Конспект урока "Заболевания сердечно-сосудистой системы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Новикова Елена Алексеевна

Конспект урока по биологии для 8 класса "Заболевания сердечно-сосудистой системы" по программе И.Н.Пономаревой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabolevaniya_sss.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»

Цель урока. Обобщить  и углубить  знания  учащихся  о  сердечно-сосудистой системе, выяснить  причины, вызывающие заболевания  сердца  и  сосудов.

Задачи урока.

Образовательные: формирование  новых  понятий «функциональная   проба», «дозированная   нагрузка»; повторить и  закрепить знания по  теме « Кровообращение».

Развивающие:  развивать  умения  учащихся  сравнивать, обобщать, делать  выводы. Уметь проводить функциональную  пробу сердечно –сосудистой системы.

Воспитательные: воспитывать  санитарно-гигиеническую привычку  к  здоровому образу  жизни, показать  вредное  воздействие гиподинамии, курения, алкоголя  на  сердце  и сосуды.

Тип урока. Комбинированный.

Методы обучения: обьяснительно - иллюстративный ( беседа, рассказ), проблемный, практический.

Ход урока.

Организационный момент (2 минуты).

Приветствие. Выявление отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов».

  1. Какие два способа регулируют работу всех органов и систем органов организма? (Нервная и гуморальная регуляция).
  2. Какой дополнительный способ регуляции существует у сердца? (Автоматизм).
  3. Дайте определение понятию «автоматизм». (Способность органа ритмически возбуждаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом).
  4. Из каких фаз состоит сердечный цикл? (Сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза).
  5. Может ли нервная система изменить последовательность фаз сердечного цикла? (Нет).
  6. Какой отдел вегетативной нервной системы ускоряет работу сердца? (Симпатический).
  7. Какой нерв замедляет частоту сердечных сокращений? (Блуждающий).
  8. К какому отделу вегетативной нервной системы относится блуждающий нерв? (Парасимпатический).
  9. Какой из названных нервов сужает кровеносные сосуды? (Симпатический).
  10. Какой гормон ускоряет работу сердца? (Адреналин).
  11. Какая железа внутренней секреции вырабатывает адреналин? (Надпочечники).
  12. Какие еще вещества ускоряют работу сердца? (Соли кальция).
  13. Какие вещества замедляют работу сердца? (Ацетилхолин, соли калия).
  14. Какое значение имеет взаимоисключающее влияние нервов и химических веществ на работу сердца и просвет кровеносных сосудов? (Адаптация к новым условиям).

Актуализация знаний.

Сердечно-сосудистые заболевания – самая распространенная группа заболеваний в мире. В нашей стране они ежегодно являются причиной смерти 1,4 млн. человек. С каждым годом этот показатель увеличивается.

Цель нашего урока: определить основные причины заболеваний сердца и сосудов, последствия их влияния на организм.

Изучение нового материала.

Первая причина – снижение физической активности (гиподинамия).

Здоровье человека во многом зависит от хорошего кровоснабжения всех органов нашего тела. Недаром говорят «Движение – это жизнь». Без движения невозможны занятия спортом, трудовая и даже познавательная деятельность. В основе движения лежит сокращение мышц. При интенсивной физической работе учащается частота сердечных сокращений. Почему? (Мышцы нуждаются в притоке большего количества питательных веществ  и кислорода. Поэтому сердце сокращается быстрее, чтобы усилить кровоснабжение мышц).

Вспомните, какая ткань образует сердце? (Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань). Т.е. сердце – это тоже мышца.

Чтобы скелетные и сердечная мышцы сокращались интенсивнее и КПД их работы был более высоким, их необходимо тренировать.

На странице учебника в первом абзаце найдите и запишите определение понятию «тренировочный эффект».

Тренировочный эффект – это сокращение мышц, близкое к предельному, и последующий отдых.

Чем отличается сердце тренированного от сердца нетренированного человека?

Работа в парах. Ищем и озвучиваем соседу по парте: первый вариант – как работает сердце тренированного человека; второй вариант – как работает сердце нетренированного человека.

Проверяем.

Как измерить степень своей работоспособности и тренированности?

Наиболее простой и доступный способ – проведение функциональных проб.

Функциональная проба – это реакция человека на дозированную нагрузку.

Работа заключается в подсчете пульса до и после физической нагрузки.

Практическая работа

Тема. Функциональная сердечно-сосудистая проба.

Цель. Определить степень своей тренированности.

Ход работы.

  1. Сидя, подсчитайте пульс за 10 секунд и умножьте полученный результат на 6. Результат запишите в таблицу.
  2. Сделайте быстро 20 приседаний, сядьте и подсчитайте пульс за 10 секунд, умножьте результат на 6. Запишите в таблицу.
  3. Такой же подсчет нужно сделать через 1,2,3,4,5 минут. Результат запишите в таблицу.
  4. По полученным результатам составьте график. По оси абсцисс (Х) – откладывается время, по оси ординат (У) – величину частоты сердечных сокращений.
  5. На странице учебника 94 (восьмой абзац в практической работе) найдите норму функциональной пробы и сравните эту норму со своими результатами.
  6. Сделайте вывод. Находятся ли Ваши показатели функциональной пробы в норме, или отклоняются от нее?

Таблица. Частота сердечных сокращений (ЧСС).

Покой

0 мин

Через 1 мин

2 мин

3 мин

4 мин

5 мин

График ЧСС.

Дома проделайте эту работу еще раз, чтобы убедиться, что показатели были записаны верно.

Вторая причина – курение.

Страница учебника 94, последний абзац.

Третья причина – употребление алкоголя.

Страница 95, первый абзац.

Запишем

Основные причины заболеваний сердца и сосудов:

  1. Снижение физической активности (гиподинамия);
  2. Курение;
  3. Употребление алкоголя;
  4. Избыточный вес;
  5. Стресс.

Закрепление нового материала.

Выполним тест «Выбери правильные утверждения»

1. Постоянные  занятия физическим  трудом и  физической  культурой способствуют развитию и укреплению сердечной  мышцы.

2. Никотин  вызывает сужение  кровеносных сосудов.

3. «Перемежающаяся   хромота» - это результат  неправильного питания.

4. Алкогольные  напитки, в том числе и пиво, нарушают  кровообращение.

5. Гиподинамия   никак  не  сказывается на  работе сердца  и  сосудов.

6. При  выкуривании  сигарет  успокаиваются нервы, снимается стресс.

7. Никотин усиливает свёртываемость крови.

8. При  физической работе  увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу.

9. Сердечный  приступ может  быть смертельным, если обширный  участок сердечной мышцы лишен  кислорода.

10. Образ  жизни не  влияет на  продолжительность  жизни  человека.

Правильные ответы: 1,2,4, 7, 8, 9.

Проверьте   себя: 10 правильных  ответов-«5»

                               8-9 правильных ответов-«4»

                               6-7 правильных ответов-«3»

                               5и меньше правильных ответов-«2»

Подведение итогов.

Выставление оценок за урок.

Организация домашнего задания.

Параграф 21.

Провести повторно и оформить практическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

урок по биологии "Предупреждение заболеваний сердечно- сосудистой системы."

Тип  урока: КомбинированныйМетоды обучения:  обьяснительно-иллюстративный ( беседа, рассказ), Формы организации учебной работы: фронтальные, индивидуальные,  выполнение...

Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы

Здесь вы узнаете о влиянии двух, самых распространённых из всех - алкоголизме и курении....

конспект урока по теме "Гигиена сердечно сосудистой системы 8 класс"

Конспект урока по теме "Гигиена сердечно сосудистой системы 8 класс"...

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

Формируемые УУД: п – уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формул...