Игра "Поле Чудес" для учащихся 7-8 классов
методическая разработка по биологии (7, 8 класс) на тему

Внеурочное межпредметное мероприятие для учащихся 7-8 классов, где использовался учебный материал по биологии и географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий игры "Поле Чудес"30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное межпредметное мероприятие -

игра "Поле чудес" по теме "Планета Земля. Мой край. Моя школа".


Цель игры: повышение интереса к флоре и фауне Родного края; воспитание любви к Родному краю; выявление и формирование знаний по биологии и географии у школьников, глубины и широты их мышления, интереса к предметам.

Задачи игры: 

Образовательные: расширить знания по биологии. Повысить уровень познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные: создать доброжелательные, уважительные отношения между соперниками. Способствовать формированию умений индивидуальной работы. Воспитывать творческую инициативу. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.

Развивающие: расширить кругозор учащихся. Развить умения сконцентрировать свои знания и отбирать самое главное за короткий период времени, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению животных.

Оборудование: чистые листы, ручки, игровое поле, юла, доска, мел.

Участники мероприятия: учащиеся 7-8 классов

Ход игры:

Ведущий:

«Быстро летит время. Вы закончите школу, станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить? Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше.

Ученик 1 читает стихотворение

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

Ведущий: «Что же мы знаем о природе нашего края, ее флоре, фауне? Это покажет наша игра.»

Правила игры:
В игре участвуют 3 игровые тройки. Предварительно, перед каждым туром проводится отборочный тур, где вопросы задаются всему зрительному залу. Кто быстрее всех и правильно отвечает на вопрос – становится участником игры. После второго тура проводится игра со зрителями. Победители каждой тройки попадают в финал. Победитель игры может выбрать суперигру, где дается всего одна попытка, чтобы разгадать задание и время на его обдумывание. Если в зале будут слышны подсказки – задания меняем. (Список дополнительных вопросов прилагается).

Игровое поле имеет несколько секторов:

  1. «Загадка» - если выпадает данный сектор, прежде чем назвать букву, игрок должен отгадать загадку. Если загадка не отгадана – ход переходит к следующему игроку. (Перечень загадок прилагается).
  2. «Переход хода».
  3. «Плюс» - игрок открывает любую одну букву в слове.
  4. «Смена задания» - игрок имеет право сменить задание один раз за игру. (Перечень дополнительных вопросов прилагается).
  5. «Приз» - выбрав приз, игрок переходит в зрительный зал, отказавшись – остается в игре.
  6. «Наводящий вопрос» - игрок имеет право задать ведущему вопрос по заданной теме и получить ответ «да» или «нет».
  7. «Помощь друга» - игрок имеет право обратиться к любому зрителю, чтобы узнать букву.
  8. «Право на ошибку» - если игрок не отгадал букву, он имеет право назвать еще одну.

Задания 1-го отборочного тура будут посвящены предмету география:

  1. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
  2. В роднике вода – всегда. А откуда в нем она? (Родник питают подземные воды) 
  3. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)

Вопросы 1-ой тройки:

Основной вопрос:

Главное свойство почвы, ее способность удовлетворять потребность растений в воде, элементах питания, воздухе и этим обеспечивать получение урожая (плодородие).

Дополнительные вопросы:

  1. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море).
  2. Как называется конец реки? (Устье).
  3. Важный для человека природный ресурс, содержащийся в болоте, дефицит его в природе с каждым годом увеличивается (торф).
  4. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал).

Вручаем подарки каждому участнику.

Задания 2-го отборочного тура мы посвятили нашим пернатым друзьям – птицам.

 

Ученик 2 читает стихотворение

Сорок градусов мороза, 
Всё вокруг белым - бело. 
Сел снегирь на ветвь берёзы – 
Красногрудому тепло. 
Стойкий, стуже неподвластный,
Песней славит он зарю. 
...Знать недаром галстук красный 
Дан с рожденья снегирю.

Ведущий: «Птицы привлекают любителей природы оперением, пением, полётом, биологией и поведением. Для того, чтобы понять загадочную жизнь птиц, научиться распознавать их в природе по внешнему облику или по их голосам, надо очень много знать о птицах. И вовсе не следует отлавливать и содержать птиц в неволе. Самые ценные наблюдения за поведением птиц можно получить только в природных условиях, где пернатые не зависят от человека. А для этого нужны знания. Давайте проверим их».

Вопросы:

  1. Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерев, рябчик).
  2. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).
  3. Назовите самую маленькую птицу наших лесов. (Королек).

Вопросы 2-ой тройки:

Основной вопрос:

Какая птица может двигаться по вертикальному стволу вверх и вниз? (Поползень).

Дополнительные вопросы: 

  1. Для какой птицы семена репейника и лопуха являются любимым кормом? (Щегол).
  2. У каких певчих птиц самцы красные, а самки зеленые? (Клест).
  3. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи).
  4. Какая птица поет хвостом? (Бекас).
  5. Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж).

Участникам вручаем подарки.

Игра для зрителей (вопросы о животных):

  1. Одним из первых ученых оценившим их огромное значение в почвообразовании, был Чарльз Дарвин. Он установил, что, питаясь, они пропускают через себя весь пахотный слой земли. Ежегодно на 1 га почвы они выносят на поверхность из нижних пластов от 10 до 30 т земли, богатой перегноем. В среднем под каждым 1 кв. м почвы живет в сосновом бору – 16, в полях – до 460, а в огородах – до 600 штук этих живых организмов. О каких организмах идет речь? (Дождевые черви).
  2. Какой зверь становится на зиму весь белый, кроме кончика хвоста? (Горностай).

  1. Какое насекомое зовется на Руси запечным соловьем(Сверчок).

Победителям дарим сувениры.

Задания 3-го отборочного тура: 

Ученик 3

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Ведущий.

 «Исчезающие виды растений и животных Томской области» название нашего 3-го тура.

  1. Это растение – исстари почиталась жителями Сибири как самая ранняя витаминная зелень. (Черемша (колба)).
  2. Цветок русалок, одолень – трава. Цветок распускается утром в солнечную погоду. Вечером он закрывается и погружается в воду. (Белая кувшинка).
  3. Цветы этого растения, известного каждому человеку, бывают голубыми, синими, фиолетовыми и лиловыми. Интересно, что цветки имеют более высокую температуру по сравнению с температурой окружающего воздуха. (Колокольчики).

Основной вопрос:

Этот зверек принадлежит к отряду грызуны семейству беличьи. Он имеет основной тон окраски спины песчано-желтый и хорошо выраженную темную окраску головы. В природе его можно опознать по характерному крику, очень резкому и громкому, и «сторожевому» поведению: зверек стоит столбиком у входа в нору на утоптанной площадке, служащей ему наблюдательным пунктом (серый (алтайский) сурок).

                Дополнительные вопросы:

  1. Эта сибирская орхидея стала большой редкостью в наших лесах. Цветы растения сказочно замысловаты. Зацветает это растение только на 18 год жизни! Имеет единственную защиту – едкий сок – и для животных несъедобно. Латинское название растения - «киприпедиум». (Венерин башмачок).
  2. Это растение относится к орхидеям. Это душистый уникум нашей флоры: завораживающий запах придаёт июньской ночи в лесу неотразимое обаяние. (Любка двулистная или ночная фиалка).
  3. Флору нашей области украшает растение, которое называют цветком Юноны. По сибирской легенде, этот цветок возник из сердца Ермака, погибшего в сражении с Кучумом. (Лилия кудреватая, (саранка, царские кудри).
  4. В честь юного бога Адониса назвали греки этот цветок. Растение ядовито. (Адонис весенний (горицвет)). 
  5. Это травянистое растение весной зацветает первым. (Мать –и – мачеха).

Участникам вручаем подарки.

Финал:

Из какого дерева сделаны внутренние постройки Московского Кремля, древесина этого дерева не гниет (Лиственница)

(в финале сектор «меняем задание» не работает)

 Супер-игра:

Небольшой зверек, млекопитающее семейства кротовых, отряда землеройкообразные. Тело длиной 18—22 см, хвост — такой же.

Хвост покрыт роговыми чешуйками, а вдоль верха ещё и жёсткими волосами, образующими киль. Нос хоботом.

Конечности довольно короткие, 5-палые. Пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой. Когти хорошо развиты, длинные, слабо изогнутые.

Глаза рудиментарные, размером с булавочную головку. Они практически слепы, но обладают развитым обонянием и осязанием.

Зверек ведёт полуводный образ жизни. Наиболее благоприятны для обитания замкнутые пойменные водоёмы. Большую часть года зверьки живут в норах с одним выходом каждая. Выход открывается под водой. (Выхухоль).

Ведущий: «Вот и закончилась наша сегодняшняя игра, надеюсь, она вам понравилась, и вы пополнили свои знания новыми фактами о нашей природе. А теперь – давайте все вместе поздравим победителя (аплодисменты).»  

Победителю вручаем приз и грамоту.

Загадки:

  1.  Летит без крыльев и поет, прохожих задирает: одним проходу не дает, других он подгоняет (ветер).
  2.  Что за чудо – красота: расписные ворота показались на пути, в них не въехать, не войти (радуга).
  3.  Этот зверек совсем небольшой, всю зиму спит вниз головой (летучая мышь).
  4.  Летит по-птичьи, а ревет по-бычьи (овод).
  5.  Только тронь – отдернешь ладонь, обжигает травка как огонь (крапива).
  6.   Удивительное солнце: в этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат (подсолнух).

  1.   Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач

На вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч (арбуз).

  1.   Не птичка, а с крыльями (бабочка).
  2.   Не птица, а летает. С хоботком, а не слон.        

Никто не приручает, а на нас садится (муха).

  1.   Черен – не ворон.

Карий – не мерин.

Шесть ног – без копыт.

С рогами – не бык (жук).

  1. Необходимый для дыхания газ, окружает повсюду он нас (кислород).
  2.  В голубенькой шапочке, бурой сорочке,
    В саду, где набухли на яблоньке почки,
    Он ёжится, зябнет на ветке росистой,
    Но песни не бросит певец голосистый.
    На яблоньке звонко поёт, не смолкая,
    Встречая зарю долгожданную мая. 
    (Зяблик).
  3.  Мальчишка в сером армячишке, 
    По дворам шныряет, крохи подбирает, 
    По полям ночует, коноплю ворует. 
    (Воробей).

Литература

  1. Альтшулер С. В. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках: энциклопедия. Астрель: Хранитель. Москва, 2007.
  2. Атлас Томской области. Хабаровск. Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие Роскартографии. 1997.
  3. Бабочки. Набор открыток. Выпуск IV. Москва. Издательство “Изобразительное искусство”, 1976.
  4. Грибы. Набор открыток. Выпуск 2. Издательство “Изобразительное искусство”. Москва. 1984.
  5. Дмитриев Ю. Д. Соседи на планете. Насекомые. Москва. ООО “Издательство АСТ”, 1997.
  6. Евсеева Н. С., Окишева Л. Н. География Томской области. Природа, природные ресурсы. 8 класс. Томск: Издательство НТЛ. 2002.
  7. Козлов М.А. Не просто букашки. Санкт-Петербург. “Гидрометеоиздат”, 1994.
  8. Красная книга Томской области. Томск: Изд-во ТГУ. 2002.
  9. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. Москва. “Современник”. 1991.
  10. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Москва. “Просвещение”, 1995.
  11. По страницам Красной книги. Растения. Энциклопедический справочник. Минск. Издательство “Белорусская советская энциклопедия” имени П. Бровки. 1987.
  12. Редкие насекомые. Под. Редакцией Мирзояна С. А. Москва. “Лесная промышленность”, 1982.
  13. Скорняков С. М. “Зеленая родословная”. Москва. Агропромиздат. 1985.
  14. Энциклопедия для детей. Биология. Под ред. А. Майсурян. Москва. “Аванта +”. 1995.
  15. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р. Ляхов. М.: ТКО “АСТ”. 1997.
  16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л. А. Багрова. М.: ТКО “АСТ”. 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....