Популяция. Биология. 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Для учителей биологии, а также учащихся 10 -11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Популяция – элементарная единица эволюции».
Цели:
- Сформировать знания о популяции как о элементарной единице эволюции;
- Сформировать знания о закономерностях наследования признаков в разных типах популяций;
- Познакомить с законом Харди – Вайнберга.
Планируемые результаты:
Предметные
- Анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции;
- Объяснять значение гетерогенности природных популяций вида;
- Характеризовать сущность микроэволюции;
- Анализировать и оценивать роль эволюционных факторов в процессе микроэволюции;
- Использовать информационные ресурсы при подготовке сообщений презентаций о вкладе биологической науки в изучении роли популяции в эволюции живой природы.
Метапредметные:
- самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;
- работать с текстом;
- строить логические умозаключения;
- оформлять результаты работы;
- организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- формулировать собственное мнение;
- аргументировать собственную позицию;
- слушать мнение других учащихся;
- работать в парах;
- владение речью.
Личностные:
- формирование познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Оборудование:
Компьютер,
Видеопроектор,
Презентация, иллюстрирующая закон Харди – Вайнберга;
Видеофильм «Современная теория эволюции»
Основное содержание
- Популяция – элементарная единица эволюции.
- Эволюционные процессы, происходящие, происходящие в популяции.
- Генофонд популяции – причины его изменения.
- Популяция с изменённым генофондом – родоначальник нового вида.
- В.Иоганнсен – основоположник изучения генетики популяций.
6.Причины генетического равновесия в популяции.
План урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Изучение нового материала.
- Самостоятельная работа.
- Закрепление материала.
- Постановка домашнего задания.
7.Рефлексия (подведение итогов урока).
Описание основных этапов урока:
1.Организационный момент.
Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу, включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
Учитель приветствует учащихся класса.
2.Целеполагание и мотивация.
3. Изучение нового материала:
1.Популяция – элементарная единица эволюции.
Популя́ция (от лат. populatio — население) — это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.
Как первая надорганизменная биологическая система, популяция обладает определенной структурой и свойствами. Структуру популяции отражают такие ее показатели, как численность и распределение особей в пространстве, соотношение групп по полу и возрасту, их морфологические, поведенческие и другие особенности.
Задание для самостоятельной работы:
Прочитайте в параграфе 42 первый и второй абзацы и составьте характеристику популяции.
Обсуждение результатов самостоятельной работы с комментариями учителя.
Характеристика популяции.
Численность — общее количество особей в популяции.
Эта величина характеризуется широким диапазоном изменчивости, однако она не может быть ниже некоторых пределов. Сокращение численности по сравнению с этими пределами может привести к вымиранию популяции. Полагают", что если численность популяции меньше нескольких сотен особей, то любые случайные причины (пожар, наводнение, засуха, обильные снегопады, сильные морозы и т. д.) могут сократить ее настолько, что оставшиеся особи не смогут встречаться и оставить потомство. Рождаемость перестанет покрывать естественную убыль, и оставшиеся особи в течение сравнительно короткого времени вымрут.
Плотность — число особей на единицу площади или объема.
При увеличении численности плотность популяции, как правило, возрастает; она остается прежней лишь в случае ее расселения и расширения ареала. У некоторых животных плотность популяции регулируется сложными поведенческими и физиологическими механизмами.
Пространственная структура популяции характеризуется особенностями размещения особей на занимаемой территории.
Она определяется свойствами местообитания и биологическими особенностями вида. Наряду со случайным и равномерным распределением в природе наиболее часто встречается групповое распределение. Группа животных, прилагая совместные усилия, может легче защищаться от хищников, искать и добывать корм. Жизнь в семьях, стадах, колониях, гаремах приводит также к групповому распределению особей. Пространственная структура может изменяться во времени; она зависит от сезона года, от численности популяции, возрастной и половой структуры и т. д.
Половая структура отражает определенное соотношение мужских и женских особей в популяции. Генетический механизм определения пола обеспечивает расщепление потомства по полу в соотношении 1: 1. В силу разной жизнеспособности мужских и женских особей это первичное соотношение полов при оплодотворении часто заметно отличается от вторичного (при рождении — у млекопитающих) и тем более от третичного, характерного для половозрелых особей. Например, в популяциях человека вторичное соотношение полов составляет 100 девочек/106 мальчиков; к 16—18 годам это соотношение выравнивается и становится равным 1:1, к 50 годам— 100 женщин/85 мужчин, а к 80 годам соотношение по полу становится 2:1 (100 женщин/ 50 мужчин).
Изменение половой структуры популяции отражается на ее роли в экосистеме, так как самцы и самки многих видов отличаются друг от друга по характеру питания, ритму жизни, поведению и др. Так, самки некоторых видов комаров, клещей и мошек являются кровососущими, в то время как самцы питаются соком растений или нектаром. Преобладание доли самок над самцами обеспечивает более интенсивный рост популяции.
Возрастная структура отражает соотношение различных возрастных групп в популяциях, зависящее от продолжительности жизни, времени наступления половой зрелости, числа потомков в помете, количества потомств за сезон и др. Если какая-либо возрастная группа сокращается либо увеличивается, это сказывается на общей численности популяции. Например, массовое истребление крупных половозрелых особей в результате промысла приводит к резкому снижению численности популяции вследствие слабого пополнения ее молодыми особями. Поэтому присутствие в популяции большого количества особей младших возрастных групп свидетельствует о ее благополучии. Если же в популяции преобладают старые особи, можно со всей определенностью сказать, что данная популяция завершает свое существование.
Экологическая структура свидетельствует об отношении различных групп организмов к условиям окружающей среды. Например, особи одной популяции растений различаются рядом признаков: по размерам, количеству побегов, цветков, плодов, семян и т. п. Кроме того, разные особи этой же популяции зацветают не одновременно, что способствует более полному их опылению (при одновременном и кратковременном цветении насекомые могут не успеть опылить все цветки). У такой популяции меньший риск остаться без семян, например в случае кратковременных заморозков (замерзнет лишь часть цветков).
2.Эволюционные процессы, происходящие, происходящие в популяции.
Так как у всех живых организмов постоянно протекает спонтанный мутационный процесс, всякая существующая в течение ряда поколений совокупность особей неизбежно будет гетерогенна по своему генетическому составу: гомогенными могут быть лишь «свежие», только что образовавшиеся чистые линии и клоны. Популяции, даже если они фенотипически относительно однородны, представляют собой, таким образом, весьма гетерогенную смесь различных генотипов.
Таким образом, элементарным эволюционным явлением нужно считать длительное и векторизованное изменение генотипического состава популяции. Совершенно ясно, что без таких генетических изменений популяции невозможно начало и протекание эволюционного процесса, хотя элементарное эволюционное явление в только что сформулированном смысле само по себе еще отнюдь не является эволюционным процессом.
3.Генофонд популяции – причины его изменения.
Происхождение термина «генофонд»
Впервые термин и концепцию генофонда сформулировал русский советский генетик А. С. Серебровский в 1928 году
Совокупность всех генов данного вида... я назвал генофондом, чтобы подчеркнуть мысль о том, что в лице генофонда мы имеем такое же национальное богатство, как и в лице запасов нефти, запасов золота, угля, скрытых в наших недрах[5]. |
Мы стоим у края необъятного моря. Тысячи различных или вредных веществ-генов растворены в этом море. И море это волнуется. Неслышными взрывами ежеминутно взрываются в нем мутации, даря нам новые ценности или отравляя это море новыми ядами. Медленно расползаются диффузионными процессами эти гены, захватывая всё новые и новые зоны. Сложными потоками переливаются, смешиваясь и крутясь, разноцветные струи, рождая новые комбинации генов, часто ещё неведомые человеку, которые мы, не улавливая, теряем… Имя этому морю – генофонд домашних животных. Познать, понять и овладеть его взволнованной многосложной жизнью – наша благородная задача |
Позднее понятие генофонда перекочевало в западную науку благодаря Ф. Г. Добржанскому, который перевёл русскоязычный термин на английский язык как «gene pool»
Генофонд
(от ген и франц. fond — основание), совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции, группы популяций или вида.
Основой генетической целостности популяции является наличие полового процесса, обеспечивающего возможность постоянного обмена внутри её наследственным материалом.
В результате формируется единый генофонд популяции, куда в каждом поколении особями разного генотипа вносится больший или меньший вклад,
в зависимости от их приспособительной ценности.
Важнейшая особенность единого генофонда — его глубокая дифференцированность и неоднородность.
Задание классу:
В популяциях самоопыляемых растений преобладают особи гомозиготные по многим признакам. Чем это объясняется
4.Популяция с изменённым генофондом – родоначальник нового вида.
Процесс образования новых видов начинается внутри популяции, то есть популяция является элементарной единицей эволюции. Почему же именно популяцию, а не вид или отдельную особь рассматривают как элементарную единицу эволюции?
Особь не может эволюционировать. Она может изменяться, приспосабливаясь к условиям внешней среды. Но эти изменения не эволюционные, так как они не передаются по наследству. Вид, как правило, неоднороден и состоит из ряда популяций. Популяция относительно самостоятельна и может длительное время существовать вне связи с другими популяциями вида. В популяции протекают все эволюционные процессы: у особей возникают мутации, между особями происходит скрещивание, действуют борьба за существование и естественный отбор. В результате генофонд популяции со временем изменяется, и она становится родоначальником нового вида. Именно поэтому элементарная единица эволюции - популяция, а не вид.
Рассмотрим закономерности на следования признаков в популяциях разных типов. Эти закономерности различны для самооплодотворяющихся и раздельнополых организмов. Самооплодотворение особенно часто наблюдается у растений. У самоопыляющихся растений, например гороха, пшеницы, ячменя, овса, популяции состоят из так называемых гомозиготных линий. Чем объясняется их гомозиготность? Дело в том, что при самоопылении увеличивается доля гомозигот в популяции, а доля гетерозигот сокращается.
Чистая линия - это потомки одной особи. Она представляет собой совокупность самоопыляющихся растений.
5. В.Иоганнсен – основоположник изучения генетики популяций.
Причины генетического равновесия в популяции.
Начало изучения генетики популяций было положено в 1903 г датским ученым В. Иоганнсеном. Он исследовал популяцию самоопыляемого растения фасоли, легко дающей чистую линию - группу потомков отдельной особи, генотипы которых идентичны.
Иоганнсен взял семена одного сорта фасоли и определил изменчивость одного признака - массы семени. Оказалось, что она варьирует от 150 мг до 750 мг. Ученый высеял отдельно две группы семян: массой от 250 до 350 мг и массой от 550 до 650 мг. Средняя масса семени вновь выросших растений составила в легкой группе 443,4 мг, в тяжелой - 518 мг. Иоганнсен сделал вывод, что исходный сорт фасоли состоит из генетически различных растений.
В течение 6-7 поколений ученый вел отбор семян тяжелых и легких с каждого растения, то есть про водил отбор в чистых линиях. В результате он пришел к выводу, что отбор в чистых линиях не дал сдвига ни в сторону легких, ни в сторону тяжелых семян, значит в чистых линиях отбор не эффективен. А изменчивость массы семян внутри чистой линии является модификационной, ненаследственной и возникает под воздействием условий среды.
Задание классу:
Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: почему В.Иогансен отбор в чистых линиях считает не эффективным?
6.Причины генетического равновесия в популяции.
Закон Харди – Вайнберга.
Закономерности наследования признаков в популяциях раздельно полых животных и перекрестноопыляемых растений были установлены независимо друг от друга английским математиком Дж Харди и немецким врачом В. Вайнбергом в 1908-1909 гг. Эта закономерность, получившая название закона Харди - Вайнберга, отражает зависимость между частотами аллелей и генотипов в популяциях. Данный за кон объясняет, каким образом в популяции сохраняется генетическое равновесие, то есть число особей с доминантными и рецессивными при знаками остается на определенном уровне.
Согласно этому закону, частоты доминантных и рецессивных аллелей в популяции будут оставаться постоянными из поколения в поколение при наличии определенных условий: высокой численности особей в популяции; свободном их скрещивании; отсутствии отбора и миграции особей; одинаковой численности особей с разными генотипами.
Нарушение хотя бы одного из этих условий ведет к вытеснению одного аллеля (например, А) другим (а). Под действием естественного отбора, популяционных волн и других факторов эволюции особи с доминантным аллелем А будут вытеснять особи с рецессивным аллелем а.
В популяции может измениться соотношение особей с разными генотипами. Предположим, что генетический состав популяции был таким: 20% АА, 50% Аа, 30% аа. Под воздействием факторов эволюции он может оказаться следующим: 40% АА, 50% Аа, 10% аа. Используя закон Харди - Вайнберга, можно вычислить частоту встречаемости любого доминантного и рецессивного гена в популяции, а также любого генотипа.
Популяция - элементарная единица эволюции, так как она обладает относительной самостоятельностью и ее генофонд может изменяться. Закономерности наследования различны в популяциях разных типов. В популяциях самоопыляющихся растений отбор происходит между чистыми линиями. В популяциях раздельнополых животных и перекрестноопыляемых растений закономерности наследования подчиняются закону Харди - Вайнберга.
В соответствии с законом Харди - Вайнберга при относительно постоянных условиях частота аллелей в популяции остается неизменной из поколения в поколение. В этих условиях популяция находится в состоянии генетического равновесия, в ней не происходят эволюционные изменения. Однако в природе нет идеальных условий. Под влиянием факторов эволюции - мутационного процесса, изоляции, естественного отбора и др. - генетическое равновесие в популяции постоянно нарушается, происходит элементарное эволюционное явление - изменение генофонда популяции. На следующем уроке мы рассмотрим действие различных факторов эволюции.
Контроль знаний.
- Что представляет собой популяция?
- Почему популяцию называют единицей эволюции?
- Под влиянием каких факторов изменяется генофонд популяции?
- Под влиянием каких факторов популяция становиться родоначальником нового вида?
- Какие генетические исследования популяции проводил В.Иогансен?
- В чём сущность закона Харди –Вайнберга?
Домашнее задание: прочитать и пересказать параграф 42, ответить устно на вопросы после параграфа.
Рефлексия:
Продолжите предложения
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- На следующем уроке я хочу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206507-1361187307.jpg)
Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс
Представляю методическую разработку урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423739-1395502044.jpg)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Презентация по теме Популяции 9 класс
Раздел экологии презентация к уроку, изучение нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-27799-1549458749.jpg)
Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.
Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887253-1485940232.jpg)
Тест "Популяция" 11 класс
Данный тест с ответами поможет оперативно и быстро подготовиться на некоторых этапах урока по теме:"Популяция".Иногда это помогает в жизни...Рада помочь коллегам.....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/03/picture-1200691-1733236787.jpg)
Урок «Динамика численности популяций», 9 класс
В ходе урока открытия нового знания рассматривается динамика популяций как биологическое явление, популяционные характеристики. Приводятся примеры эволюции популяций живых организмов в различных эколо...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/13/picture-362119-1723568770.jpg)
Презентация урока "Популяции", 9 класс УМК О.Н. Пономарева
Презентация к уроку "Популяции", 9 класс УМК О.Н. Пономарева по формуле "ИКТ+ФГОС+ТРИЗ"...