Обмен веществ
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
- изучить особенности обмена веществ и превращения энергии в организме животных;
- развивать умения работать с учебником, рисунками, схемами;
- воспитывать бережное отношение к живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_veshchestv.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по биологии 6 класс
Учитель: Григорова Л.А.МБОУ ООШ № 17
Тема урока: Обмен веществ и превращение энергии в организме животных.
Цель:
- изучить особенности обмена веществ и превращения энергии в организме животных;
- развивать умения работать с учебником, рисунками, схемами;
- воспитывать бережное отношение к живому.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Приемы: работа с текстом, рисунками, схемами, эвристическая беседа.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
- Какие функции выполняет выделительная система?
- Назовите вещества, которые выделяют живые организмы в виде отходов.
- Что произойдет с живым организмом, если у него нарушается работа выделительной системы? Почему?
- Какие органы выделения имеют растения?
- Где у растений накапливаются вредные вещества?
- Что такое гидатоды?
- Что такое листопад?
- Какие органы выделения имеют насекомые?
- Какие органы выделения имеет дождевой червь?
- Для каких животных характерны органы выделения почки?
- Какие органы кроме почек составляют выделительную систему млекопитающих?
- Какой процесс лежит в основе работы почек?
- Имеют ли органы выделения одноклеточные животные?
- Какие органы выделения имеют грибы?
- Почему нельзя употреблять в пищу старые грибы?
Из перечня вопросов выбрать 5 любых, зачеркнуть их номера в таблице и ответить.
Составь схему обмена веществ у растений, используя карточки:
Растения свет Энергия кислород углекислый газ
вода минеральные соли органические вещества дыхание фотосинтез
(используя стр. 86-87)
Игра «Третий лишний» Выбрать лишнее понятие и объяснить почему?
- артерии, капилляры, почки
- нефридии, выделительные канальцы, сердце
- ситовидные трубки, сосуды древесины, легкие
- сердце, кровеносные сосуды, сократительная вакуоль
Физкультминутка:
Выполняем действия, которые звучат в стихотворении:
Спал цветок, и вдруг проснулся,
Шевельнулся, покачнулся,
Покружился и взлетел.
Солнце утром вдруг проснется,
Бабочка кружит и вьется.
- Изучение нового материала:
Сообщения об особенностях выделения у рыб, обитающих в пресных водоемах и морях:
- Пресноводные рыбы живут в среде с пониженной концентрацией солей, вода постоянно проникает в их организм через кожу, жабры и с пищей. По некоторым данным, за 3-5 часов поступающей извне водой заменяется вся вода организма и ему грозит излишнее «Обводнение». Поэтому у пресноводных рыб высоко развит фильтрационный аппарат почек. За сутки они выделяют от 50 до 300 миллилитров мочи и более на 1 кг массы тела. Потеря солей компенсируется поглощением их жабрами из внешней среды, часть солей поступает с пищей.
- У морских рыб свои приспособления. Они выделяют лишь 0,2 – 20 миллилитров воды на кг массы тела в сутки. Выделение избытка солей осуществляется через жабры и чтобы рыбы смогли пить морскую воду.
Скажите, можно ли связать темы ваших сообщений с темой «Обмен веществ и энергии»?
Да. Ведь выделение - это процесс выведения из организма продуктов обмена веществ. Значит выделение – это составляющая часть обмена веществ.
_ Существуют ли различия в обмене веществ у растений и животных. А может, вы попытаетесь дать ответ на этот вопрос?
И животные, и растения обязательно должны осуществлять связь с внешней средой обмен веществ, без него они сразу погибнут. животные, так же как и растения питаются, дышат, выделяют вещества. Но у растений и у животных это происходит по-разному.
Давайте поработаем с текстом учебника С.86 и выделим этапы осуществления обмена веществ и энергии в организме животных.
( в тетради и на доске)
- Получение белков, жиров и углеводов в готовом виде.
- Расщепление более сложных веществ до более простых.
- Усвоение простых веществ клеткой
- Образование в клетке других сложных веществ из простых
- Распад образовавшихся сложных веществ до простых с выделением энергии.
- Использование выделившейся энергии
(Выполнение гимнастики для глаз)
В чем заключается главное отличие обмена веществ у растений от обмена веществ у животных?
_ Растения сами создают себе органические вещества, а животные получают их в готовом виде, потом расщепляют и используют запасенную в них энергию.
Сложность обмена веществ и энергии у животных заставляет рассматривать обмен веществ на основе взаимосвязанного функционирования всех систем органов позвоночных животных.
Составление схемы:
Пищеварительная система | Получение и расщепление сложных веществ |
Кровеносная система | Транспорт органических веществ и кислорода в клетки, удаление углекислого газа, продуктов распада |
Дыхательная система | Доставка кислорода из внешней среды и удаление углекислого газа |
Выделительная система | Удаление из организма продуктов распада, вредных для организма |
По уровню обмена веществ животных делят на холоднокровных и теплокровных.
Теплокровные – животные, температура тела которых не зависит от температуры окружающей среды.
Холоднокровные – животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды.
Работа с учебником и рисунками на с . 88
У каких животных будет более совершенная кровеносная и дыхательная система?
_ Чем совершеннее кровеносная и дыхательная системы, тем богаче насыщение крови кислородом, тем активнее идет распад сложных органических веществ, тем большее количество энергии высвобождается для осуществления разных процессов жизнедеятельности и для согревания тела, тем выше уровень обмена веществ, тем больше независимость от температуры окружающей среды, тем легче приспособленность к различным условиям жизни.
- Закрепление.
Итак, каковы же черты сходства и различия процессов обмена веществ у растений и животных?
- Попробуем составить цепи питания, пользуясь рисунками, текстом учебника.
- Задание на дом: изучить раздел 14 до конца. Ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания» №6,7,8,9
Выделительная система
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
- Какие функции выполняет выделительная система?
- Назовите вещества, которые выделяют живые организмы в виде отходов.
- Что произойдет с живым организмом, если у него нарушается работа выделительной системы? Почему?
- Какие органы выделения имеют растения?
- Где у растений накапливаются вредные вещества?
- Что такое гидатоды?
- Что такое листопад?
- Какие органы выделения имеют насекомые?
- Какие органы выделения имеет дождевой червь?
- Для каких животных характерны органы выделения почки?
- Какие органы кроме почек составляют выделительную систему млекопитающих?
- Какой процесс лежит в основе работы почек?
- Имеют ли органы выделения одноклеточные животные?
- Какие органы выделения имеют грибы?
- Почему нельзя употреблять в пищу старые грибы?
- Получение белков, жиров и углеводов в готовом виде.
- Расщепление более сложных веществ до более простых.
- Усвоение простых веществ клеткой
- Образование в клетке других сложных веществ из простых
- Распад образовавшихся сложных веществ до простых с выделением энергии.
- Использование выделившейся энергии
Игра «Третий лишний»
Выбрать лишнее понятие и объяснить почему?
- артерии, капилляры, почки
- нефридии, выделительные канальцы, сердце
- ситовидные трубки, сосуды древесины, легкие
- сердце, кровеносные сосуды, сократительная вакуоль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Контрольная работа по биологии "Обмен веществ" 10 класс
Контрольная работа по биологии для 10 класса по теме "Обмен веществ"...
Презентация. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма (8 класс)
Презентация познакомит учеников с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции гипофиза и щитовидной железы; покажет взаимодействие желез внутренней секреции при росте и раз...
«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»
Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен.
Конспект занятия. Понятие "обмен веществ", этапы пластического обмена....
ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.
Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...
Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты.
Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты....