«Эмбриональное развитие и окружающая среда»
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Разработка интегрированного открытого урока по биологии и химии, направленный на формирование и развитие представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на развитие зародыша человека. Данную разработку урока можно использовать учителю биологии при закреплении темы "Эмбриональное развитие организма" 10 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: БИОЛОГИЯ
Группа: 10-11 класс
Номинация: Разработка урока (занятия).
Класс: 10 класс
Тема урока: «Эмбриональное развитие и окружающая среда».
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: формирование и развитие представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на развитие зародыша человека.
Планируемые результаты:
Формирование общеобразовательных компетенций:
• усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,
• развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи
Формирование коммуникативных компетенций:
• развивать умение работать в группе,
• формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих,
• развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения,
Формирование личностно-ориентированных компетенций:
• способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни,
• способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения: наглядно-словесные, проектные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.
Форма обучения: рассказ, демонстрация, просмотр видеаматериалов, презентация проектов, составление опорных схем.
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая; беседа, решение задач, демонстрация и выполнение лабораторных опытов, исследовательская.
Технологии и подходы в обучении: системно-деятельностный подход, проектно- исследовательское обучение, развития критического мышления, здоровьесбережения, применения ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на основе программы интерактивной доски Ponabord, инструкционные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий, оборудование для проведения лабораторных опытов.
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке системно-деятельностного подхода, информационно – коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества.
Ход урока:
Мотивационно-информационный. Постановка проблемы.
1. Учитель: - Здравствуйте ребята, добрый день уважаемые гости нашего семинара! Мы рады приветствовать Вас на интегрированном уроке «Эмбриональное развитие и окружающая среда!»
-В течении всего урока после каждого этапа, вы будете давать себе оценку и вносить её в лист самооценки, по окончании урока, мы подведём итог и выставим оценки.
- «Целью всего – является развитие»
Бернар Вебер
- Что Вебер понимает под РАЗВИТИЕМ?
-Каждый организм в своём развитии проходит стадии «Онтогенеза». Сформулируйте определение: «филогенез», «онтогенез», «эмбриональное развитие», «постэмбриональное развитие». Как называется этап эмбрионального развития человека?
- Беременность.
Внутриутробное развитие очень важный этап в жизни человека. Судите сами из 1 оплодотворённой яйцеклетки, всего лишь за 9 месяцев появляется сложно устроенный организм, состоящий более, чем из 100 триллионов клеток. Причём это процесс не хаотичен, а строго упорядочен!
Демонстрация видеоролика.
Рефлексия.
- Куратор группы «Эмбриологи» выполняет задание на интерактивной доске.
- Учащиеся в группах – задания на карточках.
Самооценка.
2.Учитель: - Сегодня вы все ученики, но пройдёт совсем несколько лет и вы будете родителями, которые хотят иметь здоровых, красивых и физически развитых детей.
- Всегда ли у здоровых родителей могут рождаться здоровые дети???
Демонстрируются фотографии детей с уродствами.
-Подумайте и предложите собственные гипотезы причин возникновения таких уродств???
Вывод: Ребёнок не всегда рождается психически и физически здоровым!
Проблема: Каковы же причины появления таких отклонений?
Чтобы установить причины проведём независимое расследование.
Факторы
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРИОБРЕТЁННЫЕ
Методы изучения наследственных заболеваний
ОСНОВНЫЕ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ВРЕДНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИВЫЧКИ ПРЕПАРАТЫ
Представление ученических мини-проектов:
- Методы изучения генетики человека.
- Основные генетические заболевания человека.
Рефлексия:
Решение генетической задачи на наследовании признаков, сцепленных с полом.
Мужчина-дальтоник (цветовая слепота, признак, сцепленный с полом) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца-дальтоника.
Может ли у них родиться дочь-дальтоник? Какова вероятность рождения первых двух сыновей-дальтоников?
Ответ:
Вывод: Дети не всегда рождаются психически полноценными и физически развитыми у относительно здоровых родителей, а причиной тому может быть наследование гена генетического заболевания.
Самооценка.
- Следующая группа факторов носит приобретённый характер и для изучения их воздействия, я передаю слово Светлане Ивановне.
3. «Здоровые дети-счастливая семья»- презентация
Учитель: В современном обществе, в семьях живущем вполне благополучно рождаемость нездоровых детей растет. По статистическим данным из 10 родившихся детей только один рождается относительно здоровым. Почему? (Ответы учащихся- «плохая наследственность», загрязнения окружающей среды, вредные привычки-курение , алкоголь, наркотики, лекарства).Как называются эти факторы? (Факторы окружающей среды)
1 задание: Заполнить схему «Факторы, влияющие на развитие плода» с последующей проверкой-
Учитель: Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы.
В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом.
В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками. Почему? (Ответы учащихся)
Учитель: Представляем проект, доказывающий насколько актуален вопрос потребления алкоголя будущими родителями Проект»АСП»
Учитель: Всем известно, что любой теоретический материал становится наглядным, если он подтвержден на практике. Выполняя практическую работу вы убедитесь в этом. Видеопрактикум с последующим выполнением работы в группах.
2 задание: Заполнить схему на доске «Влияние алкоголя на белковую молекулу»
Учитель :Назовите органические вещества имеющие белковую природу? (ответы белки, антитела, гормоны, ферменты, ДНК). Может ли этиловый спирт вызвать нарушения в этих молекулах? К какому выводу вы пришли?(ответы учащихся)
Учитель: Вряд ли у кого- нибудь вызовет удивление, что беременные женщины широко пользуются лекарственными препаратами, нередко без нахначения врача, и без ясного представления о противопоказаниях и побочных эффектах. Последствия опаснее, если самолечением занимается беременная женщина. Представит проект «Влияние лекарств на развитие плода».
Учитель: Что мы делаем, когда заболеваем гриппом или ОРЗ? Какие лекарства бы обычно применяем? (ответы учащихся)
Мы провели собственное расследование «Результаты анкетирования», которое показывает отношение людей к лекарственным препаратам.
К какому выводу вас привели наши данные? (ответы учащихся)
Учитель: Лидерами среди лекарств являются- аспирин, ежегодное производство которого составляет 40 тысяч тонн! Так как результаты анкет показывают, что большинство из нас не читают в полном объеме инструкции выполним это сейчас. Рассмотрите содержимое аптечек и прочитайте инструкцию, отмеченные разделы и сделайте вывод, так ли безобидны эти лекарства для развития плода?
Задание 3. Заполните схему на опорном листе.Самооценка.
Результативно-оценочный этап.
Какие рекомендации вы можете предложить по итогам нашего расследования? (ответы учащихся)
Учитель: В завершение нашего урока мы хотим поблагодарить вас за активную работу в группах. Сегодня вы решили проблему, сделали свой выбор, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того, чтобы решить сложную проблему , нужна взаимопомощь. Завершая урок мы предлагаем вам сделать выбор на оценочных листах вашего мнения об уроке.
Урок окончен. Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока:
«Эмбриональное развитие и окружающая среда»
Учебный предмет: биология-химия
Класс: 10
Авторы УМК:
- О.Э.Габриелян«Химия 10 класс» М: «Дрофа», 2010;
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. «Биология. Общая биология. Профильный уровень», М: «Дрофа», 2011.
- И.В. Болгова. Сборник задач по общей биологии, для поступающих в вузы с решениями.
Авторы:
Фуражкина С.И.. – учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск «Биология. Общая биология. Пофильный уроыень».
Захарова Я.В.– учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск.
Тема урока: «Эмбриональное развитие и окружающая среда»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: формирование и развитие представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внутренней и внешней среды на развитие зародыша человека.
Планируемые результаты:
Формирование общеобразовательных компетенций:
• усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,
• развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи
Формирование коммуникативных компетенций:
• развивать умение работать в группе,
• формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих,
• развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения,
Формирование личностно-ориентированных компетенций:
• способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни,
• способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения: наглядно-словесные, проектные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.
Форма обучения: практико-ориентированная, групповая, индивидуально-дифференцированная.
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая; беседа, решение задач, демонстрация и выполнение лабораторных опытов
Технологии и подходы в обучении: системно-деятельностный подход, элементы исследовательских, развития критического мышления, здоровьесбережения, применения ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Ponabord Board, презентация, инструкционные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий, оборудование для проведения лабораторных опытов.
Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке системно-деятельностного подхода, информационно – коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества.
«Целью всего является развитие!» Бернар Вебер
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся, развивающая УУД | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | |
I этап. Организационный момент | ||||||
Приветствие, создание положительного эмоционального настроя. Проверка учащихся к уроку. | «Целью всего является развитие!» Бернар Вебер | Развитие мышления | ||||
II этап. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания | ||||||
Фронтальный опрос - Каждый организм в своём развитии проходит стадии «Онтогенеза». Сформулируйте определение: «филогенез», «онтогенез», «эмбриональное развитие», «постэмбриональное развитие». Как называется этап эмбрионального развития человека? Внутриутробное развитие очень важный этап в жизни человека. Судите сами из 1 оплодотворённой яйцеклетки, всего лишь за 9 месяцев появляется сложно устроенный организм, состоящий более чем из 100 триллионов клеток. Причём, этот процесс не хаотичен, а строго упорядочен. Давайте вспомним основные этапы эмбриогенеза у человека. Промежуточная рефлексия: 1.С опорой на видеоролик заполните недостающую информацию в таблице с характеристикой эмбриогенеза человека. 2.С помощью интерактивной доски составить схему этапов эмбриогенеза человека. Показ слайдов. Заранее формируется группа учащихся, которые готовят теоретический материал по данной теме в виде слайдовой презентации. По этой слайдовой презентации класс должен сформулировать тему и цели урока. И создается группа экспертов, которые выскажут свою позицию о соответствии информации слайдов с изучаемым материалом по данной теме. | Отвечают на вопросы Показ видеоролика | Осмысливают материал, повторяют понятия «онтогенез», «Филогенез», «Эмбриональное развитие», «Постэмбриональное развитие» Формулирование темы и цели урока. Развитее памяти и внимания, умение доказывать свою точку зрения, сравнение и умение делать выводы. Работа с таблицей, работа с интерактивной доской. | Настраиваются на решение проблемы Чтение слайдов | Сотрудничество учителя и ученика Умение строить монологическую речь, правильное использование биологической и химической терминологии | Отвечая на вопросы готовятся к поиску проблемы Контролируют правильность ответов обучающихся Следят за последовательностью показа слайдов ,правильностью информации и по ходу просмотра слайдов оценивают и фиксируют информацию слайдов по ранее разработанному алгоритму | Способность быстро ответить на вопрос учителя Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
III этап. Мотивационно-информационный. Постановка проблемы. | ||||||
Сегодня вы все ученики, но пройдёт несколько лет, и вы станете родителями, которые хотят иметь здоровых, красивых и умных детей. Ученикам демонстрируются фотографии с уродствами у человека. -Подумайте, сформулируйте и задайте вопросы к увиденному. (Фронтальная беседа) Вывод: Ребёнок не всегда рождается психически и физически здоровым. Постановка проблемы: Каковы же причины появления таких отклонений? | Формулируют тему и цель урока. Использование знаково - символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Делают умозаключения. | Настраиваются на урок, устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в группах. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. | Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения | формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока). | Умение формулировать ответ. Умение преобразовывать теорию в практику |
IV этап. Основное содержание урока | ||||||
Задание. Независимое расследование. Что бы установить причины проведём независимое расследование, для этого класс предварительно был разделен на 4 группы, каждая из которых представляет свой мини-проект по соответствующей теме. В каждой группе работает эксперт. 1 группа . «Методы изучения эмбрионального развития человека». Демонстрируется мини-проект учащегося. 2 группа «Основные генетические заболевания человека». Демонстрируется мини-проект учащегося. Промежуточная рефлексия: Куратор группы и учащиеся 4 групп, решают задачу на наследование заболеваний, сцепленных с полом. 3 группа "Влияние алкоголя на развитие плода".... 4 группа "Влияние лекарственных средств на развитие плода".....
| Устанавливают причинно следственные связи, Осознают возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний Самостоятельно добывают знания из различных источников | Умение составлять логические связи. Составление плана работы. Осмысление материала | Самостоятельная работа. Работа в парах.( Заполнение опорных схем и листов самооценки) | Струдничество учителя и ученика Умение слушать собеседника. Умение строить монологическую речь, правильное использование биологической терминологиии химической терминологии. Формируется диалоговая речь. | Составляют блок-схемы. Работают с учебникоми интерактивной доской. . Работа с карточкой-инструкцией. Выполняют практическую работу. Решение генетических задач. | Оценивают свои возможности. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Умение работать с лабораторным оборудованием. Формируются умения и навыки работы по алгоритму, развитие памяти. |
V этап. Домашнее задание | ||||||
Повторить§28-37: термины и понятия, записи в рабочих тетрадях (таблицы, схемы, тезисы). (А.А.Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В.Пасечник. «Общая биология».10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа»)...... Творческое задание. сообщения, проекты, доклады, плакаты, памятки. | Осмысливают задание | Задают уточняющие вопросы. | ||||
VI этап. Рефлексия | ||||||
Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь. А теперь закончим предложения и наш урок Сегодня на уроке я узнал… Вызвало затруднение….. Мне это пригодится…. Наш урок подошел к концу. Оцените работу экспертов по пятибалльной системе. Урок окончен. Спасибо за урок. | Участвуют в обсуждении | Осознанно подводят итоги | Отвечают на вопросы учителя | Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме | Осуществляют самооценку. контроль, коррекцию знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
презентация к уроку...
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
«Эмбриональное развитие и окружающая среда»
Формирование и развитие представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на развитие зародыша человека. Интегрированный (биология, химия) с использованием ИКТ....
«Арктика: перспективы устойчивого развития и окружающая среда»
Арктика—фасад РоссииВнеклассное мероприятиедля 7 класса...
"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)
Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...
Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...