План урока по теме: "Фотосинтез"
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Фотосинтез».
Цели урока:
- Расширить и углубить знания учащихся о питании растений и листе как органе воздушного питания растений, взаимосвязи его строения и выполняемых функций.
- Выработать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов и наблюдений по изучению процесса фотосинтеза.
- Развить умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, применять полученные знания, расширять кругозор.
- Развить познавательный интерес к предмету, воспитать бережное отношение к растениям.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке мы уже с вами начали изучать питание растений. О каком питании шла речь?
- Правильно, минеральном. Для того, чтобы вы более полно усвоили новый материал давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Растения, как и все живые организмы нуждаются в питании. Кто-то из вас любит манную кашу, кто-то макароны с сыром, а кто-то салат из свежих овощей. А какие три элемента необходимы растениям? В задании третий лишний необходимо найти лишний элемент.
КАЛИЙ АЗОТ МАГНИЙ
Вывод: Для минерального питания растений необходимы: калий, азот, фосфор.
- Мы с вами изучили все органы цветковых растений. Скажите, какой орган растения осуществляет минеральное питание? Правильно корень.
Решение проблемы:
В книге «Жизнь растений К.А.Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке… Корни при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать возможно большее количество части почвы, прийти с ней в тесное соприкосновение…» О какой уловке говорит Тимирязев? При помощи чего корень в состоянии «…обежать большое число частиц почвы»?
Вывод: минеральное питание растений осуществляет корень.
В природе есть почвы плодородные, на которых всегда получают большой урожай, а есть неплодородные почвы, где изначально не стоит ждать большого урожая овощей и фруктов. К чему прибегает человек, чтобы повысить урожайность? Правильно. Человек вносит в почву минеральные удобрения. Чтобы вспомнить какие минеральные удобрения мы с вами изучали, игра «Крестики-нолики»
Вывод: удобрения азотные, калийные, фосфорные.
Поднимите руки те, из вас, кто любит готовить. В основном это девочки. А какие продукты мы берем для приготовления пищи?
-соль
-вода
-молоко
-овощи
-фрукты
- А как вы думаете, в большей степени это органические или неорганические вещества. А можно приготовить пищу только из воды и воздуха? Вот что на этот счет думал Тимирязев: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую реку чистой воды и попросите, чтоб он из всего этого приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого.
Это процесс фотосинтеза.
Вот мы с вами и подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, фотосинтез это минеральное или органическое питание растений? Органическое.
Вывод: Питание растений может быть минеральным и органическим.
2. Изучение нового материала.
Автотрофы и гетеротрофы (диск)
Первым пунктом изучения нового материала идет автотрофы и гетеротрофы.
- Мы с вами уже говорили, что различные живые организмы используют различные источники питания. А могут ли все организмы мы питаться одинаково?
На какие группы делятся организмы по типу питания?
Вывод:
Организмы
Автотрофы Гетеротрофы
Хлорофилл (диск)
Растения мы сразу определяем по зеленому цвету. А чем обусловлен зеленый цвет растений. Хлорофиллом. Вторым пунктом нашего пана идет хлорофилл. А что такое хлорофилл? Об этом нам расскажет образовательный диск. Ваша задача прослушать и сделать вывод: что такое хлорофилл?
Вывод: хлорофилл-зеленый пигмент, способный поглощать солнечную энергию.
Условия фотосинтеза (диск)
Фотосинтез-это сложная химическая реакция. Из курса природоведения вы уже знаете, что каждая реакция требует условий. Следующим пунктом плана идут условия фотосинтеза.
На дом вам был задан эксперимент, с помощью которого вы должны были определить условия, необходимые для фотосинтеза. Вы подготовили отчеты в разной форме: рисунки, доклады, творческие отчеты. Артем подготовил нам отчет в виде слайдов. Ваша задача его внимательно выслушать и самостоятельно сделать вывод.
Вывод: Условия фотосинтеза: наличие света. Фотосинтез идет только на свету.
Процесс фотосинтеза (диск)
- А что представляет собой сам фотосинтез. Следующий пункт плана: Процесс фотосинтеза. Прослушав диск вам необходимо ответить на перечень вопросов на интерактивной доске:
1. Сколько фаз в фотосинтезе
2. Что является продуктом световой фазы
3. Что является продуктом темновой фазы. Подытожив полученные вами знания, вам необходимо дополнить схему фотосинтеза, что и будет выводом по данному пункту плана.
Вывод: схема на доске.
Факторы, влияющие на фотосинтез. (диск)
Фотосинтез сложный процесс и зависит не только от света.
И следующим пунктом нашего плана идут факторы, влияющие на фотосинтез. Какие же факторы влияют на него. Прослушав диск вам в тетради необходимо записать, от каких факторов зависит фотосинтез, и по графикам определить, какой фактор влияет на фотосинтез в большей мере.
Вывод:
Фотосинтез зависит от:
- освещенности
- концентрации углекислого газа
- температуры
Поток усвоенных веществ. (диск).
Органические вещества, образовавшиеся в растениях, передвигаются по растению. Следующим пунктом плана идет поток усвоенных веществ. Из рассказа вам необходимо в тетради записать, где откладываются крахмал и жиры в растении.
Вывод: Крахмал и жиры откладываются в корнях, плодах, семенах, клубнях.
Значение фотосинтеза. (диск).
- Как вы думаете? Почему мы так подробно изучаем данный процесс? Фотосинтез необходим только растениям, или он нужен и другим живым организмам? Следующий пункт плана: значение фотосинтеза.
Вывод: Значение фотосинтеза:
- Обеспечивает органическими веществами
- Снабжает кислородом.
Закрепление.
Соедини пары.
Автотрофы осина
подорожник
опенок
кошка
лошадь
ромашка
мухомор
бактерии
Гетеротрофы сосна
Переставь буквы. ФОРОТРТЕГЕ
ТОРФОАВТ
РОПХЛОСАЛТ
СИТОФОЗЕТН
В басне «Листья и корни» И.Крылова, корни, споря с листьями, говорят:
- Мы те,
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас.
Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас.
В чем ошибка знаменитого баснописца.
Аукцион.
Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти растения, их ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Какая же это ягода. Растение относится к классу двудольных. (Огурец).
Этот плод употребляется в свежем, сушеном, моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), морозоустойчивое, выдерживает морозы до – 30 градусов. Плоды полезные, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь. (Яблоко).
Это семена. Родина этого растения – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что это за лакомство? (Семена подсолнечника).
Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект, поперек объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. Что это? (Луковица).
Домашнее задание:
А. § 34 вопросы 1-3
В. Одна богатая лондонская дама, узнав, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме ее ошибку?
С. Известно, что углекислый газ играет большую роль в образовании органических веществ. Предложите опыт, который показал бы, для чего необходим углекислый газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока по теме: " Фотосинтез".
План конспект урока....
Урок по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight" 10 класс
Предлагаю вашему вниманию материалы для проведения межпредметного урока по теме "Фотосинтез" УМК "Spotlight" в 10 классе (конспект урока, презентация, текст песни)....
урок по теме Фотосинтез 6 класс
Конспект урока с презентацией по теме: " Фотосинтез" для 6 класса, можно использовать для уроков по биологии по УМК Д.И. Трайтака...
Конспект биоадекватного урока по теме "Фотосинтез".
Класс – 6Тема: « Фотосинтез», «Путешествие в страну Зеленого Листа» Цель урока: ознакомление с процессом воздушного питания растений – фотосинтезом и космической роли зеленых растенийМетод обучения: б...
Конспект урока по теме: "Фотосинтез и хемосинтез"
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся....
Презентация и конспект урока по теме "Фотосинтез"
На уроке применяется модульная технология...
Кейс для урока по теме "Фотосинтез" (9 класс)
Кейс, которрый можно использовать на уроке по теме "Фотосинтез", 9 класс...