Сообщение на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии"
статья по биологии на тему
Выступление на семинаре учителей биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_biologii.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
« ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ».
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».
Сократ
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит настоящее и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Ухудшение здоровья детей связано, в основном, с возрастанием объёма и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся. В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья.
Я, как учитель биологии, на своих уроках претворяю в жизнь здоровьесберегающие технологии, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для их здоровья, а также воспитываю культуру здоровья, которая практически воплощается в потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и для этого использую на уроках элементы здоровьесбережения такие как:
1) оптимальная плотность урока;
2) рациональное чередование видов учебной деятельности;
3) уважительный стиль общения;
4) эмоциональная разрядка;
5) физкультурная пауза;
6)правильная рабочая поза.
Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
В начале урока я стараюсь детей мотивировать на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор — вот далеко не весь арсенал, который я использую на уроке.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Большой простор для формирования эмоционального настроя дает применение фрагментов видеофильмов на уроках, презентаций.
На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий – главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:
- температуру и свежесть воздуха в кабинете:
- рациональность освещения класса и доски:
- поддержание чистоты в кабинете
Для эффективного обучения я использую дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Часть несложного материала предлагаю изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, текстового конспекта, сообщения (провожу индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для "слабых” ребят выдаю карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Использую задания, развивающие у школьников практические умения.
Очевидно, что если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими, необходимо научить их творческой деятельности. Для этого мною применяются на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы. При этом оказывается, что часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска.
Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия, я не только сохраняю здоровье учеников, но и способствую развитию их интеллектуальных возможностей.
Сейчас стараюсь изучить простейшие упражнения для глаз и включать их в физкультминутки, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах.
Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своём собственном здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.
Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...
Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...
Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, ...