статья на тему "Определение учебных целей на уроках биологии"
статья по биологии на тему
Статья на тему "Определение учебных целей на уроках биологии" (обобщение опыта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 12»
Статья на тему
«Определение учебных целей на уроках биологии»
Статья составлена учителем биологии Деревянко Еленой Васильевной
В современных условиях ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. «Сейчас мы учим детей определенным знаниям, понятиям, законам. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровье сбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
В связи с этим современный урок дожжен быть не пропедевтическим, а творческим. Я в своей практической деятельности использую различные методы постановки учебных задач:
Фундаментом опыта служит технология развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, использования современных информационных технологий. В своей педагогической практике системно использую технологии дифференцированного обучения. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня.
Стремлюсь овладеть в совершенстве формами и методами активного обучения, использую на уроках групповую, индивидуальную работу с учащимися. На уроках стараюсь создать хороший психологический климат, все ученики чувствуют себя комфортно и активно включены в работу.
Одной из важнейших задач в моей работе - это активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умения самостоятельной работы.
Уроки биологии я стараюсь начать с постановки проблемного вопроса. Проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески. Сделает учебный материал более доказательным и убедительным.
Например, урок биологии в 7 классе на тему: « Внутреннее строение птиц» я начинаю с такого вопроса: « Многие птицы в сутки едят столько червяков, сколько сами весят. Чем это связано?». В шестом классе при изучении темы «Фотосинтез» урок начинаю поговоркой: « Каждый человек должен в своей жизни посадить дерево, построить дом и родить сына. Почему именно посадить дерево?
Урок в 5 классе, на тему «Царства живой природы» могу начинать с презентации, в которой изображены все представители различных царств живой природы, в том числе и вирусы. Учащиеся не только называют этих представителей, но и сами описывают их. Учащиеся на уроках самостоятельно приобретают знания в процессе работы с учебником, литературными источниками, рисункам, схемами, текстовыми таблицами. Самостоятельно приобретенные знания прочно сохраняются в памяти учащихся. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.
Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.
- Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
- Ученик должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
- Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Однако преимущества проблемного подхода очевидны.
- У учащихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
- Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.
- При реализации проблемного подхода большинство учащихся начинают положительно относиться к учёбе.
Данный вид постановки учебной цели не всегда применяется мною. По мимо проблемных ситуаций мною широко применяются и мультипликационные отрывки из любимых мультфильмов, для более эффективного достижения цели урока.
Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии.
Устойчивые положительные результаты обучения обеспечиваются благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приёмов обучения. Я стараюсь обеспечить развитие способностей учащихся в оптимальном режиме, с учётом их индивидуальных особенностей.
На своих уроках я стараюсь формировать навыки поисково-исследовательской деятельности на основе использования в работе развивающих и творческих заданий, кроссвордов, ребусов, викторин, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке.
В своей педагогической деятельности использую информационно – коммуникационные технологии в разных ситуациях и на разных этапах урока, и также при определении учебных задач.
Учитель биологии МБОУ «СОШ № 12» г. Астрахани Деревянко Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование здорового образа жизни на уроках биологии".
Изучение теоретической литературы по теме работы привело к выводу о существующем противоречии между необходимостью организации в учебном процессе пропаганды здорового обр...
«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).
Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться - даст возможность самореализации, ...
Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ».
СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ»....
Статья " Работа с цифровым микроскопом на уроках биологии".
Цифровой микроскоп на уроках бмологии .Сочета работу цифрого и светового имкроскопа можно лабораторную работу сделать интерсной и зрелищной....
Статья на тему: Интернет-ресурсы на уроках биологии
Сегодня актуальной проблемой остается использование новых информационных технологий (новейших методик и приемов, основанных на использовании компьютерных, аудио- и видео технических средств) в у...
Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии при помощи игры"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна п...
Статья: Использование проблемных, творческих заданий на уроках биологии.
Статья практической направленности. Содержит проблемные и творческие задания, которые можно использовать на уроках биологии....