"Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Муратова Гульназ Раушановна

Тема урока: «Витамины»

Класс- 8.

Автор учебника: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока.

Образовательные: обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека; сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах; раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Развивающие: развитие интереса и познавательной активности учащихся, творческого мышления, способности к самоорганизации, сотрудничеству.

Воспитательные: воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике; прививать навыки здорового образа жизни;

формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека; воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Витамины36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Витамины»

Класс- 8.

Автор учебника: Н.И. Сонин, М.Р. Сапин

Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.

Задачи урока. 

Образовательные: обобщить знания об обмене веществ и энергии в организме человека; сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах; раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Развивающие: развитие интереса и познавательной активности учащихся, творческого мышления, способности к самоорганизации, сотрудничеству.

Воспитательные: воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике; прививать навыки здорового образа жизни;

формировать убеждение о вреде алкоголя и никотина для здоровья человека; воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням.

Тип урока:  урок изучения нового материала. 

Методы: словесный, наглядный: 

Формы организации урока: фронтальная,  групповая.

Оборудование: интерактивная доска, учебники                                                                                                 

 

Ход урока

1. Организационный момент                         

        Здравствуйте, ребята! Проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационно – ориентировочный этап. 

1.Учитель начинает урок  с   фронтального опроса класса. Вопросы для проверки знаний учащихся, полученных  на предыдущем уроке:

   - Какие  минеральные вещества  необходимы для деятельности человека?  Минеральные вещества необходимы для нормального роста и развития костей, мышц, кроветворения, деятельности нервной системы, выработки гормонов и ферментов. Они делятся на макроэлементы  (кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера) и микроэлементы  (железо, медь, марганец, кобальт, йод, фтор, цинк). (Предварительные ответы учащихся.)

 - Какие элементы  наиболее важны для детского организма? Наиболее важны для детского организма  кальций, фосфор, железо и магний. Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Фосфор необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. Магний важен для образования костей, он стимулирует сердца, повышает активность ферментов. Железо – составная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям; участвует в окислительно – восстановительных процессах , особенно интенсивных в детском возрасте. (Предварительные ответы учащихся.)

2. Вопросы для восприятия нового материала.

- Какие продукты питания наиболее богаты витаминами? (Ответы учащихся – свекла, капуста, морковь, лук, чеснок, смородина и.д..)

Вывод: Вот почему ягоды, фрукты и овощи должны быть в рационе ребенка регулярно.  

- Витамины – ? (учащиеся думают и скажут свои мысли о витаминах).

 Сегодня на уроке мы будем говорить о «Витаминах», познакомимся с основными группами витаминов, заполним таблицу.          Откройте свои тетради, сегодняшнее число, в центре  тему урока - “Витамины”.

        Каждый из нас не раз слышал это слово. Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? Как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня? Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения? А какая разнообразная информация размещена в Интернете, сколько разных предложений: приобретите, купите, выиграйте, получите в подарок… А что нам предлагают и зачем?

После ответов 2 -3 учащихся  обобщаю  их ответы и называю цели урока.

В течение урока мы должны будем выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.

Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем.

3. Изучение нового материала

        В настоящее время известно около 80 витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества.  Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье - это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Один из важнейших элементов этой созидательной или разрушительной работы - это питание. В составе пищи, которую мы едим, содержаться различные вещества, необходимые для нормальной работы всех органов, способствующие укреплению организма, исцелению, а также наносящие вред здоровью. К незаменимым, жизненно важным компонентам питания наряду с белками, жирами и углеводами относятся витамины. В организме витамины не служат ни «стройматериалом», ни «топливом» - они регулируют обмен веществ.

А теперь, ребята, рассмотрим на какие группы делятся витамины.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень небольших количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, то есть обмену веществ.

-  Почему так велико влияние витаминов на обмен веществ?

        Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями  процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях.

 В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.

Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, функционирующими в нашем кишечнике.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов.

Учитель показывает демонстрационный опыт. Например, возьмем лимон, выжимаем сок и добавляем воды. Вопрос: Что происходит в результате химического процесса? (Ответы учащихся: растворение или концентрация лимонной кислоты расслабляется.) Второй опыт. Учитель показывает учащимся кусочек свежий печени и кусочек жареной печени в масле. Вопрос изменился вид после жарки печени и как? (Ответы учащихся: витамины который содержатся в печени  растворились в масле и.д.).

  Итак, ребята, все известные витамины по классификации подразделяются на две группы:  

ВОДОРАСТВОРИМЫЕ

ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ

В1, В2, В6, В5, В9, В12 РР, С,  

               А, Д, Е, К  

 Дефицит витаминов. Избыток витаминов

        Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Избыток витаминов – гипервитаминоз. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

4. Физкультминутная  пауза.

Витамин С или аскорбиновая кислота. Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке развивается и заболевание – цинга, которая сопровождается общей слабостью, утомляемостью, поражением стенок кровеносных сосудов, кровоточивостью и разрыхлением десен, расшатыванием и выпадением зубов. Витамин С содержится в плодах шиповника,  капусте, картофеле, грейпфрутах, петрушке, щавеле.

Витамин В1 или тиамин. Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке развивается болезнь бери-бери. Витамин В1 содержится в печени, орехах, яйцах, зеленом горошке, отрубях.

Витамин В2 – рибофлавин. Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. Витамин В2 содержится в печени, молоке, дрожжах, томатах, бобовых.

Витамин В6 – пиридоксин. Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги. Содержится в курином мясе, орехах, хлебе из муки грубого помола, бананах.

Витамин В12 или цианокоболамин. Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия. Содержится в мясе, печени, рыбе.

Витамин РР – никотиновая кислота. Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра. Этот витамин содержится в арахисе, рисе, отрубях, зернах ячменя.

Витамин А. Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке развивается  "куриная слепота". Витамин А содержится в мясе, молоке, печени, рыбьем жире, яичном желтке, моркови, помидорах.

Витамин D. Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит. Витамин D содержится в рыбьем жире, сливочном масле, сливках, яичном желтке.

Витамин Е.Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

При недостатке - дистрофия мышечной ткани. Содержится в оливковом, кукурузном, подсолнечном маслах, арахисе.

Витамин К. Регулирует свертываемость крови.

При недостатке – носовые кровотечения. Витамин К содержится в соевом масле, печени, орехах, салате, капусте.

Итак, мы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии на организм много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами – только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом обилии? Современные витаминные комплексы можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму все 100% витаминов.

5. Закрепление и обобщение пройденного

Для закрепления полученных знаний проведем опрос по теме “ Витамины”. Я буду зачитывать вопросы, а вы должны ответить. Будьте внимательны!

- Что такое авитаминозы?

- Что такое витамины?

- Назовите три последовательных этапа обмена веществ в организме.

- Через какие системы органов происходит поступление в клетки воды, пищевых веществ и кислорода?     

- Можно ли считать, что поступление пищевых веществ и питание одно и то же?

6. Домашнее задание. Изучить текст из учебника; выучить витаминов наизусть; ответить на вопросы в конце параграфа

7. Подведение итога и выводы.

-Рефлексия:  - Еще раз прочитайте цель урока. Достигли ли мы цели урока? В какой степени? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика). Назовите источники витаминов зимой? Почему витамины называют чудесной азбукой?

 На сегодняшнем уроке мы с вами узнали, что такое витамины, изучили их свойства, сравнительную характеристику.

- Выставление отметок за урок.

Оценки за урок, во первых, получают все за выполнение теста, во вторых, кто активно отвечал на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витамины. 10 класс.

Много дополнительного материала, информацию можно использовать нв классном часе...

значеие витамина А на организм человека

Значение витамина "А" на здоровье человека.матреиал для 5-6 классов....

Презентация витамин "А"

Презентация создана, для наглядного материала по теме сообщения....

Качественное и количественное определение витамина С в продуктах и оценка обеспеченности рациона школьника и студента витамином С

Исследование проводилось в течение двух лет, закончилось в 2009 году. Сырова Алена Владимировна проводила исследование во Владимирском государственном гуманитарном университете....

Презентация для учащихся 8 класса по предмету "Здоровье и безопасность жизнедеятельности" на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины»

Паспорт электронно-образовательного ресурса«Презентация на тему: «Знакомство с понятием «витамины». Продукты питания, содержащие витамины» Название ЭОР: Презентация ...

Витаминная сказка (к уроку "Витамины"

Главный источник витаминов – продукты. Но все ли они полезны?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с витаминной сказкой.«Витаминная азбука»В некотором царстве, в некото...

Современные витамины (материал к уроку "Витамины"

Приложение к презентацииТеперь вы знаете, что многие овощи и фрукты богаты витаминами. Но вот парадокс! Чтобы обеспечить себя только витаминами В и С, надо выпить 25 стаканов яблочного сока, съесть 1 ...