рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику Сонина
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Надеюсь кому-нибудь пригодится. программа составлена из расчета 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologii_9_klass.docx | 47.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Павдинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО №1 от « »_______________ 2015 г. руководитель ШМО учителей естественно-математических предметов ____________/ Симакова Е.С.\ | СОГЛАСОВАНО « » _________________2015 г. Заместитель директора по УВР __________________/Е.В. Старцева \ |
УТВЕРЖДАЮ Директор_______________/М.П. Анкушин\ Приказ от «_____»_____________2015 г. |
Биология. Общие закономерности.
рабочая программа для 9 класса
Составитель
Симакова Е.С.
Учитель биологии
1 кв.к.
п. Павда
2015 год
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание предмета
- Тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки
- Учебно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-федеральные документы:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
- Президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», 2010 г.;
- Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»; - Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письма Минобрнауки России от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- областные документы:
- Закона Свердловской области от15. 07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ.
- школьные:
- Устава МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
- Образовательной программы МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
- Календарного учебного графика.
Программа составлена с учетом примерной программы по биологии М., «Просвещение», 2010 г.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
Программа составлена для учеников 9 класса. В классе 4 человека. Из многодетных семей -2человека.
Содержание предмета
1.Введение.
Общие биологические закономерности. Эволюция и уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.
2.Клетка - единица строения и жизнедеятельности организмов
Клеточная теория. Клеточное строение организмов. Клетка - структурная, функциональная и генетическая единица живого. Строение и функции клетки. Клетки прокариот и эукариот, автотрофных и гетеротрофных организмов.
Химический состав клетки. Роль воды и органических веществ (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в ускорении химических реакций в клетке. Энергетический и пластический обмен, их роль в организме. Биосинтез белка. Фотосинтез.
Вирусы, особенности их строения и функционирования. Профилактика вирусных заболеваний. Способы борьбы со СПИДом.
3.Клетка - единица размножения и развития организмов
Клетки соматические и половые. Хромосомы, их набор в соматических и половых клетках.
Деление клеток: митоз и мейоз.
Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие организмов.
4.Наследственность и изменчивость организмов.
Методы изучения наследственности. Генетическая терминология и символика.
Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Закон сцепленного наследования. Генотип как целостная система.
Наследственные заболевания человека, их предупреждение.
Модификационная изменчивость, её пределы. Роль генотипа и условий среды в формировании фенотипа.
Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.
5.Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.
Многообразие видов в природе, сортов растений и пород животных. Учение Ч.Дарвина о причинах многообразия видов в природе, их приспособленности к среде обитания. Вид, его характеристика. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Сорт, порода. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Изменение генов и хромосом — причина возникновения мутаций. Размножение организмов — основа распространения мутаций и их накопление в популяциях. Мутации - материал для естественного и искусственного отбора.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Гибридизация и отбор — основные методы селекции. Результаты селекции: многообразие сортов растений и пород животных.
Доказательства эволюции органического мира и происхождение человека от животных.
Основные направления эволюции. Главные ароморфозы в эволюции растений и животных. Причины вымирания ряда видов растений и животных. Необходимость охраны видов.
Биологические и социальные факторы эволюции человека. Ведущая роль законов общества в социальном прогрессе человечества.
6.Экосистемы
Биогеоценоз, экосистема. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Значение разнообразных видов, популяций в экосистемах. Территориальные и пищевые связи между популяциями. Приспособленность организмов к совместному обитанию в экосистеме. Цепи питания. Организмы - производители, потребители и разрушители органического вещества. Круговорот веществ. Изменения в экосистемах.
Искусственные экосистемы, их особенности. Охрана экосистем - основа сохранения видов.
Биосфера - биологическая оболочка Земли, распространение в ней биомассы, границы биосферы. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере.
Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Значение биологического разнообразия в сохранении равновесия в биосфере.
Тематическое планирование
№п/п | тема | Кол-во часов | Составляющие качества образования | Доз.д.з. | ||||||
Предмет.-информац. | Деят.-ком. | Цен.-ориент. | ||||||||
1.Эволюция живого мира на Земле | 2 | |||||||||
1 | Введение. Биология – наука о жизни | 1 | Место общей биологии в системе биологических знаний | Методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия | Актуальность биологических знаний в современном мире, значение общей биологии как интегрирующей науки | 15 мин. | ||||
2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | Свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, Определения: «жизнь», «изменить» | Объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами. | Многообразие живого, сформировать целостное определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого. | 15 мин. | ||||
Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | |||||||||
3 | Становление систематики | 1 | Понятие о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде. | Причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды с точки зрения К.Линнея | 15 мин. | |||||
4 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | Основные положения теории Ж. Б. Ламарка | Многообразие видов согласно теории Ж.Б.Ламарка | 20 мин. | |||||
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора | 4 | |||||||||
5 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 | Взгляды Дарвина на изменяемость видов, сходства и различия между ними, многообразие живых организмов. Роль среды в видообразовании | Характеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина | Работы М. Лайеля, Велера, Шлейдена, Рулье, Бекетова. Основные этапы жизненного пути Ч. Дарвина | 20 мин. | ||||
6 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | Селекция, порода, сорт, изменчивость, мутация. Методы выведения новых пород животных и сортов растений. | Сущность искусственного отбора, отличия различных форм отбора, творческая роль отбора | История создания пород и сортов показала их монофилетическое происхождение. | 15 мин. | ||||
7 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | Естественный отбор, борьба за существование, виды борьбы за существование | Основные положения теории о естественном отборе | Сравнение искусственного и естественного отбора | 20 мин. | ||||
8 | Формы естественного отбора | 1 | Стабилизирующий отбор, движущий отбор, половой отбор | Механизм действия различных форм отбора | 20 мин. | |||||
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 3 | |||||||||
9 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных | 1 | Мимикрия, адаптация, основные виды адаптации, механизмы возникновения приспособлений | Сущность приспособлений, приводить примеры адаптации | Выявлять закономерности в приспособлениях живых организмов | 20 мин. | ||||
10 | Забота о потомстве | 1 | Забота о потомстве | Различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве. | 20 мин. | |||||
11 | Физиологические адаптации | 1 | Физиологическая адаптация, механизм формирования адаптаций | Место и значение адаптаций в эволюции | Относительность приспособлений в пространстве и времени | 15 мин. | ||||
Микроэволюция | 2 | |||||||||
12 | Вид, его критерии и структура | 1 | Вид, его критерии. Популяция | Структура вида, объяснять критерии вида | 20 мин. | |||||
13 | Эволюционная роль мутаций | 1 | Мутация, гетерозигота, гомозигота, генофонд | Эволюционная роль мутаций, процессы изменяющие генетическую структуру популяций | Работы С.С.Четверикова по изучению мутаций | 20 мин. | ||||
Биологические последствия адаптации | 2 | |||||||||
14 | Главные направления эволюции | 1 | Биологический прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | Роль и закономерности направлений эволюции | 15 мин. | |||||
15 | Общие закономерности биологической эволюции | 1 | Филогенез, дивергенция, конвергенция, популяция | Основные формы филогенеза | 15 мин. | |||||
Возникновение жизни на Земле | 2 | |||||||||
16 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | Определение «жизнь», многообразие теорий происхождения жизни, этапы химической эволюции | Характеристика первичной атмосферы Земли, первичного океана | Возможно ли сейчас зарождение жизни небиологическим путем? | 15 мин. | ||||
17 | Начальные этапы развития жизни | 1 | Значение появления «фотосинтеза», многоклеточности, полового процесса | Этапы биологической эволюции, их суть | 20 мин. | |||||
Развитие жизни на Земле | 6 | |||||||||
18 | Жизнь в архейскую эру | 1 | Этапы эволюции, геохронологическая таблица | Эволюционная значимость процессов, происходивших в архейскую эру. | 15 мин. | |||||
19 | Жизнь в палеозойскую эру | 1 | Основные ароморфозы живых организмов | Причины ароморфозов | 15 мин. | |||||
20 | Жизнь в мезозойскую эру | 1 | Изменения климата, горообразование, ароморфозы, идиоадаптация | Значение климатических изменений для эволюции живых организмов | Эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих | 15 мин. | ||||
21 | Жизнь в кайнозойскую эру | 1 | 15 мин. | |||||||
22 | Происхождение человека | 1 | Основные этапы эволюции приматов и человека | Многообразие доказательств родства человека с животными | Движущие силы антропогенеза | 15 мин. | ||||
23 | Контрольная работа на тему «Эволюция живого мира на Земле» | 1 | ||||||||
2. Структурная организация живых организмов | ||||||||||
Химическая организация клетки | 2 | |||||||||
24 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 1 | Основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки | Единство химического состава всех живых организмов | Значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности | 15 мин. | ||||
25 | Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | Структурная организация молекул биополимеров | Особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов. | Значение органических веществ в процессах жизнедеятельности. | 15 мин. | ||||
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 2 | |||||||||
26 | Пластический обмен. Биосинтез белков | 1 | Обмен веществ. Генетический код | Взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков | 20 мин. | |||||
27 | Энергетический обмен | 1 | Энергетический обмен, хемосинтез, фотосинтез, фотолиз | Особенности энергетического обмена, основные этапы | Роль этих процессов в жизнедеятельности организмов | 20 мин. | ||||
Строение и функции клеток | 7 | |||||||||
28 | Прокариотическая клетка | 1 | Прокариоты, эукариоты, органеллы | Различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки | Значение бактерий в природе и жизни человека | 15 мин. | ||||
29 | Эукариотическая клетка | 1 | Основные органоиды, входящие в состав эукариотическойклтеик, понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз» | Функции органелл животной и растительной клетки | Принципиальное единство строения растительной и животной клетки | 15 мин. | ||||
30 | Эукариотическая клетка. Ядро | 1 | Хромосома, кариотип, центромера, гомологичные хромосомы, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом | Функции и роль ядра в клетке | Взаимосвязь между строением и выполняемой функцией | 15 мин. | ||||
31 | Деление клетки | 1 | Митоз, цитокинез, жизненный цикл клетки | Процессы происходящие в клетке при делении путем митоза | 15 мин. | |||||
32 | Клеточная теория строения организмов | 1 | Основные положения клеточной теории | Клетка - элементарная биологическая система. История изучения клетки | 15 мин. | |||||
33 | Контрольная работа № 2 «Структурная организация живых организмов» | 1 | ||||||||
3 Размножение и индивидуальное развитие организмов | ||||||||||
Размножение организмов | 2 | |||||||||
34 | Бесполое размножение | 1 | Основные формы размножения организмов. Гермафродитизм, партеногенез, митоз, спора, вегетативное размножение, почкование. | Различные способы бесполого размножения, их роль. | Бесполая форма размножения способствует сохранению наибольшей приспособленности в неменяющихся условиях среды | 20 мин. | ||||
35 | Половое размножение. Развитие половых клеток | 1 | Мейоз, гаметогенез, кроссинговер, конъюгация, оплодотворение, зигота | Закономерности образования половых клеток | Преимущества полового размножения перед бесполым | 20 мин. | ||||
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 4 | |||||||||
36 | Эмбриональный период развития | 1 | Основные этапы эмбрионального развития, его закономерности | Характеризовать стадии эмбрионального развития | Работы отечественных ученых в области эмбриологии | 20 мин. | ||||
37 | Постэмбриональный период развития | 1 | Прямой и непрямой тип развития | Закономерности типов постэмбрионального развития, его продолжительность | Влияние факторов внешней среды на индивидуальное развитие организмов | 20 мин. | ||||
38 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | 1 | Эмбриональная дивергенция, биогенетический закон, закон зародышевого сходства | Общие закономерности развития на примере хордовых. | Факторы среды, влияющие на развитие организмов, критические периоды в развитии | 20 мин. | ||||
39 | Контрольная работа № 3 «Размножение и развитие организмов» | 1 | ||||||||
4 Наследственность и изменчивость организмов | ||||||||||
Закономерности наследования признаков | 8 | |||||||||
40 | Основные понятия генетики | 1 | Наследственность, изменчивость, ген, аллель, генотип, фенотип | Объяснять закономерности наследования | Основные исторические моменты в истории генетики как науки, многообразие методов, используемых генетикой | 20 мин. | ||||
41 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя | 1 | Суть гибридологического метода изучения наследственности | Составление схемы семьи | 15 мин. | |||||
42 | Первый закон Г.Менделя.второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование | 1 | Закономерности моногибридного скрещивания | Уметь отличать полное доминирование от неполного. | Составлять схемы скрещивания. Решение задач на полное и неполное доминирование | 15 мин. | ||||
43 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.анализирующее скрещивание | 1 | Терминология и символика генетики, закон чистоты гамет | Закономерности наследования при дигибридном, полигибридном, анализирующем скрещивании | Записывать условие задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования. | 15 мин. | ||||
44 | Сцепленное наследование признаков | 1 | Конъюгация, кроссинговер, группы сцепления | Механизм сцепленного наследования, его закономерности и причины | 15 мин. | |||||
45 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | Сущность процесса мейоза, аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, гены, сцепленные с полом | Составление и решение генетических задач, закономерности наследования генов связанные с полом | 15 мин. | |||||
46 | Взаимодействие генов | 1 | Определения « генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз» | Типы взаимодействия неаллельных генов. Генотипическая среда | Значение взаимодействия генов в процессе эволюции | |||||
47 | Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач и составление родословной» | 1 | На конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления | |||||||
Закономерности изменчивости | 3 | |||||||||
48 | Наследственная(генотипическая) наследственность | 1 | Наследственная изменчивость, мутация, кроссинговер, кариотип, полиплоидия | Явление изменчивости, как свойство живых организмов, типы изменчивости,виды наследственной изменчивости и её закономерности | Эволюционный смысл наследственной изменчивости. Значение наследственной изменчивости для человека. | 15 мин. | ||||
49 | Фенотипическая изменчивость Л.Р.№ 5 «изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» | 1 | Норма реакции, фенотип, модификация | Зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций | Закономерности модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой | 15 мин. | ||||
50 | Контрольная работа № 4 «Наследственность и изменчивость» | 1 | ||||||||
Селекция растений, животных и микроорганизмов | 3 | |||||||||
51 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | Селекция, порода, штамм, сорт | Значение селекции как науки, значение знаний о центрах происхождения культурных растений | Роль работ Н.И.Вавилова для селекции | 15 мин. | ||||
52 | Методы селекции растений и животных | 1 | Основные методы селекции | Отличия методов применяемых для растений и для животных | Работы отечественных селекционеров | 15 мин. | ||||
53 | Селекция микроорганизмов | 1 | Методы селекции микроорганизмов | Преимущества селекции микроорганизмов | Биотехнология, клеточная инженерия, их значение для человека | 15 мин. | ||||
5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | ||||||||||
Биосфера, её структура и функции | 8 | |||||||||
54 | Структура биосферы | 1 | Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество | Структура биосферы, её функции, границы биосферы, роль живого вещества в биосфере | Жизнь и деятельность В.И.Вернадского | 15 мин. | ||||
55 | Круговорот веществ в природе | 1 | Биоценоз, биохимический цикл, парниковый эффект | Основные биохимические циклы | Влияние деятельности человека на биосферные процессы | 15 мин. | ||||
56 | История формирования сообществ живых организмов | 1 | Основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов | Типы отношений между живыми организмами, история возникновения материков | Роль факторов формирования флоры и фауны | 15 мин. | ||||
57 | Биогеоценозы и биоценозы | 1 | биоценоз, биогеоценоз, биомасса | Структура биоценоза, сравнение биоценозов между собой | Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее экосистема | 15 мин. | ||||
58 | Абиотические факторы среды | 1 | Основные экологические факторы | Классификация экологических факторов, их роль в жизни организмов | Эволюционное значение абиотических факторов | 15 мин. | ||||
59 | Интенсивность действия факторов среды | 1 | Оптимум, предел выносливости, ограничивающий фактор | Зависимость результата действия экологического фактора от его интенсивности. Взаимосвязь и взаимодействие экологических факторов | 15 мин. | |||||
60 | Биотические факторы среды | 1 | Биоценоз, цепь питания, правило экологической пирамиды, сеть питания | Структура биоценоза, трофические связи между видами | Видовое многообразие биоценозов | 15 мин. | ||||
61 | Взаимоотношения между организмами | 1 | Нейтрализм, симбиоз, антибиоз,нахлебничество,квартиранство, хищничество, паразитизм | Многообразие межвидовых взаимоотношений | Значение межвидовых взаимоотношений в природе и жизни человека | 15 мин. | ||||
Биосфера и человек | 4 | |||||||||
62 | Природные ресурсы и их использование | 1 | Биосфера, ноосфера, антропогенный фактор, исчерпаемые, неисчерпаемые ресурсы | Классификация ресурсов | Способы решения проблемы использования ресурсов | 15 мин. | ||||
63 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1 | Загрязнение биосферы: атмосферы, гидросферы, литосферы | Основные экологические проблемы и причины неблагоприятного влияния деятельности человека | Предлагать пути решения экологических проблем | 15 мин. | ||||
64 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 | Суть рационального природопользования | Примеры воздействия человеческого общества на среду обитания | Природоохранная деятельность на территории области | 15 мин. | ||||
65 | Контрольная работа № 5 «Биосфера. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» | 1 | ||||||||
66-68 | резерв | 1 | ||||||||
Итого | 68 |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/понимать:
о Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
о Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
оОсобенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения,
Уметь
о Объяснять: роль биологии в формировании современнойестественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
оИзучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
оРаспознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
оВыявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
оСравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
оОпределять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
оАнализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
оПроводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
о Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек; нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оОказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
о Рациональной организации труда и отдыха, соблюдении правил поведения в
окружающей среде;
о Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
о Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-методическое обеспечение
1.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9
класс.Дрофа 2006.
2.Методическое пособие к учебнику. М., Дрофа, 2005 год
3.Биология. Поурочные планы. Волгоград. Учитель.2007 г.
4.Электронное учебное издание к учебнику. Дрофа, 2008 год.
Интернет-ресурсы
- InternetUrok.ru/Биология 9 класс
- sсhоо1-соllесtiоn.edu.ru/Каталог/Основы общей биологии
- biouroki.ru>crossword/biologiya-9-klass-sonin/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по биологи УМК Н.И. Сонин. ФГОС ООО.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. Концентрический курс. Москва, Дрофа, 2013 г., реализу...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...