать познавательный интерес учащихся к природе, научить самостоятельно находить необходимую информацию, формировать способности к совместной умственной деятельности, а так же умение обобщать и делать выводы;
развитие у детей и подростков творческой и практической деятельности.
Воспитательная
Воспитывать любовь к природе, прививать гуманное отношение к птицам, осознанное бережное отношения к природе, расширять кругозор учащихся.
Задачи:
- раскрыть особенности внешнего строения, питания, размножения птиц в связи с приспособленностью к условиям различных экологических групп;
-активизировать познавательный интерес к природе и ее изучению;
-совершенствовать умение работать с рисунками, текстом учебника;
-узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, на фотографиях
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: работа в группах.
Оборудование: картины с изображением птиц, фотографии, справочники, определители, вопросы и задания для выполнения в группах, проектор, интерактивная доска, презентация о птицах Русского острова
Учебно-методический комплект: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В. С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений-М.: Вентана-Граф,2008.
Ход урока:
Ι.Оргмомент: Сообщение цели и задач урока.
ΙΙ. Изучение новой темы:
Вы, конечно, догадались, о ком будет идти речь сегодня на уроке? Правильно, мы изучили многообразие птиц, их систематические и экологические группы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Сегодня на уроке мы обобщим полученные вами знания о птицах. Урок мы проведем необычный, в форме игры, путешествуя по нашей малой Родине – Русскому острову.
Но сначала проверим, хорошо ли Вы знаете птиц?
Описание игры
Предварительная работа:
Учащиеся, используя различные источники, изучают птиц, готовят презентацию.
Об уроке-игре сообщаю учащимся за неделю до его проведения, объясню цели, основные правила и условия игры. У детей есть заранее подготовленные заготовки ответов, которые они прикрепляют к таблице. Учащихся делим на две команды, кто быстрее ответит на вопрос учителя.
Ход игры:
На отдельном столе лежат карточки с изображением птиц. На доске таблица «Экологические группы птиц по месту обитания»
Экологическая группа | Виды | Места обитания |
Учитель читает стихи о птицах, угадавшие находят карточку с изображением птицы и заполняют на доске таблицу.
Вопросы.
1. Слышу я: звенит……
Средь желтеющих ветвей.
Здравствуй маленькая птица,
Вестница осенних дней. (синица)
2.За кустом в лесу, постой-ка,
Последи за рыжей …….
Чуб взъерошила рябой,
Перья с искрой голубой. (сойка)
3. Сероспинный, красногрудый –
В зимних рощах обитает.
Не боится он простуды
С первым снегом прилетает. (снегирь)
4. К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких …….
Прилетели ……….
Песни севера запели. (свиристели)
5.Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
В чужедальние края не улетают - нет!
6 Повеет ветер с темных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит : «Жив!»
Другой ответит : «Жив!» (воробей)
7 Моё начало есть в степи
И в серебре, да и в свинце,
А дальше цифру назови,
Шипящую поставь в конце:
А в целом птица я какая
Быстрее всех я птиц летаю (стриж)
8 Прошлым летом на лужку
В ямке вывелся в пушку,
И обсохнуть не успел –
Комара и муху съел (кулик)
Учитель: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием! Эти птицы вам хорошо известны не только по учебникам, картинкам и книгам. Воробьи, сороки, вороны - постоянные обитатели наших поселков, вы их видите каждый день и повсюду: идете ли вы в школу, помогаете ли вы родителям на огороде, или просто гуляете
Кто из вас, гуляя летом по лесу, не встречал говорливой сойки, прячущей желуди в мох? Кто не любовался полетом стрижей, не подкармливал зимой синичек, поползней ? Кто не восхищался красотой снегирей и свиристелей?
Нам с вами очень повезло, ведь мы живем на территории военного заказника и можем воочию наблюдать в лесу жизнь, самых разнообразных птиц принадлежащих к различным экологическим группам .
Назовите мне их, пожалуйста
(Цапли – птицы болот и водоёмов,
Чайки – птицы побережий,
Горлицы, сойки ,кукушки, дятлы - птицы леса)
Учитель Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения.
Вспомните, какова численность животных класса Птицы?- ( Более 8000 видов)
Какое второе название имеет класс Птицы? – (Пернатые)
Как называется наука, изучающая птиц? – (Орнитология)
А специалист, изучающий птиц? – (Орнитолог)
Ученица нашего класса хочет стать орнитологом. Целое лето она занималась изучением птиц Русского острова и подготовила к уроку реферат и презентацию на тему «Птицы Русского острова» (Приложение1, Приложение2)
Учитель Я думаю, ребята, что каждый из вас может дополнить этот реферат материалами о многих других пернатых обитателях Русского острова, таких как утка – мандаринка, белая японская цапля, белохвостый орлан, синяя мухоловка
Это и будет вашим домашним заданием: подготовить сообщение о редких птицах Русского острова (распределяем задания по выбору учеников)
Давайте подведем итоги нашего урока.
Сегодня мы не говорили об экзотических птицах из далеких стран. Мы рассказали вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, садах, огородах. И вы убедились, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.
Учитель: На VIII международном орнитологическом конгрессе, который проходил в августе 1982 года в Москве, был задан вопрос: каково будущее птичьего населения планеты? Ответ специалистов: «10% птиц вымрут! Так как есть виды, на сохранение которых трудно надеяться, но мы делаем все от нас зависящее». Созданы Красные книги – Международная, России. Красная книга Приморского края Мы тоже можем помочь птицам. Давайте начнём с простого: ученик читает стихотворение З. Александровой
Птичьи песенки
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай без слов поют
Я знаю все, о чем поет
Щегол и реполов
Поёт на ветке соловей
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд
Ты в наши гнезда не смотри
Не становись на пни
Яичек теплых не бери
Зачем тебе они
Поёт щегол и соловей
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд
Список использованной литературы
1. Биология. Животные. Методическое пособие. В.С. Кучменко, С.В.Суматохин. М.:»Вентана-Граф» 2007 г.
2. Внеклассная работа по биологии: 3-8 классы Составитель Н А Касаткина -Волгоград: Учитель, 2007 г
3. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биологии._М.: Просвещение, 1982
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://yandex.ru/search/?text=фотографии%20птиц%20%20приморского%2
http://www.birds-online.ru/wiki/index.php
http://ppt4web.ru/geografija/krasnaja-kniga-primorskogo-kraja.htm
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии по теме «Отряды птиц».
Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а...
урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"
Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА«СРАВНИТЕЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
На территории Ленинского административного округа города Омска расположен поселок Черемушки, в окрестностях которого находится запрудное сточное озеро. Это озеро является местом обитания некоторых вод...
урок биология 7 класс "Значение птиц и их охрана "
методическая копилка педагога...
Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".
Тесты содержат задания с выбором одного правильного ответа , задания на соответствии. Задания соответствуют программным требованиям. Материал можно...
Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».
На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....
Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс Мир птиц
Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс Мир птиц...