Урок биологии по теме "Среды обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Темиргазиева Альмира Вакиловна

Урок биологии в 5 классе ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: “Среды обитания организмов”.

Цели урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Планируемые результаты:

Предметные:

закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Оборудование:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

 1.Организационный этап

2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока.

а) Вступление-приветствие.

– Добрый день ! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь. На ваших столах есть смайлики выберите .один из них и прилипите на листочек Синквейна.У нас сегодня  гости ,и мне кажется ,мы сможем показать интересный урок и справимся с любыми заданиями .

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

Давайте же вместе подумаем ,над темой нашего урока,1 слово –день недели,а второе слово связано с жизнью живых организмов .на доске высвечивается тема урока…

СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания.

. – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.

СЛАЙД 2: Цели урока.

Узнать, что такое среда обитания организмов;

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;

– Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока?

Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?

- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Встали ровно, повернулись

И друг другу улыбнулись.

б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point)

Вопрос к классу.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

в) Постановка задач урока самими учащимися.

Записывают тему себе в тетрадь

Ответы учащихся.

3. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Слайд 4-5- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

СЛАЙД 6

Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная.

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69e7-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

СЛАЙД 7-8 Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред. Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради. Работа с листами синквейна..

В какой среде обитания света больше, в каком меньше?

Ответы в виде символов заносятся в схему.

Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, также заносится в схему.

 

СЛАЙД9 : Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

СЛАЙД 12:

Приспособительные особенности животных и растений:

крылья;

конечности для передвижения по твердой поверхности;

шерсть;

перья;

приспособления для экономного расходования влаги;

приспособления для опыления растений.

Вопрос к классу.

Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся делают запись в тетради.

Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради. Ответы в виде символов заносятся в схему.

Совместно обсуждается вопрос о влажности, температуре

Записывают в тетради:

Познавательные УУД:  умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Коммуникативные УУД:

Аргументация своего мнения и позиции в  коммуникации.

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

– подведение под понятие;

Физкультминутка. (слайд 13)

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

Включает музыку.

Устная оценка учителя

.

СЛАЙД 10-14 Характеристика обитателей водной среды.

Приспособления к водной среде обитания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d8-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

плавники,

ласты

подкожный слой жира

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d7-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

СЛАЙД15-16: Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

СЛАЙД 17 : Обитатели почвенной среды

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90dd-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_04_03_06.jpg

СЛАЙД 18: Подумайте. Какая среда обитания у рака отшельника?

Вопрос к классу.

отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

4. Этап закрепления знаний

Работа в паре.

Прочитать и ответить на вопросы с .

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что:

СЛАЙД: Выводы по уроку.

 Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни»  

Подведение итогов.

Выставление оценок с комментариями.

Читают и отвечают на вопросы с 24.

Запись домашнего задания.

Познавательные УУД:

Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций;

– разрешение конфликтов – контроль;

– коррекция;

– оценка.

5.Рефлексия

Сегодня урок :

лёгкий – трудный

интересный – скучный

полезный – ненужный

Я ученик:

старательный – ленивый

 внимательный – невнимательный

урок усвоил – не усвоил

Регулятивные УУД:

Самооценка знаний и достигнутых целей

http://animal-photos.ru/insects/ant/

Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни»  

Среда жизни организмов

Характеристика условий обитания

Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Разработка урока на тему "Среда обитания организмов

Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...

Урок по теме "Среды обитания организмов"

Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для  обучающихся 5 класса...