Урок-игра "Скелет человека" (проверка знаний)
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Конспект урока по теме "Скелет человека" проверка знаний, в форме игры. Класс делится на команды. Каждой команде даются задания. Есть задания индивидуальные (для капитанов, для каждого члена команды в форме теста), есть задания общие для команды. Занимательные вопросы заставляют думать, повышать интерес к изучаемому предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №8

Конспект урока по биологии в 8-ом классе

«Проверка знаний по теме «Скелет человека»

                                                                  Подготовила

                                                                   Учитель биологии

                                                                     Недобоева Н.Ф.

Г.Верхний Тагил

2015 год

Проверка знаний по теме «Скелет человека»

 (урок-игра)

Цели: 

Образовательные: 

  • обеспечить понимание содержания учебного материала всеми учащимися
  • обеспечить применение знаний на практике в нестандартной ситуации
  • обобщить и систематизировать знания о скелете человека

 Развивающие:

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выявлять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с различными источниками информации.)

 Воспитательные :

  • формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки учащихся через совместную работу.

Задачи:

  • закрепить знания об основных частях скелета и выполняемых ими функциях
  •  выработать умения находить кости скелета на таблицах и рассказывать об их строении и функциях
  •  находить различия в строении скелета млекопитающих и человека.

Методы: словесно-наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», раздаточный материал к уроку: скелет человека , задания группам и индивидуальные (тесты)..  

I. Организационный момент.

Класс делится на команды ( можно по рядам), выбирается капитан, название команды.

1. Разминка.

Вопросы задаются каждой команде по очереди. Если команда не отвечает, могут отвечать другие команды.

Вопросы:

  1. Сколько костей в организме человека?  (220)
  2. Назовите плоские кости скелета (ребра, лучевая, лопатка, височные, тазовые)
  3. Сколько свободных ребер у человека (4)
  4. Сколько пар ребер прикрепляются к грудине(10)
  5. Сколько позвонков входит в состав шейного отдела позвоночника ( 7)
  6. Какие кости входят в состав плечевого пояса  (ключицы и лопатки)
  7. Какие кости входят в пояс нижних конечностей? ( тазовые кости)
  8. Сколько позвонков входит в состав грудного отдела позвоночника? ( 12)
  9. Чем обеспечивается гибкость позвоночника ( полуподвижным соединением позвонков)

2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

Ответ: 1) фаланги пальцев (скелет туловища);

2) тазовая (кости конечностей);

3) плечевая (плоские кости).

3. Разбейте на группы,  найдите соответствие.

Задание всей команде.

  1. Голень
  2. Предплечье
  3. Таз 

а) лучевая кость

б) малая берцовая кость

в) большая берцовая кость

г) лобковая кость

д) локтевая кость

е) подвздошная кость

Ответ: 1 – б, в; 2 – а, д; 3 – г, е.

4. Конкурс капитанов.   Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп человека.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

5. Задание для  команды

Найти биологические  ошибки в тексте.

Указать номер неправильного предложения и исправить ошибку.

Текст 1.Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к  лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Ответ: предложения 2,3,4.

2. У человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

3. Кости черепа соединены между собой неподвижно с помощью швов.

4. Лобная кость относится к мозговому отделу черепа.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом  только при помощи  мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Ответ : предложения 2,3,6.

2 – в состав плечевого пояса входят две лопатки и две ключицы.

3 – лопатки плоские кости, состоящие из губчатого вещества.

6 – плечо образовано одной костью – плечевой, а предплечье – двумя: локтевой и лучевой

Текст 3. Грудная клетка

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и  задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также  печень, желудок и тонкий кишечник.

Ответ. Предложения 1,3,6.

1. – грудина – плоская кость

3 – передние концы 10 пар верхних ребер соединены с грудиной при помощи гибких хрящей

6 – тонкий кишечник не защищен грудной клеткой.

6. Конкурс знатоков биологии. (по два человека от команды)

Подписать части  и кости скелета человека

7. Самые – самые.

 Вопросы для всех команд. Кто первый поднимает руку.

1. Назовите самую длинную кость в теле человека. (Бедреная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров)

2. Где у человека находится самый маленький сустав? (В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»)

3. Назовите самый прочный сустав. (Тазобедренный)

4. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела. (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить)

5.Названия каких костей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? ( лопатка, молоточек, наковальня, стремячко, чашечка, тазовые)

6. Почему первый шейный позвонок получил название «атлант»? (он поддерживает череп, как Атлант поддерживает земной шар)

7. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (хребет)

8.  Сколько процентов воды содержит кость? (До 22 )

8. Выполнение тестовых заданий всеми участниками  индивидуально.

Тестовые задания:

1. К какому типу костей относят плечевую кость?

1) губчатым длинным        2) плоским    

3) трубчатым длинным       4) трубчатым коротким

2.Подвижно соединены между собой кости:

1) большая и малая берцовые       2) бедренная и тазовые

3) локтевая и лучевая                     4) теменные и височные

3.Какая кость входит в состав лицевого отдела черепа?

1) клиновидная   2) лобная   3) носовая       4) теменная

4. Какие кости не участвуют в формировании грудной клетки:

1) грудина  2) грудные позвонки        3) ключицы       4) ребра

5. Какая кость входит в состав мозгового отдела черепа?

1)лобная      2) небная         3) скуловая          4) слезная

6. С грудиной непосредственно сочленяются :

1) 12 пар ребер       2) 10 пар ребер     3) 7 пар ребер    4) 5 пар ребер

7. К костям пояса верхних конечностей относится

1) плечевая кость      2) локтевая кость   3) лучевая кость    4) ключица

8. Какие кости соединены в скелете человека неподвижно:

1) позвонки грудного отдела позвоночника   2) кости черепа

3) кости бедра и голени                      4) позвонки копчикового отдела позвоночника

8. Подведение итогов игры. Выставление оценок

Список использованной литературы:

1. А.В.Драгомилов,Р.Д.Маш.  Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф.

2. В.С.Рохлов, С.Б. Трофимов. Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М. Мнемозина.2013 г.

3 .Батуев      Биология. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.Дрофа

4.Руденко. « Знаешь ли ты себя?»

5. А.А.Кириленко. Человек и его здоровье . Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9, тематические тесты. Легион. Ростов- на –дону,2013

2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

2.Логическая цепочка. Задание для всей команды. Кто быстрее.

Перед вами логические цепочки. Ваше задание: указать лишний термин, объяснить, почему другие термины определенным образом взаимосвязаны.

1) Ребра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2) Локтевая, лучевая, бедренная, тазовые.

3) Лопатка, ребра, плечевая, тазовые.

3. Разбейте на группы,  найдите соответствие.

Задание всей команде.

  1. Голень
  2. Предплечье
  3. Таз 

а) лучевая кость

б) малая берцовая кость

в) большая берцовая кость

г) лобковая кость

д) локтевая кость

е) подвздошная кость

3. Разбейте на группы,  найдите соответствие.

Задание всей команде.

  1. Голень
  2. Предплечье
  3. Таз 

а) лучевая кость

б) малая берцовая кость

в) большая берцовая кость

г) лобковая кость

д) локтевая кость

е) подвздошная кость

3. Разбейте на группы,  найдите соответствие.

Задание всей команде.

  1. Голень
  2. Предплечье
  3. Таз 

а) лучевая кость

б) малая берцовая кость

в) большая берцовая кость

г) лобковая кость

д) локтевая кость

е) подвздошная кость

4. Конкурс капитанов

4. Конкурс капитанов.   Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп человека.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

4. Конкурс капитанов.   Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп человека.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

4. Конкурс капитанов.   Работа с текстом

Вставьте в текст пропущенные термины и числовые значения из предложенного перечня.

Череп человека.

Череп состоит из ________ костей. Мозговой отдел представлен парными теменными и __________________ костями и непарными ______________ и затылочной. Кости черепа соединены ___________________. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

Перечень терминов: скуловые, неподвижно (сращены), 23, лонная, 220, лобная, височные, неподвижно (швы).

Текст 1.Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к  лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Текст 1.Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к  лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Текст 1.Скелет головы.

1. Скелет головы – череп – состоит из мозгового и лицевого отделов. 2. Лицевой отдел черепа преобладает над мозговым. 3. Кости черепа между собой соединены неподвижно путем сращения. 4. Височные, теменные и затылочные кости относятся к мозговому отделу черепа, а лобная, скуловые, челюстные – к  лицевому отделу.5. Верхнечелюстная кость неподвижная, нижнечелюстная кость – подвижная. 6. На этих костях находятся зубы, корни которых расположены в специальных костных ячейках.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом  только при помощи  мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом  только при помощи  мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Текст 2. Скелет плечевого пояса и верхних конечностей.

1. Благодаря тому, что верхние конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки. 2. Такую опору создают кости плечевого пояса – две лопатки и ключица. 3. Лопатки – большие кости треугольной формы, состоящие из компактного костного вещества. 4. Лопатки соединены с ребрами и позвоночным столбом  только при помощи  мышц. 5.Скелет верхних конечностей состоит из трех отделов: плеча, предплечья и кисти. 6.Плечо образовано двумя костями, а предплечье – одной.

Текст 3. Грудная клетка

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и  задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также  печень, желудок и тонкий кишечник.

Текст 3. Грудная клетка

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и  задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также  печень, желудок и тонкий кишечник.

Текст 3. Грудная клетка

1. Грудная клетка образована 12 грудными позвонками, 12 парами ребер и трубчатой грудной костью – грудиной.2 Ребра представляют собой плоские изогнутые дугой кости. 3. Передние и  задние концы ребер подвижно соединены с грудными позвонками и грудиной. 4. При дыхании такое соединение костей обеспечивает подвижность грудной клетки. 5.Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. 6. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также  печень, желудок и тонкий кишечник.

Экспертный лист

Команда 1

Команда 2

Команда 3

1.Разминка

1-3 балла

2.Логическая цепочка

1-3 балла

3.Найти соответствие

1-3 балла

4.Конкурс капитанов

Пропущенные слова

1-4 балла

5.Ошибки в тексте

1-3 балла

6.Знатоки биологии

Части скелета

1-20 баллов

7.Занимательные вопросы

1-8 баллов

8. Итого

1-44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...

Сценарий проведения торжественной линейки «В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!», посвящённой Дню знаний.

Сценарий проведения общешкольнойторжественной линейки«В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!»,посвящённой  Дню знаний....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...