Игра "Поле Чудес" для учащихся 7-8 классов
методическая разработка по биологии (7, 8 класс) на тему
Внеурочное межпредметное мероприятие для учащихся 7-8 классов, где использовался учебный материал по биологии и географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий игры "Поле Чудес" | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное межпредметное мероприятие -
игра "Поле чудес" по теме "Планета Земля. Мой край. Моя школа".
Цель игры: повышение интереса к флоре и фауне Родного края; воспитание любви к Родному краю; выявление и формирование знаний по биологии и географии у школьников, глубины и широты их мышления, интереса к предметам.
Задачи игры:
Образовательные: расширить знания по биологии. Повысить уровень познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные: создать доброжелательные, уважительные отношения между соперниками. Способствовать формированию умений индивидуальной работы. Воспитывать творческую инициативу. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
Развивающие: расширить кругозор учащихся. Развить умения сконцентрировать свои знания и отбирать самое главное за короткий период времени, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению животных.
Оборудование: чистые листы, ручки, игровое поле, юла, доска, мел.
Участники мероприятия: учащиеся 7-8 классов
Ход игры:
Ведущий:
«Быстро летит время. Вы закончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить? Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.
Ученик 1 читает стихотворение
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Ведущий: «Что же мы знаем о природе нашего края, ее флоре, фауне? Это покажет наша игра.»
Правила игры:
В игре участвуют 3 игровые тройки. Предварительно, перед каждым туром проводится отборочный тур, где вопросы задаются всему зрительному залу. Кто быстрее всех и правильно отвечает на вопрос – становится участником игры. После второго тура проводится игра со зрителями. Победители каждой тройки попадают в финал. Победитель игры может выбрать суперигру, где дается всего одна попытка, чтобы разгадать задание и время на его обдумывание. Если в зале будут слышны подсказки – задания меняем. (Список дополнительных вопросов прилагается).
Игровое поле имеет несколько секторов:
- «Загадка» - если выпадает данный сектор, прежде чем назвать букву, игрок должен отгадать загадку. Если загадка не отгадана – ход переходит к следующему игроку. (Перечень загадок прилагается).
- «Переход хода».
- «Плюс» - игрок открывает любую одну букву в слове.
- «Смена задания» - игрок имеет право сменить задание один раз за игру. (Перечень дополнительных вопросов прилагается).
- «Приз» - выбрав приз, игрок переходит в зрительный зал, отказавшись – остается в игре.
- «Наводящий вопрос» - игрок имеет право задать ведущему вопрос по заданной теме и получить ответ «да» или «нет».
- «Помощь друга» - игрок имеет право обратиться к любому зрителю, чтобы узнать букву.
- «Право на ошибку» - если игрок не отгадал букву, он имеет право назвать еще одну.
Задания 1-го отборочного тура будут посвящены предмету география:
- Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
- В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды)
- Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
Вопросы 1-ой тройки:
Основной вопрос:
Главное свойство почвы, ее способность удовлетворять потребность растений в воде, элементах питания, воздухе и этим обеспечивать получение урожая (плодородие).
Дополнительные вопросы:
- Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море).
- Как называется конец реки? (Устье).
- Важный для человека природный ресурс, содержащийся в болоте, дефицит его в природе с каждым годом увеличивается (торф).
- В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал).
Вручаем подарки каждому участнику.
Задания 2-го отборочного тура мы посвятили нашим пернатым друзьям – птицам.
Ученик 2 читает стихотворение
Сорок градусов мороза,
Всё вокруг белым - бело.
Сел снегирь на ветвь берёзы –
Красногрудому тепло.
Стойкий, стуже неподвластный,
Песней славит он зарю.
...Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья снегирю.
Ведущий: «Птицы привлекают любителей природы оперением, пением, полётом, биологией и поведением. Для того, чтобы понять загадочную жизнь птиц, научиться распознавать их в природе по внешнему облику или по их голосам, надо очень много знать о птицах. И вовсе не следует отлавливать и содержать птиц в неволе. Самые ценные наблюдения за поведением птиц можно получить только в природных условиях, где пернатые не зависят от человека. А для этого нужны знания. Давайте проверим их».
Вопросы:
- Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерев, рябчик).
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).
- Назовите самую маленькую птицу наших лесов. (Королек).
Вопросы 2-ой тройки:
Основной вопрос:
Какая птица может двигаться по вертикальному стволу вверх и вниз? (Поползень).
Дополнительные вопросы:
- Для какой птицы семена репейника и лопуха являются любимым кормом? (Щегол).
- У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые? (Клест).
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).
- Какая птица поет хвостом? (Бекас).
- Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж).
Участникам вручаем подарки.
Игра для зрителей (вопросы о животных):
- Одним из первых ученых оценившим их огромное значение в почвообразовании, был Чарльз Дарвин. Он установил, что, питаясь, они пропускают через себя весь пахотный слой земли. Ежегодно на 1 га почвы они выносят на поверхность из нижних пластов от 10 до 30 т земли, богатой перегноем. В среднем под каждым 1 кв. м почвы живет в сосновом бору – 16, в полях – до 460, а в огородах – до 600 штук этих живых организмов. О каких организмах идет речь? (Дождевые черви).
- Какой зверь становится на зиму весь белый, кроме кончика хвоста? (Горностай).
- Какое насекомое зовется на Руси запечным соловьем? (Сверчок).
Победителям дарим сувениры.
Задания 3-го отборочного тура:
Ученик 3
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий.
«Исчезающие виды растений и животных Томской области» название нашего 3-го тура.
- Это растение – исстари почиталась жителями Сибири как самая ранняя витаминная зелень. (Черемша (колба)).
- Цветок русалок, одолень – трава. Цветок распускается утром в солнечную погоду. Вечером он закрывается и погружается в воду. (Белая кувшинка).
- Цветы этого растения, известного каждому человеку, бывают голубыми, синими, фиолетовыми и лиловыми. Интересно, что цветки имеют более высокую температуру по сравнению с температурой окружающего воздуха. (Колокольчики).
Основной вопрос:
Этот зверек принадлежит к отряду грызуны семейству беличьи. Он имеет основной тон окраски спины песчано-желтый и хорошо выраженную темную окраску головы. В природе его можно опознать по характерному крику, очень резкому и громкому, и «сторожевому» поведению: зверек стоит столбиком у входа в нору на утоптанной площадке, служащей ему наблюдательным пунктом (серый (алтайский) сурок).
Дополнительные вопросы:
- Эта сибирская орхидея стала большой редкостью в наших лесах. Цветы растения сказочно замысловаты. Зацветает это растение только на 18 год жизни! Имеет единственную защиту – едкий сок – и для животных несъедобно. Латинское название растения - «киприпедиум». (Венерин башмачок).
- Это растение относится к орхидеям. Это душистый уникум нашей флоры: завораживающий запах придаёт июньской ночи в лесу неотразимое обаяние. (Любка двулистная или ночная фиалка).
- Флору нашей области украшает растение, которое называют цветком Юноны. По сибирской легенде, этот цветок возник из сердца Ермака, погибшего в сражении с Кучумом. (Лилия кудреватая, (саранка, царские кудри).
- В честь юного бога Адониса назвали греки этот цветок. Растение ядовито. (Адонис весенний (горицвет)).
- Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать –и – мачеха).
Участникам вручаем подарки.
Финал:
Из какого дерева сделаны внутренние постройки Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет (Лиственница)
(в финале сектор «меняем задание» не работает)
Супер-игра:
Небольшой зверек, млекопитающее семейства кротовых, отряда землеройкообразные. Тело длиной 18—22 см, хвост — такой же.
Хвост покрыт роговыми чешуйками, а вдоль верха ещё и жёсткими волосами, образующими киль. Нос хоботом.
Конечности довольно короткие, 5-палые. Пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой. Когти хорошо развиты, длинные, слабо изогнутые.
Глаза рудиментарные, размером с булавочную головку. Они практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием.
Зверек ведёт полуводный образ жизни. Наиболее благоприятны для обитания замкнутые пойменные водоёмы. Большую часть года зверьки живут в норах с одним выходом каждая. Выход открывается под водой. (Выхухоль).
Ведущий: «Вот и закончилась наша сегодняшняя игра, надеюсь, она вам понравилась, и вы пополнили свои знания новыми фактами о нашей природе. А теперь – давайте все вместе поздравим победителя (аплодисменты).»
Победителю вручаем приз и грамоту.
Загадки:
- Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет (ветер).
- Что за чудо – красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти (радуга).
- Этот зверек совсем небольшой, всю зиму спит вниз головой (летучая мышь).
- Летит по-птичьи, а ревет по-бычьи (овод).
- Только тронь – отдернешь ладонь, обжигает травка как огонь (крапива).
- Удивительное солнце: в этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат (подсолнух).
- Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач
На вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч (арбуз).
- Не птичка, а с крыльями (бабочка).
- Не птица, а летает. С хоботком, а не слон.
Никто не приручает, а на нас садится (муха).
- Черен – не ворон.
Карий – не мерин.
Шесть ног – без копыт.
С рогами – не бык (жук).
- Необходимый для дыхания газ, окружает повсюду он нас (кислород).
- В голубенькой шапочке, бурой сорочке,
В саду, где набухли на яблоньке почки,
Он ёжится, зябнет на ветке росистой,
Но песни не бросит певец голосистый.
На яблоньке звонко поёт, не смолкая,
Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик). - Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям ночует, коноплю ворует. (Воробей).
- Альтшулер С. В. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках: энциклопедия. Астрель: Хранитель. Москва, 2007.
- Атлас Томской области. Хабаровск. Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие Роскартографии. 1997.
- Бабочки. Набор открыток. Выпуск IV. Москва. Издательство “Изобразительное искусство”, 1976.
- Грибы. Набор открыток. Выпуск 2. Издательство “Изобразительное искусство”. Москва. 1984.
- Дмитриев Ю. Д. Соседи на планете. Насекомые. Москва. ООО “Издательство АСТ”, 1997.
- Евсеева Н. С., Окишева Л. Н. География Томской области. Природа, природные ресурсы. 8 класс. Томск: Издательство НТЛ. 2002.
- Козлов М.А. Не просто букашки. Санкт-Петербург. “Гидрометеоиздат”, 1994.
- Красная книга Томской области. Томск: Изд-во ТГУ. 2002.
- Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. Москва. “Современник”. 1991.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. Москва. “Просвещение”, 1995.
- По страницам Красной книги. Растения. Энциклопедический справочник. Минск. Издательство “Белорусская советская энциклопедия” имени П. Бровки. 1987.
- Редкие насекомые. Под. Редакцией Мирзояна С. А. Москва. “Лесная промышленность”, 1982.
- Скорняков С. М. “Зеленая родословная”. Москва. Агропромиздат. 1985.
- Энциклопедия для детей. Биология. Под ред. А. Майсурян. Москва. “Аванта +”. 1995.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р. Ляхов. М.: ТКО “АСТ”. 1997.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л. А. Багрова. М.: ТКО “АСТ”. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:
Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»
Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.
Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....
Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».
Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....