Контрольные работы по биологии 10 класс
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Контрольные работы по биологии 10 класс по учебнику Агофоновой,Сивоглазовой, Захаровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kletka.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛЕТКА. Контрольная работа

1 вариант.

Часть А. Выберите один верный ответ.

  1. Организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из клеток – это свидетельствует о:
  1. единстве органического мира;
  2. разнообразии строения живых организмов;
  3. связи организмов со средой обитания;
  4. сложном строении живых организмов.

  1. Процессы жизнедеятельности у всех организмов протекают в клетке, поэтому ее рассматривают как единицу:

1) размножения                                     3) функциональную;

2)  строения;                                          4) генетическую.

3. Молекулы РНК, в отличие от ДНК, содержат азотистое основание:

1) аденин;                                                2) гуанин;

3) урацил;                                                4) цитозин

4. Вода играет большую роль в жизни клетки, так как она:

1) участвует во многих химических реакциях;

2) обеспечивает нейтральную реакцию среды;

3) ускоряет химические реакции;

4) является источником энергии.

5. Какие связи обуславливают первичную структуру белка?

1) гидрофобные между радикалами;

2) ионные между полипептидами;

3) пептидные между аминокислотами;

4) водородные между –NН- и –СО- группами.

6. Фагоцитоз представляет собой:

1) активный перенос в клетку жидкости с растворенными в ней веществами;

2) захват плазматической мембраной твердых частиц и втягивание их в клетку;

3) избирательный транспорт в клетку растворимых органических веществ

4) пассивное поступление в клетку воды и некоторых ионов.

7. К прокариотным относят клетки:

1) животных;                                  3) грибов;

2) цианобактерий;                          4) растений.

8. Органические вещества в клетке перемещаются к органоидам по:

1) системе вакуолей;                        3) митохондриям;

2) лизосомам;                                     4) ЭПС.

9. Каково значение митохондрий в клетке?

1) транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза;

2) преобразуют энергию органических веществ в энергию АТФ;

3) осуществляют процесс фотосинтеза;

4) синтезируют углеводы.

10. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию из:

1) цитоплазмы в ядро;                             2) ядра к митохондрии;

3) одной клетки в другую;                      4) ядра к рибосомам.

Часть В. Выберите все верные ответы. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

  1. Липиды в клетке выполняют функции:
  1. запасающую
  2. гормональную;
  3. транспортную;
  4. ферментативную;
  5. переносчика наследственной информации
  6. энергетическую.

  1. Какие общие свойства характерны для митохондрий и хлоропластов?
  1. не делятся в течение жизни клетки;
  2. имеют собственный генетический материал;
  3. являются одномембанными;
  4. содержат ферменты окислительного фосфорилирования;
  5. имеют двойную мембрану;
  6. участвуют в синтезе АТФ.

Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и ее видом.

Признак нуклеиновых кислот                                                               вид НК

1) спираль состоит из двух полинуклеотидных цепей;                  А) ДНК

2) состоит из одной полинуклеотидной цепи;                                 Б) иРНК

3) передает наследственную информацию из ядра к рибосоме;

4)  является хранителем наследственной информации;

5) состоит из нуклеотидов: АТГЦ;

6) состоит из нуклеотидов: АУГЦ.

1

2

3

4

5

6

Часть С. Дайте развернутый свободный ответ.

  1. В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите сколько нуклеотидов с Тимином, гуанином, цитозином содержатся в отдельности в молекуле ДНК, объясните полученный результат.

КЛЕТКА. Контрольная работа

2 вариант.

Часть А. Выберите один верный ответ.

1. Обмен веществ и превращение энергии, происходящие в клетках всех живых организмов, свидетельствуют о том, что клетка единица:

1) строения организмов;

2) жизнедеятельности организмов;

3) размножения организмов;

4) генетической информации.

2. О единстве органического мира свидетельствует:

1) наличие ядра в клетках живых организмов;

2) клеточной строение организмов всех царств;

3) объединение организмов в систематические группы;

4) разнообразие организмов, населяющих Землю.

3. Белки способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

1) гормональную;                            3) ферментативную;

2) сигнальную;                                 4) информационную.

4. Нуклеиновые кислоты, в отличие от крахмала, содержат атомы:

1)  азота и фосфора;                             3) калия и кальция;

2) водорода и кислорода;                     4) серы и магния.

5. В комплексе Гольджи происходит:

1) образование АТФ;

2) окисление органических веществ до неорганических;

3) накопление синтезируемых в клетке веществ;

4) синтез молекул белка.

6. Эукариоты – это организмы, в клетках которых:

1) отсутствуют митохондрии;

2) ядрышки находятся в цитоплазме;

3) ядерная ДНК находится в цитоплазме;

4) отсутствуют рибосомы.

7. Информация о первичной структуре белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу:

1) АТФ                         2) рРНК                 3) тРНК                4) иРНК

8. Какую функцию выполняет в клетке клеточный центр?

1) принимает участие в клеточном делении;

2) является хранилищем наследственной информации;

3) отвечает забиосинтез белка;

4) является центром матричного синтеза рРНК.

9. В процессе фотосинтеза главную роль играют:

1) хромосомы;                              2) хлоропласты;

3) хромопласты                            4) лейкопласты.

10. Собственную ДНК имеет:

1) комплекс Гольджи                         3) ЭПС;

2) лизосома;                                         4) митохондрия.

Часть В. Выберите все верные ответы. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

1. Клетки бактерий отличаются от клеток растений:

1) отсутствием оформленного ядра;

2) наличием плазматической мембраны;

3) наличием плотной оболочки;

4) отсутствием митохондрий.

5) наличием рибосом;

6) отсутствием комплекса Гольджи.

  1. Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?
  1. азотистые основания: А, Т, Г, Ц.
  2. разнообразные аминокислоты;
  3. липопротеиновые;
  4. углевод дезоксирибоза;
  5. азотная кислота;
  6. фосфорная кислота.

Установите соответствие между характеристикой нуклеиновой кислоты и ее видом

Характеристика                                                                           вид НК

1) имеет форму клеверного листа;                                       А) ДНК

2) состоит из двух спирально закрученных цепей.            Б) тРНК

3) доставляет аминокислоты к рибосоме

4) является хранителем наследственной информации.

5) в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров

6) имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот.

1

2

3

4

5

6

Часть С. Дайте развернутый свободный ответ.

1.В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите сколько нуклеотидов с Тимином, гуанином, цитозином содержатся в отдельности в молекуле ДНК, объясните полученный результат.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Контрольная работа

Вариант 1.

1. Определите фенотип растения томата с генотипом АаВв, если пурпурный стебель доминирует над зеленым, а рассеченные листья – над цельными:

1) пурпурный стебель с цельными листьями;

2) зеленый стебель с рассеченными листьями;

3) пурпурный стебель с рассеченными листьями;

4) зеленый стебель с цельными листьями.

2. Гибридные особи по своей генетической  природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют:

1) гетерозиготными;                        3) рецессивными;

2) гомозиготными;                           4) доминантными.

3.  Особь с генотипом  АаВв при независимом наследовании признаков образует гаметы:

1) АВ, ав;                                           3) АВ, Ав, аВ, ав;

2) Аа,Вв;                                            4)  Аа, АА, Вв, вв

4. Признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения, Г.Мендель назвал:

1) гетерозиготными;                        3) рецессивными;

2) гомозиготными;                           4) доминантными.

5. Схема ААВВ х аавв иллюстрирует скрещивание:

1) моногибридное;

2) полигибридное;

3) анализирующее дигибридное;

4) анализирующее моногибридное.

6. Различные формы одного и того же гена называют:

1) фенотипами;                                   3) аллелями;

2) кодонами                                        4) генотипами.

7. При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шерстью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Какая закономерность наследования проявилась при этом?

1) независимое распределение признаков;

2) неполное доминирование;

3) единообразие гибридов первого поколения;

4) расщепление признаков.

8. При скрещивании черного кролика Аа с черным кроликом Аа в поколении F1 получится кроликов:

1) 100% черных;

2) 75% черных,25% белых;

3) 50% черных,50% белых;

4) 25% черных, 75% белых.

Часть В. Выберите все верные ответы. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.

1. Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1) имеет массовый характер;

2) имеет индивидуальный характер;

3) не наследуется;

4) наследуется;

5) ограничена нормой реакции;

6) размах изменчивости не имеет пределов.

  Часть С. Дайте развернутый свободный ответ.

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Контрольная работа

Вариант 2.

1. Организм с генотипом, гетерозиготным по двум парам аллелей, -

1) АаВв                         2) АаВВ                  3) ааВВ                        4) ААВв

2. Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют:

1) рецессивным                             3) гетерозиготным

2) доминантным                            4) гомозиготным

3. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи.

1) Аа                        2)АА                    3) АаВв                       АаВВ

4. Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении:

1) закона расщепления;

2) неполного доминирования;

3) независимого наследования;

4) закона доминирования.

5. При скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной в F1 доля гетерозигот составит

1) 25%               2) 50%                      3) 75%                      4) 100%

6. Различные формы одного и того же гена называют:

1) фенотипами;                                   3) аллелями;

2) кодонами                                        4) генотипами.

7. Определите генотипы родителей, если при скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%.

1) АА х аа      2) Аа  х АА             3) А ах Аа                         4) АА х АА

8. Соотношение по фенотипу 3:1 иллюстрирует:

1) правило доминирования;

2) закон расщепления;

3) сцепленное наследование признаков;

4) множественное действие генов.

Часть В. Установите соответствие

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЧИВОСТИ                      ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

1) имеет массовый характер;                                  А. модификационная

2) имеет индивидуальный характер;                     Б.  мутационная

3) не наследуется;

4) наследуется;

5) ограничена нормой реакции;

6) неадекватна изменениям  условий среды

1

2

3

4

5

6

Часть С. Дайте развернутый свободный ответ.

Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака.

Годовая контрольная работа

1 вариант

А1. Кристы имеются в:

1) вакуолях                                            3) хромосомах

2) пластидах                                         4) митохондрях

А2. Глюкоза является мономером:

1) гемоглобина                                      3) гликогена

2) глицерина                                          4) адреналина

А3. Пептидная связь возникает между:

  1. радикалами соседних аминокислот
  2. аминогруппами
  3. карбоксильными группами
  4. карбоксильной и аминогруппой

А4. Энергетический эффект гликолиза при расщеплении одной молекулы глюкозы равен:

1) 2 молекулам АТФ                          3) 36 молекулам АТФ

2) 12 молекулам АТФ                        4) 18 молекулам АТФ

А5. Не проявляет свойств жизни вне организма:

1) спора мха                                       3) бактерия

2) вирус оспы                                     4) икринка лягушки

А6. В результате митоза образуются:

1) сперматозоиды                               3) споры мха

2) бластула                                          4) яйцеклетка

А7. Чистой линией называется потомство:

  1. не дающее расщепления
  2. полученное только от гетерозиготных родителей
  3. пара особей, отличающихся одним признаком
  4. особи одного вида

А8. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:

1) АВС и АВВ                                        3) ААВВСС и ААВВСс

2) АВС и АВс                                         4) А,В,С, с

А9. Девочки, родившиеся от здоровой (не носительницы) матери и отца – дальтоника, будут нести ген дальтонизма с вероятностью:

1) 25%                     2) 75%                    3) 50%                   4) 100%

А10. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходят:

1) в процессе митоза                           3) при почковании

2) при партеногенезе                           4) при гаметогенезе.

А11. Половое размножение по сравнению с бесполым:

  1. обеспечивает большую численность потомства
  2. уменьшает комбинативную изменчивость
  3. приводит к большому биологическому разнообразию
  4. обеспечивает лучшую приспособленность организма к среде.

А12. Понятие «транскрипция» относится к процессу:

  1. удвоения ДНК
  2. синтеза иРНК наДНК
  3. переходу иРНК на рибосомы
  4. создание белковых тел на полисоме

Выберите три верных ответа из шести

В1. Каковы характеристики энергетического обмена веществ в клетке?

  1. противоположен по результатам биосинтезу
  2. Идет с поглощением энергии
  3. Химические процессы обмена происходят в цитоплазме и митохондриях
  4. Химические процессы происходят в хлоропластах
  5. Сопровождается синтезом большого количества АТФ
  6. Завершается образованием углеводов, кислорода

В2. Установите соответствие.

ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ                             ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) у потомства один родитель                                          1) Бесполое размножение

Б) Потомство генетически уникально                              2) Половое размножение

В)Репродуктивные клетки образуются в результате

мейоза

Г) Потомство развивается из соматических клеток

Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенный гамет

Е) Основной механизм деления клетки- митоз

А

Б

В

Г

Д

Е

В3. Определите последовательность реакций матричного синтеза белка.

А) Объединение иРНК с рибосомой.

Б) Ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК.

В) Синтез иРНК на участке одной из цепей ДНК.

Г) Объединение тРНК с рибосомой и узнавание своего кодона.

Д) Присоединение аминокислоты к тРНК.

Е) Отделение белковой цепи от иРНК.

С1. Какие стадии в своем развитии проходят насекомые?

С2. Какова роль биологических мембран в клетке?

С3. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по биологии в 7 классе "Типы червей"

Эта работа поможет провести текущий контроль знаний...

контрольная работа по биологии 9 класс

контрольная работа по теме "Наследственность и изменчивость"...

Контрольные работы по биологии 6 класса

Контрольные работы в виде тестов по биологии 6-го класса (учебник И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко "Биология")...

контрольные работы по биологии, 10 класс

Тематические контрольные работы по биологии, 10 класс УМК Н.И.Сонина....

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....

Контрольная работа по биологии на тему: "Класс Птицы" для 7 класса

Контрольная работа по биологии на тему: "Класс Птицы" для 7 класса...