План-конспект урока "Хемосинтез"
методическая разработка по биологии по теме
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
«ХЕМОСИНТЕЗ»
- Чайченко Татьяна Анатольевна
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №2 г.Троицка
- Учитель биологии
- 10 класс
- Тема урока №24 «Хемосинтез» в разделе «Основы цитологии»
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология, 10-11 класс», М. – Дрофа, 2009
- Цель работы: обобщение и систематизация знаний учащихся о способах питания живых организмов.
- Задачи:
Обучающие
Продолжить углубление знаний учащихся об автотрофном способе питания.
Сформировать у учащихся сущность процесса хемосинтеза.
Раскрыть значение хемосинтеза в биосфере.
Развивающие
Развитие познавательного интереса к предмету.
Формирование научного мировоззрения.
Развитие логического мышления, памяти.
Воспитательные
Воспитание творческого отношения к применению знаний.
Формирование у учащихся убежденности в познаваемости мира.
9. Тип урока
Комбинированный урок.
10. Формы работы учащихся
Устные ответы, самостоятельная работа с учебником.
11. Необходимое техническое оборудование:
Ноутбук (компьютер), интерактивная доска (проектор, экран).
12. Литература:
1. Биология: Учебник для 10-11класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.-М.:Дрофа,2009.-367с.
2. Поурочное планирование.
3. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику, Т.А. Козлова, -М., Экзамен, 2008
13. Структура урока:
1. Организационный момент.
Организационное начало урока.
2.Проверка домашнего задания методом устного опроса.
Вопросы:
1.Что представляет собой «великая кислородная революция»?
2. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?
3. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
3.Подведение итогов по опросу.
4. Сообщение темы и цели урока.
5. Изложение нового материала по плану:
- способы питания живых организмов.
- процесс хемосинтеза.
- характеристика групп хемотрофных организмов.
- значение хемосинтеза в биосфере.
6. Активизация знаний учащихся:
1.Способы питания организмов.
2.Каких видов организмов на Земле больше – хемосинтетиков или фотосинтетиков.
3.К какому царству организмов относятся хемосинтетики.
Изложение материала:
Способы питания организмов:
- автотрофы –синтезируют органические вещества (фототрофы, хемотрофы) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d7-1000-4ddd-c545-480046bc432f/145.jpg,
- гетеротрофы- питаются готовыми органическими веществами (паразиты, сапрофиты, голозои) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d8-1000-4ddd-f516-4c0046bc432f/146.jpg ,
- сочетание автотрофного и гетеротрофного питания (эвглена зеленая, росянка)
Хемосинтез – это способ автотрофного питания при котором энергия для синтеза органических веществ служат реакции окисления неорганических соединений. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d9-1000-4ddd-21d0-500046bc432f/147.swf
Царство Бактерий. Открыт в 1887 году русским ученым Виноградовым.
Бактерии, способные синтезировать необходимые им органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящие в клетке относятся к хемотрофам.Захватываемые бактерией вещества окисляются, а образующаяся энергия используется на синтез сложных органических молекул из СО2 И Н2О. Этот процесс называется хемосинтезом. Образуется и АТФ , а потом используется на синтез органических веществ.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.(схема) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004db-1000-4ddd-789e-630046bc432f/148.swf
Группы хемосинтетиков:
1. Азотофиксирующие – окисляют аммиак в азотную кислоту, азот воздуха недоступный для усвоения растениями превращает в аммиак который ими хорошо усваивается, повышается урожайность.
2. Серобактерии – окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислоты.
3. Железобактерии – окисляют двухвалентное железо до трехвалентного.
4. Нитрифицирующие – обитают в почве, окисляют аммиак ,образующийся при гниении органических остатков до азотной кислоты.
Взаимодействуя с минеральными веществами почвы, азотистая и азотная кислоты образуют соли, которые являются важнейшими компонентами питания высших растений – нитриты и нитраты.
Значение хемосинтеза:
- круговорот серы, азота, железа.
- усваивают ядовитые вещества : аммиак и сероводород.
- образуются нитриты и нитраты, которые усваиваются растениями.
- серобактерии используются для очистки сточных вод.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
-дать определение понятия «хемосинтез».
- оформить таблицу «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза».
Закрепление изученного материала.
Сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза.
Задание на дом.
Изучить параграф 25 и отвечать на вопросы.
Подведение итогов.
Итоги урока. Оценки за урок.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
|
---|---|---|---|---|
1 | Изложение нового материала | Объясняет новый материал, используя ЭОР | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 15 |
2 | Выполнение заданий учащимися | Анализирует выполнение заданий учащимися | Выполняют задания | 5 |
3 | Изложение нового материала | Используя ЭОР, объясняет новый материал | Просматривают анимацию | 5 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип | иллюстрация | |
2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип | иллюстрация | |
3 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип | анимация | |
4 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, практический тип | Таблица, задание учащимся |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_raboty.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
«ХЕМОСИНТЕЗ»
- Чайченко Татьяна Анатольевна
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №2 г.Троицка
- Учитель биологии
- 10 класс
- Тема урока №24 «Хемосинтез» в разделе «Основы цитологии»
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология, 10-11 класс», М. – Дрофа, 2009
- Цель работы: обобщение и систематизация знаний учащихся о способах питания живых организмов.
- Задачи:
Обучающие
Продолжить углубление знаний учащихся об автотрофном способе питания.
Сформировать у учащихся сущность процесса хемосинтеза.
Раскрыть значение хемосинтеза в биосфере.
Развивающие
Развитие познавательного интереса к предмету.
Формирование научного мировоззрения.
Развитие логического мышления, памяти.
Воспитательные
Воспитание творческого отношения к применению знаний.
Формирование у учащихся убежденности в познаваемости мира.
9. Тип урока
Комбинированный урок.
10. Формы работы учащихся
Устные ответы, самостоятельная работа с учебником.
11. Необходимое техническое оборудование:
Ноутбук (компьютер), интерактивная доска (проектор, экран).
12. Литература:
- Биология: Учебник для 10-11класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.-М.:Дрофа,2009.-367с.
- Поурочное планирование.
- Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику, Т.А. Козлова, -М., Экзамен, 2008
13. Структура урока:
- Организационный момент.
Организационное начало урока.
2.Проверка домашнего задания методом устного опроса.
Вопросы:
1.Что представляет собой «великая кислородная революция»?
2. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?
3. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
3.Подведение итогов по опросу.
4. Сообщение темы и цели урока.
5. Изложение нового материала по плану:
- способы питания живых организмов.
- процесс хемосинтеза.
- характеристика групп хемотрофных организмов.
- значение хемосинтеза в биосфере.
6. Активизация знаний учащихся:
1.Способы питания организмов.
2.Каких видов организмов на Земле больше – хемосинтетиков или фотосинтетиков.
3.К какому царству организмов относятся хемосинтетики.
Изложение материала:
Способы питания организмов:
- автотрофы –синтезируют органические вещества (фототрофы, хемотрофы) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d7-1000-4ddd-c545-480046bc432f/145.jpg,
- гетеротрофы- питаются готовыми органическими веществами (паразиты, сапрофиты, голозои) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d8-1000-4ddd-f516-4c0046bc432f/146.jpg ,
- сочетание автотрофного и гетеротрофного питания (эвглена зеленая, росянка)
Хемосинтез – это способ автотрофного питания при котором энергия для синтеза органических веществ служат реакции окисления неорганических соединений. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d9-1000-4ddd-21d0-500046bc432f/147.swf
Царство Бактерий. Открыт в 1887 году русским ученым Виноградовым.
Бактерии, способные синтезировать необходимые им органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящие в клетке относятся к хемотрофам.Захватываемые бактерией вещества окисляются, а образующаяся энергия используется на синтез сложных органических молекул из СО2 И Н2О. Этот процесс называется хемосинтезом. Образуется и АТФ , а потом используется на синтез органических веществ.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.(схема) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004db-1000-4ddd-789e-630046bc432f/148.swf
Группы хемосинтетиков:
- Азотофиксирующие – окисляют аммиак в азотную кислоту, азот воздуха недоступный для усвоения растениями превращает в аммиак который ими хорошо усваивается, повышается урожайность.
- Серобактерии – окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислоты.
- Железобактерии – окисляют двухвалентное железо до трехвалентного.
- Нитрифицирующие – обитают в почве, окисляют аммиак ,образующийся при гниении органических остатков до азотной кислоты.
Взаимодействуя с минеральными веществами почвы, азотистая и азотная кислоты образуют соли, которые являются важнейшими компонентами питания высших растений – нитриты и нитраты.
Значение хемосинтеза:
- круговорот серы, азота, железа.
- усваивают ядовитые вещества : аммиак и сероводород.
- образуются нитриты и нитраты, которые усваиваются растениями.
- серобактерии используются для очистки сточных вод.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
-дать определение понятия «хемосинтез».
- оформить таблицу «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза».
Закрепление изученного материала.
Сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза.
Задание на дом.
Изучить параграф 25 и отвечать на вопросы.
Подведение итогов.
Итоги урока. Оценки за урок.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Изложение нового материала | Объясняет новый материал, используя ЭОР | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем | 15 |
2 | Выполнение заданий учащимися | Анализирует выполнение заданий учащимися | Выполняют задания | 5 |
3 | Изложение нового материала | Используя ЭОР, объясняет новый материал | Просматривают анимацию | 5 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d7-1000-4ddd-c545-480046bc432f/145.jpg |
2 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип | иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d8-1000-4ddd-f516-4c0046bc432f/146.jpg |
3 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип | анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d9-1000-4ddd-21d0-500046bc432f/147.swf |
4 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Наборы ЦОР к учебникам, практический тип | Таблица, задание учащимся | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004db-1000-4ddd-789e-630046bc432f/148.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...