Открытый урок "Осень"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шиляева Вера Анатольевна

Цель:
-учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью.
Планируемые результаты обучения в том числе формирование УУД.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urk_osen1.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Осень».

Цель:

-учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью.

Планируемые результаты обучения в том числе формирование УУД.

Личностные результаты: понимание значимости осени и осенних месяцев, желание приобретать новые знания, осознание трудностей, стремление к преодолению их.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель  на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: умения находить ответы в тексте учебника ( работать с текстовой информацией), наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать значение предмета «окружающий мир».

Коммуникативные УУД: умение формулировать связный ответ на поставленный вопрос участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, аргументировано высказывать свои предположения.

Предметные результаты: к концу урока обучающиеся должны иметь представление о названиях осенних месяцев, о жизни людей осенью; описывать красоту осенней природы на основе  произведений искусства.

Основные понятия: осень, осенние месяцы.

Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык.

Ресурсы: у каждого ученика - учебник О.А.Хлебосоловой «Природоведение» 5 класс Гуманитарный Издательский центр «Владос» ;

у учителя- учебник, аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», презентация «Осень»

Конспект урока

1.Орг момент. 

- Всем здравствуйте.

- Ребята, настройтесь на работу, на отличный результат. Пожалуйста, будьте внимательны, активны, воспитаны. Тогда наш урок, я уверена, будет светлым, тёплым, добрым, красивым, как вы сегодня.

2. Введение в тему.

Ребята, посмотрите вокруг, прислушайтесь к звучанию мелодии. Слайд 2.

- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?

- Сегодня мы поговорим, о том, как приходит осень, и какие изменения происходят в природе с её приходом.

Б)  Чтение стихотворения И.Бунина

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

2 Выявление места и причины затруднения.

Чтение сказки «Волшебница Осень»

-Пришла волшебница Осень и взмахнула кистью. Появился вот такой круг.

-Что это за круг? (ГОДОВОЙ КРУГ)

- Стала она махать кистью и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

-Что это за имена? (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ).

-Взмахнула первый раз и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

- Что это за птицы? ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

-Взмахнула второй раз и полетели вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Взмахнула осень третий раз и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Крестьяне стали жать рожь.

-Что это за птицы? (ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ)

-Взмахнула осень четвёртый раз и полетели  ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

-Какие полетели последние три  птицы? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

Сегодня мы ребята отправимся в гости к осени. Я очень люблю это время года.

3 Работа по теме урока. 

Учитель — Ребята, какое сейчас время года? Назовите месяцы осени.

А как вы думаете, почему у осени 3 имени: сентябрь, октябрь, ноябрь? Слайд №3, 4, 5.

Ответы детей.

Учитель – Значит, осень постепенно переходит из одной стадии в другую.

Осень бывает: ранняя, золотая, поздняя.

По календарю осень начинается 1 сентября. Это день когда вы после летних каникул пришли на линейку в школу.

- Кто помнит, какой была погода в этот день. Опишите.

Высказывания детей

Учитель  – Как мы понимаем, что осень пришла?

Ученик: Меняется погода.

Учитель – Какие изменения происходят в природе? Предлагаю назвать изменения в природе осенью с помощью упражнения «Скажи наоборот» Слайд№6

 Помогите закончить предложения.

— Летом солнце яркое, а осенью …

— Летом небо светлое, а …

— Летом день длинный, а …

— Летом тучки ходят высоко, а …

— Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а …

— Летом птицы заботятся о своих птенцах, а …

— Летом люди одеваются легко, а …

Учитель – Молодцы. Все ответы верные. 

Работа с учебником.

Учитель – Откройте учебник по закладке. Работать будем с текстом.

Читаем самостоятельно 1 абзац. Ваша задача назвать приметы осени, которые отметили авторы учебника.

( Урожай, работа в садах, жёлтые листья, грибы, ягоды)

Учитель – Назовите самую главную примету осени.

- Зачитайте это предложение («по изморози»)

- Что такое изморозь? (рассуждения детей)

(Иллюстрация на экране – изморозь на траве) Слайд № 7

Изморозь – это тонкие-тонкие льдинки на траве.

Учитель – Что такое изморозь? (Ответы детей)

Учитель – Возвратимся к 1 предложению. (Зачитать)

« По календарю осень начинается 1 сентября»

Учитель - Но на самом деле 1-ым днём считается, когда появляется изморозь.

Учитель — Продолжим работу с текстом учебника. Прочитайте 2 абзац,

- Чем отличаются осенние дни от летних?

- Что сказано о ночах? (Прохладные)

- Посмотрите на экран, прочитайте. Попробуйте объяснить то, о чём прочитали Слайд№8

23 сентября день осеннего равноденствия.

День= Ночи

-Как понимаете? Подтвердите свои рассуждения словами текста.

- Объясните, почему день осеннего равноденствия называют «поворотом к зиме» (высказывания детей)

Учитель – А что сказано в тексте. Зачитайте. 3 абзац «После дня осеннего…….»

Чтение текста.

Учитель – Освещённость убывает, ночи становятся длиннее, как это отражается на жизни животных? (Готовятся к зиме).

Учитель – Готовятся к зиме не только животные, но и растения.

— Какое явление природы помогает деревьям приготовиться к зиме? (Листопад)

Физкультминутка под мелодию «Листья осенние» Слайд 9.

Учитель - Ребята, а почему деревья осенью сбрасывают листву, нам расскажет Афонин Вл.

– Слушайте вдумчиво. Запоминайте.

Почему деревья осенью сбрасывают листву.

Во — первых: становится холодно и прекращается доступ воды к листьям, т.е. листьям не хватает воды.

Во-вторых: дерево избавляется от ненужных веществ, скопившихся в листике

В-третьих: если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Поэтому деревья и сбрасывают листву, чтобы защитить себя от гибели, зато следующей весной листья вновь отрастут.

Слайд № 10 Голые деревья.

Учитель – Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к этому изображению на экране. ( Голыми и унылыми становятся лес и поле..)

Учитель – Ребята, какие птицы первыми улетают от нас на зиму в тёплые края? Слайд 11.

Почему?

— Посмотрите на экран. Что это за птицы? Слайд №12

(ласточки, кукушки, стрижи, иволги) Самые первые птицы, улетающие на юг.

Учитель – Птицы улетают. А лягушки, змеи, лесные жители… Как их жизнь меняется осенью. Зачитайте.

Значит: «попрятались» — ….. (лягушки, змеи, жуки и мухи)

«готовы ко сну» — …. (медведь и барсук)

«запаслись на зиму» …..(хомяки, бурундуки, птички кедровки) 

Как животные готовятся к зиме  Слайд 13.

 Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Вот почему осенью зверьки линяют. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая. Заяц-беляк летом серый.

 Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки на зиму прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зерно.

 Есть такие звери, которые всю зиму которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.

 Заяц, волк, лиса, выдра, росомаха, лось, кабан не делают запасов на зиму. Они и так найдут себе корм

4.Включение в систему знаний и повторений.

-Рассмотрите репродукции картин А.А.Левитана  «Золотая осень»  Слайд 14.

-Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться золотой левитановской осенью вдоль берега реки. Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах осенней травы, ощутите прикосновение ветра.

-Какое оно: тёплое, влажное, сухое, прохладное (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

-Попробуйте определить, в какие осенние месяцы природа могла так выглядеть.

Сегодня мы с вами станем художниками. Мы будем рисовать картинку осени. Но рисовать её мы будем не кисточкой, а готовыми картинками на доске. Давайте посмотрим все картинки и решим, какие из них понадобятся для  нашего рисунка.

Проводится беседа об осени и задаются вопросы, которые помогают охарактеризовать признаки осени

Посмотрите пожалуйста, у нас две картинки с солнышком. Одно солнышко яркое, тёплое, с длинными лучиками, другое спряталось за тучку, у него лучики  короткие и солнышко уже не такое яркое. Какое солнышко мы возьмём для картинки? Почему? ( Осенью у солнышка короткие лучи, оно уже не такое яркое и тёплое как летом, греет слабо)

Осенью дует ласковый и тёплый ветерок? Нет? А какой ветер  осенью? (Холодный, сильный)

А ещё у нас есть облачка и тучки. Они нам нужны в картине?  А почему мы взяли облако с дождём?  

(Осенью много туч на небе и часто идёт дождь.)

А какой  дождь? (Мелкий, холодный, моросящий, частый.)

А что происходит с листьями осенью?  (Желтеют, краснеют, сохнут, опадают)

- Давайте подумаем, как можно назвать природное явление, когда опадают листья? (Листопад.)

Посмотрите, какие деревья мы выберем для своей  картины?

-Что делают птицы с приходом осени?

(Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края)

Правильно, осенью перелётные птицы улетают на юг, давайте выберем  нужную картинку.

Посмотрите, какая красивая осенняя картинка у нас получилась. Вы замечательные художники и знаете все приметы осени.

Дети по цепочке составляют рассказ, используя опорные картинки.

5.Рефлексия учебной деятельности

А сейчас посмотрите на нашу картинку осени и дружно, хором дайте правильный ответ на мои вопросы.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнёзда вьют?

А букашки приплывают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаём мы сапоги?

Солнце светит очень жарко,

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

(Куртки, шапки одевать.)

-Посмотрите, какой букет из осенних листьев на урок составила я.

 -Если вам было на уроке интересно, всё получалось и было понятно, а потому урок понравился – поднимите  красный листик.

-Если что-то было непонятным, остались вопросы, то поднимите жёлтый листик.

-Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите зелёный листик.

-Ребята, судя по вашему настроению, которое вы сейчас отразили в листиках, можно считать, что урок удался.

6. Подведение итогов.

- Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением осени?

7. Оценки.

8. Домашнее задание.  

 1) прочитать параграф.

2)Раскрасить картинку про осень.

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА УРОК, МНЕ БЫЛО ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....