Урок биологии по теме "Среды обитания организмов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Урок биологии в 5 классе ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urokasredy_obitaniya_organizmov_5_kl_fgos_k_otkrytomu_uroku.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: “Среды обитания организмов”.
Цели урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Планируемые результаты:
Предметные:
закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;
сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Оборудование:
Задачи урока:
Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.
Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.
Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.
Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный этап 2.Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока. | а) Вступление-приветствие. – Добрый день ! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь. На ваших столах есть смайлики выберите .один из них и прилипите на листочек Синквейна.У нас сегодня гости ,и мне кажется ,мы сможем показать интересный урок и справимся с любыми заданиями . Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Давайте же вместе подумаем ,над темой нашего урока,1 слово –день недели,а второе слово связано с жизнью живых организмов .на доске высвечивается тема урока… СЛАЙД 1: Тема сегодняшнего урока: Среды жизни организмов. Приспособленность к среде обитания. . – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться? - Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред. СЛАЙД 2: Цели урока. Узнать, что такое среда обитания организмов; Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них; – Как вы думаете, как можно сформулировать цели урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться? - Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Встали ровно, повернулись И друг другу улыбнулись. б) Озвучивание темы. (Приложение 1 – презентация Power Point) Вопрос к классу. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. в) Постановка задач урока самими учащимися. Записывают тему себе в тетрадь Ответы учащихся. | |
3. Этап перехода учащихся к активному сознательному усвоению знаний | Слайд 4-5- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга? - Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. СЛАЙД 6 Среда обитания – условия, окружающие организм (запись в тетради). Существует несколько сред обитания: водная, почвенная, наземно-воздушная. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69e7-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm СЛАЙД 7-8 Попробуем охарактеризовать условия, характеризующие каждую из этих сред. Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради. Работа с листами синквейна.. В какой среде обитания света больше, в каком меньше? Ответы в виде символов заносятся в схему. Вопрос о количестве кислорода, необходимого для дыхания организмов обсуждается совместно, также заносится в схему.
СЛАЙД9 : Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d1-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm СЛАЙД 12: Приспособительные особенности животных и растений: крылья; конечности для передвижения по твердой поверхности; шерсть; перья; приспособления для экономного расходования влаги; приспособления для опыления растений. | Вопрос к классу. Обобщает ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни. | отвечают на вопросы учителя. Учащиеся делают запись в тетради. Учащиеся с помощью специальных обозначений делают опорный конспект в тетради. Ответы в виде символов заносятся в схему. Совместно обсуждается вопрос о влажности, температуре Записывают в тетради: | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Коммуникативные УУД: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; – подведение под понятие; |
Физкультминутка. (слайд 13) | Руки тянем в потолок, Будто к солнышку цветок. (потягивание, руки вверх) Мы попрыгаем немного. (прыжки на месте) И пройдемся по дороге. (ходьба на месте) За столы садимся дружно- Нам теперь учиться нужно. (дети садятся за парты) | Включает музыку. Устная оценка учителя | . | |
СЛАЙД 10-14 Характеристика обитателей водной среды. Приспособления к водной среде обитания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d8-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm обтекаемая форма тела наличие слизи на теле плавники, ласты подкожный слой жира http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90d7-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm СЛАЙД15-16: Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде. Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши. СЛАЙД 17 : Обитатели почвенной среды http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d90dd-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_04_03_06.jpg СЛАЙД 18: Подумайте. Какая среда обитания у рака отшельника? | Вопрос к классу. | отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы | |
4. Этап закрепления знаний | Работа в паре. Прочитать и ответить на вопросы с . – Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, что: СЛАЙД: Выводы по уроку. Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни» Подведение итогов. | Выставление оценок с комментариями. | Читают и отвечают на вопросы с 24. Запись домашнего задания. | Познавательные УУД: Анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций; – разрешение конфликтов – контроль; – коррекция; – оценка. |
5.Рефлексия | Сегодня урок : лёгкий – трудный интересный – скучный полезный – ненужный Я ученик: старательный – ленивый внимательный – невнимательный урок усвоил – не усвоил | Регулятивные УУД: Самооценка знаний и достигнутых целей |
http://animal-photos.ru/insects/ant/
Заполнение таблицы «Характеристика сред жизни»
Характеристика условий обитания | Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
конспект урока по теме: "Среда обитания организмов"
Конспект урока с приложением...
Разработка урока на тему "Среда обитания организмов
Тема урока: Основная среда обитания организмовЦели:образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания, а также раскрыть взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой.раз...
Урок по теме "Среды обитания организмов"
Урок по теме "Среды обитания организмов" расчитан для обучающихся 5 класса...