Тема урока: " Кровь и её состав".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Томашевская Елена Валентиновна

Урок - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krov_i_eyo_sostav.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Кровь и её состав.

(урок – путешествие)

Цель: 1. Выяснить значение крови

           2. Дать понятие взаимосвязи строения  и функции кровяных клеток.

           3. На основе ознакомления с функциями эритроцитов и лейкоцитов раскрыть вопросы, имеющие важное  значение для гигиенического воспитания, дать понятие малокровия и восполнения  как защитной реакции организма.

Задачи урока

Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, логически мыслить, находить закономерные связи

 Образовательные: рассмотреть особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями и установить, почему состав крови является важной характеристикой состояния организма. 

 Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний.

           Оборудование:    -таблица состава крови.

                                         -опорный конспект.

                                         -микроскопы, микропрепараты: кровь человека,       лягушки.

                                                  Ход урока.

           Учитель:  Тема нашего урока «Кровь и её состав».

                    В одной популярной книге по физиологии образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание…

         - Что же подразумевается под красным морем, кораблями? Гаванями? Начнём с красного   море – это …

       Ученики – кровь.

      Конечно кровь.

       - Сегодня с вами – ребята, мы совершим путешествие по этому красному морю. Но прежде, чем отправится в путешествие, мы с вами должны получить путёвку. Плата за неё – ваши ответы на тесты.

     I вариант (кровь).

     II вариант (лимфа).

     III вариант (тканевая жидкость).

     Затем проверим свои ответы по коду, записанному на доске.

     Учитель: путёвки мы получили. По взмаху моей волшебной палочки мы с вами очутимся в красном море.

     (делаю взмах – раз, два, три – мы в море)

     -Но, увы, жидкая часть моря не красная. Почему?

     Предполагаемый ответ: Это кровяная плазма. Она желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая на 90% из воды, органических веществ: белков, жиров, углеводов(0,08 – 0,12%) и неорганических веществ.

Питательные вещества поступают  из органов пищеварения и разносятся ко всем органам тела, а вредные вещества, избыток воды – из органов, которые кровь доставляет к органам корабли.

Учитель: А вот и первые корабли.

                 Выходят два ученика эритроцита.

Ученик.

1-ый эритроцит: Мы клетки крови – эритроциты.  Это мы придаём крови красный цвет. Нас в крови очень много. В 1мм3 – до 5 млн. Размеры наши маленькие 7-7,5мкм. Живём  мы всего 120 суток.  Имеем форму двояковогнутого диска, и нет ядра.

    Внутри нас есть вещество гемоглобин. Это белок: гем – пигмент, гемоглобин – белок. Соединены с катионом железа. Этот белок и предаёт нам такой красный цвет. Гемоглобин легко связывается с кислородом, образуя оксигемоглобин и с СО2 – карбаминогемоглобин.  Эти вещества нестойкие, легко распадаются, освобождая гемоглобин от СО2 и О2.

     Учитель:  -Итак: это транспортная функция крови. В чём она заключается?

      Ученик: Предполагаемый ответ: Она заключается в переносе СО2 и О2 с места О2 от лёгких к клеткам тканей, а СО2 – наоборот, от клеток к лёгким.

2ой эритроцит:  Но будьте осторожны! Гемоглобин прочно соединяется с СО (угарным газом), образуя карбоксигемоглобин, что может при вести к смерти! Это часто бывает, когда вы – люди забываете о вентиляции в квартирах и гаражах!

     Однако незрелые эритроциты имеют ядро, но когда мы выходим из своей гавани – красного костного мозга, это ядро теряем, чтобы больше вместилось гемоглобина, чтобы лучше выполнять транспортную функцию.

     Учитель: Эритроциты не долговечны, их кладбище селезёнка. Здесь они разрушаются. Железо запасается в печени, а красящие вещества гема – превращаются в пигменты желчи, которые выводятся через пищеварительный тракт.

    Нехватка гемоглобина (абсолютно 16,7 г в 100г крови) или уменьшение количества эритроцитов – заболевание малокровие – анемия.     

Для профилактики анемии необходимо:

      -свежий воздух.

     -есть Антоновские яблоки – 3 средних в день.

     -полноценное питание.

  Выходят два лейкоцита.

  -Мы лейкоциты, мы бываем разные: по форме, по строению, нас меньше, чем эритроциты в крови – всего 6-8 тыс. в 1 мм3, но мы крупнее 6-25 мкм. А живём мы от нескольких часов до нескольких лет. В нас есть ядро 1 или несколько, имеют неопределённую форму.

   -Мы лейкоциты, можем образовывать ложноножки, изменять свою форму, поэтому легко перемещается между клетками. Нас лейкоцитов называют фагоцитами. Почему?

  Учитель: Ребята, найдите ответ в учебнике (стр. 50)

   Предполагаемый ответ: лейкоцитов много скапливается в поражённых местах, куда внедряется инфекция, они обволакивают ложноножками инородное тело и уничтожают микроорганизмы – пожирают их. Поэтому их так и называют пожирателями-фагоцитами.

   Учитель: Правильно. Этот процесс показан на рис. 34 стр. 50. Называется он… фагоцитоз. А открыл его И. И. Мечников. Фагоцитоз лежит в основе воспалительного процесса. Место гибелей лейкоцитов – гной.

   Как вы считаете, можно ли воспаление назвать защитной реакцией организма? (Да, лейкоциты борются с инфекцией) Но не все лейкоциты так борются с инфекцией.

   2ой лейкоцит: А нас называют лимфоцитами, мы кругленькие и на поверхности у нас многочисленные ворсинки.

   А зачем они нужны?

   Учитель: -Найдите ответ на стр. 51

  Предполагаемый ответ.

   Ученик: С помощью своих ворсинок щупалец вы ощупываете поверхность других клеток отыскиваете чужеродные соединения – антигены.

Чаще всего они встречаются на поверхности фагоцитов. Если вы их обнаружите, щупальца смыкаются и начинают посылать в кровь химические сигналы – антигены другим лимфоцитам – они начинают выбрасывать по найденному образцу химическое противоядие – антитела,  состоящие из белка гамма глобулина. Антитела выбрасываются в кровь и  оседают на поверхности кожи, дыхательных путей, кишечника и т.д. Здесь они стоят на страже нашего здоровья.

  Учитель:  Подробнее о защитной функции крови мы поговорим на следующем уроке. Лейкоциты образуются в красном костном море, лимфоузлах, а лимфоциты в селезёнке и у детей в тимусе – вилочковой железе.

   Один тромбоцит: А мы тромбоциты. Без нас вам также не обойтись. Мы защищаем вас от потери крови – свёртываем её, образуя тромб. Только в нас содержится фермент тромбокиназа, которая превращает растворимый белок плазмы крови фибриноген в нерастворимый, но для этого нужны ещё соли кальция и витамин «К».

   Учитель: Итак: Фибриноген  Тробокиназа  Фибрин.      (смотри опорный конспект). Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезёнке.  Размеры 2-3 мкм, живут 5-10 дне, днём их больше, а ночью – меньше. Тяжёлое наследственное заболевание – не свёртывание крови – гемофилия.

    Учитель: ( по опорному конспекту)

    Что же мы выяснили?

   Учитель:                                                                                 Ученики:

Красное море                         -                                               кровь

Корабли                                   -                                               клетки крови

Гавани                                      -                                               кроветворные органы: (красный костный  

                                                                                                     мозг, селезёнка, печень, лимфоузлы)

-Мы выяснили, что кровь в нашем организме имеет очень большое значение. Какое? (по опорному конспекту)

-Мы возвращаемся из путешествия и отправляемся в лабораторию.

     Кровяные клетки не у всех одинаковые, это зависит от ряда причин, в частности от обмена веществ, наличия О2 во внешней среде.

        Закрепление: Вы – все исследовали. И давайте сравним кровь лягушки и человека. Выполняем лабораторную работу по инструкции (у каждого на столе).

    Если останется время!

Ответьте на вопросы:

Почему важно бывать на свежем воздухе? (профилактика малокровия)

А как вы думаете, размеры эритроцитов будут одинаковы у горцев и у людей, живущих у подножья горы (на равнине)? (у горцев – меньше, так как воздух разряжен, мало О2)

          (на доске) Д/З: пар. 13, ответы  на вопросы к параграфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии на тму: "Состав крови"

Данный урок для 9 класса коррециооной школы 8 вида....

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....

Презентация урока на тему "Кровь и кровообращение. Состав крови"

Презентация рассчитана на 2 урока и предусматривает полное изучение состава крови для общеобразовательного класса с обобщающим тестом. Может служить материалом для подготовки к ЕГЭ...

Презентация к уроку биологии "Внутренняя среда орагинзма. Значение крови и её состав" 8 класс.

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав"   Программа И.Н. Пономаревой....

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Презентация к уроку по теме "Значение крови и её состав"

Презентация разработана для урока биологии в 8 классе по теме "Значение крови и её состав"....

План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"

План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...