Организация научно-исследовательской деятельности по биологии
статья по биологии на тему
Развитию мышления, целенаправленного научного поиска способствует исследовательская деятельность учащихся. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся – это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе и научно-исследовательской деятельности.
Организация научно-исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация научно-исследовательской деятельности по биологии | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно-исследовательской деятельности по биологии в МБОУ «Поломская СОШ №2» Кезского района.
Никитина Любовь Вячеславовна
учитель биологии и химии
МБОУ «Поломская СОШ №2» Кезского района
Одним из требований, предъявляемых высшей школой и самой жизнью к выпускникам средней школы, является самостоятельность и оригинальность мышления, умение объяснить наблюдаемые явления, основываясь на знаниях основных закономерностей развития живой природы.
Развитию мышления, целенаправленного научного поиска способствует исследовательская деятельность учащихся. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся – это составная часть обучения и воспитания школьников. Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться в различных областях, в том числе и научно-исследовательской деятельности.
Организация научно-исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач нашей школы.
Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований.
Основные задачи
-Широкое привлечение учеников к участию в научно-исследовательской работе;
- развитие всех форм научно-исследовательской работы;
- активное участие в интеллектуальной жизни школы, достойное представление ее в конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ;
- формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;
- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;
- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике;
- способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Формы работы
- работа в школьных кружках и группах по интересам;
- выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством учителей;
- участие в предметных олимпиадах;
- участие в научных конференциях различного уровня и конкурсах научно-исследовательских работ.
- участие в ежегодной научной конференции учащихся школы.
Научно-исследовательской деятельностью может заниматься каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе.
Результатом работы НОУ является ежегодная научная конференция, на которую представляются лучшие работы школьников в текущем учебном году по разным направлениям. Конференция проводится в конце февраля. В результате проводятся общие итоги работы в этом направлении, проводится награждение, выдвигаются участники на районную НПКУ.
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо базироваться на их интересах. Все что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны повышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызвать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Для того чтобы найти именно такого ребенка, которому это интересно, и который доведет работу до конца мы используем диагностику и на уроке и внеурочное время.
Побудительный этап представлен организационным мероприятием, которая проводится в сентябре месяце. В ходе мероприятия:
- Выступление о школьных исследованиях за прошедший учебный год. Обращает внимание на исследовательские работы, в которых участвовали учащиеся нашей школы.
- Выступление учащихся-участников школьной и районной конференций. Учащиеся рассказывают об участии школьников в конференциях различного уровня.
- Презентация педагогами-руководителями школы тем исследовательской деятельности.
Как правило, после такого мероприятия 5-7 учащихся изъявляют желание работать в этом направлении.
На уроке даю виды практической деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов. При проверке таких заданий обращаю внимание на научность, на творческий подход к выполнению заданий, использование дополнительной литературы. Особое внимание обращаю на постановку цели, умение сделать выводы по проделанной работе. После провожу диагностику, предлагается ответить на несколько вопросов.
- Интересна ли тебе была данная работа?
- Если да, то чем, если нет то почему?
- Хотелось бы расширить представление по данной теме?
При анализе таких анкет обращаю внимание на тех учащихся, у которых к данному виду деятельности проявляется стабильный интерес. В дальнейшем этим детям предлагается участие в научно-исследовательской работе.
У некоторых учащихся заинтересованность к научно-исследовательской работе появляется после школьной НПК учащихся.
Чтобы определиться с выбором темы также провожу анкетирование:
- Подумай, какие объекты живой и неживой природы тебя привлекают больше всего?
- Почему и чем интересен именно этот объект?
- Что бы хотелось узнать об этом объекте нового?
- Чем обусловлен данный интерес?
Перед выполнением работы каждому ученику предлагаю рабочую тетрадь «Исследователь». Тетрадь содержит материалы по самостоятельной исследовательской практике.
Исследовательский алгоритм. Алгоритм исследования выстраиваем вместе с учащимися.
- Определение темы исследования. Тема работы должна быть актуальной и вызвала у детей интерес.
- Выделение из темы проблемы исследования.
- Определяется цель работы (соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее). Цель должна быть конкретной, доступной, нужной, ее результаты интересны не только ученику, но еще и какому-то кругу людей.
- Задачи исследования конкретизируют цель работы, определяют действия исследователя при движении к поставленной цели.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Определение гипотезы. Гипотеза – научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы.
- Методика проведения исследования. Подробное описание всех действий, связанных с получением результатов.
- Шаги в исследовании.
- Предварительные выводы по теме.
- Обработка результатов исследования. Результаты исследования. Краткое словесное изложение новой информации, которую удалось получить ученику в процессе исследования или эксперимента. При изложении результатов даются четкие объяснения новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.
- Формулирование окончательных выводов.
- Оформление результатов.
Учащиеся, проявляющие интерес к исследованиям уже 6-7 классах делают первые шаги к участию в работе НОУ, проходя при этом ряд этапов. Это можно проследить на одном из примеров.
В работе встречаются такие моменты, когда ребенок не может преодолеть знаниевый барьер , школьникам необходима помощь учителя, чтобы начатое дело довести до конца. Поэтому быть руководителем работы быть очень сложно, так как необходимо быть учителем-профессионалом, систематически заниматься самообразованием, читать много дополнительной литературы, быть всегда в поиске, достаточно много уметь. Роль научного руководителя – руководство: выбор темы, формулировка цели, задач, выбор объекта и предмета , методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, обсуждение результатов, формулировка выводов. Все перечисленное наши руководители проводят совместно с исследователями.
Проявление интереса к предмету, формирование навыков работы с литературой и эксперимента, желание заниматься дополнительно во внеурочное время, поделиться своими открытиями и достижениями с другими учащимися – самый значимый и желаемый результат в исследовательской деятельности учащихся.
Выводы
- Исследовательская работа учащихся способствует высокой творческой активности, развитию самостоятельности мышления.
- развитию интереса к исследованиям, экспериментальной работе способствует использование на уроках и внеурочное время разнообразных экспериментов.
- Исследовательская работа необходима при приобретении новых знаний и навыков, в том числе и навыков постановки и проведения эксперимента, публичных выступлений и участия в конкурсах.
-Навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, окажутся необходимыми им при проведении самостоятельных научно-исследовательских работ.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научны, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии
обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии
из опыта работы учителя биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...
Организация научно-исследовательской деятельности на уроках биологии
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результати...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Доклад на тему: " Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
Материал для учителей по предметам естественнонаучного цикла с описанием опыта работы...