Конспект урока на тему Вирусы
план-конспект по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Урок «Вирусы»
Предмет: Биология.
Тема урока: Вирусы
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок дискуссия
Цель урока: Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, классификации, эволюционном происхождении, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний, некоторыми вирусными инфекциями.
Задачи:
1. Расширить знания о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, классификации, о роли в жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов, рассмотреть специфический механизм взаимодействия вируса и клетки, некоторые вирусные инфекции
2. . Формировать навыки в решении поставленных задач, анализа и сравнения новой информации, самостоятельного поиска и анализа информации о вирусных заболеваниях- 3. Воспитывать чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
-предметные: знание о строении и жизнедеятельности вирусов
-метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.
-личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.
Оборудование: компьютер, экран, проектор
Ход урока.
- Орг. момент.
- Подготовка к восприятию новой темы.
С самого первого момента появления человека на Земле ему угрожала постоянная опасность. Его враги были очень малы, но приводили к серьезным последствиям. Их жертвы погибали от оспы, чумы, гриппа, СПИДа. Кто же были эти враги? О чем мы будем говорить сегодня? (О вирусах).
- Сообщение темы, целей и задач урока.
Итак, тема нашего урока: «Неклеточные формы жизни. Вирусы». Откуда появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются? Почему вирусы – возбудители заболеваний так опасны? Почему с ними трудно вести борьбу и сложно полностью их уничтожить? Почему вирусы называют неклеточными формами жизни? Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.
- Изучение нового материала.
- Каким же образом люди узнали о вирусах? Как и кем были открыты эти формы жизни?
«История открытия вирусов» сообщение учащегося + презентация.
- Но ученые не сразу признали природу вирусов. С момента их открытия возникло немало вопросов: это существа или вещества, они живые или неживые? И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов.
Пока вирусов было известно немного, ученые их классифицировали следующим образом: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но в дальнейшем выяснилось, что такая классификация является неточной. Были открыты вирусы, поражающие и животных, и растения. Среди каждой этой группы набиралось еще много других групп, и была нужна более совершенная классификация.
В 60-е годы прошлого века техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирус в лицо Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.
- Давайте познакомимся с современной классификацией вирусов
По составу можно вирусы делятся на две группы: ДНК- содержащие и РНК – содержащие.
Откуда же произошли вирусы? Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Согласно первой из них, вирусы произошли от бактерий в результате их упрощения в процессе эволюции. Согласно второй, вирусы – потомки древних, доклеточных структур, перешедших к паразитическому образу жизни. Согласно третьей – вирусы – клеточные генетические структуры, ставшими относительно автономными, но сохранившими зависимость от клеток.
- Давайте познакомимся со строением вирусов.
Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше световой волны.
Вирусы состоят из различных компонентов:
а) сердцевина – генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса.
б) белковая оболочка, которую называют капсидом.
в) дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина. Она встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).
Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных. Наследственные признаки вирусов можно учитывать по сектору поражаемых хозяев и симптомам вызываемых заболеваний. Они также обладают и изменчивостью. Можно наблюдать как генетическую изменчивость, связанную с изменением наследственного вещества, так и фенотипическую изменчивость, связанную с проявлением одного и того же генотипа в разных условиях.
Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.
Вирусы, как и другие организмы могут приспосабливаться к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.
Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами.
Бактериофагов, поражающих бактерии дизентерии, наблюдал в 1917 году Ф. Д. Эрелль. Ученые их называли “пожирателями” бактерий. Давайте рассмотрим процесс внедрения бактериофагов в клетку бактерии. (
Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Через 10-15 минут введения бактериофагов в организм возбудителя чумы, брюшного тифа, дизентерии, сальномеллеза обезвреживаются.
Но у этого метода есть серьезный недостаток. Бактерии более изменчивы в плане защиты от фагов, чем бактериофаги, поэтому бактериальные клетки относительно быстро становятся нечувствительными к фагам.
- Вирусных заболеваний человека очень много. О многих из них вы слышали: это гепатит, полиомиелит, ОРВИ, бешенство, герпес, грипп. О некоторых из них более подробно расскажут ваши одноклассники.
Сообщения учащихся о вирусных инфекциях гриппе и СПИДе. Во время сообщений остальные учащиеся составляют таблицу.
Пути проникновения в организм | Источники заражения | Поражающее действие | |
- Закрепление.
- Назовите неклеточные формы жизни:
А) прокариоты б) эукариоты в) цианеи г) вирусы
- Какие типы РНК могут входить в состав вирусов:
А) только одноцепочечные б) только двуцепочечные
в) одноцепочечные и двуцепочечные г) РНК не может входит в состав вирусов.
- Как называются вирусы, поражающие бактерии:
А) прокариоты б) бактериофаги в) рибосомы г) нуклеотиды
- Как называется механизм проникновения вирусов в клетку:
А) регуляторный б) рецепторный в) рефлекторный г) вестибуляторный
- Какой вирус был открыт самым первым:
А) вирус табачной мозаики б) вирус гриппа в) вирус оспы г) вирус СПИДа
- Кого считают основоположником науки вирусологии:
А) Д. Ивановского б) Ф. де Эрреля в) Л. Пастера г) Ф Леффлера
- С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:
А) клетки печени б) клетки эпителия носовой полости в) лимфоциты г) клетки крови
- Как называется белковая оболочка вирусов:
А) капсула б) капсид в) клеточная стенка г) цитоплазматическая мембрана
- Найдите лишнее. Объясните почему.
Аденовирус, вирус гриппа, амеба дизентерийная, вирус оспы.
6. Подведение итогов урока. Выставляются оценки.
7. Домащнее задание.
8. Рефлексия
Сегодня урок легкий или трудный, интересный или скучный полезный или ненужный. Я ученик старательный или ленивый, внимательный или невнимательный урок усвоил или не усвоил.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС
Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Образовательные:обеспечить усво...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сущность человеческой деятельности 10 класс
План конспект урока...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка» Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, ...
План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...
План урока . Тема «Вирусы.» 9 класс
План урокаТема «Вирусы.»...