Мутагены, их влияние на наследственный аппарат человека.
презентация к уроку по биологии на тему
Тема занятия: «Мутагены, их влияние на наследственный аппарат человека.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_15.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема занятия: «Мутагены, их влияние на наследственный аппарат человека.»
Цели занятия обучающие: данная тема логически связана с предыдущими темами курса, в которых были рассмотрены: 1) методы изучения генетики человека, 2) генетические основы наследственности человека, 3) закономерности наследования признаков человека по Г. Менделю и Т. Моргану. Целью данного занятия является формирование понятия «мутаген», формирование умений классифицировать мутагенные факторы, формирование навыков здорового образа жизни –навыков защиты от вредного воздействия мутагенов с целью профилактики от наследственных заболеваний, продолжить формирование интереса к предмету при помощи внеурочного образования, продолжить ориентирование учащихся на естественно- гуманитарный профиль, продолжить расширение базового уровня знаний учащихся по генетике с целью подготовки к сдаче ЕГЭ. Цели занятия развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся. Цели занятия воспитывающие: воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью близких людей, воспитание экологической культуры поведения, в частности, воспитание бережного отношения к окружающей среде.
1.Что такое генотип? Что такое фенотип? 2.Где локализованы гены, в каких структурах клетки? 3.Что представляет собой ген с химической точки зрения? 4.Что определяет белок? Внимание, логическая цепочка: ДНК ----- БЕЛОК------ ПРИЗНАК или ГЕНОТИП определяет ФЕНОТИП 5.Что такое мутация? К чему могут привести мутации?
Классификация мутагенных факторов. 1.) Мутагенные факторы физической природы: 2.) Мутагенные факторы химической природы: 3.)Мутагенные факторы биологической природы : 1)Электромагнитное загрязнение среды электромагнитными полями, источником которых являются: 1)высоковольтные линии электропередач, 2) электроподстанции 3)антенны радио- и телепередающих станций, 4) микроволновые печи, 5)компьютеры, 6) радио-и сотовые телефоны. Отрицательное воздействие электромагнитного загрязнения среды изучено недостаточно: повышенная утомляемость, головные боли, чувство апатии, депрессивное состояние. 2)Радиоактивное загрязнение (радиоактивный распад); 3)Ионизирующее излучение; 4)Ультрафиолетовые лучи; 5)Чрезмерно высокая или низкая температура. 1) Естественные природные вещества (нитраты, нитриты, тяжелые металлы (например, ртуть, свинец), гормоны, алколоиды ); 2) Переработанные природные соединения (продукты переработки нефти, сгорания угля, древесины); 3)Химические вещества, не встречающиеся в природе (пестициды (гербициды, фунгициды-ядохимикаты),используемые в сельском хозяйстве, промышленные яды, используемые в производстве (синтетические хлорсодержащие органические соединения, ароматические углеводороды- бензол фенол ), бытовые химикаты, применяемые в виде пищевых добавок( например, ароматические углеводороды- цикламаты. глутамат натрия. нитрид натрия), средства санитарии, личной гигиены, косметики, некоторые лекарственные препараты- цитостатики, препараты, содержащие ртуть, иммунодепрессанты; микроорганизмы сточных вод, свалок, кладбищ, канализаций, выбросов предприятий промышленного биосинтеза, оказывающие весьма вредное воздействие на здоровье человека и его генофонд (например, вирусы кори, краснухи, гриппа, антигены некоторых микроорганизмов).
Основные источники радиоактивного загрязнения биосферы: 1.Естественые источники: 1.)космические лучи…………………………………………………... 2.)Ультрафиолетовые лучи…………………………………………... 3).Гороные породы содержащие радиоактивные элементы………… 4).Осадки……………………………………………………………… 2. Искусственные источники: 1.) Космические станции. 2) Атомные электростанции………………………………………….. 3.) Подводные лодки ледоколы. 4)Испытание ядерного оружия. 5)Рентгенодиагностика……………………………………………….. 6)Цветной телевизор………………………………………………….. 7)Компьютер………………………………………………………….. 8)Черно-белый телевизор…………………………………………….. 9) Курение 25% 25% 50% 1-2% 2-3% 100% 25% ??? 10%
Последствия аварии на Чернобыльской АЭС С точки зрения наследственности человека
Чернобыльская техногенная катастрофа произошла 26 апреля 1986 года в 1 час и 24 минуты на 4 энергоблоке ЧАЭС (Чернобыльской Атомной Электростанции) Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению
Загрязнению подверглось более 200 000 км² , примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Европе зафиксировано 10 000 случаев уродств у новорождённых, 10 000 случаев рака щитовидной железы и ожидается ещё 50 000 . По данным организации Союз «Чернобыль», из 600 000 ликвидаторов 10 % умерло и 165 000 стало инвалидами
Средние дозы, полученные разными категориями населения Категория Период Количество (чел.) Доза (мЗв) Ликвидаторы 1986—1989 600 000 ~100 Эвакуированные 1986 116 000 33 Жители зон со «строгим контролем» 1986—2005 270 000 >50 Жители других загрязнённых зон 1986—2005 5 000 000 10—20
Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвёртом блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи , вызванными β-излучением . В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек . Ещё два человека погибло во время аварии по причинам, не связанным с радиацией, и один умер, предположительно, от коронарного тромбоза . В течение 1987—2004 года умерло ещё 19 человек , однако их смерть не обязательно была вызвана перенесённой лучевой болезнью. Острая лучевая болезнь
Щитовидная железа — один из органов, наиболее подверженных риску возникновения рака в результате радиоактивного загрязнения, потому что она накапливает иод-131 4000 случаев заболевания раком щитовидной железы Среди 600 000 человек , подвергшихся наибольшим дозам облучения, смертность от рака увеличится в результате аварии примерно на четыре тысячи человек сверх примерно 100 000 случаев , вызванных другими причинами Онкологические заболевания
Высокий уровень врождённых патологий и высокой детской смертности в загрязнённых районах Большое число случаев синдрома Дауна Наследственные болезни
В ряде исследований было показано, что ликвидаторы и жители загрязнённых областей подвержены повышенному риску различных заболеваний, таких как катаракта , сердечнососудистые заболевания, снижение иммунитета Другие болезни
ВОДА Фитопланктон Зоопланктон Рыбы Морские млекопитающие Концентрация ДДТ увеличилась в 10 млн. раз 200 2 0.2 0.04 0.000003 Биоконцентрирование
Для уменьшения поступления вредных веществ в организм с пищей необходимо соблюдать простые правила: 1) Тщательно мыть овощи и фрукты, снимать с них кожуру; 2) Овощи предварительно заливать водой на несколько часов; 3) Выдерживать мясо в течение 2-4 часов в соленой воде, удалить сухожилия, головы рыбы и птицы; 4) Стараться не употреблять в пищу переваренные, особенно пережаренные блюда, копченые продукты, т.к. при жарке и копчении в продуктах образуется бензиперин- вещество, обладающее канцерогенными и мутагенными свойствами; 5) Постараться отказаться от колбасы, т.к. в колбасу добавляют нитрид натрия, который придает колбасе устойчивый цвет. Нитрид натрия обладает и канцерогенными, и мутагенными свойствами; 6)Стараться не употреблять напитки, разлитые в пластмассовую тару, безопаснее будут напитки, которые хранятся в стеклянной таре; 7) Нужно меньше загорать, меньше смотреть телевизор и на расстоянии не менее 2 метров, лучше черно- белый, не курить! 8) Ребята, когда вы вырастите и задумаете построить свой дом, то помните, что лучше всего человеку в деревянных домах.
Можно оздоравливаться также очищая свой организм от мутагенов и канцерогенов: 1) Принимать настои трав и плодов, обладающих легким мочегонным действием (укроп, зеленый чай, брусника, можжевельник, шиповник, мята, ромашка) ; 2) Регулярно опорожнять кишечник, для чего следует есть продукты, содержащие клетчатку( хлеб грубого помола, пшенную, гречневую, овсяную каши, капусту, свеклу, чернослив), пить настой крапивы; 3) Связывать радионуклиды пектинами, т.е. пить соки с мякотью, морсы, компоты, есть яблоки, клюкву, абрикос, сливу, черную смородину, вишню, дыню, цитрусовые ; 4) Использовать в пищу продукты, повышающие устойчивость организма к действию радиоактивного излучения, продукты, содержащие белки, растительные масла, рыбу, орехи, семена тыквы, подсолнечника, витамины ; 5) В случае опасности выброса изотопа йода 131 в атмосферу при взрывах и авариях для нейтрализации вредного воздействия изотопа среди населения проводится йодная профилактика с помощью таблеток йодида калия.
Наше будущее в наших руках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по биологии "Наследственая изменчивость человека"
На данном уроке поставлена цель проанализировать, материал, посвященный исследованию наследственных заболеваний человека. Учитывая, что данная проблема широко исследуется в современной н...
Тест 8 по теме "Закономерности наследственности. Генетика человека".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....
конспект урока и презентация по теме: «Наследственные болезни человека»
Урок по теме: "Наследственные болезни человека" изучается после изучения тем: "Наследственная и фенотипическая изменчивость"....
«Наследственные болезни человека»
Урок по теме: «Наследственные болезни человека» знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гума...
«Проблемы генетической безопасности человека. Профилактика наследственных заболеваний человека»
Формировать у учащихся знания о проблемах генетической безопасности человека, систематизировать у учащихся знания о профилактике наследственных заболеваний человека, продолжить формировать у учащихся ...
Мутагены, их влияние на наследственный аппарат человека.
Формирование у учащихся понятия «мутаген», формирование умений классифицировать мутагенные факторы, формирование навыков здорового образа жизни – навыков защиты от вредного воздействия мутагенов с цел...
Тема урока: Мутагенные факторы. Физические мутагены. Их влияние на живую природу и человека
Цель урока: сформировать представление о физических мутагенах и их влиянии на живую природу и организм человека. Создать условия учащимся для осмысления новой учебной информации, её применения в учеб...