Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по биологии (6, 7 класс) на тему
Интерес к экологии –науке о взаимодействии человека и природы на Земле растет непрерывно. Человек- часть природы и не может существовать без нее. Однако последнее время с появлением и ростом городов больше усиливается разрушительное влияние человека на окружающую среду. Сохранить ее можно при одном условии -каждый человек должен осознать эту необходимость и разумно, бережно относиться к природным богатствам.
Очевидно, что воспитание экологической культуры является неотъемлемой частью экологического образования. Экологическая культура- это особое качество личности, исходящее из признания абсолютной ценности жизни, всего живого на Земле. Такое отношение к природе возникает кА результат усвоения экологических знаний и умений природопользования .как проявление экологического сознания. программа «Юный эколог» эколого-биологической направленности ,она учит детей почувствовать монолитное единство всего живого, его тесную связь с неживой природой. знакомит ребенка с экологическими проблемами воспитывает у них экологически оправданное поведение. Таким образом, актуальность программы заключается в экологизации сознания обучающихся.Отличием от уже существующих программ является комплексный подход при изучении окружающей нас природы.
Образовательная программа адаптирована в соответствии с часовой нагрузкой педагога и рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 11-13 лет. Важным принципом при построении содержания программы стал принцип сотворчества человека и природы, который предполагает сознательную деятельность обучающихся в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Юный эколог" | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа « 39»
Рекомендована Утверждена
методическим советом приказом директора
МБОУ сош № 39 МБОУ сош № 39
г..Дзержинска г.Дзержинска
протокол № 10 от 29.08.2015 г. № 342-п от 29.08.2015 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Юный эколог»
(на 1 год обучения, возраст обучающихся: 11-13 лет)
Учитель биологии
1 квалификационной категории
Фурычева Елена Геннадьевна
Г. Дзержинск 2015
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………… 3-4
2.Учебно-тематический план……………………………………………….5
3.Содержание программы…………………………………………………6-7
4.Методическое обеспечение………………………………………………8
5.Литература……………………………………………………………… .9
Пояснительная записка
Интерес к экологии –науке о взаимодействии человека и природы на Земле растет непрерывно. Человек- часть природы и не может существовать без нее. Однако последнее время с появлением и ростом городов больше усиливается разрушительное влияние человека на окружающую среду. Сохранить ее можно при одном условии -каждый человек должен осознать эту необходимость и разумно, бережно относиться к природным богатствам.
Очевидно, что воспитание экологической культуры является неотъемлемой частью экологического образования. Экологическая культура- это особое качество личности, исходящее из признания абсолютной ценности жизни, всего живого на Земле. Такое отношение к природе возникает кА результат усвоения экологических знаний и умений природопользования .как проявление экологического сознания. программа «Юный эколог» эколого-биологической направленности ,она учит детей почувствовать монолитное единство всего живого, его тесную связь с неживой природой. знакомит ребенка с экологическими проблемами воспитывает у них экологически оправданное поведение. Таким образом, актуальность программы заключается в экологизации сознания обучающихся.Отличием от уже существующих программ является комплексный подход при изучении окружающей нас природы.
Образовательная программа адаптирована в соответствии с часовой нагрузкой педагога и рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 11-13 лет. Важным принципом при построении содержания программы стал принцип сотворчества человека и природы, который предполагает сознательную деятельность обучающихся в окружающей среде.
Цель программы: сформировать знания о целостности природы, о взаимосвязях ее компонентов, вести созидательную деятельность в природе.
Реализацию поставленных целей обеспечивает решение следующих задач:
1.Сформировать знания о средах жизни в природе, о взаимосвязях всех живых организмов.
2. Сформировать знания об особенностях взаимоотношений человека и природы, возникающих экологических проблемах и способах их решения.
3.Развивать потребность в изучении окружающей среды.
4. Развивать умения рационального природопользования.
5.Воспитывать доброе отношение к природе в целом и к живым существам в частности.
Программа «Юный эколог» включает в себя как теоретические основы, так и практические. Поэтому, кроме учебных занятий, ребятам предлагаются такие формы обучения как: игры, практические задания, коллективные работы, работы в живом уголке. С помощью них обучающиеся могут непосредственно в образ «часть природы»
Сведения о коллективе
Состав группы постоянный. Набор учащихся свободный. Количество учащихся 20 человек. Возраст 11-13 лет. Количество занятий в год – 34, в неделю 1 час.
Способы проверки ожидаемых результатов:
-демонстрация навыков поведения в природе;
- наблюдение за обучающимися в о время учебных и практических занятий;
-анкетирование, викторины, кроссворды, творческие работы.
Реализация программы даст возможность влиять на формирование у учащихся жизненных принципов, основанных на сотрудничестве человека с природой, воспитание ответственного отношения к природе.
Кроме того, комфортная благоприятная обстановка и атмосфера сотрудничества на занятиях способствует самообразованию.
Воспитанник объединения должен знать:
-экологические законы Б.Коммонера;
-понятие «биосфера», ее характеристику;
-среды жизни;
-факторы ,влияющие на окружающую среду.
-взаимоотношения живых организмов;
-естественные искусственные сообщества живых организмов;
-виды охраняемых природных территорий;
-памятники природы Нижегородской области;
-правила поведения в природе.
Уметь:
-определять среду обитания, приводить примеры;
-приводить примеры факторов окружающей среды живой и неживой природы;
-приводить примеры искусственных и естественных сообществ живых организмов;
-составлять схему и цепи питания;
-работать с Красной книгой;
-видеть пути решения экологических проблем;
-определять растения и животных городской среды;
-взаимодействовать друг с другом во время коллективных творческих дел:
-экологически оправдано вести себя в природе.
Учебно-тематический план
Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2.Экология и ее законы | 4 | 2 | 2 |
3.Общие сведения о биосфере | 4 | 2 | 2 |
4.Среда обитания и приспособление к ней живых организмов. | 6 | 4 | 2 |
5.Взаимоотношения живых организмов | 6 | 3 | 3 |
6.Естественные и искусственные сообщества живых организмов. | 6 | 4 | 2 |
7.Забота об окружающей среде. | 6 | 4 | 2 |
Итого: | 34 | 20 | 14 |
Содержание программы
1.Вводные занятия.
Теория
Забота об окружающей среде. Мир глазами эколога. Живая и неживая природа. Человек и окружающая среда.
Практика
1.Участие в городской акции «Наши пернатые друзья».Старт акции. Раздача бланков наблюдений. консультации по проведению акции.
2.Экология и ее законы.
Теория
1.Понятие « экология».Объекты и явления ,которые изучает экология.
2.Экологические законы Б. Коммонера.
Практика
1.Всероссийские дни наблюдения птиц. Сдача бланков наблюдений.
2.Экскурсия в пионерский парк. «Видовое многообразие растений и животных».
3.Общие сведения о биосфере.
Теория
1.Понятие «биосфера». Оболочки Земли, входящие в биосферу.Изменеия в биосфере. Роль человека в жизни биосферы. Распределение живых организмов в биосфере.
2.Природные зоны: арктические пустыни, тундра, тайга, она смешанных лесов и широколиственных лесов ,степь, пустыня. Приспособления живых организмов к жизни в разных природных зонах.
Практика
- Викторина в защиту птиц.
- Обзорная экскурсия по уголку живой природы ЭКБц.
4.Среда обитания организмов и приспособления к ней организмов.
Теория
1.Расселение живых организмов на Земле. Основные среды жизни .и приспособления к ним живых организмов. Факторы жизни: абиотические, биотические, антропогенные.
2.Наземно-воздушная среда. Состав воздуха ,плотность и давление воздуха. Приспособления растений к разному количеству света, Светолюбивые и тенелюбивые растения. Приспособления организмов к разному количеству воды. Теплолюбивые и холодостойкие живые организмы.
3.Водная среда обитания, ее особенность. Плотность воды. Приспособление организмов к плотной водной среде. Давление. Жизнедеятельность животных в разных слоях водной среды. Свет и тепло как факторы водной среды. Пресная вода, соленая вода. изменение температуры воды на разных глубинах.
4.Почвенная среда обитания живых организмов. Состав и свойства почвы. Плодородие почвы. Вода в почве. Живые организмы -обитатели почвы.
Практика
1,Экскурсия в городской краеведческий музей «Знакомство с растительным и животным миром Нижегородской области».
2.Участие в городском конкурсе «Новогодний серпантин».
5.Взаимоотношения живых организмов.
Теория
1.Основные типы взаимоотношений живых организмов.
2.Взаимовыгодные отношения.
3.Вредные отношения. Использование человеком взаимоотношений живых организмов. Использование знаний для борьбы с вредителями.
Практика
1,Участие в городской акции «Кормушка». Изготовление и развешивание кормушек, начало подкормки птиц.
2.Экускурсия в уголок живой природы. Птицы уголка живой природы.
6.Естественные и искусственные сообщества живых организмов.
Теория
1,Природное сообщество -биогеоценоз. Основные группы живых организмов в природных сообществах. Продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания и сети питания в сообществах живых организмов.
2.Лес – как природное сообщество живых организмов: широколиственный лес, хвойный лес. Ярустность. Луг как природное сообщество живых организмов.
Поле, лесопарк, сад – искусственные сообщества живых организмов.
3.Пруд и озеро как природное водное сообщество живых организмов. Аквариум как искусственный пресноводный водоем.
4.Сезонные изменения в сообществах живых организмов. Смена природных сообществ ,их изменение во времени.
Практика
1.Участие в городской акции «Дом для пернатых»Изготовление и развешивание скворечников на приусадебных участках школы, двора или парка.
2.Участие в выставке скворечников на приусадебном участке школы, двора или парка.
2.Участие в выставке конкурсе детского творчества «Зеркало природы».
7.Забота об окружающей среде
Теория
1,Воздействие человека на растительный и животный мир. Охрана животного и растительного мира.
2.Красная книга .Красная книга Нижегородской области.
3,Охраняемые территории, их виды. Памятники природы. Нижегородской области.
Практика
1.Подготовка презентаций по экологической тематике.
2.Экскурсия в местный памятник природы- дендрарий.
3.Круглый стол. «Как помочь планете»
Методическое обеспечение
Тема | Форма занятий | Методы, приемы | Дидактический материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов |
1.Введение | Групповая работа круглый стол | Групповое задание беседа | Репродукции о природе, презентации | Компьютер. мультимедий ный проектор, экран | Круглый стол Брейнг-ринг «Удивительный мир живой природы» |
| Групповая работа практическая экскурсии | Лекция. Групповое задание | Презентации, задания викторины, видеофильм «Чудеса природы» | Компьютер мультимедий ный проектор, экран | Отчет по Дню птиц |
3.Общие сведения о биосфере | Групповая работа практическаямикропоход | Групповое задание | Таблицы, схемы | Компьютер мультимедий ный проектор, экран | Отчет по микропоходу |
4.Среда обитания и приспособление к ней живых организмов. | Групповая работа практическая экскурсии | Лекция. Беседа Групповое задание | Презентации Таблицы, Схемы | Компьютер мультимедий ный проектор, экран | Коллективная творческая работа»Заселим поле ,лес. реку» отчет |
5.Взаимоотношения живых организмов | Групповая работа Практическая экскурсии | Лекция. Беседа Групповое задание | Презентации Таблицы, Схемы | Компьютер мультимедий ный проектор, экран | отчет |
6.Естественные и искусственные сообщества живых организмов. | Групповая работа Практическая Экскурсии конференция | Лекция. Беседа Групповое задание | Презентации Таблицы, Схемы | Компьютер мультимедий ный проектор, экран | Конференция «Птицы -наши друзья» |
7.Забота об окружающей среде. | Групповая работа Практическая экскурсия | Лекция Групповая работа метод блиц-опрос на улицах города | презентации Таблицы, Схемы | Компьютер мультимедий ный проектор, экран | Мини-конференция «Поможем природе!» Защита презентаций |
Список литературы
1.Асланди,Малярова М.А.Потапова Т.В. Экологическая азбука для детей и подростков .-М.: МНЭПУ,1995.-164 с.
2.ГРехова Л.И.В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.- М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервис-школа,2002.-288 с.
3.ДитрихА., Юрмин Г., Коршунов Р, Почемучка.- М.:Педагогика-пресс.,1995-207 с.
4.Дж.Корнелл.Давайте наслаждаться с природой вместе сдетьми.-М.,2000.
5.ЗвездинаМ.Л.Живые организмы и окружающая среда. Задания по экологии 6-9 классы.-Тверь,1994,-44с.
6.Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет?-СПб:Союз,1998.-63 с.
7.Никишов А.Л., Кузнецов В.Н., Теплов Д.А.Экология: учебник для 5(6) классов –М.: Устойчивый мир.1999.-272 с.
8.Орлов Е.В., Шустов С.Б. Начало экологии: Учебное пособие для учащихся 7 классов Н.Новгород :Экоцентр «Дронт» ,ИКЦ «Стрикс»,1996.-63 с.
9.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя..-М.: Просвещение,1991.-2-7 с.
10.ТарабаринаТ.И.,Соколова Е.И.Учеба и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития.1997.-240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...