Рабочие программы
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ №1897 от 17.12.2010 года и примерной авторской программы В.В. Пасечника. Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (35 часа).
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №26»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей естественнонаучного | по УР Ситдикова Т.Г. | __________Р.Р.Зарипов |
цикла Протокол №______________ | Приказ № __43__ | |
от 28.08.2015 г. | от 28.08.2015 г. | от 28.08.2015 г. |
Руководитель МО ____________ Тимергалеева А.Н. |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя биологии
высшей квалификационной категории
Нургалиевой Т.А.
по учебному предмету «Биология»
5 класс
Программа рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2015 года
Казань - 2015 год
Учебно-тематическое планирование
по биологии
Классы: 5а, 5б, 5в
Учитель: Нургалиева Талия Абраровна
Количество часов: 35
Всего 35 часов; в неделю 1 ч.
Плановых контрольных уроков - 3
Рабочая программа построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ №1897 от 17.12.2010 года и примерной авторской программы В.В. Пасечника.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённый приказом МО и Н РФ №1897 от 17.12.2010 года и примерной авторской программы В.В. Пасечника. Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (35 часа).
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, получении общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
При изучении биологии в 5 классе рассматриваются национально-региональные компоненты в темах:
№ | № урока | Тема урока |
1 | 3 | Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Отличительные признаки живого от неживого. (На примере растений РТ и окружающей местности. НРК). |
2 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. (На примере растений окружающей местности и экологических условий города Казани. НРК). |
3 | 6 | Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Практическая работа №1: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». (Жизнь растений окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. |
4 | 19 | Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. (На примере грибов РТ. Красная книга РТ. НРК) |
25 | Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. (На примере растений окружающей местности. НРК). | |
5 | 26 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа №9: «Строение зеленых водорослей». (На примере растений окружающей местности. НРК). |
6 | 28 | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10: «Строение мха (на местных видах)». НРТ |
7 | 30 | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Лабораторная работа №12: «Изучение строения голосеменных растений. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)». (На примере растений окружающей местности. НРК). |
8 | 31 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №13: «Изучение строения покрытосеменных растений». (На примере растений окружающей местности. НРК). |
9 | 34 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение раздела: «Царство Растения». (Растительные сообщества окружающей местности на примере охраны природы окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). |
10 | 35 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. (Красная книга РТ. НРК) |
Для изучения НРК используется учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Растительный и животный мир Татарстана». И.И.Рахимов, К.К. Ибрагимова. Казань. Издательство «Магариф» - 2006.
Красная книга Татарстана.
Количество часов по четвертям
Четверть | I | II | III | IV | Итого |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 9 | 35 |
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
№ | Тема | Количество | В том числе | ||
часов | теория | Лаб./пр. работы | Контр. работы | ||
1 | Введение | 6 | 5 | -/1 | - |
2 | Клеточное строение организмов | 10 | 3 | 5/1 | 1 |
3 | Царство бактерии | 2 | 2 | -/- | - |
4 | Царство грибы | 6 | 2 | 3/- | 1 |
5 | Царство Растения | 11 | 5 | 5/- | 1 |
ИТОГО | 35 | 17 | 13/2 | 3 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (6 часов)
Введение. Инструктаж о технике безопасности.
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Отличительные признаки живого от неживого.
Среды обитания живых организмов.
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом.
Клеточное строение организмов. Клетка и ее строение: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
Клетка и ее строение: пластиды.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение.
Процессы жизнедеятельности: рост, развитие и размножение. Регуляция процессов жизнедеятельности.
Деление клетки. Рост, развитие и размножение.
Клетки, ткани и органы растений.
Устройство увеличительных приборов. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №1: «1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. 2. Рассматривание строения растения с помощью лупы».
Лабораторная работа №2: «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».
Лабораторная работа №4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».
Лабораторная работа №5: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».
Практическая работа №2: «Химический состав растений».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. (2 часа)
Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (6 часов)
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Плесневые грибы.
Дрожжи.
Грибы-паразиты.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №6: «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Лабораторная работа №7: «Изучение строения плесневых грибов - мукор».
Лабораторная работа №8: «Строение дрожжей».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения (11 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Роль в биосфере. Охрана растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения.
Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Лабораторная работа №9: «Строение зеленых водорослей».
Лабораторная работа №10: «Строение мха (на местных видах)».
Лабораторная работа №11: «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника».
Лабораторная работа №12: «Изучение строения голосеменных растений. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».
Лабораторная работа №13: «Изучение строения покрытосеменных растений».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2015 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ | Тема урока. | Ко-во часов | Тип урока | Виды, формы контроля | Планируемые образовательные результаты | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||
Предметные | УУД: Познавательные Регулятивные Коммуникативные | Личностные | |||||||||||||
I – четверть (9 часов). Введение (6 часов). | |||||||||||||||
1 | Введение. Инструктаж о технике безопасности. Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. | 1 | УИНМ | Фронтальная беседа | представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология». | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное. формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ст. «Как работать с учебником» и § 1, вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. | |||||||
2 | Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | 1 | КУ | Лабораторная работа | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 2, вопросы (устно), задания в конце §. | |||||||
3 | Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Отличительные признаки живого от неживого. (На примере растений РТ и окружающей местности. НРК). | 1 | УИНМ | Фронтальная беседа | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 3, вопросы (устно), задания в конце §. | |||||||
4 | Среды обитания живых организмов. | 1 | УИНМ | Фронтальная беседа | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух. | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 4, вопросы (устно), задания в конце § (составить план §), | |||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. (На примере растений окружающей местности и экологических условий города Казани. НРК). | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. | Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируются элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 5, вопросы и задания в конце §. | |||||||
6 | Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Практическая работа №1: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». (Жизнь растений окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны. | 1 | КУ | Практическая работа | учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. | Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Готовить отчет по экскурсии. Вести дневник фенологических наблюдений. | |||||||
Тема: «Клеточное строение организмов» (10 часов) | |||||||||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа №1: «1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. 2. Рассматривание строения растения с помощью лупы». | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 6, вопросы в конце §; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33. | |||||||
8 | Клеточное строение организмов. Клетка и ее строение: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 7 до статьи «Пластиды» Ответить на вопросы 1—3 в конце § | |||||||
9 | Лабораторная работа №2: «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом». | 1 | КУ | Лабораторная работа | |||||||||||
II – четверть (7 часов). | |||||||||||||||
10 | Клетка и ее строение: пластиды. Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника». | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 7 до конца, вопросы в конце §. | |||||||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Практическая работа №2: «Химический состав растений». | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. | Познавательные: развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 8, вопросы в конце §, таблица. | |||||||
12 | Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Лабораторная работа №4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи». | 1 | КУ | Лабораторная работа | у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 9, вопросы 1—5 в конце §. | |||||||
13 | Процессы жизнедеятельности: рост, развитие и размножение. Регуляция процессов жизнедеятельности. | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | § 9 до конца, вопросы в конце §. | |||||||
14 | Деление клетки. Рост, развитие и размножение. | 1 | КУ | ФБ | Конспект. | ||||||||||
15 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов». | 1 | УКЗ | Выполнение тестовых заданий | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Познавательные: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | с. 49—50 | |||||||
16 | Анализ контрольной работы. Клетки, ткани и органы растений. Лабораторная работа №5: «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 10, вопросы в конце §, и выполнить тренировоч- ные задания (тесты). | |||||||
III – четверть (10 часов) Тема: «Царство Бактерии» (2 часа) | |||||||||||||||
17 | Бактерии. Многообразие бактерий. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. | 1 | УИНМ | ФБ | Учащиеся имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | § 11, вопросы в конце §. | |||||||
18 | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. | 1 | УИНМ | ИО | Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | § 12, вопросы в конце §. | |||||||
Тема: «Царство Грибы» (6 часов). | |||||||||||||||
19 | Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. (На примере грибов РТ. Красная книга РТ. НРК) | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | Учащиеся знают о строении грибов, и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Познавательные: развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 13, вопросы в конце §. | |||||||
20 | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лабораторная работа №6: «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 14, вопросы в конце §. | |||||||
21 | Плесневые грибы. Лабораторная работа №7: «Изучение строения плесневых грибов - мукор». | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 15, оформление лабораторной работы. | |||||||
22 | Дрожжи. Лабораторная работа №8: «Строение дрожжей». | 1 | КУ | Лабораторная работа | § 15, оформление лабораторной работы, вопросы в конце §. | ||||||||||
23 | Грибы-паразиты. | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе | Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп. | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 16 вопросы и задания в конце §. | |||||||
24 | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы». | 1 | УКЗ | Выполнение тестовых заданий | учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | с. 86 | |||||||
Тема: «Царство Растения» (9 часов). | |||||||||||||||
25 | Анализ контрольной работы. Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Роль в биосфере. Охрана растений. (На примере растений окружающей местности. НРК). | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | Познавательные: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | § 17. Вопросы в конце §. | |||||||
26 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лабораторная работа №9: «Строение зеленых водорослей». (На примере растений окружающей местности. НРК). | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся имеют представление о водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений, их характерных признаках | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 18. Вопросы 1—3 в конце §. | |||||||
IV – четверть (9 часов). | |||||||||||||||
27 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека. | 1 | УИНМ | ФБ | учащиеся имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах | Познавательные: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 19, вопросы и задания в конце §. Познакомить учащихся с летними заданиями. | |||||||
28 | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Лабораторная работа №10: «Строение мха (на местных видах)». НРТ | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 20, вопросы и задание 2 в конце §. | |||||||
29 | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторная работа №11: «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника». | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся имеют представление о папоротниках, плаунах и хвощах как представите- лях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 21, вопросы в конце §. Выполнить задание на с. 119 учебника | |||||||
30 | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Лабораторная работа №12: «Изучение строения голосеменных растений. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)». (На примере растений окружающей местности. НРК). | 1 | КУ | Лабораторная работа | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения» | Познавательные: развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 22, вопросы и задание 1 в конце §. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о редких цветковых растениях своего края для выступления на следующем уроке. | |||||||
31 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа №13: «Изучение строения покрытосеменных растений». (На примере растений окружающей местности. НРК). | 1 | УИНМ | ИО, ФБ | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы» | Познавательные: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 23, вопросы в конце §. | |||||||
32 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. | 1 | УИНМ | ИО | учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира | Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 24, ответить на вопросы в конце §. | |||||||
33 | К/р №5: Итоговое тестирование. | 1 | УКЗ | Выполнение тестовых заданий | Учащиеся систематизировали и обобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека | Познавательные: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Проработать текст «Краткое содержание главы» и выполнить тренировочные задания (тесты) на с. 140—142 учебника. | |||||||
34 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение раздела: «Царство Растения». (Растительные сообщества окружающей местности на примере охраны природы окружающей местности. Красная книга РТ. НРК). | 1 | КУ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира | Познавательные: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции) Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | § 24, ответить на вопросы в конце §. | |||||||
35 | Заключительный урок по курсу «Биология. 5 класс». Летние задания. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. (Красная книга РТ. НРК) | 1 | КУ | Индивидуальная работа учащихся, фронтальная беседа | Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира | Познавательные: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания на практике; воспитание в учащихся любви к природе, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников | Задание: в тетрадях оформить летние задания. |
УИНМ – урок изучения нового материала;
КУ – комбинированный урок;
УКЗ –урок контроля знаний;
ИО – индивидуальный ответ;
ИО, ФБ – индивидуальный ответ, фронтальная беседа;
ФБ – фронтальная беседа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...