Факультатив (электив) "Экология и природопользование в Ставропольском крае"
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Программа факультативного курса «Экология и природопользование в Ставропольском крае» предназначена для учащихся 10-х класса агро-технологического профиля обучения. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в течение всего учебного года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Г. ЕССЕНТУКИ
Рабочая программа факультативного курса
«Экология и природопользование в Ставропольском крае»
10 класс
Количество часов 34 , 1 час в неделю.
Составитель
Учитель биологии Стародубова Г.А.
Г.Ессентуки
2015-2016уч.год
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Экология и природопользование в Ставропольском крае» предназначена для учащихся 10-х класса агро-технологического профиля обучения. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в течение всего учебного года.
Цели и задачи курса:
- Социально – психологические: оказание помощи в принятии решения о направленности дальнейшего образования.
- Академические: формирование у учащихся знаний и умений, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и бережным отношением к природе.
- Сформировать биологические понятия в свете рационального природопользования;
- Совершенствовать умения решать проблемы с учетом экологических знаний;
- Способствовать развитию творческих способностей, умение планировать свою деятельность, навыки самостоятельной работы;
- Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде охраны природы
- Способствовать выбору профиля дальнейшего обучения
Общие принципы отбора материала программы:
- актуальность, научность;
- доступность для учащихся;
- целостность, объективность, вариативность;
- систематичность содержания;
- практическая направленность
Основные методы и приемы изучения курса:
- словесные методы: беседа, лекция;
- практические работы и решение задач;
- творческие задачи;
Основные формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая форма работы. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе учащихся с дополнительной литературой.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
- основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры;
- понятия: природопользования, природные ресурсы, экологический мониторинг;
- особенности человека нового типа, его отношение к природе;
- влияние загрязнений природной среды на организм человека
Уметь:
- получать информацию из различных источников;
- работа в сотрудничестве с товарищами в рамках исследовательской деятельности;
- представление результатов работы в различных видах.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или в виде защиты творческих работ учащихся (по выбору учащихся).
В качестве критериев оценки эффективности данного курса можно рассматривать:
- положительную мотивацию к данному виду учебной деятельности;
- развитость коммуникативных умений;
- сформированность умений и навыков, свойственных естественнонаучной деятельности;
- умение работать в группа и индивидуально;
- наличие культуры проведения презентаций и защиты проектов;
- навыки самооценки, умение работать над ошибками.
Содержание программы
(34 часа; 1 час в неделю)
Введение (1час)
Место курса «Экологические основы природопользования» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. Понятие о «рациональном и нерациональном природопользовании». Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере.
Раздел 1. Взаимодействие природы и общества (2 часа)
Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставропольского края
Экология – наука об отношениях живых организмов с окружающей средой. Самостоятельность дисциплины. Глобальная экология. Биологическая экология. Социальная экология. Ландшафтная экология. Прикладная экология. Территория и особенности эколого-географического положения Ставропольского края. Рельеф края. Климат края.
Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Ноосфера – новое эволюционное состояние. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества. Глобальные экологические кризисы и проблемы современности.
Природные условия и ресурсы Ставропольского края и их классификация
Природные ресурсы и их классификация. Основы рационального природопользования и охрана природы.
Раздел 2. Экология и здоровье человека в крае (8 часов)
Загрязнители, определяющие здоровье населения в крае.
Понятие о загрязнение биосферы и о загрязнителях. Основные пути миграции и накопления в биосферы загрязнителей. Классификация загрязнений по степени вредности, по области воздействия, по физико – химической природе. Токсичные, мутагенные и канцерогенные вещества, их прямое и косвенное воздействие на здоровье человека.
Демографическая ситуация и состояние здоровья населения в крае. Заболевания и эпидемии.
Уровень жизни и доходы населения. Условия труда и продолжительность жизни, состояние окружающей среды, различия в уровнях рождаемости в этнических группах населения, возрастной состав. Численность населения СК. Основные демографические показатели. Социально-демографическая ситуация на Ставрополье. Заболевания и эпидемии.
Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека.
Характеристика физического (шумового, теплового, электромагнитного) загрязнения. Химическое загрязнение (загрязнение окружающей среды ядохимикатами, тяжелыми металлами, фреонами, радиоактивными веществами и др.). Характеристика биологического загрязнения (биотическое, микробиологическое). Экологическая безопасность товаров потребления в крае.
Экологический мониторинг (3 часа)
Экологический мониторинг: цели, объекты, методы. Типы экологического мониторинга. Качество окружающей природной среды. Экологический мониторинг в России и Владимирской области. Биоиндикация.
*Практическая работа №1:Знакомство с работой местной организации, занимающейся мониторингом окружающей средой ( по возможности)
Практическая работа №2. Выявление степени загрязненности обследуемой территории по видовому и количественному состоянию лишайников.
Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды в Ставропольском крае (14 часов).
Современное состояние и охрана атмосферы (3 часа)
Значение, строение, состав атмосферы. Естественное и искусственное загрязнение атмосферы. Состояние воздуха в Ставропольском крае и регионе КМВ. Меры по охране атмосферного воздуха.
Современное состояние и охрана водных ресурсов (3часа)
Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. Экологические проблемы, связанные с водой. Состояние водных ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ. Меры по охране водных ресурсов.
Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов (4 часа)
Значение почвы, ее структура. Экологические проблемы, связанные с антропогенным воздействием на почву. Состояние почвенных ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ. Меры по охране почв. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Рациональное использование и охрана растительного и животного мира (4 часа)
Лес как важнейший растительный ресурс. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. Растительные ресурсы в Ставропольском крае и регионе КМВ. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Ставропольского края. Особо охраняемые природные территории.
Практическая работа №3: Составление карты – схемы заповедников, заказников Ставропольского края.
Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (7 часа)
Закон «об охране окружающей природной среды». Нормативно – правовые акты по рациональному природопользованию и охране окружающей среды. Экологическое движение в России. Международные организации и их деятельность в России.
Обобщение и систематизация знаний по курсу (3 часа)
Практическая работа №4: Решение экологических задач.
Практическая работа №5: Защита проектов.
Тематический план
Название темы | Количество часов | |
Всего | Практические занятия | |
Введение | 1 | |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | 2 | |
Взаимодействие природы и общества | 1 | |
Природные ресурсы и рациональное природопользование | 1 | |
Раздел 2. Экология и здоровье человека в крае | 8 | |
Загрязнение окружающей среды | 2 | |
Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека | 3 | |
Экологический мониторинг | 1 | 2 |
Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды в Ставропольском крае | 14 | |
Современное состояние и охрана атмосферы | 3 | |
Современное состояние и охрана водных ресурсов | 3 | |
Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов | 4 | |
Рациональное использование и охрана растительного и животного мира | 3 | 1 |
Раздел 4. Правовые вопросы природопользования | 6 | |
Обобщение и систематизация знаний по курсу | 3 | |
Итого: | 34 |
Литература
- Вишнякова В.Ф., Иванов А.Л., Кондратьева А.А., Овдиенко Н.И. и др. Экология Ставропольского края. Учебник для учащихся 9-11 классов. Ставрополь: Сервисшкола, 2000г. 189с.
- Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие – М.: Изд. Оникс, 2007.- 224 с.: ил.
- Демина Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 123 с.
- ЗеленскаяТ.Г.,ЛысенкоИ.О., Степаненко Е.Е., С.В. Современные проблемы экологии и природопользования. Уч.методич.пособие. Ставропольский Аграрный Университет, Ставрополь,2013г.
- Колесников С.И Экологические основы природопользования. – М.: ИКЦ «МАРТ», 2005. – 336 с.
- Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: АСАДЕМА, 2003.
- Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр «Академия», 2000. – 240с.
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: изд.центр "Академия", 2006. – 208с.
- Крискунов Е.А.и др . Экология 9кл: учеб.для общеобраз. учеб. заведений /. – М.: Дрофа, 1997. – 240 с
- Мамонтов Н.М., Суравегина И.Т. Экология 9-11 классы. –М «Школа – Пресс», 1996
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.:1998
- Ракчеева Н. А. Экологические основы природопользования, Конспекты лекций «Региональный многопрофильный колледж», Ставрополь, 2012
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. – М.: 1993. – C. 156.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М.: 1990. – С. 210.
- Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: изд. центр "Академия", 2000. – 280 с.
- Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.: изд. центр" Академия", 2004. – 480 с.
- Чернова Н.В. и др. Основы экологии 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
- Доклад о состоянии окружающей среды и природопользовании в Ставропольском крае в 2014 году, Ставрополь 2014г.
Интернет-ресурсы
- http://mpr26.ru/deyatelnost/otchety-doklady/o-sostoyanii-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovanii-v-stavropolskom-krae/
- http://www.100-edu.ru/geografiya/33883/index.html
Календарно - тематический планирование
«Экология и природопользование в Ставропольском крае»
№ урока | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов | Вид занятий | Дата проведения | ||
Всего | Практич занятия | |||||
Введение (1 час) | ||||||
1. | Введение. Понятие «природопользование». Основные виды и формы природопользования. | 1 | Вводный урок | |||
Раздел 1. Взаимодействие природы и общества (2 часа) | ||||||
2. | Региональная экология. Эколого-географическое положение Ставропольского края. | 1 | Комбинированный урок | |||
3. | Природные условия и ресурсы Ставропольского края и их классификация. | 1 | Комбинированный урок | |||
Раздел 2. Экология и здоровье человека в крае (8 часов) | ||||||
4. | Загрязнители, определяющие здоровье населения в крае. | 1 | Урок усвоения и закрепления новых знаний | |||
5. | Демографическая ситуация и состояние здоровья населения в крае. Заболевания и эпидемии. | 1 | Комбинированный урок | |||
6. | Основные виды загрязнений окружающей среды и здоровье человека. Характеристика физического загрязнения. | 1 | Комбинированный урок | |||
7. | Характеристика химического загрязнения и его подвиды. | 1 | Комбинированный урок | |||
8. | Экологическая безопасность товаров потребления в крае | Комбинированный урок | ||||
9. | Понятие об экологическом мониторинге. | 1 | Комбинированный урок | |||
10. | Экологический мониторинг в России и Ставропольском крае. *Практическая работа №1 | 1 | Урок практического применения знаний | |||
11. | Биоиндикация. Практическая работа №2 | 1 | Урок практического применения знаний | |||
Раздел 3. Современное состояние и охрана природной среды в Ставропольском крае (14 часов). | ||||||
12. | Атмосфера и ее значение в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный урок | |||
13. | Состояние атмосферного воздуха в Ставропольском крае и регионе КМВ. | 1 | Урок усвоения и закрепления новых знаний | |||
14. | Рациональное использование и охрана воздушных ресурсов | 1 | Комбинированный урок | |||
15. | Значение воды в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека. | 1 | Комбинированный урок | |||
16. | Состояние водных ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ. | 1 | Урок усвоения и закрепления новых знаний | |||
17. | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | 1 | Комбинированный урок | |||
18. | Почва и ее значение в природе и жизни человека. | 1 | Урок усвоения и закрепления новых знаний | |||
19. | Состояние почвенных ресурсов в Ставропольском крае и регионе КМВ. | 1 | Комбинированный урок | |||
20. | Рациональное использование и охрана почвенных ресурсов. | 1 | Комбинированный урок | |||
21. | Пищевые ресурсы. Проблема питания и производства сельскохозяйственной продукции. | 1 | Комбинированный урок | |||
22. | Лес как важнейший растительный ресурс | 1 | Комбинированный урок | |||
23. | Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная Книга СК Практическая работа №3 | 1 | Урок практического применения знаний | |||
24. | Рациональное использование и охрана растительных ресурсов. | 1 | Комбинированный урок | |||
25. | Особо охраняемые природные территории. | 1 | Комбинированный урок | |||
Раздел 4. Правовые вопросы природопользования (9 часов) | ||||||
26. | Экологическое законодательство Российской Федерации | 1 | Урок усвоения и закрепления новых знаний | |||
27. | Методы регулирования охраны природы и природопользования. | 1 | Комбинированный урок | |||
28. | Виды экологических правонарушений и ответственность за них. | 1 | Комбинированный урок | |||
29. | Экологическое движение | 1 | Комбинированный урок | |||
30. | Деятельность крупных предприятий Ставропольского края в области охраны окружающей среды | 1 | Комбинированный урок | |||
31. | Резервное время | 1 | Комбинированный урок | |||
32. | Практическая работа № 4 Решение экологических задач | 1 | Урок практического применения знаний | |||
33 – 34. | Практическая работа № 5 Защита проектов | 2 | Урок – конференция | |||
Итого:: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по литературе Ставропольского края
Презентация к уроку литературы Ставропольского края в 8 классе!!!!...
План-конспект урока "Паразитизм в растительном мире. Карантинные паразитические организмы Ставропольского края"
Урок элективного курса "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья".Учащиеся узнают об особенностях паразитических организмов и их значении в практической деятельности чело...
Конспект внеклассного занятия в рамках предметной недели проведенного в 6 классе по теме «Разнообразие цветковых растений Ставропольского края».
Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается дв...
План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.
Устав научного общества учащихся «Эврика»МОУ СОШ №16 села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...
План работы научного общества учащихся « Эврика» МОУ СОШ №16 Александровского района Ставропольского края 2012-2013 учебный год.
Устав научного общества учащихся «Эврика»МОУ СОШ №16 села Александровского, Александровского районаЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯЦелью научно – исследовательско...
презентация к сбору отряда "Ставропольский край - край добрых сердец"
Данная презентация является приложением к сбору отряда "Ставропольский край - край добрых сердец"...
Классный час на тему "Край мой Ставропольский - край дружбы и мира"
Край мой Ставропольский - край дружбы и мира...