Постэмбриональное развитие
учебно-методический материал по биологии (9 класс) на тему
Методическая разработка урока биологии в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока биологии в 9 классе | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Тюльганский район Оренбургская область
Урок биологии
9 класс
УМК В.Б.Захаров, Н.И.Сонин
Индивидуальное развитие многоклеточного организма.
Постэмбриональное развитие
Учитель биологии
Суюндикова Е.Н.
с.Троицкое
2014
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
Урок № 40.
Тема урока: Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие
Цель урока: Сформировать знания о типах постэмбрионального развития; показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов.
Задачи:
Обучающие:
- расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
- рассмотреть особенности постэмбрионального развития;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность за здоровье будущего поколения, готовить к осознанию новой социальной роли – роли родителей.
- продолжить формирование работать в коллективе, в группах.
Развивающие:
- развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
-развивать умения находить причинно-следственную зависимость между здоровьем и условиями развития человека
Основное содержание темы: Онтогенез. Постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека
Педагогическая технология: метод проектов, включающая в себя множество специфических форм, приемов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Характеристика класса: Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности
Форма организации учебной деятельности – групповая.
Организационные формы: самостоятельная работа с текстом, изготовление группового проекта.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Мотивация к деятельности----4 мин
- Рефлексия (анкета участника проекта)
- Актуализация знаний
- Интеллектуально-преобразовательная деятельность (15 мин)
- Подведение итогов урока
- Рефлексия (анкета участника проекта, лист самооценивания)
- Информация о домашнем задании
Подготовка к занятию: класс разделить на 2 группы.
- Организационный момент
- Мотивация к деятельности, целеполагание----4 мин
При половом размножении начало всему организму дает одна клетка — зигота, при бесполом размножении — одна клетка или несколько клеток родительской особи. Но в любом случае, для того чтобы малое число клеток превратилось в полноценный организм, необходим целый ряд сложных, сменяющих друг друга превращений.
Процесс реализации генетической информации, полученной от родителей, процесс индивидуального развития организма называется …. онтогенезом.
Как вы думаете , что происходит после рождения организма?
Все ли организмы развиваются и растут одинаково?
Итак, онтогенез или индивидуальное развитие — процесс развития особи от момента образования зиготы до смерти. Для удобства изучения его делят на периоды: эмбриональный от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек и постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
Как вы считаете, на постэмбриональном развитии какого организма нам стоит остановиться подробнее? Почему?
_______учащихся вашего класса планируют в своей будущей семье иметь 2 детей, _______ одного, _____ -3-х. (Согласно опросу, проведённому на классном часу). На ваш взгляд, с чем связан такой выбор?
Прием 5человек-3мин-5идей
Какие вопросы, связанные с постэмбриональным развитием человека вас волнуют больше всего?
Учитель фиксирует вопросы на доске.
(Рождение здорового ребенка)
Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее и сформулируем правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство.
Давайте уточним, чем мы сегодня будем с вами заниматься?
Рефлексия (анкета участника проекта) Приложение 1
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Актуализация знаний
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)( 5 мин)
- Что такое онтогенез?
- Из каких этапов он состоит?
- Когда начинается эмбриональный период? Какие факторы, на ваш взгляд, могут повлиять на благоприятное течение беременности?
Обсудите в группах и составьте кластер в тетради. (1 мин) Приложение 2
- Когда начинается постэмбриональный период?
- Какие виды постэмбрионального развития вы можете назвать?
(Фрагмент видеофильма «Постэмбриональное развитие» 5 мин)
- Какие этапы развития можно выделить после рождения человека?
Как вы понимаете высказывание, что здоровье ребенка до 7 лет зависит от здоровья матери, а после 7 - от него самого? Приведите 3 доказательства своему мнению.
Б. ( 10 мин)
Учитель организует обсуждение выдвинутых гипотез, и указывает на возникшие противоречия
Для разрешения возникших противоречий учитель предлагает сформулировать правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство.
Учащиеся получают алгоритм работы в группе с четким определением этапов групповой работы, результатов групповой деятельности( лист продвижения). Ученикам необходимо спланировать свою групповую работу (время и распределение обязанностей).
Презентация работы групп (учитель принимает безоценочно)
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (15 мин)
Работа с текстом « АСП, его суть и последствия», «Курение и другие факторы риска»
Работа в группах
Обсуждение вариантов ответов в группе
Работа с текстом « АСП, его суть и последствия» «Курение и другие факторы риска»
Презентация работы групп (учитель принимает безоценочно)
Продукт: кластер, карикатура, рисунок, мотиватор, стихотворение, синквейн, коллаж.
IV этап. Рефлексивная деятельность- 5 мин
Рефлексия работы в группе
анкета участника проекта, лист самооценивания
Задание на самоанализ и самооценку .
Возврат к началу урока - Все ли вопросы мы рассмотрели?
Если не все, то желающие могут рассмотреть самостоятельно на более высоком уровне
Закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу….
Домашнее задание:
1.Параграф 33, ответить на вопросы1-4 ( для всех)
2.Изучить биогенетический закон Мюллера-Геккеля, объясните, почему у эмбрионов современных животных возникают черты строения, свойственные их далеким предкам.
3. Выполните задание: Используя дополнительные источники информации, составьте подробную таблицу «Периоды постэмбрионального развития человека». Отразите в ней временные границы и особенности протекания отдельных периодов.
4. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, выясните, что такое акселерация, какие в настоящее время существуют гипотезы о причинах акселерации.
( задания 2-4 –по выбору учащихся)
Список использованной литературы
- Агафонова И.Б.; Захаров В. Б.; Мамонтов С. Г.; Сонин Н.И.. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, 2010 г
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.:ВАКО, 2011. - 464с.- ( В помощь школьному учителю).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004ef-1000-4ddd-9740-560046bc4334/188.swf
- http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined/individualnoe-razvitie-postembrionalnyy-period?seconds=0&chapter_id=836
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7
Текст «АСП, его суть и последствия»
Природа запрограммировала жизнь на абсолютно трезвое существование. И отступление от этого закона чревато серьезными последствиями. Природа не включила алкоголь в обменные процессы человека, а значит, и не создала против него естественных противоядий.
Алкоголь - одна из самых частых причин бесплодных или бездетных браков. У злоупотребляющих алкоголем все анатомические и функциональные нарушения приобретают хроническое течение лишая этих людей возможности стать родителями. Так, у пьющих мужчин до 20% сперматозоидов имеют анатомические дефекты, примерно столько же теряют подвижность. Изменяется анатомическая и физиологическая целостность половых желез у женщин. При этом часть яичников постепенно замещаются нефункционирующей соединительной тканью, что приводит к продукции неполноценных яйцеклеток. Нарушенные мужские и женские клетки часто несут частично патологическую информацию зародышу, плоду, будущему ребенку. А нередко сперматозоиды и яйцеклетки вообще теряют способность к слиянию.
Но если даже и произошло оплодотворение нарушенных алкоголем яйцеклеток и зародыш довольно благополучно прикрепился к стенке матки, то это еще не означает, что он будет нормально развиваться.
Если беременная пусть изредка, пусть в небольших дозах употребляет самые легкие вина, то все равно в организме развивающегося плода обязательно возникнут патологические реакции в ответ на действие алкоголя. В организме и тканях плода постепенно формируется комплекс изменений, называемый алкогольным синдромом плода (АСП) или алкогольной болезнью плода, или алкогольной эмбрионатией. Этот термин означает развитие физической и психической неполноценности зародыша и плода из-за эмбриотоксического и тератогенного (то есть вызывающего анатомические уродства) действия алкоголя.
Многим приходилось встречаться с последствиями АСП физического характера — «заячья губа», «волчья пасть», сращение пальцев рук, ног, изменения формы головы, груди и т.д. А вот врожденные пороки внутренних органов определяются только специалистами-медиками, хотя, например, врожденные пороки сердца нередко бросаются в глаза и родителям, прежде всего своими грозными симптомами, такими как синюшность лица, потеря веса, отставание в росте, ыстрая физическая и психическая утомляемость.
Тератогенное действие алкоголя многократно подтверждалось и экспериментаторами. Так, французские исследователи наблюдали весьма впечатляющий случай.
В одном сарае, под полом которого находилось помещение для перегонки спирта, было помещено 160 яиц для искусственного выведения цыплят. Так вот, из половины яиц цыплят не получилось вовсе; из оставшейся половины 40 вылупившихся цыплят вскоре погибли, а у 25 были физические уродства: кривошея (раздвоение или отсутствие костей), деформация клюва и др. И все это — только под воздействием паров алкоголя.
Разумеется, организм плода и ребенка нельзя назвать совсем беззащитным от проникающего в него яда. Он активно борется, но механизмы защиты не всесильны, особенно слабы они на разных стадиях развития плода. Установлено, что активность антиалкогольных ферментов у плода в десятки раз слабее, чем у взрослых. К тому же у плода вообще отсутствует ряд ферментов, дезактивирующих алкоголь.
Вопросы и задания:
- Объясните, почему у лиц, злоупотребляющих алкоголем возникают проблемы с деторождением?
- Докажите, что алкоголь оказывает тератогенное действие на организм развивающегося плода. Что такое АСП?
- Как вы считаете, какие меры позволят родиться здоровому ребенку?
Обсудите варианты ответов в группе.
Тератогенное действие (от греч. τερατος «чудовище, урод, уродство») — нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов — некоторых физических, химических (в том числе лекарственных препаратов) и биологических агентов (например, вирусов) с возникновением морфологических аномалий и пороков развития
Текст «Курение и другие факторы риска»
Известно, что курение является одной из причин возникновения ряда тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и др. Почему?
Табачный дым содержит не менее 1000 элементов, многие из них вредны. Наиболее опасными для здоровья человека являются никотин, угарный газ, аммиак, сероводород, синильная, муравьиная и масляная кислоты и др.
Никотин — один из сильнейших растительных ядов. И он составляет основную часть табачного дыма! Никотин легко растворяется в воде и поэтому легко проникает через слизистые оболочки полости рта, носа, бронхов, желудка. Попав в организм, никотин воздействует прежде всего на сосудодвигательный центр мозга, причем сначала наступает кратковременное расширение, а затем спазм, сжатие кровеносных сосудов, особенно мельчайших капилляров. Спазм сосудов приводит к нарушению питания органов сердца, мозга и др.
Огромный вред приносит курение во время беременности и при вскармливании ребенка грудью. Через плаценту никотин попадает в кровь плода, что приводит к вышеописанным последствиям, в результате чего нарушается его нормальное развитие. Специально проводившиеся наблюдения показали, что у женщин, которые во время беременности курят, вдвое чаще рождаются недоношенные дети. Было обнаружено, что если беременная женщина курит, масса ее новорожденного на 150—200 г меньше нормы. Ученые установили также, что задержка роста эмбриона, преждевременные роды, выкидыши у курящих женщин встречаются значительно чаще, чем у некурящих.
Никотин проникает и в грудное молоко. Курение в период кормления грудью снижает количество молока и уменьшает его количество. Новорожденный ребенок, вскормленный грудью курящей матери, плохо развивается, у него очень вероятно возникновение малокровия. Такие дети чаще страдают от бронхита, пневмонии и других респираторных заболеваний.
И еще один пример, который показывает влияние некоторых факторов на формирование зародыша, не связанный с курением.
Показательным примером является трагедия, связанная с использованием снотворного талидомида в Западной Европе в конце 50-х — начале 60-х годов XX века. Этот препарат выписывали многим беременным, страдающим от постоянных приступов тошноты. Позднее выяснилось, что это лекарство вызывало нарушения развития конечностей у плода: они либо отсутствовали, либо были недоразвиты. Лекарство было запрещено, но несколько тысяч детей уже родились. Часто у новорожденных кисти или стопы росли прямо из туловища.
Антибиотик актиномицин, не оказывая влияния на организм матери, у зародышей нарушает формирование органов и тканей, особенно глаз и мозга.
Вопросы и задания:
- Объясните каково вредное воздействие никотина на развитие плода.
- Докажите, что даже лекарства оказывают тератогенное действие на организм развивающегося плода.
- Как вы считаете, какие меры позволят родиться здоровому ребенку?
Обсудите варианты ответов в группе.
Тератогенное действие (от греч. τερατος «чудовище, урод, уродство») — нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов — некоторых физических, химических (в том числе лекарственных препаратов) и биологических агентов (например, вирусов) с возникновением морфологических аномалий и пороков развития
Приложение 1
Анкета участника проекта
«Постэмбриональное развитие. Репродуктивное здоровье»
(заполнить ДО и ПОСЛЕ выполнения проекта)
Внимательно прочитайте вопросы. В начале и в конце работы над проектом выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый из вопросов. Отметьте свой выбор
№ | ВОПРОС | Начало работы над проектом | Окончание работы над проектом | ||||
ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ | ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ | ||
Знаете ли вы, что такое постэмбриональный период? | |||||||
Знаете ли вы, почему у некоторых животных наблюдается метаморфоз? | |||||||
Знаете ли вы, как образ жизни матери во время беременности влияет на здоровье будущего ребенка? | |||||||
Знаете ли вы, какие факторы могут повлиять на благоприятное течение беременности? | |||||||
Знаете ли вы, что такое алкогольный синдромом плода | |||||||
Как вы считаете, способен ли плод защититься от некоторых ядовитых веществ? | |||||||
Знаете ли вы, какие проблемы возникают у детей курящих родителей? | |||||||
Сможете ли вы объяснить вредное воздействие алкоголя, никотина на развитие плода своим знакомым, друзьям? | |||||||
Знаете ли вы, какие меры позволят родиться здоровому ребенку? |
Приложение 2
1. Какие факторы, на ваш взгляд, могут повлиять на благоприятное течение беременности?
Обсудите в группах и составьте кластер.
1. Какие факторы, на ваш взгляд, могут повлиять на благоприятное течение беременности?
Обсудите в группах и составьте кластер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по тема : «Постэмбриональное развитие животных»
Цели : 1. Сформировать знания о закономерностях постэмбрионального развития животных. 2. Охарактеризовать два ...
Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Презентация по биологии на тему: "Органогенез. Постэмбриональное развитие"...
Презентация по теме:Постэмбриональное развитие:новорожденность, грудной возраст, детство
Презентация может быть использована на уроке биологии в 8 классе. С целью активизации мышления учеников на уроке, привлечения учащихся к плодотворному обсуждению учебного материала , вовлечению ...
Презентация к уроку 10 класс. Онтогенез. Постэмбриональное развитие
Презентация к уроку по теме "Онтогенез. Постэмбриональное развитие организмов". Презентация разработана для 10 класса при 1 часе в неделю.Содержит информацию о постэмбриональном развитиии животных и р...
Презентация по теме "Постэмбриональное развитие"
Изучение темы "Постэмбриональное развитие" курса Общая биология...
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов
Разработка урока по биологии в 9 классе. В ходе урока учащиеся проводят работу исследовательского характера и выполняют тестовые задания ОГЭ....
Открытый урок по биологии. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.
Министерство образования и науки Республики ТываГБПОУ РТ «Тувинский техникум агротехнологий» Разработка открытого урока по дисциплине «Биология»на тему:« Зарод...