Лекции по дисциплине "Биология"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Лекции по дисциплине "Биология". Предназначены для студентов 1 курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsi_po_biologii.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

 1. Введение. Уровни организации живой материи. Основные свойства живых организмов.

Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное множество видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали. От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: более 1,5 млн видов животных, 350 тыс. видов растений, значительное количество разнообразных грибов, а также множество прокариотических организмов.

Известно, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка, например, может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного.

Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, или значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных — Простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка простейших представляет целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированны, т. е. могут осуществлять только одну какую-либо функцию и не способны самостоятельно существовать вне организма. У многоклеточных организмов взаимосвязь и взаимозависимость многих клеток приводит к созданию нового качества, неравнозначного простой их сумме. Элементы организма — клетки, ткани и органы — в сумме еще не представляют собой целостный организм. Лишь соединение их в исторически сложившемся в процессе эволюции порядке, их взаимодействие, образует целостный организм, которому присущи определенные свойства.

Уровни организации живой природы

1. Молекулярный        

 Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, осуществляется на уровне взаимодействия биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, поли-сахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др. Молекулы в-в – органических и неорганических, которые входят в состав и клеток и организмов

2. Клеточный

Клетка — структурная и функциональная единица, а также единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках.

 3. Тканевый

Ткань представляет собой совокупность сходных по строению клеток и межклеточного вещества, объединенных выполнением общей функции.

4. Органный

У большинства животных орган — это структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей. Например, кожа человека как орган включает эпителий и соединительную ткань, которые вместе выполняют целый ряд функций. Среди них наиболее значительная — защитная.

5. Организменный

Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоятельному существованию.Отдельная особь, определённого вида, способная к развитию как живая система-от момента зарождения до прекращения существования Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов, специализированных на выполнении различных функций.

 6. Популяционно-видовой

Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в котором формируются популяции. В этой системе осуществляются простейшие, элементарные эволюционные преобразования.

7. Биогеоценотический

Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами конкретной среды их обитания — компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Он включает: неорганические и органические вещества, автотрофные и гетеротрофные организмы. Основные функции биогеоценоза — аккумуляция и перераспределение энергии.

8. Биосферный

Биосфера – совокупность всех биогеоценозов, включает все явления жизни на ЗемлеНа биосферном уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.

Критерии живых систем

Рассмотрим подробнее критерии, отличающие живые системы от объектов неживой природы, и основные характеристики процессов жизнедеятельности, выделяющие живое вещество в особую форму существования материи.

Особенности химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. Элементный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, железом, магнием, алюминием и т. д. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента — углерод, кислород, азот и водород. Однако в живых телах эти элементы участвуют в образовании

сложных органических молекул, распространение которых в неживой природе принципиально иное как по количеству, так и по существу. Подавляющее большинство органических молекул окружающей среды представляют собой продукты жизнедеятельности организмов.

В живом веществе несколько основных групп органических молекул, характеризующихся определенными специфическими функциями и в большинстве своем представляющих собой регулярные полимеры. Во-первых, это нуклеиновые кислоты — ДНК и РНК, свойства которых обеспечивают явления наследственности и изменчивости, а также самовоспроизведение. Во-вторых, это белки — основные структурные компоненты и биологические катализаторы. В-третьих, углеводы и жиры — структурные компоненты биологических мембран и клеточных стенок, главные источники энергии, необходимой для обеспечения процессов жизнедеятельности. И наконец, огромная группа разнообразных так называемых «малых молекул», принимающих участие в многочисленных и разнообразных процессах метаболизма в живых организмах.

Метаболизм. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности.

В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте веществ они главным образом просто переносятся с одного места на другое или меняется их агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед.

Живые организмы поглощают из окружающей среды различные вещества. Вследствие целого ряда сложных химических превращений вещества из окружающей среды уподобляются веществам живого организма и из них строится его тело. Эти процессы называют ассимиляцией или пластическим обменом.

Другая сторона обмена веществ — процессы диссимиляции, в результате которых сложные органические соединения распадаются на простые, при этом утрачивается их сходство с веществами организма и выделяется энергия, необходимая для реакций биосинтеза. Поэтому диссимиляцию называют энергетическим обменом

Обмен веществ обеспечивает гомеостаз организма, т. е. неизменность химического состава и строения всех частей организма и, как следствие, постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей

среды.

Единый принцип структурной организации. Все живые организмы, к какой бы систематической группе они ни относились, имеют клеточное строение. Клетка, как уже рассматривали раннее, является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех обитателей

Земли.

Репродукция. На организменном уровне самовоспроизведение, или репродукция, проявляется в виде бесполого или полового размножения особей. При размножении живых организмов потомство обычно похоже на родителей: кошки воспроизводят котят, собаки — щенят. Из семян тополя опять вырастает тополь. Деление одноклеточного организма — амебы — приводит к образованию двух амеб, полностью схожих с материнской клеткой.

Таким образом, размножение — это свойство организмов воспроизводить себе подобных.

Наследственность. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.

Изменчивость. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней, так как при этом изменяются гены, определяющие развитие тех или иных признаков. Изменчивость — это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в результате изменений структуры наследственного материала или возникновения новых комбиаций генов.

Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора, т. е. отбора наиболее приспособленных особей к конкретным условиям существования в природных условиях. А это, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

Рост и развитие. Способность к развитию — всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, вследствие которого изменяется его состав или структура. Развитие живой формы существования материи представлено индивидуальным развитием, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.

На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. Развитие сопровождается ростом.

Филогенез, или эволюция, — это необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Результатом эволюции является все многообразие живых организмов на Земле.

Раздражимость. Любой организм неразрывно связан с окружающей средой: извлекает из нее питательные вещества, подвергается воздействию неблагоприятных факторов среды, вступает во взаимодействие с другими организмами и т. д. В процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойство носит название раздражимости. Всякое изменение окружающих организм условий среды представляет собой по отношению к нему раздражение, а его реакция на внешние раздражители служит показателем его чувствительности и проявлением раздражимости.

Реакция многоклеточных животных на раздражение осуществляется через посредство нервной системы и называется рефлексом.

Организмы, не имеющие нервной системы, например простейшие или растения, лишены и рефлексов. Их реакции, выражающиеся в изменении характера движения или роста, принято называть таксисами или тропизмами, прибавляя при их обозначении название раздражителя. Например, фототаксис — движение в направлении к свету; хемотаксис — перемещение организма по отношению к концентрации химических веществ. Каждый род таксиса может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, действует раздражитель на организм притягивающим или отталкивающим образом.

Под тропизмами понимают определенный характер роста, который свойствен растениям. Так, гелиотропизм (от греч. пеИоб — Солнце) означает рост наземных частей растений (стебля, листьев) по направлению к Солнцу, а геотропизм (от греч. ёе° — Земля) — рост подземных частей (корней) в направлении к центру Земли.

Для растений характерны также настии — движения частей растительного организма, например движение листьев в течение светового дня, зависящее от положения Солнца на небосводе, раскрытие и закрытие венчика цветка и т. д.

Авторегуляция. Это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов — гомеостаз. При этом недостаток поступления каких-либо питательных веществ из окружающей среды мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает запасание этих веществ. Подобные реакции осуществляются разными путями благодаря деятельности регуляторных систем — нервной, эндокринной и некоторых других. Сигналом для включения той или иной регулирующей системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

Ритмичность. Периодические изменения в окружающей среде оказывают глубокое влияние на живую природу и на собственные ритмы живых организмов.В биологии под ритмичностью понимают периодические изменения интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов с различными периодами колебаний (от нескольких секунд до года и столетия). Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека; сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих (суслики, ежи, медведи) и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с окружающей средой, т. е. на приспособление к периодически меняющимся условиям существования.

Энергозависимость. Живые тела представляют собой «открытые» для поступления энергии системы. Это понятие заимствовано из физики. Под «открытыми» системами понимают динамические, т. е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии и материи извне. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает энергия и материя в виде пищи из окружающей среды. Следует отметить, что живые организмы в отличие от объектов неживой природы отграничены от окружающей среды оболочками (наружная клеточная мембрана у одноклеточных, покровная ткань у многоклеточных). Эти оболочки затрудняют обмен веществ между организмом и внешней средой, сводят к минимуму потери вещества и поддерживают пространственное единство системы.

Таким образом, живые организмы резко отличаются от объектов физики и химии — неживых систем — своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства. Живое представляет собой особую ступень развития материи.

Многочисленные определения сущности жизни можно свести к двум основным. Согласно первому, жизнь определяется субстратом — носителем ее свойств, например белком. Вторая группа определений оперирует совокупностью специфических физико-химических процессов, характерных для живых систем. Классическое определение Ф. Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь,что приводит к разложению белка» — лишь формально может быть отнесено к первой категории, так как Энгельс имел в виду не собственно белки, а структуры, содержащие белок. С другой стороны, обмен веществ также не может служить единственным критерием жизни, да и сам нуждается в объяснении при посредстве жизни.

В самом общем виде жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии поддержание и самовоспроизведение специфической структуры.

2. Различные взгляды на происхождение жизни на Земле.(теория креационизма, панспермии и т.д.)

История представлений о возникновении жизни

Многотысячелетняя история Ноmо sapiens знала не одну гипотезу о путях возникновения жизни и о месте человека в системе живых существ.

В этом вопросе с древности существуют две противоположные точки зрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого из неживого — теория абиогенеза; другая — теория биогенеза — отрицает самопроизвольное зарождение жизни. Последнее воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направлений и происходила борьба в вопросе о возникновении жизни на всем протяжении истории науки.

Современные воззрения позволяют только поставить этот спор на строго научную почву и тем самым обосновать правильность теории абиогенеза. Они дают возможность наметить те факторы, которые привели к превращению неживой материи в живую, и те пути эволюции веществ, которые могли привести к возникновению живого.

ОБЩАЯ       ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОДХОДОВ    О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИВОГО     НА  ЗЕМЛЕ

       Еще в глубокой древности люди задавали себе вопросы: откуда произошла живая природа? Как появилась жизнь? Где  та  грань,  через  которую  природа перешагнула при переходе от неживого к  живому?  Почему  живые  системы  для своего построения выбрали  молекулы  лишь  с  определенной  пространственной организацией.

Проблема происхождения живого решалась довольно просто,  пока  ученые

находились  в  счастливом  неведении  относительно  сущности  живого,   как,впрочем, и того, что представляла собой Земля в младенчестве.

    Многовековые исследования и попытки решения вопросов о  происхождении природы и сущности жизни породили разные концепции  возникновения  жизни  на Земле:

   1)  жизнь  возникала  неоднократно  и  самопроизвольно  из   неживого

вещества;

       2) жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния);

       3) жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия);

       4) жизнь возникла в результате биохимической эволюции.

  Идея самопроизвольного происхождения жизни. Первая идея, которая была выдвинута,  —  это  идея  самопроизвольного  зарождения   жизни.   Эмпедокл, например,   считал,   что   все   дышащее   обязано   своим   существованием самозарождению отдельных органов — рук, ног,  лап,  голов,  сердец,  которые затем, случайно комбинируясь,  складывались  в  тела  и  достигали  в  конце концов вполне удачных комбинаций.

     Лет за сто до него Анаксимандр с  поразительной  для  своего  времени

прозорливостью утверждал, что путь к высшим организмам  природа  начинала  с более примитивных, и, пожалуй, впервые выдвинул идею эволюции природы. Но  и он за исходную субстанцию брал сложный природный продукт —  морской  ил.  По его мнению, живые существа  зародились  во  влажном  иле,  который  когда-то покрывал  землю.  Когда  Земля  стала   высыхать,   влага   скапливалась   в углублениях, в результате чего образовывались  моря,  а  некоторые  животные вышли на сушу. Среди  них  были  разнообразные  существа,  в  чреве  которых развивались люди. Когда люди выросли,  покрывавшая  их  чешуйчатая  оболочка

развалилась.

      Эта   идея   самопроизвольного   зарождения    организмов,    видимо,

представлялась многим поколениям наших далеких предков  очень  убедительной, так  как  просуществовала,  не  меняясь,   долгие   века.   Самопроизвольное зарождение  лягушек,  мышей,  саламандр,   ягнят   и   т.п.   из   различных материальных образований,  в  том  числе  гниющей  земли,  отбросов  и  иных объектов, рассматривалось многими выдающимися умами и мыслителями:  Фалесом, Анаксагором, Аристотелем, Коперником, Декартом, Галилеем, Ламарк,  Гегель  и именно  благодаря  этому  идея  имела  столь   широкое   распространение   и просуществовала так долго.

       Опыты Пастера, доказывающие происхождение живого от живого. В XVII в. опыты Реди показали, что без мух черви в  гниющем  мясе  не  обнаружатся,  а если прокипятить органические растворы, то микроорганизмы в  них  не  смогут зарождаться  (суждение,  известное  сейчас   любой   хозяйке,   занимающейся консервированием продуктов). И только в 60-х гг. XIX в.  Пастер  (1822-1895) в  своих  опытах продемонстрировал,   что   микроорганизмы   появляются   в

органических растворах только потому, что туда раньше  был  внесен  зародыш.

Пастером фактически была открыта природа брожения. Он ввел  методы  асептики и антисептики, а  в  1888  г.  создал  и  возглавил  институт  микробиологии

(впоследствии Пастеровский институт).

      Термин пастеризация произошел от фамилии этого ученого.  Пастеризация означает  способ  уничтожения  микробов  в  жидкостях  и  пищевых  продуктах однократным нагреванием до температуры ниже  100°С  (обычно  60—  70  °С)  с различной выдержкой (чаще всего 15—30 минут). Способ этот был  предложен  Л. Пастером и применяется для консервирования молока, вина, пива.

       Являясь основоположником  современной  микробиологии  и  иммунологии,

Л.Пастер известен также  своими  работами  по  асимметрии  молекул,  которые легли в основу  стереохимии  —  области  науки,  изучающей  пространственное строение  молекул  и  влияние  его  на  физические  свойства,  а  также   на направление  и  скорость  реакций.  Молекулярная  асимметрия,  открытая   Л. Пастером, явилась одним  из  доказательств  земного  происхождения  жизни  и имела огромное значение для понимания  особенностей  мирового  эволюционного процесса.

       Таким образом, опыты Пастера имели двоякое значение:

1. Доказали несостоятельность концепции самопроизвольного  зарождения

жизни.

2. Обосновали идею о том, что все современное живое происходит только

от живого.

Гипотеза занесения живых существ на  Землю  из  космоса.  Практически

одновременно с работами Пастера (в 1865 году) на стыке космогонии  и  физики ученым Г. Рихтером  разрабатывается  гипотеза  занесения  живых  существ  на Землю из  космоса  -  концепция  панспермии.  Согласно  этой  идее  зародыши простых организмов могли попасть в земные условия  вместе  с  метеоритами  и космической пылью и  дать  начало  эволюции  живого,  то  есть  жизнь  могла возникнуть в разное время в разных частях Галактики  и  была  перенесена  на Землю тем или иным способом.  Подобные  мысли  разделяли  крупнейшие  ученые конца XIX - начала XX века: Либих, Кельвин, Гельмгольц,  У.  Томсон  и  др., что способствовало ее широкому распространению среди  ученых.  В  1908  году шведский химик Сванте Аррениус поддержал  гипотезу  происхождения  жизни  из космоса. Он описывал, как с населенных другими существами  планет  уходят  в мировое   пространство   частички   вещества,   пылинки   и   живые    споры микроорганизмов. Частицы жизни, носящиеся в  бескрайних  просторах  космоса, переносились давлением света от звезд,  оседали  на  планеты  с  подходящими условиями для жизни и начинали новую  жизнь  на  таких  планетах.  Эти  идеи поддерживали выдающиеся русские ученые  академики  С.  П.  Костычев,  Л.  С. Берг, П. П. Лазарев.

       Эта концепция называлась концепцией панспермии. Но  она  не  получила научного доказательства, так как примитивные организмы или  зародыши  должны были погибнуть под действием ультрафиолетовых и космических лучей.

     Современные   концепции   происхождения   жизни.   Сегодня   проблема

происхождения  жизни  исследуется  широким   фронтом   различных   наук.   В зависимости  от  того,  какое  наиболее  фундаментальное   свойство   живого исследуется  и  преобладает  в  данном   изучении   (вещество,   информация, энергия),  все  современные  концепции  происхождения  жизни  можно  условно разделить:

1. Концепция  субстратного  происхождения  жизни  (ее  придерживаются

биохимики во главе с А. Опариным)

2.  Концепция  энергетического   происхождения   (И.   Пригожин,   А.

Волькенштейн).

3.  Концепция  информационного  происхождения  (ее   развивали   А.Н.

Колмогоров, А.А. Ляпунов, Д.С. Чернавский и др.).

3. Теория Опарина 




Теория возникновения жизни, предложенная советским ученым Александром Опариным (1894-1980) надолго стала одной из самых влиятельных в научном мире. Данная теория описывает жизнь с позиций материалистической методологии и постулирует самозарождение жизни под воздействием физико-химических процессов, протекающих в условиях первобытной Земли. Теория Опарина, таким образом, является теорией химической эволюции. Свои идеи ученый впервые изложил в книге «Происхождение жизни», опубликованной в Советском Союзе в 1924 году и переведенной на английский язык в 1938 году. Теорию Опарина горячо поддержал кембриджский профессор, воинствующий атеист, многолетний главный редактор коммунистической газеты «Дейли Уоркер». Хэлдейн открыл полемику по проблеме происхождения жизни в статье, опубликованной в «Ежегодном Вестнике Рационалиста» в 1929 году. В ней Хэлден выдвинул гипотезу о том, что на первобытной Земле скопились огромные количества органических соединений, образовав то, что получило название «первичного бульона» или «протобульона».
Современное понятие первобытного бульона и самозарождения жизни исходит из теории Опарина-Хэлдейна о происхождении жизни. Суть теории сводится к следующему:
1. Первобытная Земля имела разреженную (то есть лишенную кислорода) атмосферу.
2. Когда на эту атмосферу стали воздействовать различные естественные источники энергии - например, грозы и извержения вулканов - то при этом начали самопроизвольно формироваться основные химические соединения, необходимые для органической жизни.
3. С течением времени молекулы органических веществ накапливались в океанах, пока не достигли консистенции горячего разбавленного бульона. Однако в некоторых районах концентрация молекул, необходимых для зарождения жизни, была особо высокой, и там образовались нуклеиновые кислоты и протеины.
4. Некоторые из этих молекул оказались способны к самовоспроизводству.
5. Взаимодействие между возникшими нуклеиновыми кислотами и протеинами в конце концов привело к возникновению генетического кода.
6. В дальнейшем эти молекулы объединились, и появилась первая живая клетка.
7. Первые клетки были гетеротрофами, они не могли воспроизводить свои компоненты самостоятельно и получали их из бульона. Но со временем многие соединения стали исчезать из бульона, и клетки были вынуждены воспроизводить их самостоятельно. Так клетки развивали собственный обмен веществ для самостоятельного воспроизводства.
8. Благодаря процессу естественного отбора из этих первых клеток появились все живые организмы, существующие на Земле.
Наибольшим успехом теории Опарина-Хэлдейна стал широко известный эксперимент, проведенный в 1953 году американским аспирантом Стэнли Миллером.
Эксперимент Миллера
Эксперимент Миллера, ставший поворотным пунктом в этой области, был предельно прост. Аппарат состоял из двух стеклянных колб, соединенных в замкнутую цепь. В одну из колб помещено устройство, имитирующее грозовые эффекты - два электрода, между которыми происходит разряд при напряжении около 60 тысяч вольт; в другой колбе постоянно кипит вода. Затем аппарат заполняется атмосферой, предположительно существовавшей на древней Земле: метаном, водородом и аммиаком. Аппарат проработал неделю, после чего были исследованы продукты реакции. В основном получилась вязкое месиво случайных соединений; в растворе также было обнаружено некоторое количество органических веществ, в том числе и простейшие аминокислоты - глицин и аланин.
Публикация данных эксперимента Миллера вызвала беспрецедентный интерес, и вскоре многие другие ученые стали повторять этот эксперимент. При этом обнаружилось, что видоизменение условий эксперимента дает возможность получать небольшое количество других аминокислот. Однако повторить эксперимент было сложно, и многие результаты были получены только после множества безрезультатных попыток.
Сообщалось о том, что в процессе экспериментов возникли основные компоненты, необходимые для жизни. Так, в некоторых учебниках биологии говорится, что в ходе экспериментов были получены представители всех важнейших типов молекул, имеющихся в клетках. Это утверждение абсолютно неверно, так как из многих биохимических веществ, имеющихся в клетках, только два подобны тем, что получены в экспериментах типа миллеровских - это глицин и аланин. Но и они были представлены в очень малых концентрациях. К тому же в ходе экспериментов ни разу не были получены нуклеиновые кислоты, протеин, липид и полисахарид - более 90% веществ, составляющих живую клетку.
Теория (правильнее было бы говорить о гипотезе) Опарина вызывает большое количество споров, но до сих пор является основной в биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции о здоровом образе жизни и нравственности

Курс лекций о здоровом образе жизни и нравственности для учащихся...

Лекция по теме "НТР" 10 класс

Лекция к уроку по теме "НТР" 10 класс...

лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс

Лекция и презентация к лекции  к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...

Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"

Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...

Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"

Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и  МХ"...

Материал для лекции "Телекоммуникационные технологии в системе общего образовани

Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которой главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранени...

Лекция по обществознанию "Понятие смешанной экономики"

Лекция для учащихся старших классов....