Урок по теме: « Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Урок по теме: « Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы» Биология, 6 класс по учебнику В.В.Пасечника «Биология. Грибы. Бактерии. Растения»
Цель урока: формировать знания о многообразии грибов, их строении, особенностях жизнедеятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать понятие о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;
- научить различать съедобные и ядовитые грибы;
- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;
- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.
Развивающие:
- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;
- работать с текстом учебника;
- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.
Воспитательные:
- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», лупа, шляпочные грибы (шампиньоны).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 317.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме:
« Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы»
Биология, 6 класс
по учебнику В.В.Пасечника
«Биология. Грибы. Бактерии. Растения»
Автор работы:Серова Наталья Юрьевна, учитель биологии и химии
первой категории,
МБОУ Федосеевская СОШ
программа: примерная программа основного общего образования по направлению биология «Биология 5-11 класс» к комплекту учебников созданных под руководством В.В Пасечника
Цель урока: формировать знания о многообразии грибов, их строении, особенностях жизнедеятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать понятие о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;
- научить различать съедобные и ядовитые грибы;
- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;
- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.
Развивающие:
- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;
- работать с текстом учебника;
- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.
Воспитательные:
- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы», лупа, шляпочные грибы (шампиньоны).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка ранее полученных знаний. Биологический интерактив.
Ребятам раздаются карточки с заданием вставить пропущенные слова. После выполнения задания на экран высвечиваются правильные ответы, где вставленные слова выделены красным цветом.
- В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество………. придающее им прочность. (целлюлоза).
- Выделяют несколько видов растительных тканей: ……, ……., ……., ……… и ……… . ( покровную, основную, механическую, проводящую, образовательную).
- По способу питания бактерии делятся на две группы: ……… и ………. (сапротрофы и паразиты).
- Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество ……… характерное для животных. (хитин)
- Тело гриба состоит из тонких белых нитей, образующих …….., или …… . (грибница или мицелий).
III. Изучение нового материала.
Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко -
Одноножкам в шляпках. (Грибы)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Уч-ки: (предполагаемый вариант ответа учащихся):
- Тема урока « Грибы. Съедобные и ядовитые».
Учитель: Ребята, а что бы вам хотелось узнать об этих организмах?
Уч-ки:
- как много грибов на земле ;
- каковы особенности строения грибов;
- как различать съедобные и ядовитые грибы;
- как правильно собирать грибы.
Уч-ль:
-На эти и многие другие вопросы вы сможете получить ответы в ходе сегодняшнего урока.
Сейчас я предлагаю вам заполнить табличку «Я знаю – я узнал», первый столбик таблицы заполните сейчас, напишите, что вы знаете о грибах, а второй столбик заполните в конце урока.
Я ЗНАЮ | Я УЗНАЛ |
Физминутка. (Учитель заранее приготовил натуральные грибы: шампиньоны или вешенки, если таковых нет, то карточки с изображением грибов, запрятав их в пределах рабочего места каждого из учеников.Чтобы найти «грибы» ребятам нужно нагнуться, присесть, походить, потянуться).
Уч-ль:
- Ребята, наука, которая изучает грибы называется микология, от греческого слова микос – гриб. А как называют человека, который любит собирать грибы?
Уч-ся: Грибник.
Уч-ль: Представьте себя грибником и поищите грибочки на своем рабочем месте.
Найденные грибы, ребята кладут на стол. Они пригодятся им в ходе дальнейшей работы.
Работа с учебником.
Уч-ль: Откройте учебники на странице 38. Самостоятельно прочтите текст «Строение грибов» и составьте 3 вопроса для своих товарищей.
После почтения текста 2-3 учащихся по желанию зачитывают свои вопросы, остальные отвечают на них. При необходимости учитель может дополнить ответы учащихся.
Рассказ учителя:
Гриб имеет довольно сложное строение. Некоторые грибы одноклеточные организмы, но большая их часть многоклеточные. Оболочка клетки грибов содержит хитин – органическое вещество характерное для животных.
Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.
Плодовое тело чаще всего состоит из шляпки и ножки. Около месяца оно растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах. Мы привыкли к плодовым телам обычной формы – зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевика пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Молодые плодовые тела у них съедобны. У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и ножка состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний.
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов шляпочных грибов»
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите основные части Как они называются? (пенёк и шляпка).
2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки.
3.Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части.
Сделайте вывод.
Питание грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Вопросы к классу:
На какие группы делятся грибы по способу питания?
Какие грибы называются сапрофитами, а какие паразитами?
К какой группе по способу питания относятся шляпочные грибы?
Вопрос к классу: Почему грибы так называются: подберёзовик, подосиновик, ольховая огнёвка? (растут только под определёнными деревьями).
Между корнями деревьев и грибницей гриба устанавливается очень тесная связь, полезная и грибу, и дереву.
Вопрос к классу:
Как называется такая взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)
Грибница заменяет корням деревьев корневые волоски, всасывая для них из почвы воду и минеральные вещества, получая от деревьев органические вещества. Такая взаимовыгодная связь называется – симбиоз, а сросшиеся корень и грибница- грибокорень (микориза).
Размножение грибов. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком учебника стр. 39.
Вопросы к классу:
При помощи чего размножаются грибы?
В какой части гриба созревают споры?
Как распространяются споры?
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Уч-ль: Ребята, как вы думаете, все ли грибы можно использовать в пищу?
Как проявляются признаки отравления?
Уч-ся высказывают свои предположения. При необходимости уч-ль дополняет ответы.
Признаки отравления грибами
1.Резко возникает слабость и недомогание.
2.Появляется бледность кожных покровов.
3.Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.
4.Возникают боли в животе.
5.Появляется тошнота и рвота.
Первая помощь при отравлении
- Вызвать скорую помощь.
- До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.
- Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.
Рефлексия.
Уч-ль: Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. Скажите, на все ли вопросы вы сегодня получили ответы? Давайте вернемся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Пришло время заполнить и ее вторую часть.
Уч-ся записывают в таблицу, что нового они узнали о грибах.
Уч-ль: Объясните смысл следующих пословиц:
*По грибы ходи непременно — грибы хлебу замена.
*Чтобы грибов крепких набрать, надо рано вставать.
* Мелкий дождь грибы «сеет».
Домашнее задание: п. 7.- для всех
Изготовить книжку малышку «Пословицы и поговорки о грибах» -по желанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Грибы съедобные и ядовитые"
Научить воспитанников различать ядовитые и съедобные грибы. В данной работе имеются стихотворения о грибах и много загадок, отгадав которые дети узнают много нового и интересного....
Узнавание съедобных и ядовитых грибов
Лабораторная работа по природоведению на тему узнавания седобных и ядовитых грибов....
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые
Предмет: биологияКласс: 6Тема урока: Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые.Лабораторная работа «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Цели урока:Цели урока:Обучающие:-Ознакомить с особ...
Разработка урока "Грибы съедобные и ядовитые"
Разработка урока о грибах. 5 класс. ФГОС ООО....
Урок по окружающему миру на тему: "Съедобные и ядовитые грибы"
Урок был проведён в 8 классе с учащимися с умеренной умственной отсталостью. У учащихся плохо развита мелкая моторика, поэтому в основном для индивидуальной работы детям предлагаются раскраски....
Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов
7 ласс (по Сонину) Лабораторная работа № 1 Распознавание съедобных и ядовитых грибовЦель: научиться распознавать по внешнему виду съедобные и ядовитые грибы....
Урок "Съедобные и ядовитые грибы"
Урок "Съедобные и ядовитые грибы"...