«Эмбриональное развитие и окружающая среда»
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Формирование и развитие представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на развитие зародыша человека. Интегрированный (биология, химия) с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_embrionalnoe_razvitie_i_okruzhayushchaya_sreda.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока:
«Эмбриональное развитие и окружающая среда»
Учебный предмет: биология-химия
Класс: 10
Авторы УМК:
- О.Э.Габриелян«Химия 10 класс» М: «Дрофа», 2010;
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. «Биология. Общая биология. Профильный уровень», М: «Дрофа», 2011.
- И.В. Болгова. Сборник задач по общей биологии, для поступающих в вузы с решениями.
Авторы:
Фуражкина С.И.. – учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск «Биология. Общая биология. Пофильный уроыень».
Захарова Я.В.– учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск.
Тема урока: «Эмбриональное развитие и окружающая среда»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: формирование и развитие представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внутренней и внешней среды на развитие зародыша человека.
Планируемые результаты:
Формирование общеобразовательных компетенций:
• усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,
• развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи
Формирование коммуникативных компетенций:
• развивать умение работать в группе,
• формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих,
• развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения,
Формирование личностно-ориентированных компетенций:
• способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни,
• способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения: наглядно-словесные, проектные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.
Форма обучения: практико-ориентированная, групповая, индивидуально-дифференцированная.
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая; беседа, решение задач, демонстрация и выполнение лабораторных опытов
Технологии и подходы в обучении: системно-деятельностный подход, элементы исследовательских, развития критического мышления, здоровьесбережения, применения ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Ponabord Board, презентация, инструкционные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий, оборудование для проведения лабораторных опытов.
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке системно-деятельностного подхода, информационно – коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества.
«Целью всего является развитие!» Бернар Вебер
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся, развивающая УУД | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |
I этап. Организационный момент | ||||||
Приветствие, создание положительного эмоционального настроя. Проверка учащихся к уроку. | «Целью всего является развитие!» Бернар Вебер | Развитие мышления | ||||
II этап. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания | ||||||
Фронтальный опрос - Каждый организм в своём развитии проходит стадии «Онтогенеза». Сформулируйте определение: «филогенез», «онтогенез», «эмбриональное развитие», «постэмбриональное развитие». Как называется этап эмбрионального развития человека? Внутриутробное развитие очень важный этап в жизни человека. Судите сами из 1 оплодотворённой яйцеклетки, всего лишь за 9 месяцев появляется сложно устроенный организм, состоящий более чем из 100 триллионов клеток. Причём, этот процесс не хаотичен, а строго упорядочен. Давайте вспомним основные этапы эмбриогенеза у человека. Промежуточная рефлексия: 1.С опорой на видеоролик заполните недостающую информацию в таблице с характеристикой эмбриогенеза человека. 2.С помощью интерактивной доски составить схему этапов эмбриогенеза человека. Показ слайдов. Заранее формируется группа учащихся, которые готовят теоретический материал по данной теме в виде слайдовой презентации. По этой слайдовой презентации класс должен сформулировать тему и цели урока. И создается группа экспертов, которые выскажут свою позицию о соответствии информации слайдов с изучаемым материалом по данной теме. | Отвечают на вопросы Показ видеоролика | Осмысливают материал, повторяют понятия «онтогенез», «Филогенез», «Эмбриональное развитие», «Постэмбриональное развитие» Формулирование темы и цели урока. Развитее памяти и внимания, умение доказывать свою точку зрения, сравнение и умение делать выводы. Работа с таблицей, работа с интерактивной доской. | Настраиваются на решение проблемы Чтение слайдов | Сотрудничество учителя и ученика Умение строить монологическую речь, правильное использование биологической и химической терминологии | Отвечая на вопросы готовятся к поиску проблемы Контролируют правильность ответов обучающихся Следят за последовательностью показа слайдов ,правильностью информации и по ходу просмотра слайдов оценивают и фиксируют информацию слайдов по ранее разработанному алгоритму | Способность быстро ответить на вопрос учителя Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
III этап. Мотивационно-информационный. Постановка проблемы. | ||||||
Сегодня вы все ученики, но пройдёт несколько лет, и вы станете родителями, которые хотят иметь здоровых, красивых и умных детей. Ученикам демонстрируются фотографии с уродствами у человека. -Подумайте, сформулируйте и задайте вопросы к увиденному. (Фронтальная беседа) Вывод: Ребёнок не всегда рождается психически и физически здоровым. Постановка проблемы: Каковы же причины появления таких отклонений? | Формулируют тему и цель урока. Использование знаково - символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Делают умозаключения. | Настраиваются на урок, устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в группах. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. | Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения | формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока). | Умение формулировать ответ. Умение преобразовывать теорию в практику |
IV этап. Основное содержание урока | ||||||
Задание. Независимое расследование. Что бы установить причины проведём независимое расследование, для этого класс предварительно был разделен на 4 группы, каждая из которых представляет свой мини-проект по соответствующей теме. В каждой группе работает эксперт. 1 группа . «Методы изучения эмбрионального развития человека». Демонстрируется мини-проект учащегося. 2 группа «Основные генетические заболевания человека». Демонстрируется мини-проект учащегося. Промежуточная рефлексия: Куратор группы и учащиеся 4 групп, решают задачу на наследование заболеваний, сцепленных с полом. 3 группа "Влияние алкоголя на развитие плода".... 4 группа "Влияние лекарственных средств на развитие плода".....
| Устанавливают причинно следственные связи, Осознают возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний Самостоятельно добывают знания из различных источников | Умение составлять логические связи. Составление плана работы. Осмысление материала | Самостоятельная работа. Работа в парах.( Заполнение опорных схем и листов самооценки) | Струдничество учителя и ученика Умение слушать собеседника. Умение строить монологическую речь, правильное использование биологической терминологиии химической терминологии. Формируется диалоговая речь. | Составляют блок-схемы. Работают с учебникоми интерактивной доской. . Работа с карточкой-инструкцией. Выполняют практическую работу. Решение генетических задач. | Оценивают свои возможности. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Умение работать с лабораторным оборудованием. Формируются умения и навыки работы по алгоритму, развитие памяти. |
V этап. Домашнее задание | ||||||
Повторить§28-37: термины и понятия, записи в рабочих тетрадях (таблицы, схемы, тезисы). (А.А.Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В.Пасечник. «Общая биология».10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа»). О.Э.Габриелян«Химия 10 класс» Творческое задание. сообщения, проекты, доклады, плакаты, памятки. | Осмысливают задание | Задают уточняющие вопросы. | ||||
VI этап. Рефлексия | ||||||
Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. А теперь закончим предложения и наш урок Сегодня на уроке я узнал… Вызвало затруднение….. Мне это пригодится…. Наш урок подошел к концу. Оцените работу экспертов по пятибалльной системе. Урок окончен. Спасибо за урок. | Участвуют в обсуждении | Осознанно подводят итоги | Отвечают на вопросы учителя | Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме | Осуществляют самооценку. контроль, коррекцию знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
презентация к уроку...
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
«Эмбриональное развитие и окружающая среда»
Разработка интегрированного открытого урока по биологии и химии, направленный на формирование и развитие представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на разви...
«Арктика: перспективы устойчивого развития и окружающая среда»
Арктика—фасад РоссииВнеклассное мероприятиедля 7 класса...
"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)
Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...