Пять уровней проблемного обучения в биологии
статья по биологии на тему

Использование технологии проблемного обучения в моей педагогической практике обусловлено потребностями современного  общества в мыслящих и социально активных личностях. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. Алгоритм моей деятельности как учителя в процессе проблемного обучения включает в себя несколько этапов:

- создание  проблемной ситуации с помощью активизирующих действий, вопросов  и технических средств;

- перевод педагогической проблемной ситуации в  психологическую для каждого учащегося, что требует дифференцированного и индивидуального подхода;

- помощь учащимся в поиске путей устранения противоречия, в выдвижении и проверке различных гипотез, в подборе дополнительной информации;

- разработка совместно с учащимися идеи решения проблемы и формирование новых знаний и компетенций в процессе решения;

- оценка деятельности учащихся и контроль за результатами обучения.

В своей работе я применяю различные по методическим особенностям проблемные ситуации: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; проблемный фронтальный эксперимент; мысленный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные занимательные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_pyat_stupeney_problemnogo_obucheniya_1.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пять уровней проблемного обучения в биологии.

Проблемное обучение относится к педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Благодаря этой технологии учитель учит своих учеников добывать информацию самостоятельно, приобретать знания творческим путём.

Любой урок, включающий новый материал, содержит учебную проблему. Однако в  зависимости от деятельности учителя и доли участия учеников в разрешении проблемы можно выделить пять уровней проблемности, каждому из них соответствует определённый подход к решению проблемы.

При изучении, например, биографии какого-либо учёного учитель хотя и не создаёт проблемную ситуацию, не заставляет учащихся активно участвовать в разрешении проблемы, но раскрывает неизвестные им сведения из жизни учёного и таким путём решает поставленную учебную проблему. Этот пример характеризует первый уровень проблемности.

Второй уровень возникает тогда, когда учитель преднамеренно создаёт проблемную ситуацию, хотя формулирует и решает проблему также сам, не привлекая к этому учащихся.

Например, в начале изучения темы « Развитие органического мира» учитель,

прежде, чем излагать новый материал, ставит перед учащимися ряд вопросов: Как возникла жизнь на Земле? Каким был органический мир в отдалённые геологические эпохи и т.д. Постановкой взаимосвязанных вопросов создаётся проблемная ситуация, но у учащихся ещё недостаточно знаний для решения поставленной учителем задачи. На протяжении ряда уроков учитель сам отвечает на эти вопросы,  раскрывая их перед учащимися.

В первом и втором случае степень активизации мыслительной деятельности учащихся низкая. Если же учитель не только создаёт проблемную ситуацию, но и вовлекает учащихся в разрешение поставленной учебной проблемы, причём доля участия в этом учителя и учеников примерно одинаковая , то это будет уже более высокий третий уровень проблемности, характерный для вопросо - ответной формы урока.

Так, при изучении темы « Сезонные явления в жизни птиц» можно создать проблемную ситуацию, постепенно подводя учащихся к выясняемому вопросу на основе использования их жизненного опыта. С этой целью следует поставить такие вопросы: Постоянен ли состав  « птичьего населения» в разные времена года в нашей местности? Какие птицы встречаются у нас весь год, а какие только летом? На эти вопросы учащиеся, как правило, дают обстоятельные ответы. Затем учитель приводит в систему имеющийся у учащихся запас сведений и рассказывает, о группах птиц: перелётных, кочующих, оседлых.

После этого формулируется проблема: Почему некоторые  птицы на зиму улетают из наших краёв? Чем вызваны такие перелёты? Обычно учащиеся высказывают несколько гипотез. Проблемная ситуация создана. Учитель предлагает учащимся высказаться в пользу той или иной гипотезы или опровергнуть её. Учитель в поисках пути  подведения  к правильной гипотезе предлагает учащимся задуматься  над вопросом: Почему такие птицы, как соловей,  иволга, стриж отлетают на юг ещё в конце лета, когда стоит тёплая погода и достаточно пищи? Поставленные дополнительные вопросы и ознакомление с картой перелётов птиц заставляют учащихся задуматься и согласиться с гипотезой, в которой говорится, что птицы улетают в результате исторически сложившихся у них привычек к перелётам. Если ученик, выдвинувший гипотезу, не может объяснить причину перелетов, то это делает учитель: останавливается на обосновании причин перелётов птиц, на методах исследования этих путей и в заключение делает обобщение, выводы.

Четвёртый уровень проблемности возникает тогда, когда учащиеся самостоятельно решают сформулированную учителем проблему. Этот уровень характерен для уроков с постановкой познавательных задач и использованием программированного обучения. Учитель создаёт проблемную ситуацию, ученики самостоятельно решают поставленную проблему, выбирают из предлагаемых ответов правильный, проверяя его путём изучения объекта. В заключение урока учитель проверяет ответы учащихся, исправляет ошибки, обобщает материал.

Наиболее высокий  пятый уровень проблемности предполагает самостоятельное формулирование учащимися проблемы и её решение. Это характерно для исследовательского метода обучения, он свойственен некоторым лабораторным и практическим занятиям в старших классах.

Как показала практика, уроки при условии умело создаваемой на них проблемной ситуации проходят интересно. На таких уроках дети работают с увлечением, активно, что в результате и обеспечивает учебно-педагогический эффект, способствует развитию самостоятельности мышления учащихся, а это важно для формирования их научного мировоззрения.

Тот или иной уровень проблемности и степень активности учащихся в решении учебной проблемы зависят, прежде всего, от умения учителя организовать учебный процесс, а также от содержания учебного материала, познавательной самостоятельности учащихся.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...