Дифференцированное обучение на уроках биологии.
методическая разработка по биологии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №5 им. Н.Островского города Клинцы Брянской области
Дифференцированное обучение
на уроках биологии и его роль в
развитии личности учащихся.
Выполнила: учитель биологии МБОУ-СОШ №5 им. Н.Островского
Писаревская Наталья Леонидовна
Учитель первой квалификационной категории
Клинцы - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Раздел I Теоретические основы дифференцированного обучения в
современной школе 5
Раздел II Условия осуществления дифференцированного подхода
в обучении биологии 8
Раздел III Проверка эффективности дифференцированного подхода
в обучении биологии 13
Заключение , 15
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Практика школы неопровержимо свидетельствует о неэффективности традиционных технологий обучения в условиях обязательного образования детей возрастной группы от 10 до 15лет. Это связано с резким увеличением объема, информации, переходом к наукоемким технологиям, изменениям приоритетов в социальной сфере, а также ориентацией методической системы обучения большинству предметов на возможно более высокий уровень усвоения школьниками содержания каждого из предметов.
Ориентация на максимум усвоения привела к заметной перегрузке относительно более слабых учащихся. Для значительной части школьников предъявляемый уровень требований казался недоступным, как следствие индивидуальных неспособностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.
Ориентация на максимум усвоения во всех областях знания опасна и для сильного ученика.
Стремление отлично учиться по всем предметам в условиях объективного усложнения обучения приводит к интегральной перегрузки учеников, мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области.
Проблема управления учебной деятельностью школьников относится к актуальным проблемам психолого-педагогических исследований. Российские психологи, дидакты, методисты, исследуя процесс обучения, отличают его недостаточную управляемость. «Управляемым можно считать такое обучение»,- пишет В.А.Крутецкий, «при котором контролируется каждый шаг в продвижении каждого ребенка, когда учитель непрерывно получает информацию о том, как каждый ученик на каждом этапе работы усваивает определенные знания или овладевает определенными умениями, когда новый материал подается в зависимости от характера усвоения предыдущего материала. Отсюда следует, что организация учебной деятельности учащихся
с учетом их индивидуальных особенностей является важным необходимым
3
условием повышения эффективности управления процессом обучения.
Учет индивидуальных особенностей учащихся, а также связь задачи школьного образования - «дать знания» и задачи процесса познания- достичь понимания учебного материала детьми- привел к необходимости поиска наиболее приемлемых технологий обучения. Наиболее эффективной в решении педагогических задач по формированию личности на современном этапе может быть технология дифференцированного обучения. Это утверждение подтверждается главным принципом дифференцированного обучения - продвижение учащихся в своем развитии с учетом своих возможностей и способностей.
Из выше изложенного я ставлю определенные задачи работы:
- дать определение «дифференциация обучения»;
- доказать эффективность дифференцированного прохода в обучении географии;
- проанализировать варианты разноуровневых заданий.
Работа состоит из трех частей, заключения, списка литературы и приложения
4
РАЗДЕЛ I Теоретические основы дифференцированного обучения в
современной школе.
Дифференциация обучения сегодня прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого образовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. Однако часто дифференцированного обучения в школе осуществляется без достаточного теоретического обоснования, интуитивно.
Что такое дифференциация?
«Дифференциация» в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Что же разделяется в процессе обучения?
Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по- разному.
Для чего выделяются эти группы? Ответив на этот вопрос, я определила цели дифференциации.
В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса не просто различающегося, а соответствующего определенным особенностям учащихся. Стараются в организации учебного процесса учесть индивидуальные особенности учащихся, чтобы сделать процесс обучения для них более эффективным и более комфортным.
В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них, так как общие индивидуальные особенности, интеллектуальные способности учеников разные, разная у них и обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить материал, кому то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для его закрепления.
5
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить освоение всеми учащимися содержания образования.
Таким образом, цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения или содержания общего образования.
Дифференциация не направлена на селекцию детей и отбор самых талантливых с предоставлением им наиболее благоприятных условий развития. В условиях дифференциации педагог так видоизменяет процесс обучения, чтобы и менее способные дети смогли развивать свои способности и склонности.
Дифференцированный подход понимается как способ организации
процесса обучения, позволяющего оптимально управлять познавательной
деятельностью временных типологических групп учащихся с учётом их
реальных учебных возможностей. Характерным признаком
дифференцированного подхода к обучению является учёт типологических особенностей учащихся.
Ведущими условиями осуществления дифференцированного подхода учащихся на уроках биологии, обеспечивающими наиболее эффективное управление процессом обучения выделены:
- Изучение типологических индивидуальных различий учащихся и выделение временных типологических групп;
- Организация учебной деятельности типологических групп школьников с помощью специально разработанных средств обучения биологии и приёмов Дифференцированной учебной работы.
Для изучения индивидуальных особенностей учащихся и в качестве критерия дифференциации принимаются реальные учебные возможности, определяемые несколькими особенностями школьников (обучаемостью,
6
Обученностью, познавательным интересом к биологии) характеризующие ученика, как целостную личность. Такой подход к изучению типичных индивидуальных различий школьников наиболее соответствует современным психолого – педагогическим взглядам и задачам школы.
Основной формой учебных занятий при дифференцированном обучении - является урок. В любом случае учащиеся в начале изучения темы определяют, что они знают и умеют, что им предстоит узнать и чему они должны научиться. В конце изучения материала – повторении, а завершает работу зачет (от игры до тестов).
7
РАЗДЕЛ II Условия осуществления дифференцированного подхода в
обучении биологии.
Наиболее эффективной в решении педагогических задач по формированию личности на современном этапе может быть технология дифференцированного обучения. Это утверждение подтверждается главным принципом дифференцированного обучения - продвижения учащихся в своём развитии с учётом своих возможностей и способностей. Дифференцированное обучение рассматривается как процесс развития индивидуальности школьника на основе её возрастной характеристики и разнообразия содержания, форм и методов организации познавательной деятельности. Сущность дифференцированного обучения обуславливается взаимосвязь общедидактических принципов (природосообразность, всеобщность, целенаправленность и др.). С принципами дифференциации (уровневого обеспечения образования, скоординированной интенсификации учебного процесса и развития личности), с требованиями к организации (достаточного усвоения базового материала, соответствия профессиональных намерений учащихся их реальным возможностям, коррекции организации форм обучения, повышение профессионального уровня педагогов). [Кочетов А.И. «Культура психологического исследования» - Минск, изд. - 2-е - 1996г. -312с]
В практике школы выделяют внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Внешняя дифференциация - это появление спецшкол, школ при МГУ для талантливых детей, гимназий, лицеев, образовательных школ, школ для отставших в своём развитии детей, выделение внутри общеобразовательных школ классов с углубленным изучением какого-либо предмета и классов коррекции. Внешняя дифференциация применительно к преподаванию географии предусматривает организацию обучения в классах (школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся. Ведётся
8
преподавание предмета по программе, рассчитанной на один уровень учебных возможностей (интересов) учащихся.
Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различными способностями, различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотиваций и др. Дифференцированное обучение рассматривается как процесс работы с разноуровневым составом учащихся при применении разнообразных методов, приёмов обучения и специального дидактического материала, позволяющего осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями.
Ориентация на новые технологии, в частности, на осуществление дифференцированного обучения при внутренней дифференциации, требует предельной разработки элементов процесса обучения с учетом критериев, взятых для конкретных моделей типологических групп учащихся и дифференциации учебного материала. В школьной практике России недостаточно полно разработана система дидактического обеспечения дифференцированного обучения конкретно для изучения определенного предмета.
Дидактическое обеспечение - это комплекс дидактических средств, обеспечивающих как дифференциацию учащихся, так и дифференциацию учебного материала.
Учитывая возрастные особенности учащихся, как личностно-индивидуальные качества, можно разделить учащихся класса на гомогенные группы.
Так как дифференцированное обучение предусматривает развитие школьника в соответствии с его способностями и возможностями, то в основу разделения учащихся на гомогенные группы можно взять типологизацию по отношению к предмету, интересу к предмету, способностям, обучаемости, обученности и так далее.
9
Для типологической модели при внутренней дифференциации критериями могут служить: обученность, обучаемость, интерес к предмету, отношение к учебе. Методики по выявлению данной типологической модели следующие:
- интересы учащихся к изучению учебных предметов;
- возможности учащихся в процессе овладения знаниями;
- причины, не позволяющие учащимся учиться лучше;
- мотивы учения учащихся;
- что интересно.
Формирование типологических групп может происходить так: 1.Учите ль проводит тестирование учащихся. 2.По результатам тестирования он выделяет группы.
Тип модели для формирования групп учащихся, дает возможность не только осуществлять наиболее рациональную подачу учебного материала, но и обратную связь с учащимися.
Дифференцированное обучение предусматривает изучение материала в соответствии со способностями и возможностями учащихся. Это выглядит так: я составляю тематический план. Биология 6 класс. Тема 1 .Клеточное строение организмов. (5 часов)
Задачи темы:1) сформировать у учащихся понятие о строении клетки и о протекающих в ней жизненно важных процессах; об основных видах тканей; 2) научить работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах схематически изображать строение клетки.
Планирование темы.
Урок 3 Устройство увеличительных приборов.
Урок 4 Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). Урок 5 Строение клетки (пластиды). Урок 6 Жизнедеятельность клетки.
10
Урок 7 Ткани.
Такое планирование дает возможность увидеть мне полностью систему уроков по теме, выделить главный материал (чему учить) и материал, который детям уже известен.
Например. Биология 6 класс. Тема V Жизнь растений.
Урок 49 Размножение голосеменных растений. Цели: 1)повторить знания учащихся о размножении споровых растений;
2)познакомить учащихся с размножением голосеменных растений, показать преимущество семенного размножения. Учебно-наглядный комплекс: таблицы.
Проверка знаний учащихся: тестирование учащихся по теме: Размножение споровых растений.
Домашнее задание: § 42,повторить материал об органах цветкового растения.
При дифференцированном обучении для разноуровневых типологических групп применяются разнообразные формы организации учебного занятия (приложение 1).
Для диагностики знаний и умений учащихся я составляю дидактические карточки.
КАРТОЧКА №1 (к теме «Вид.Популяция») 1. Заполните таблицу.
Структура вида
! Форма существования | Краткая характеристика | Причины устойчивости |
| 1.Популяция | 2.Подвид |
2. Каково значение популяций в эволюционном процессе?
КАРТОЧКА №2 (к теме «Мейоз»)
1. Составьте схему поведения хромосом в процессе мейоза животной клетки с 6 хромосомами.
11
Укажите характерные различия первого и второго мейотических делений.
КАРТОЧКА№3 (к темам «Мейоз», «Оплодотворение»)
- Закончите схему процесса оплодотворения гипотетического животного. Для этого изобразите хромосомы в каждой клетке и назовите клетки, обозначенные буквами а,б,в.
- Можно ли определить по числу хромосом гаметы или зиготы, к какому виду принадлежит данный организм?
клетка семенника
клетка яичника
В целях лучшего освоения ЗУН учащиеся при дифференцированном обучении разработаны тесты, практические и лабораторные работы, чайнворды.
12
РАЗДЕЛ III Проверка эффективности дифференцированного подхода в
обучении биологии.
Для проверки эффективности дифференцированного обучения в современной литературе имеется достаточно психолого-педагогических технологий, которые могут помочь в школьной практике выяснить не только его пригодность в рамках определенной школы, но и увидеть качество работы учителя.
Под педагогической эффективностью обучения понимается высокий уровень образованности учащихся при минимальных затратах сил и времени педагогов и учащихся.
В таблице 1.2 показаны критерии эффективности обучения и методика, позволяющая определить педагогическую эффективность соответствующего критерия. Данные критерии будут определять и личностный подход к учащимся в обучении.
Таблица 1.2 Критерии эффективности обучения.
Критерии эффективности обучения | Методика определения соответствующего критерия педагогической эффективности обучения. |
1. Повышение уровня обучаемости. | Определение уровня интеллекта учащихся по методике Равеля (данную работу надо проводить школьному психологу, так как у учителя специальных знаний не имеется). |
2. Сформированность ведущих качеств личности. | Педагогическая диагностика в школе (А.И.Кочетов). |
3. Положительное отношение к воспитанию и обучению. | Изучение интереса и мотивации учебной деятельности. |
13
4. Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся у разных категорий. | Контрольный срез знаний учащихся в начале и конце года на основании составленных заданий с учётом степени трудности, контроль за знаниями учащихся: текущая проверка знаний, проверка знаний и умений по определённой пройденной теме, предметные тесты по проверке знаний и умений, навыков. |
5. Развитие творческого потенциала, интеллекта школьника | Методы: наблюдение, беседа, сочинения и анкеты, где выясняется глубина знаний учащихся по предмету, выходящая за рамки школьного учебника, участие ученика во внеклассной работе по предмету, чтение специальной литературы по предмету, участие в олимпиадах и т.д., выбор более «трудных» заданий и выполнение домашнего задания по желанию, выбор заданий для домашней работы творческого характера, требующего не прямое воспроизводство знаний и умений по базисному плану. |
6. Интенсивное развитие дарований и способностей, соответствующих предмету. | Этот вопрос требует детальной разработки, так как к примеру по биологии не выяснены критерии определения конкретных дарований и способностей. |
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, отдельными учениками) образовательной системы с учетом одного или нескольких направлений (расписание, образовательные цели, методы преподавания). В практике школы получили определенное распространение конкретные педагогические системы, но сейчас внедряют в практику новые технологии обучения, обеспечивающие гуманизацию и демократизацию обучения в современной школе.
На современном уроке учитель перестает ориентироваться на среднего ученика и старается так вести обучение, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения как самых сильных, так и слабых школьников. С этой целью он мысленно объединяет учащихся в несколько временных типологических групп и строит учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из более слабой группы в более сильную. Перед учителем в связи с этим стоят две главные задачи. Одна - выделение в классе временных типологических групп; другая - разработка и применение приемов обучения, отвечающих особенностям каждой группы.
Психологи вкладывают в основу дифференциации учащихся понятия обучаемости, включая в него ряд признаков, характеризующих возможности и темпы продвижении в усвоении содержания образования.
Обязательные результаты обучения становятся основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся. Дифференциация - это одна из основных технологий в педагогической науке.
15
В процессе работы я использовала такие методы, как анализ педагогической, психологической и методической литературы, наблюдения, беседы, анкетирование.
16
ЛИТЕРАТУРА
- Дифференцированное обучение учащихся в городских школах: Сборник научных трудов - Минск: МПИ им.Горького, 1990 - 117 с.
- Дубина Н.В., Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растнеия.
6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология.Бактерии, грибы, растения» : Пособие для учителя.-М: Дрофа, 2000- 96 с.
3. Кочетков А.И. Культура педагогического исследования. - Минск, 1996 -
312 с.
4.Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М.,1994 - 235 с.
5. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10,11 классы. Тесты,
вопросы, задачи: Учебное пособие - М: Эксмо, 2005 - 352 с.
6. Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одаренными
школьниками. - Минск: Адукацыя и Выхованне №2. -1992 - 66-73 с.
7. Петрушкин С.Ф., Сидорина М.С. Педагогика. Педагогические теории,
системы, технологии - Брянск: БИПКРО, 1996-159 с.
8.Ревякина В.И. Опыт дифференциации обучения в школе 20-х годов // Советская педагогика-№1 -1991- 87-92 с.
9. Уит Инга Индивидуализация и дифференциация обучения - М: Педагогика, 1990-192 с.
17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дифференцированного обучения на уроках биологии
Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению , основанный на личностно-ориентированном характере образ...
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...
Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.
Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...
Дифференцированное обучение на уроках биологии как средство повышения эффективности урока.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную рабо...
статья "Технология дифференцированного обучения в преподавании биологии"
Педагогическая технология дифференцированного обучения - направление педагогики, имеющее цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результ...
Опыт работы "Восхождение к индивидуальности /особенности организации индивидуального и дифференцированного обучения на уроках биологии/"
Переход российского образования на личностно-ориентированное обучение и воспитание берет свое начало в 90-х годах ХХ столетия, но введение технологии индивидуального и дифференцированного подход...
Дифференцированное обучение на уроках биологии
В силу неравномерности развития личностных качеств и других качеств появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому при изучении тем по биологии я организую уровень дифференциацию учащихся на все...