Рабочая программа
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений /В. В. Пасечник М.:Дрофа 2007. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx | 78.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей естественнонаучного | по УР Ситдикова Т.Г. | __________Р.Р.Зарипов |
цикла Протокол №______________ | Приказ № __43__ | |
от 28.08.2015 г. | 28.08.2015 г. | от 28.08.2015 г. |
Руководитель МО ____________ Тимергалеева А.Н. |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя биологии
высшей квалификационной категории
Нургалиевой Т.А.
по учебному предмету «Биология»
6 класс (базовый уровень)
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1 от 28.08.2015 года
Казань - 2015 год
Учебно-тематическое планирование уроков биологии
Классы: 6 А, 6 Б, 6 В
Учитель: Нургалиева Талия Абраровна
Количество часов: 35
Всего 35 часов; в неделю 1 ч.
Плановых контрольных уроков - 5
Лабораторных работ: 20
Практических работ: 6
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений /В. В. Пасечник М.:Дрофа 2007. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение ботанике в объеме 35 часов (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений /В. В. Пасечник М.: Дрофа 2007. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В 6 классе обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
При изучении раздела биологии: «Бактерии. Грибы. Растения» - рассматриваются национально-региональные компоненты в темах:
№ | № урока | Тема урока |
1 | 5 | Царство Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность на примере шляпочного гриба. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Первая помощь при отравлении грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Л.Р. №2: «Строение шляпочных грибов. Распространение съедобных и ядовитых грибов». (На примере грибов РТ. Красная книга РТ. НРК) |
2 | 7 | К.Р. №1: «Клеточное строение организмов. Бактерии. Грибы». Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. (На примере растений РТ и окружающей местности. НРК). |
3 | 12 | Строение семян однодольных и двудольных растений. Л.Р. № 8: «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (На примере однодольных и двудольных растений нашей местности. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ |
4 | 13 | Строение и функции корня. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Л.Р. № 9: «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внутреннего строения корня». (На примере растений окружающей местности. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ |
5 | 17 | Цветок и его строение. Соцветия. Л.Р. №13: «Изучение строения цветка». (На примере растений окружающей местности и комнатных растений кабинета. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ |
6 | 18 | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. (На примере растений окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). П.Р. № 3: «Распознавание органов и систем органов растений». |
7 | 21 | Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. П.Р. № 4: «Изучение состава почвы». (На примере почв окружающей местности. НРК). |
8 | 24 | Прорастание семян. Рост растений. Этапы развития. Растительный организм как единое целое. П.Р. № 5: «Наблюдение за ростом и развитием растений». Экскурсия 2: «Зимние явления в жизни растений». (Жизнь растений окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. |
9 | 26 | Анализ контрольной работы. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. П.Р. № 6: «Размножение комнатных растений» (На примере организмов окружающей местности и комнатных растений. НРК). |
10 | 29 | Знакомство с классификацией цветковых растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Л.Р. № 17: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». (На примере растений окружающей местности. НРК). |
11 | 31 | Класс однодольные растения. Семейства растений класса однодольных: лилейные, злаки. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (На примере растений окружающей местности. НРК). Л.Р. № 19: «Распознавание растений разных отделов Работа по определительным карточкам». |
12 | 32 | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Л.Р. №20: «Особенности строения растений разных экологических групп. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)». (На примере растений окружающей местности и экологических условий города Казани. НРК). |
13 | 34 | Анализ контрольной работы. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Экскурсия №3: «Весенние явления в жизни растений». (Растительные сообщества окружающей местности на примере охраны природы окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. |
14 | 35 | Итоговое повторение. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. (Красная книга РТ. НРК) |
Для изучения НРК используется учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Растительный и животный мир Татарстана». И.И.Рахимов, К.К. Ибрагимова. Казань. Издательство «Магариф» - 2006.
Красная книга Татарстана.
Количество часов по четвертям
Четверть | I | II | III | IV | Итого |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 9 | 35 |
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
№ | Тема | Количество | В том числе | ||
часов | теория | Лаб./пр. работы | Контр. работы | ||
1 | Введение | 1 | 1 | -/- | - |
2 | Клеточное строение организмов. Царства бактерии и грибы | 5 | 3/2 | ||
3 | Царство Растения - 5 часов. | 5 | 4/- | 1 | |
4 | Строение и многообразие покрытосеменных растений | 8 | 5/1 | 2 | |
5 | Жизнь растений | 8 | 1 | 3/3 | 1 |
6 | Классификация растений | 4 | 1 | 3/- | |
7 | Природные сообщества. Развитие растительного мира | 3 | 1 | 1/- | 1 |
8 | Итоговое повторение | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 35 | 5 | 19/6 | 5 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение - 1 час.
Введение. Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Клеточное строение организмов. Царства бактерии и грибы - 5 часов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение растительной клетки. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.
Лабораторная работа №1: «Устройство увеличительных приборов. Приготовление препарата кожицы чешуи лука (приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом)».
Ткани. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.
Практическая работа №1: «Наблюдения процессов жизнедеятельности растений; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание».
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Практическая работа №2: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».
Царство Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность на примере шляпочного гриба. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Первая помощь при отравлении грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №2: «Строение шляпочных грибов. Распространение съедобных и ядовитых грибов».
Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.
Лабораторная работа №3: «Изучение строения плесневых грибов».
Царство Растения - 5 часов.
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лабораторная работа №4: «Изучение внешнего строения водорослей».
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Лабораторная работа №5: «Изучение внешнего строения мхов».
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Лабораторная работа №6: «Изучение внешнего строения папоротника».
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 7: «Изучение строения хвои и шишек».
Строение и многообразие покрытосеменных растений - 8 часов.
Строение семян однодольных и двудольных растений.
Лабораторная работа № 8: «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений».
Строение и функции корня. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Лабораторная работа № 9: «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внутреннего строения корня».
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование.
Лабораторная работа № 10: «Листья простые и сложные».
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.
Лабораторная работа № 11: «Строение кожицы листа».
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Лабораторная работа № 12: «Изучение строения стебля».
Цветок и его строение. Соцветия.
Лабораторная работа № 13: «Изучение строения цветка».
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Практическая работа № 3: «Распознавание органов и систем органов растений».
Строение и многообразие растений. Обобщение.
Жизнь растений - 8 часов.
Анализ контрольной работы. Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость). Химический состав растений.
Лабораторная работа № 14: «Процессы жизнедеятельности растений, химический состав растений».
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений.
Практическая работа № 4: «Изучение состава почвы».
Фотосинтез. Дыхание растений.
Лабораторная работа №15: «Фотосинтез растений».
Испарение воды растениями. Передвижение воды и минеральных веществ. Обмен веществ и энергии.
Лабораторная работа №16: «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».
Прорастание семян. Рост растений. Этапы развития. Растительный организм как единое целое.
Практическая работа № 5: «Наблюдение за ростом и развитием растений».
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Способы размножения растений. Гены и хромосомы. Размножение споровых и голосеменных растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.
Практическая работа № 6: «Размножение комнатных растений»
Половое размножение покрытосеменных растений. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.
Классификация растений - 4 часа.
Основы систематики растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.
Лабораторная работа № 17: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».
Класс двудольные растения. Семейства растений класса двудольных: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий.
Лабораторная работа № 18: «Определение растений семейства по определительным карточкам».
Класс однодольные растения. Семейства растений класса однодольных: лилейные, злаки. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение.
Лабораторная работа № 19: «Распознавание растений разных отделов Работа по определительным карточкам».
Природные сообщества. Развитие растительного мира - 3 часа.
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Лабораторная работа № 20: «Особенности строения растений разных экологических групп. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)».
Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Итоговое повторение - 1 час.
Итоговое повторение. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
Учащиеся должны знать:
- строение органов цветкового растения, клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоль), ткани
- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ
- роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве, мероприятия по охране и рациональному использованию растений
- размножение растений семенами и вегетативно
- взаимосвязь растений с факторами неживой природы и живой природы, приспособленность растений у совместному обитанию
- элементарные сведения о виде, семействе, классе, типе, главные признаки классов семейств цветковых растений, типов животных, основные виды дикорастущих и культурных растений, типичных для местных условий, роль этих растений в природе, народном хозяйстве; редкие и исчезающие виды растений местной флоры
- особенности строения и жизнедеятельности растений разных отделов, бактерий, грибов и лишайников
- признаки усложнения растений в процессе исторического развития растительного мира, роль в природе и народном хозяйстве
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы цветкового растения
- ставить простейшие опыты с целью выявления у растений процессов питания, дыхания, роста
- проводить рыхление, полив, окучивание, пикировку, вносить удобрения
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдения
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
- ухаживать за растениями (окапывать приствольный круг, обрезать поломанные и сухие побеги, залечивать раны на стволе и в ветвях), участвовать в озеленении школы и своей местности
- заготавливать черенки и размножать ими растения
- соблюдать правила поведения в природе
- ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками
- распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения, виды изученных семейств (на местных примерах) на основе выявления существенных признаков
- определять растения с помощью определителя
- проводить работы на пришкольно-опытном участке (сбор урожая, посадка и уход за многолетними растениями); применять знания по биологии растений для выращивания сельскохозяйственных культур
- соблюдать правила поведения в природе.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебник
Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа.
Пособия для учителя
- Панфилова Л.Д. Биология: 6-й кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология- 6: Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод, пособие. / Л.Д. Панфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.
- Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология – 6: Бактерии. Грибы. Растения, М.: Дрофа, 2000
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 классы, М.: Дрофа, 2010
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / авт.-сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2002.
- Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с.
- А.В. Марина Конспекты уроков для учителя биологии-6кл.Уроки ботаники. изд. Владос, Москва, 2003
- Н.И. Сонин Биология – 6. Лучшие нестандартные уроки.Изд.Айрис Пресс, Москва,2003
- Биология: Ботаника – 6 класс из серии «Я иду на урок биологии», изд.Первое сентября, Москва, 2002
- А.Е. Богоявленская Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, изд. Просвещение, Москва, 1996
- А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии – 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. Изд. «Вако», Москва, 2007
- Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя в 2-ух частях, изд.Просвещение, Москва, 1997
- В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко Ботаника, учебник для техникумов,Москва ВО « Агропромиздат», 1988
Пособия для учащихся
- В.В. Петров Растительный мир нашей Родины, Москва «Просвещение», 1991
- Д.И. Трайтак Книга для чтения по биологии. Растения, Москва «Просвещение», 1996
- Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников – 6-7 кл., изд. Мнемозина, Москва, 1998
- О.Н. Дронова Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения., Саратов, изд. «Лицей», 2002
- Л.А. Багрова Я познаю мир. Растения, Москва, ТКО « АСТ», 1995
- В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова Занимательная ботаника, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998
- Е.Н. Демьянков Биология. Мир растений. Задачи, дополнительные материалы – 6 кл.. изд Владос, Москва, 2004.
- А.М. Былова, Н.И.Шорина Экология растений – 6кл, Изд. Вентана-Граф, Москва, 2007.
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
№ УРОКА | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Виды, формы контроля | Планируемый результат | Дом. задание | Дата проведения | |||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Требования | 6 А кл. | 6 Б кл. | 6 В кл. | ||||||
I – четверть (9 часов). Введение (1 ч). | ||||||||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Введение. Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. Экскурсия 1: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». | 1 | УИНМ | Текущий опрос | Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей Методы изучения живых объектов. | Знать роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика. | Введение, прочитать стр.10-12, ответить на вопросы стр.12 | |||
Клеточное строение организмов. Царства бактерии и грибы. (5 часов) | ||||||||||
2 (1) | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение растительной клетки. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Л.Р. №1: «Устройство увеличительных приборов. Приготовление препарата кожицы чешуи лука (приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом)». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | Клеточное строение растений как доказательство их единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, деление и рост. Значение движения цитоплазмы. Изменение ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клетки. | Знать и уметь пользоваться микроскопом и лупой. Уметь распознавать и описывать части и органоиды клетки. Уметь сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения. Уметь распознавать описывать стадию деления клетки. Уметь отличать молодую и старую клетку. | § 2-3, ответить на вопросы, оформить результаты л.р | |||
3 (2) | Ткани. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. П.Р. № 1: «Наблюдения процессов жизнедеятельности растений; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание». | 1 | КУ | Индивидуальная работа по карточкам | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные, губчатая, столбчатая, фотосинтезирующая. Функции основных видов тканей. | Знать определение ткани, Уметь приводить примеры разных видов тканей; распознавать и описывать строение тканей растений; объяснять последствия для растений нарушения покровной ткани (коры) человеком | § 4, заполнить таблицу | |||
4 (3) | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. П.Р. № 2: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | 1 | КУ | ИО | Царство бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Знать признаки бактерий. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | § 5-6 пересказывать, в тетради стр. 12-13. | |||
5 (4) | Царство Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность на примере шляпочного гриба. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Первая помощь при отравлении грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Л.Р. №2: «Строение шляпочных грибов. Распространение съедобных и ядовитых грибов». (На примере грибов РТ. Красная книга РТ. НРК) Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Царство грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. | Знать признаки грибов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Знать правила работы с микроскопом. | §7,8, пересказывать, в тетради стр. 14-15. | |||
6 (5) | Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии. Л.Р. №3: «Изучение строения плесневых грибов». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО | § 9-10, пересказывать, выучить термины, стр. 15-16 в тетради | |||||
Царство Растения (5 часов) | ||||||||||
7 (1) | К.Р. №1: «Клеточное строение организмов. Бактерии. Грибы». Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. (На примере растений РТ и окружающей местности. НРК). | 1 | УИНМ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | Царство растений. Роль растений в природе, жизни человека. Многообразие растений. Высшие и низшие растения. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений. | Знать признаки растений, определение термина «ботаника». Уметь перечислять и приводить примеры растений основных групп; объяснять происхождение и этапы эволюции растений, выделять признаки высших и низших растений. | § 11,58 (1 п), стр 17 в тетради, подобрать материал об интересных растениях. | |||
8 (2) | Анализ контрольной работы. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Л.Р. №4: «Изучение внешнего строения водорослей». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Значение водорослей. | Знать признаки водорослей, определение низшие растения. Уметь распознавать водоросли различных отделов, описывать строение водорослей, сравнивать объекты и доказывать их принадлежность. | § 12-13, 58 (2п) пересказывать, стр.18-19 в тетради. | |||
9 (3) | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Л.Р. №5: «Изучение внешнего строения мхов». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Споровые растения, спорангий, сперматозоид, яйцеклетка. Основные признаки мхов и лишайников. Выход растений на сушу. Изменения в строении наземных растений. | Знать и уметь объяснять определение высшие растения. Уметь распознавать и объяснять внешнее строение мхов разных отделов, выявлять приспособления растений, связанные с выходом на сушу. | §14, 58 (3 п) пересказывать, в тетради стр. 20-21 | |||
II – четверть (7 часов). | ||||||||||
10 (4) | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Л.Р. №6: «Изучение внешнего строения папоротника». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО | Высшие споровые растения. Хвощи, плауны. Летние и весенние побеги. Папоротники, вайя, спорангий. Значение хвощей, папоротников в природе и жизни человека | Знать и уметь объяснять определение высшие споровые растения, Уметь распознавать и объяснять внешнее строение папоротников и хвощей, роль папоротников в природе и жизни человека. | § 15, 58 (4 п) пересказывать, стр. 21-22 в тетради. | |||
11 (5) | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Л.Р № 7: «Изучение строения хвои и шишек». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Голосеменные и покрытосеменные растения. Особенности строения, связанные с семенным размножением. Жизненные формы растений. | Знать и уметь объяснять определение семенные растения, Уметь распознавать и объяснять особенности семенных растений, описывать наиболее известные представители голосеменных и покрытосеменных растений. | § 16-17, 58 (до конца) пересказывать, стр.22-25 в тетради | |||
Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов) | ||||||||||
12 (1) | Строение семян однодольных и двудольных растений. Л.Р. № 8: «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений». (На примере однодольных и двудольных растений нашей местности. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | УИНМ | ФБ | Семя. Однодольное, двудольное строение. Строение семян: кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения однодольных и двудольных растений. | Знать и уметь объяснять строение семени, сравнивать семена растений, распознавать наиболее распространенные в нашей местности однодольные и двудольные растения | § 18 пересказ, стр. 26-27 в тетради. | |||
13 (2) | Строение и функции корня. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней. Л.Р. № 9: «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внутреннего строения корня». (На примере растений окружающей местности. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Корни, виды корней, типы корневых систем. Строение корней. Ткани корня: покровная, образовательная, механическая, проводящая, всасывающая, основная. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, роста (растяжения), всасывания, проведения. | Знать и уметь объяснять строение корня, виды корней и типы корневых систем, распознавать зоны корня, устанавливать соответствие между видоизменениями корня и его функциями. | § 19-21 пересказыв, стр.28-32 в тетради. | |||
14 (3) | К.Р №2: «Царство растения». Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Л.Р. №10: «Листья простые и сложные». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Побег. Узлы. Междоузлия. Строение почки. Виды почек: пазушные, верхушечные, вегетативные, генеративные. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень. Внешнее строение листа: черешок, листовая пластинка, сложные и простые листья. | Знать и уметь объяснять строение побегов, почек и листьев. Уметь распознавать живые объекты: побеги, почки, листья простые и сложные, | § 22-23 пересказыв, стр. 32-35 в тетради. | |||
15 (4) | Анализ контрольной работы. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Л.Р. № 11: «Строение кожицы листа». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Клетки листьев. Ткани листа: покровная, основная, столбчатая, губчатая, фотосинтезирующая, проводящая, флоэма, ксилема, механическая ткань, жилки листа, устьица. Видоизменения листьев: иголки, усы. | Знать и уметь объяснять клеточное строение листа, уметь сравнивать ткани разных видов. Уметь называть функции кожицы листа, мякоти и жилок. Знать правила и уметь пользоваться микроскопом. | § 24- 25 пересказыв, стр.35-37 в тетради. | |||
16 (5) | Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Л.Р. №12: «Изучение строения стебля». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани (кожица, пробка), механическая ткань (лубяные волокна древесины), проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань. | Знать строение стебля, уметь приводить примеры участков и тканей стебля, описывать их функции. Уметь объяснять влияние условий жизни на толщину стебля. | § 26-27 –пересказыв, стр. 37-40 в тетради. | |||
III – четверть (10 часов). | ||||||||||
17 (6) | Цветок и его строение. Соцветия. Л.Р. №13: «Изучение строения цветка». (На примере растений окружающей местности и комнатных растений кабинета. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (пыльцевой мешочек, нить), цветоложе, цветоножка, соцветия простые и сложные, биологическое значение соцветий. | Знать и уметь объяснять строение цветка. Уметь распознавать и описывать по рисунку строение цветка, соцветия; уметь приводить примеры растений с разными соцветиями, описывать приспособление цветов к опылению. | § 28-29, пересказыв, стр.40-42 в тетради, оформить результаты л/р | |||
18 (7) | Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. (На примере растений окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). П.Р. № 3: «Распознавание органов и систем органов растений». | 1 | КУ | Индивидуальная работа учащихся | Плоды, функции плодов. Виды плодов: сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Основные виды плодов: ягода, яблоко, костянка, орех, зерновка, коробочка, боб, стручок. Способы распространения плодов и семян. | Знать и уметь объяснять строение и виды плодов, функции плодов. Уметь приводить растения с разными видами плодов, уметь выявлять приспособления растений к распространению плодов и семян. | § 30-31 пересказыв, стр. 43-44 в тетради, выучить термины. | |||
19 (8) | Строение и многообразие растений. Обобщение. К.Р. №3: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». | 1 | УКЗ | ИО | Уметь выполнять тестовые задания типа ЕГЭ | § 28-31 повторить, выполнить задания в тетради стр.43-49 | ||||
Жизнь растений (8 часов) | ||||||||||
20 (1) | Анализ контрольной работы. Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость). Химический состав растений. Л.Р. № 14: «Процессы жизнедеятельности растений, химический состав растений». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | Химический состав растений: вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы и их функции; вещества органические и минеральные. Простейшие химические опыты. | Знать и уметь доказывать наличие в растениях основных компонентов химического состава. Уметь проводить простейшие опыты и их оформлять. | § 32, оформить результаты л/р | |||
21 (2) | Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. П.Р. № 4: «Изучение состава почвы». (На примере почв окружающей местности. НРК). | 1 | КУ | ИО, ФБ | Минеральные вещества в растениях и их роль: калий, азот, фосфор, магний. Корневое давление. Почва, состав и плодородие почвы. Удобрения органические и минеральные. | Знать и уметь объяснять значение минерального питания растений, плодородие почвы и его повышение. | § 33, стр.45-47 в тетради. | |||
22 (3) | Фотосинтез. Дыхание растений. Л.Р. №15: «Фотосинтез растений». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Фотосинтез. Влияние условий на процесс образования крахмала. Дыхание растений. Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания растений. | Знать и уметь объяснять процессы фотосинтеза и дыхания растений, уметь проводить простейшие опыты, доказывающие эти процессы. | § 34,35 пересказывать, оформить результаты л/р. | |||
23 (4) | Испарение воды растениями. Передвижение воды и минеральных веществ. Обмен веществ и энергии. Л.Р. №16: «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Испарение воды и передвижение веществ в растении. Значение испарения для растений. Причины передвижения воды по сосудам. Листопад и его значение. | Знать процессы испарения воды и передвижение веществ в растениях. Уметь описывать опыты, доказывающие эти процессы, объяснять влияние условий на испарение и передвижение веществ. | § 36, 37, оформить результат л/р, задания стр. 51-54 в тетради | |||
24 (5) | Прорастание семян. Рост растений. Этапы развития. Растительный организм как единое целое. П.Р. № 5: «Наблюдение за ростом и развитием растений». Экскурсия 2: «Зимние явления в жизни растений». (Жизнь растений окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | 1 | КУ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | Прорастание семян, условия прорастания: температура, влажность. Правила и сроки посева семян. Рост растений. Развитие побега из почки. Развитие растения. | Знать и уметь описывать условия прорастания семян, правила посева семян. Уметь называть и определять этапы развития растений, проводить простейшие наблюдения. | § 38-39, стр. 54-56 в тетради | |||
25 (6) | К.Р. №4: «Жизнь растений». Способы размножения растений. Гены и хромосомы. Размножение споровых и голосеменных растений. | 1 | КУ | ИО, ФБ | Бесполое и половое размножение. Спорообразование, спора, спорангий. Семенное размножение голосеменных растений. | Знать определения: размножение бесполое и половое, спора, сперматозоид, яйцеклетка. Уметь объяснять способы размножения растений по схемам, уметь объяснять значение условий для размножения. | § 40-42, разобрать схемы. стр. 56-59 в тетради. | |||
26 (7) | Анализ контрольной работы. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. П.Р. № 6: «Размножение комнатных растений» (На примере организмов окружающей местности и комнатных растений. НРК). | 1 | КУ | ИО, ФБ | Способы вегетативного размножения: черенками, отводами, побегами, усами, листьями, глазками, прививкой. | Знать способы вегетативного размножения, уметь приводить примеры организмов, размножающихся вегетативно. | § 43, подобрать примеры, стр. 60 -63 в тетради. | |||
IV – четверть (9 часов). | ||||||||||
27 (8) | Инструктаж по ТБ. Половое размножение покрытосеменных растений. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | 1 | КУ | ИО, ФБ | Половое размножение растений. Двойное оплодотворение, спермий, яйцеклетка, формирование пыльцевых зерен и пыльцевого мешка. Способы опыления растений: ветром, насекомыми, самоопыление. | Знать и уметь объяснять способ полового размножения покрытосемянных растений, двойное оплодотворение, распознавать и описывать способы опыления растений и признаки растений. | § 44, ответить на вопросы. | |||
Классификация растений (4 часа) | ||||||||||
28 (9) | Основы систематики растений. Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. | 1 | УКЗ | ИО | Знать основы систематики растений. Уметь объяснять понятия вид, сорт. | § 45, ответить на вопросы. | ||||
29 (1) | Знакомство с классификацией цветковых растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Л.Р. № 17: «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений». (На примере растений окружающей местности. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | Систематика растений. Вид, род, класс, семейство, порядок, отдел. Сорт. Признаки двудольных и однодольных растений. | Знать признаков классов двудольных и однодольных растений. Уметь распознавать растения по классам | §46, пересказывать, стр. 65-66 в тетради. | |||
30 (2) | Класс двудольные растения. Семейства растений класса двудольных: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные.Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Л.Р. № 18: «Определение растений семейства по определительным карточкам». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | ИО, ФБ | Класс двудольных растений. Семейства крестоцветные (капустные), бобовые (мотыльковые), розоцветные, пасленовые, сложноцветные (астровые) и их признаки. | Знать семейства двудольных растений, уметь приводить признаки семейств, определять принадлежность растений к семейству по определенным признакам, уметь работать с определительными карточками. | § 47-51. пересказывать, стр. 66-67 в тетради. | |||
31 (3) | Класс однодольные растения. Семейства растений класса однодольных: лилейные, злаки. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (На примере растений окружающей местности. НРК). Л.Р. № 19: «Распознавание растений разных отделов Работа по определительным карточкам». Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | КУ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | Класс однодольных растений. Семейства злаковые, лилейные и их признаки. | Знать семейства однодольных растений, уметь приводить признаки семейств, определять принадлежность растений к семейству по определенным признакам, уметь работать с определительными карточками. Уметь выполнять тестовые задания типа ЕГЭ | § 52-53 пересказывать, стр. 67-69 в тетради, выучить термины. | |||
Природные сообщества. Развитие растительного мира (3 часа) | ||||||||||
32 (1) | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Л.Р. №20: «Особенности строения растений разных экологических групп. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)». (На примере растений окружающей местности и экологических условий города Казани. НРК). Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | УИНМ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | Экологические факторы. Экологические группы растений: светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые растения. Растения сухих, увлажненных, водных мест обитания. | Знать основные экологические факторы и их влияние на растения. Уметь приводить примеры растений разных экологических групп и мест обитания. | § 54-55, пересказывать, стр. 70-71 в тетради. | |||
33 (2) | К/р №5: Итоговое тестирование. | УКЗ | Выполнение тестовых заданий | Уметь выполнять тестовые задания типа ЕГЭ | ||||||
34 (3) | Анализ контрольной работы. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Экскурсия №3: «Весенние явления в жизни растений». (Растительные сообщества окружающей местности на примере охраны природы окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | 1 | КУ | ИО, ФБ | Фитоценозы. Растительность. Типы растительных сообществ: сосновые леса, лиственные леса, водные сообщества. Взаимосвязи в растительных сообществах. Причины смены сообществ. Этапы развития растительного мира. Низшие и высшие растения. Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты. Охрана природы. Меры по охране природы: заповедник, заказник, ботанический сад, питомник, ООПТ, дендрарий. | Знать и уметь объяснять понятие растительного сообщества. Уметь приводить примеры растительных сообществ, примеры взаимосвязи организмов в сообществах; описывать сообщества окружающее местности. Знать основные этапы развития растительного мира. Уметь объяснять влияние человека на развитие растительного мира, уметь приводить примеры по охране природы. | § 56-57 пересказывать, сделать задания в тетради § 58-59, пересказывать, стр. 75-78 в тетради. | |||
Итоговое повторение (1 час) | ||||||||||
35 (1) | Итоговое повторение. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. (Красная книга РТ. НРК) | 1 | КУ | ФБ | Летние задания |
УИНМ – урок изучения нового материала;
КУ – комбинированный урок;
УКЗ –урок контроля знаний;
ИО – индивидуальный ответ;
ИО, ФБ – индивидуальный ответ, фронтальная беседа;
ФБ – фронтальная беседа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...